ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

СЕРГИЕВСКАЯ УЛИЦА

Улица Чайковского

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На этой странице представлены фотографии участка между Гагаринской улицей и Литейным проспектом.

 

 

Вид Сергиевской улицы в сторону Литейного проспекта, открытка 1903 г. [23а]:

 

 

 

Наиболее интересно изображение левой стороны, на которой большинство зданий искажено переделками советского времени.

Слева впереди Сергиевский собор, искалеченный и обезличенный капитальной перестройкой в 1930-х гг. На переднем плане три здания в духе эклектики - нынешние адреса: ул. Чайковского, 6, 8, 10. О доме 10 (фасад которого, к счастью, сохранился) речь пойдет дальше. Обратим внимание на дома 6 и 8. Вот как они выглядят в наше время:

 

 

16 сентября 2007 г.

 

Дом 6 (особняк В.Н.Спасского) построен в 1871 - 1872, начат А.И.Жоффрио, завершен К.К.Штельбом [1]. Дом 8 надстроен в 1872 - 1873 гг., арх. Н.В.Набоков [1] (более ранняя история дома мне неизвестна). Как видим, фасады обоих домов ободраны и потеряли прежнюю красоту. Несомненно, ободран и фасад дома, стоящего левее (ул. Чайковского, 4, правая часть участка; 1872, арх. А.Ф.Занфтлебен [1]), однако старых его изображений я не видел.

 

На переднем плане представленной старой фотографии изображена часть фасада дома 6, и видно, что его фасад имел богатый декор.

Что же касается дома 8, то имеется также фотография около 1960 г. [33], на которой его фасад виден значительно лучше:

 

 

 

У дома был полноценный фасад в стиле эклектики. Живописные эркеры на верхнем этаже, надстроенном Н.В.Набоковым, придавали дому индивидуальный характер. Композиция фасада сохранилась, но детали изуродованы.

 

 

 

Дом на противоположной, правой стороне (ул. Чайковского, 7):

 

 

21 апреля 2013 г.

 

Этот особняк построен в 1841 - 1843 гг. для супругов Э.Д. и Е.Н.Нарышкиных по проекту Г.Э.Боссе [1, 6]. Это раннее произведение Боссе - одного из лучших петербургских архитекторов середины XIX века. Строгий и, на первый взгляд, скромный фасад на самом деле очень выразителен  благодаря асимметричной композиции. Впрочем, далее мы увидим и другие особняки, построенные Боссе, - более эффектной архитектуры.

 

 

Следующий дом по правой стороне находится на углу Моховой улицы (ул. Чайковского, 9/1):

 

 

16 сентября 2007 г.

 

(Фотография помещена также на другой странице.)

Это бывший особняк Ламздорф, построенный в 1833 - 1835 гг., арх. А.Х.Пель. Явно далеко не лучшая работа талантливого (в целом) архитектора. Архитектура фактически еще близка приходящему в упадок классицизму (ампиру), фасады выглядят чрезмерно сухо.

 

 

Моховая улица отходит от Сергиевской улицы на юг. Вид на Моховую улицу:

 

 

20 апреля 2013 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

 

 

Очень красиво (хотя и попорчено надстройкой на два этажа) здание на левом углу Моховой улицы (ул. Чайковского, 11/2):

 

 

20 апреля 2013 г.

 

(Первая фотография помещена также на другой странице.)

Вот как выглядело первоначально это здание (фотографии И.К.Бианки, 1860-е гг. [23б, в]):

 

 

 

Двухэтажное здание построено как особняк супругов П.С. и А.Д.Строгановых в 1857 - 1859 гг. по проекту И.А.Монигетти [1]. Монигетти - один из наиболее талантливых мастеров русской архитектуры 1850 - 1870-х гг., а это здание, на мой взгляд, принадлежит к числу лучших его работ (и тем обиднее варварская надстройка). В фасадах использованы мотивы барокко, которые приобрели своеобразный, пожалуй, только Монигетти свойственный "скульптурный" характер.

 

Очень красивы богатые, изысканные интерьеры особняка. Вот старинные фотографии некоторых из них, также выполненные И.К.Бианки [23].

Парадная лестница [23к]:

 

 

 

 

Разные гостиные (справа Овальная гостиная) [23д,л,м]:

 

 

 

 

Другие фотографии интерьеров можно посмотреть на отдельной странице.

