САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ
Канал Грибоедова
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Немного отклонимся от нашего маршрута и познакомимся со Спасским переулком, отходящим влево от канала. (В советское время он назывался улицей Петра Алексеева.)
Этот довольно короткий переулок соединяет канал с Сенной площадью. Это одно из двух мест на канале, зрительно связанных со знаменитой площадью, с которой так много связано у любого, кто неравнодушен к русской культуре; достаточно вспомнить хотя бы многочисленные произведения русской литературы XIX века, где так или иначе описывается быт Сенной площади и рынка на ней - мест обитания простого народа.
Кроме того, до 1961 года на Сенной площади стоял один из самых красивых и монументальных петербургских храмов - церковь Успения Пресвятой Богородицы, известная также под названием Спас на Сенной. Эта церковь была видна при взгляде от Екатерининского канала вдоль Спасского переулка. И прежде, чем говорить о переулке, скажем несколько слов об этой церкви. (Постараюсь быть краток. В своем рассказе я основываюсь, в основном, на данных [7а, том 1], с привлечением других источников, которые я не всегда называю: церковь на Сенной площади, ставшая жертвой вандализма коммунистических властей, широко известна, соответствующие данные легко найти - в том числе и в интернете.)
Здесь представлены три старых изображения церкви: "Вид Сенной площади в Санкт-Петербурге", раскрашенная гравюра И.А.Иванова, 1814 (Российская национальная библиотека); фотография конца XIX - начала XX в. [7а, том 1]; фотография 1938 г. [49]
Церковь с алтарем, ориентированным на восток, располагалась примерно под углом 45° к сторонам Сенной площади, к Садовой улице и к Спасскому переулку. На гравюре И.А.Иванова ракурс более или менее близок к тому, под которым она была видна из переулка (см. далее).
(Другие изображения Сенной площади с церковью представлены здесь.)
Успенская церковь строилась с 1753 до 1765 г. на земле и на деньги богатого предпринимателя С.Я.Яковлева. Это было одно из лучших произведений архитектуры барокко в Санкт-Петербурге. Вопрос об авторе проекта остается открытым. Конечно же, существует предположение об авторстве знаменитого Ф.Б.Растрелли (чему я, впрочем, не очень-то верю: слишком уж много зданий, приписываемых этому великому мастеру - и притом без достаточных оснований). Существует также версия об авторстве Ан.В.Квасова - замечательного архитектора, работавшего преимущественно на Украине (если эта версия верна, то она объясняет "украинскую" грушевидную форму глав).
Впоследствии церковь подвергалась различным перестройкам. В конце XVIII в. фасады церкви были украшены классицистическими портиками, а западный фасад был весь обработан в стиле классицизма. (Часто это изменение приписывают Л.Руска, производившему ремонт и некоторые переделки в церкви в 1816 - 1817 гг. Но старые изображения свидетельствуют о том, что оно произошло существенно раньше. Портики видны не только на представленной здесь гравюре И.А.Иванова 1815 года, но и на более раннем изображении, представленном на другой странице - акварели Б.Патерсена, датируемой 1799 - 1801 г.) Некоторые переделки осуществляли Л.Руска (о чем уже сказано), А.И.Мельников (пристройка южного придела в 1822 г. и ремонт в 1833 - 1835 гг.), П.Ф.Воцкий (северный придел; см. среднюю фотографию), Г.И.Карпов (1867 г. - замена деревянных конструкций верха храма и колокольни кирпичными, с переделкой верха колокольни - ср. первое представленное здесь изображение с двумя другими, более поздними), а также В.В.Виндельбандт в 1897 - 1898 гг. и И.И.Яковлев в 1902 - 1903 гг. (мелкие переделки).
Все эти переделки, большие и маленькие, не коснулись главного - великолепной композиции храма, его силуэта. До самой гибели Успенская церковь на Сенной площади оставалась одним из самых прекрасных храмов в городе, одним из лучших памятников архитектуры барокко.
В 1938 г. церковь была закрыта и снята с охраны как памятник архитектуры. Но здание оставалось цело (хотя и постепенно приходило в упадок). Вот фотографии интерьера церкви, сделанные в 1938 г., вскоре после ее закрытия, когда она еще не была разорена [49].
