ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ШПАЛЕРНАЯ УЛИЦА (продолжение)

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

После пересечения с Литейным проспектом Шпалерная улица делает небольшой излом и поворачивает вправо. Если идти по правой стороне, то вскоре впереди, вдали над домами будут видны купола Смольного собора - чем дальше, тем отчетливее. И наконец после пересечения с Воскресенским проспектом (пр. Чернышевского) этот прекрасный собор уже виден весьма хорошо:

 

 

4 декабря 2016 г.

 

Теперь это вдохновенное творение Ф.-Б.Растрелли (1748 - 1769) все время будет сопровождать нас, и его влияние будет все усиливаться.

 

Справа на переднем плане фотографии видны металлические навесы над входами в дом по Шпалерной ул., 39. Вот этот дом:

 

 

31 мая 2016 г.

 

Доходный дом, 1896, арх. П.И.Гилев [1]. Эклектика. Как обычно у Гилева, добротный фасад с красивыми деталями. Однако в целом фасад выглядит довольно казенно - что вообще-то Гилеву не свойственно. Создается впечатление, что на архитектуру дома оказало влияние окружение - корпуса казарм, о которых теперь и пойдет речь.

 

На отрезке Шпалерной улицы между Воскресенским (Чернышевского) проспектом и Потемкинской улицей еще недавно по обеим сторонам стояли корпуса казарм бывшего Кавалергардского полка. В конце XX в. часть этих строений была снесена, но и теперь казарменные здания играют существенную роль в облике этой части улицы. Одно из зданий рассмотрено на предыдущей странице - это офицерские казармы, расположенные на углу Воскресенского проспекта. Рассмотрим другие здания.

Самый крупный по размерам и наиболее интересный по архитектуре корпус находится на правой стороне улицы (Шпалерная ул., 41). Это бывший офицерский корпус, построенный между 1800 и 1806 г. по проекту Л.Руска [2]. Первоначальный вид здания [23]:

 

 

 

По проекту Л.Руска был построен большой комплекс корпусов казарм, выходивший также на Потемкинскую и Захарьевскую улицы. До нашего времени сохранились без существенных перестроек манеж (см. следующую страницу) и данное здание, точнее только центральная его часть - дом, в котором жил шеф полка. [21]

В начале XIX века левая сторона улицы напротив офицерского корпуса не была застроена, и фасад корпуса был обращен к Неве. При большой протяженности фасада архитектору, видимо, удалось избежать монотонности за счет членения на пять частей: в центре шефский дом, украшенный портиком, по краям два трехэтажных флигеля, а между шефским домом и флигелями двухэтажные части.

К сожалению, позже (очевидно, в середине XIX в.) части здания по сторонам от шефского дома были перестроены и получили довольно казенный вид:

 

 

31 мая 2016 г.

 

 

Но до нашего времени сохраняется центральная часть - шефский дом, выдающееся произведение прекрасной благородной архитектуры классицизма:

 

 

31 мая 2016 г.

 

 

По сторонам от портика стоят статуи бога войны Марса и богини войны Беллоны:

 

 

31 мая 2016 г.

 

 

Как уже сказано, во время строительства офицерского корпуса противоположная, левая сторона улицы не была застроена. Но немного позже на левой стороне тоже появились корпуса казарм Кавалергардского полка.

Еще сравнительно недавно, до начала 1990-х гг. эти здания сохранялись. Однако затем часть их была снесена. Сейчас на левой стороне сохраняется здание офицерский корпус (еще один, более поздней постройки; он рассмотрен на предыдущей странице) и два здания на соседнем участке (Шпалерная ул., 40):

 

 

31 мая 2016 г.

 

К сожалению, история строительства этих зданий мне неизвестна. Первое построено не ранее середины XIX в., а второе - более старое, первой половины XIX в., в нем видны черты классицизма (видимо, оно несколько искажено переделками).

 

 

Следующие корпуса не сохранились. Хотя они и снесены не так давно, но мне пока не удалось найти их старые фотографии (и сам я плохо помню, как они выглядели). Исключение составляет только фотография весьма интересного фрагмента здания, опубликованная в 1971 г. [24]:

 

 

 

Такие лошадиные головы украшали с обеих сторон ворота (или вход в здание?). Этих скульптур жаль (возможно, они сохраняются где-то в музейных фондах, но теперь их нельзя увидеть, просто проходя по улице).