 

 

В 1878 - 1882 гг. левая часть крыла по Сергиевской улице была по проекту М.Е.Месмахера надстроена до двух этажей с устройством во втором этаже, над воротами домовой церкви Спаса Нерукотворного (см. [1; 10, том второй, №173]; в [9] сведения о домовых церквях представлены в шестом и седьмом выпуске, причем седьмой выпуск вышел в 1883 г., когда церковь уже существовала, но данные о ней отсутствуют).

Внутренний вид церкви представлен на фотографиях конца XIX в. (вид на иконостас и вид в сторону входа) [23т,у]:

 

 

 

 

Вот как выглядят ворота под бывшей церковью:

 

 

21 апреля 2013 г.

 

Сравнение с фотографией 1860-х гг. (см. вторую фотографию внешнего вида здания) показывает, что при перестройке М.Е.Месмахер сохранил прежние узорчатые металлические створки ворот, но устроил за ними подворотню. Оформление подворотни весьма красиво и характерно для творчества М.Е.Месмахера - одного из лучших русских архитекторов-эклектиков:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

Последним владельцем особняка был князь Г.А.Щербатов - опекун малолетних наследников бездетного графа П.С. Строганова, скончавшегося в 1911 г. [10].

 

Следует заметить, что многие интерьеры особняка сохранились до нашего времени. Их фотографии можно найти в интернете.

 

 

Наискосок от этого особняка, на левой стороне Сергиевской улицы, напротив Моховой улицы стоит прекрасный особняк, построенный для Е.М.Бутурлиной, тещи П.С.Строганова (ул. Чайковского, 10). Вид на здание с Моховой улицы:

 

 

20 апреля 2013 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Особняк построен в 1857 - 1860 гг. по проекту Г.Э.Боссе. Это одна из лучших работ большого мастера. В оформлении фасада использованы мотивы елизаветинского барокко, получившие совершенно индивидуальный характер. Высокие и крутые лучковые фронтоны (каких, пожалуй, и не бывает в подлинном барокко XVIII века) придают фасаду особую экспрессию, а лепной декор подчеркнуто изыскан.

 

 

Но здание дошло до нас не во всем его былом блеске. Не говоря уж о том, что погибли его интерьеры (о чем речь впереди), в фасаде тоже есть утрата.

 

Проект фасада - чертеж Г.А.Боссе 1856 г. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-531/325. А-3273 [45]):

 

 

 

(Похожий чертеж помещен в архитектурной энциклопедии Г.В.Барановского [25, том IV, отдел 1-й, с. 93].)

 

Осуществленный фасад - чертеж, помещенный в журнале "Архитектурный вестник" в 1860 г. [44а]:

 

 

 

В отделке фасада есть некоторые отличия от проекта. В центральном фронтоне вместо герба владельцев сделано овальное окно. На боковых ризалитах появились балконные решетки на втором этаже, по-другому выглядят балконы третьего этажа, наверху вместо сплошных парапетов сделаны балюстрады с вазами. На длинном балконе второго этажа в центре, над воротами нет сплошного парапета, а вместо этого по всему балкону идет единая ажурная металлическая решетка. Но всё это мелкие отличия, в целом отделка очень близка к проекту.

И все же есть одна очень существенная деталь, которой не было в проекте и которая сделала облик дома еще эффектнее: над центральной частью здания сделан большой граненый купол.

Увы, этот купол не дошел до нашего времени. Существующий фасад ближе к первоначальному проекту.

Замечу, что в творчестве Г.А.Боссе есть (точнее, было) еще одно здание с похожим куполом - это Большой дворец в Шуваловском парке (см. фотографию 1870 года [6, с. 177]; к сожалению, он сгорел в 1876 г.).

 

Фотографии второй половины XIX - начала XX века:

 

 

 

Первая фотография сделана вскоре после постройки, в 1860-х гг. (она представлена в монографии о творчестве Г.Э.Боссе В.И.Андреевой [6, с. 64]). Фасад выглядит так, как на чертеже 1860 года, с небольшими отличиями: с венчающей балюстрады исчезли вазы (а может быть, их и не было?); над входом в здание (расположенным слева, как это и было предусмотрено проектом) появился металлический навес.

Вторая фотография взята из энциклопедии Барановского (1904) [25, том IV, отдел 1-й, с. 93]. Около 1896 - 1897 г. здание, принадлежавшее А.А.Оболенской, дочери государственного секретаря А.А.Половцова, было куплено посольством Австро-Венгрии (см. [6], а также мое примечание чуть дальше). В связи с этим в 1897 г. здание было немного переделано венскими архитекторами Бокэ (Bauqué) и Пио (Pio). Переделки касались в основном интерьеров (и то, видимо, были не сильными). Что касается фасада, изменения были минимальными: в центральном фронтоне все-таки появился герб (только теперь герб Австро-Венгрии); кроме того, у правого края фасада появился еще один вход под металлическим навесом (второстепенный).