Вид подкупольного пространства из трапезной:
Иконостас перед главным престолом:
Более крупно - верхняя и нижняя часть иконостаса:
Отдельно - Царские врата:
Левая часть иконостаса с северными боковыми вратами:
Центральный купол:
Опорный столп и арки в основании юго-западной главы:
Еще одна фотография 1938 г. - фрагмент надпрестольной сени (НИМ РАХ КП-449/10. Ф-5897 [172]):
(Обрезана рамка, изображение обработано. Оригинал )
Как видим, внутри церковь была не менее прекрасна, чем снаружи, в ней очень хорошо сохранялась отделка в стиле барокко.
Церковь пережила страшные 30-е годы, но не выдержала хрущевской "оттепели" (ознаменовавшейся для Ленинграда, его пригородов и Ленинградской области гибелью нескольких первоклассных памятников архитектуры; назову памятники архитектуры барокко - Троицкий собор в Троице-Сергиевой пустыни (Стрельна), Троицкий собор в Колпине, классицизма - Петропавловский собор в Лодейном Поле, а в самом Ленинграде - портик Перинной линии).
В связи со строительством новой линии метро было решено взорвать церковь для строительства вестибюля станции "Площадь мира" (к этому времени бывшая Сенная площадь уже носила такое название; теперь она, слава Богу, опять Сенная). Была упорная борьба в защиту церкви - но силы были неравны. Взрыв состоялся в ночь на 1 февраля 1961 г.
Очень хотелось бы поименно назвать участников этой трагедии с обеих сторон. К огромному сожалению, и сейчас можно прочитать слишком разные версии случившегося, а зря оговаривать людей не хочется. Но назову хотя бы два несомненных имени - к сожалению, не заказчиков преступления, а всего лишь исполнителей: архитекторы А.С.Гецкин и В.П.Шувалова - авторы проекта наземного павильона метро, занимающего часть фундамента церкви (см., например: [16, 17]. Эти архитекторы спроектировали (в основном, вдвоем) многие станции ленинградского метро. Но я считаю, что одна эта работа обесценивает всё ими сделанное.
6 июня 1999 года рухнул железобетонный козырек над входом на станцию. Авария произошла в час пик, погибло несколько человек, было много раненых. Многие восприняли это как небесную кару за уничтожение церкви.
А теперь вернемся, наконец, к Спасскому переулку.
Фотография Л.Г.Андреевского 1926 г. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-549 ф [110]) - вид с канала вдоль Спасского переулка (в то время называвшегося улицей Петра Алексеева):
(Фотография немного обработана. Оригинал)
Перспективу переулка замыкает церковь на Сенной площади.
Вид от начала переулка в сторону Сенной площади, фотография 1958 - 1960 г. из частной коллекции [48]:
А вот вид в том же направлении в наше время:
29 мая 2008 г.
Что мы потеряли!
На современной фотографии впереди виден невысокий корпус - тот самый павильон станции метро (после аварии его козырек не восстановлен), а за ним возвышается зеркальный фасад торгово-развлекательного комплекса "ПиК" (2004, архитектурное бюро SUAR T., арх. Е.Е.Рапопорт, А.Столярчук [18]; на мой взгляд, здание крайне бестактно по архитектуре).
Теперь рассмотрим некоторые примечательные дома в Спасском переулке.
На других страницах уже рассматривались два редчайших образца рядовой архитектуры елизаветинского барокко середины XVIII века - дома Зимина и Граббе. В Спасском переулке сохранилось еще целых два таких раритета - дома 4 и 10 [47]. К сожалению, оба дома были надстроены во второй половине XIX - начале XX в., но в нижних этажах сохраняется старая отделка фасадов.
Облик дома 4 до надстройки можно увидеть на фиксационных чертежах 1863 г. [61].
Лицевой фасад:
На фасаде видны характерные украшения барокко середины XVIII в. В то же время фасад вызывает удивление своей асимметрией. Возможно, это результат какой-то перестройки. Но я не исключаю и такой возможности, что это подлинный архитектурный примитив XVIII в.
Дворовый фасад:
Здесь тоже видны отдельные украшения в стиле барокко.
Еще таким видел этот дом знаменитый В.Я.Курбатов. В книге "Петербург" 1913 года [66, с. 548] он пишет:
"СПАССКИЙ ПЕРЕУЛОК
[...]
№4. Дом елизаветинского времени.
[...]"
Увы, уже в том же 1913 году дом был надстроен на два этажа (арх. К.В.Маковский [3, 47]).
Посмотрим этот дом в его нынешнем состоянии (верхнюю, надстроенную часть дома я не стал фотографировать - она совершенно ординарна):
10 апреля 2012 г.