 

 

Впрочем, в целом эти корпуса были не особенно интересны по архитектуре, а их снос все-таки привел к одному положительному результату: теперь фасад корпуса Л.Руска вновь обращен в сторону Невы; в свою очередь, и Нева обогатилась видом на это красивое монументальное здание. (Речь идет теперь не обо всем корпусе целиком, а только о наиболее ценной центральной части - шефском доме).

 

Перед шефским домом возникла площадь с памятниками. Вид площади в сторону Невы:

 

 

31 мая 2016 г.

 

 

Вдали видны красные кирпичные стены тюрьмы, расположенной на противоположном, правом берегу Невы; эта тюрьма известна в обиходе под названием "Кресты".

А здесь, на площади, напротив "Крестов" в 2006 г. установлен памятник выдающейся поэтессе Анне Ахматовой: Место для памятника выбрано не случайно: у ворот тюрьмы А.А.Ахматова провела много дней, когда там содержался ее сын - выдающийся историк Л.Н.Гумилев; в воспоминание об этих днях она написала поэму "Реквием", посвященную жертвам коммунистического террора.

Вот этот памятник крупным планом:

 

 

31 мая 2016 г.

 

На пьедестале высечены строки:

"И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мной,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною, ослепшею стеной."

Памятник открыт 18 декабря 2006 г., его авторы - скульптор Г.В.Додонова и архитектор В.А.Реппо [25].

 

 

Но этот памятник - уже не первый на этом месте, посвященный данной теме. Раньше, в 1995 г. напротив нынешней площади, на Воскресенской набережной (в то время наб. Робеспьера) был установлен памятник жертвам политических репрессий [26]. Он находится в стороне от Шпалерной улицы; больше того, прямо напротив площади нет перехода через дорогу, а движение по набережной довольно оживленное (лучше пройти влево до пр. Чернышевского, там есть переход). И все-таки, по-моему, памятник заслуживает того, чтобы отклониться от маршрута и подойти к нему.

Вид с площади на памятник, Неву и "Кресты":

 

 

31 мая 2016 г.

 

 

 

На берегу Невы установлены два сфинкса, созданные известным художником и скульптором М.М.Шемякиным (которого, как известно, в 1971 г. коммунистические власти вынудили покинуть родину). Вместе с Шемякиным работал архитектор В.Б.Бухаев.

 

 

31 мая 2016 г.

 

Лица сфинксов состоят из двух половин, одна из которых, в виде черепа, обращена к "Крестам". На пьедесталах - медные таблички с высказываниями и строками из произведений В. Шаламова, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, Д. Андреева, Д. Лихачёва, И. Бродского, Ю. Галанскова, А. Солженицына, В. Высоцкого, В. Буковского.

 

На парапете набережной установлен памятный знак - символическое изображение тюремного окна:

 

 

31 мая 2016 г.

 

 

Вид с набережной на "Кресты":

 

 

31 мая 2016 г.

 

(Для справки: тюрьма (Арсенальная наб., 7) построена в 1884 - 1890 гг. по проекту А.О.Томишко. Неофициальное название "Кресты"  происходит от двух крестообразных в плане корпусов, расположенных по сторонам от тюремной церкви. Тюрьма действует и в наше время.)

 

 

Возвратимся на Шпалерную улицу. По пути обратим внимание на виды со стороны Невы на здание казарм Л.Руска:

 

 

31 мая 2016 г.

 

 

От угла площади вдоль Шпалерной улицы расположены четыре больших современных жилых дома, построенные на месте снесенных корпусов казарм. Все четыре дома имеют один и тот же адрес - Шпалерная ул., 42:

 

 

31 мая 2016 г.

 

Эти постмодернистские дома построены в 2000 - 2002 гг., арх. Э.В.Кондратович, И.Б.Ноах, Н.И.Апостол, М.А.Садовский [27]. Дом на углу площади (выходящий третьим фасадом на Воскресенскую набережную) выглядит, пожалуй, довольно благородно, вполне соответствует окружающему пространству. Но чем дальше от площади, тем грубее, вульгарнее фасады. И уж совсем откровенный кич - башенка с петушком:

 

 

31 мая 2016 г.

 

Снесенные казарменные корпуса не были шедеврами архитектуры. Но и новые здания вряд ли можно признать достойной заменой.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.