Примечания

1. Часто можно встретить утверждение о том, что австро-венгерское посольство размещалось в этом здании уже с 1860-х гг. (см., например, [27]). В то же время, по данным [6], австро-венгерское посольство купило этот дом у А.А.Оболенской (дочери А.А.Половцева) в 1896 г.; в [25] перестройка по проекту Бокэ и Пио (названная реставрацией) датируется 1897 годом; по данным [10, том третий, №124п], посольство въехало в дом в 1899 г. Данные о покупке здания посольством именно в последние годы XIX века подтверждаются и справочной книгой "Весь Петербург" [28], причем похоже, что и 1896 год, названный в [6], - слишком ранняя дата: не только в издании за 1896 год, но и в издании за 1897 год владелицей участка по Сергиевской улице, 10 названа Надежда Михайловна Половцова (жена Александра Александровича Половцова), и только начиная с 1898 года он указан как собственность Австро-Венгерского посольства. С учетом обычного для "Всего Петербурга" запоздания на один год, а также датировки перестройки в [25] можно предположить, что посольство Австро-Венгрии приобрело дом в 1897 г.

2. В [6] В.И.Андреева утверждает (на странице 65), что купол над центром фасада был построен Бокэ и Пио. Это неверно: на чертеже, опубликованном в 1860 г. (см. выше), купол уже изображен. Кроме того, купол виден и на фотографии 1860-х гг. (также см. выше), помещенной там же, в [6], рядом с этим утверждением, на с. 64.

 

Судя по старым изображениям, интерьеры здания (впоследствии погибшие) были, кажется, не менее красивы, чем его фасад.

Чертеж Г.Э.Боссе (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-531/374. А-6373 [45]):

 

 

 

(Обрезана рамка с подписью: "Архитектор Боссе". Оригинал ).

Великолепное, изысканное неорококо. Черно-белая репродукция этого чертежа помещена в монографии о творчестве Г.Э.Боссе [6, с. 114], причем ее автор (В.И.Андреева) атрибутирует его как проект будуара в доме Бутурлиной.

 

В 1860 г. в журнале "Архитектурный вестник" [44в] была помещена литография, выполненная, очевидно, по этому чертежу (изображение зеркально отражено, что, очевидно, связано с техникой литографии). Литография сопровождается следующими словами:

"Представляемый эскизный рисунок, лист XVIII, к сожалению, не передает того эффекта в целом и в подробностях, той удивительной гармонии, чистоты стиля, красоты линий в украшениях и частях всех деталей, которые представляются в натуре и на акварельном, превосходном рисунке, с которого заимствовано наше эскизное изображение. Литография на камне в несколько цветных тонов превышает средства издания нашего журнала, но, с другой стороны, достоинство композиции может быть достаточно понятно и чувствительно для строителя, хорошо знакомого с архитектурными стилями."

Кроме того, в другом выпуске того же журнала [44б] помещен второй чертеж этого зала - поперечный разрез. Рассматривая эти два чертежа, можно понять, как выглядело помещение в целом:

 

 

 

Чертеж Боссе, который, видимо, послужил оригиналом для второй репродукции в "Архитектурном вестнике" (НИМ РАХ КП-531/378. А-6374 [45]), выполнен в других цветах - вместо бледно-зеленого фона - розовый:

 

 

 

(Обрезана рамка с подписью "Архитектор Боссе". Оригинал )

Изображение в "Архитектурном вестнике" и здесь зеркально перевернуто - ср. расположение фигурок путти по сторонам от картуша в центре.

Примечание. В "Архитектурном вестнике" здание, в котором расположен зал, не названо - написано, что это зал "в одном из Петербургских дворцов, строящихся под надзором г. архитектора, профессора Г.А.Боссе" [44в]. Как уже сказано, первый чертеж атрибутирован в [6].

 

Имеются еще два чертежа Г.Э.Боссе, которые, возможно, представляют собой вариант отделки того же помещения (НИМ РАХ КП-531/376. А-6372, НИМ РАХ КП-531/1474. А-6375 [45]):

 

 

 

(На обоих изображениях обрезаны рамки с подписью "Архитектор Боссе". Оригиналы:  1  2 )

 

Единственная известная мне фотография внутреннего вида особняка до реконструкции 1897 г. сделана в 1860 - 1870-х гг. предположительно И.К.Бианки (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-10197 ф [43]):

 

 

 

Аннотация: "Сергиевская улица, дом № 10. Спальня в доме графа П. Д. Бутурлина".