29 мая 2008 г.
К счастью, декор середины XVIII в. сохранен не только на уличном, но и на дворовом фасаде. Мало того - во дворе видны справа еще два наличника, которые не изображены на чертеже 1863 г. Не знаю, в чем дело, но все же мне кажется маловероятным, что наличники воссозданы в XX в.; скорее всего, чертеж 1863 г. - не совсем точный (может быть, эти украшения были в то время чем-то загорожены?).
Еще один такой же раритет - дом 10. В.Я.Курбатов писал о нем в упомянутой книге:
"№10. Низ дома - елизаветинского времени."
Прежний облик дома изображен на фиксационном чертеже, сделанном в 1858 г., перед надстройкой [62]:
Этот изящный дом с мезонином был значительно совершеннее по архитектуре.
А во дворе в 1858 г. еще сохранялся двухэтажный флигель, тоже украшенный в стиле барокко [62 (фрагмент)]:
Этот флигель, вероятно, давно исчез (или полностью перестроен). Что же касается главного здания, то оно дважды надстраивалось и в таком виде дошло до наших дней.
В 1858 г. новый владелец дома - архитектор Ц.А.Кавос (сын более известного архитектора А.К.Кавоса) выполнил проект надстройки дома до четырех этажей и расширения его влево, а в 1860 г. - новый проект, по которому была надстроена еще и мансарда [62]:
Барочный декор в двух нижних этажах был сохранен, но мезонин исчез, появилась асимметричная пристройка слева. Верхние этажи и мансарда оформлены с использованием мотивов барокко. Следует признать, что новый фасад был довольно красив, но все равно очень жаль, что это необарокко появилось взамен подлинного барокко.
Но и в таком виде здание не сохранилось. В 1911 г. последовала новая надстройка по проекту С.М.Белякова , которая изуродовала теперь и фасад Ц.А.Кавоса. (См. [3, 47]. В [62] имеется совершенно другой проект того же С.М.Белякова - в стиле модерн, с полным уничтожением прежнего декора; слава Богу, такой проект не осуществлен.)
Здание в целом в существующем виде совершенно заурядно. Интерес представляют только сохранившиеся наличники второго этажа:
10 апреля 2012 г.
Лепные цветочки, украшающие замковые камни - более позднего происхождения (кажется, даже советского времени). На дворовых фасадах декора нет. (Теперь вход во двор заперт, но я бывал здесь раньше, когда во двор можно было пройти.)
Один любопытный момент. На Сенной площади Курбатов отметил еще один подобный дом:
"№3. Дом елизаветинского времени с эффектными пышными наличниками".
Этот дом находится рядом со Спасским переулком (угловой дом имеет номер 1 по Сенной площади). Вот как он выглядел в 1938 г. [63]:
Теперь это один из ряда домов со сталинскими фасадами. Еще одна потеря!
(Подробнее я написал об этом доме на сайте [64].)
Но вернемся в Спасский переулок.
Еще один примечательный в архитектурном отношении дом в переулке - дом 11:
10 апреля 2012 г.
Этот дом известен в литературе как дом Дехтерева [1]. Он принадлежит другой эпохе и другому стилю - начало XIX в., классицизм.
Выйдя на набережную, обратим внимание на дом на правом углу Спасского переулка (наб. канала Грибоедова, 46/1; дом на левом углу мы рассмотрели на предыдущей странице).
Этот доходный дом построен по проекту, составленному в 1863 г. архитектором Н.П.Гребенкой [3], а затем дважды надстраивался. Историю строительства и перестроек можно проследить по [65].
Чертежи Н.П.Гребенки, 1863 г. - фасады по Спасскому переулку, по набережной от угла до излома фасада и по набережной правее излома:
В начале XX в. дом дважды надстраивался: в 1909 г. по проекту А.А.Зографа и в 1914 г. по проекту В.Н.Боброва. Фасады, проект В.Н.Боброва, 1914:
Дом, построенный Н.П.Гребенкой, не отличался высокими архитектурными достоинствами, но все же в нем была своя скромная красота. Надстройка на два этажа совершенно обезличила дом.
(Судя по фиксационным чертежам, сделанным в марте 1917 г. [67], в реальности вазочки на аттиках не были установлены. Впрочем, они вряд ли улучшили бы фасады.)
Современная фотография:
15 ноября 2021 г.