(Елизавета Михайловна Бутурлина не дожила до окончания строительства - она умерла в 1859 г. Петр Дмитриевич Бутурлин - ее сын.)

 

Другие изображения интерьеров дома Бутурлиной, которые мне известны, относятся уже или к времени, когда в здании размещалось австро-венгерское посольство (1897-1914 г.), или к еще более позднему времени. Это фотографии, помещенные в архитектурной энциклопедии Г.В.Барановского в 1904 г. [25, том IV, отдел 1-й, с. 91 - 95] и в журнале "Столица и усадьба" в 1914 г. [26], а также фотографии 1928 г. [34а-г] и одна фотография неизвестного происхождения [31]. Вероятно, при реконструкции 1897 г. Бокэ и Пио внесли свой вклад в облик интерьеров (по меньшей мере, один из них можно им уверенно приписать, см. далее). Но все же, как мне кажется, в большинстве случаев чувствуется характерная изысканная манера Боссе.

При просмотре изображений есть смысл сопоставлять их с планами этажей, помещенными в архитектурной энциклопедии Г.В.Барановского [25, том IV, отдел 1-й, с. 92]. (Внизу (на юге) - Сергиевская улица, проходящая строго с запада на восток.)

 

Главный вход в здание был расположен асимметрично в левой части фасада (см. планы этажей). Перед входом находился вестибюль, пройдя через который можно было попасть в круглое помещение с двумя расположенными симметрично лестницами, ведущими на второй этаж. Фотография около 1914 г. [26]:

 

 

 

На снимке видна левая лестница с ажурными перилами, легко взбегающая к верхней площадке. От площадки ведет вверх небольшой прямой лестничный марш (см. план; этот марш почти не виден за перилами и за цветами). Дальше в глубине видно большое светлое помещение, в котором (как видно из планов) расположена лестница, ведущая на второй и третий этаж.

 

 

Рассмотрим сначала помещения третьего этажа.

Две фотографии гостиной, не позже 1904 г. [25, том IV, отдел 1-й, с. 95]:

 

 

 

Эти две фотографии, вероятно, продолжают друг друга с очень небольшим разрывом (ср. обрамление дверного проема у правого края первой фотографии и у левого края второй фотографии). Изображено, очевидно, помещение на третьем этаже со стороны Сергиевской улицы, примыкающее с востока к центральному залу, которое на плане обозначено как курительная (если не ошибаюсь, на левой фотографии на столике лежат сигары). На левой фотографии стол стоит у окна, обращенного на Сергиевскую улицу (на юг). В открытый проем виден центральный зал, соединяющееся широкой аркой с аванзалом, а дальше видна закрытая дверь, ведущая в помещение, обозначенное на плане как столовая (и использовавшееся как бальный зал, см. далее).

 

Центральный зал крупным планом изображен на следующей фотографии, около 1914 г. [26]:

 

 

 

Зал узнается по  изображенным на первой из предыдущих двух фотографий темным штофным обоям и характерной лепной отделке под карнизом,. В зеркале над камином отражается дверь, сквозь которую зал виден на первой из предыдущих двух фотографий.

Снимок сделан в направлении почти противоположном - на северо-восток. Стол с гнутыми ножками - не тот, что виден из гостиной, но это вполне можно объяснить тем, что два снимка сделаны с перерывом около 10 лет.

В [26] это помещение названо Большой гостиной, и к фотографии дан следующий комментарий:

"Большая гостиная; около камина - портрет Императора Франца, над диваном - портрет Императора Иосифа II, в углу на мольберте портрет старшего сына посла Ласло."

 

Следует заметить, что такое же расположение имеют и помещения на втором этаже, расположенные прямо под этими залами (более того, восточное помещение названо на плане именно гостиной. Но более подробное рассмотрение показывает несоответствия фотографиям плана помещений на втором этаже: дверные проемы расположены не на одной оси, а в центральном зале на месте камина - дверь.

(В более ранней редакции данной страницы я ошибочно отнес фотографии ко второму этажу, будучи введен в заблуждение тем, что помещение, изображенное на первых двух фотографиях, названо в подписях к ним "гостиной".)

 

Более ранняя фотография зала (не позже 1904 г.) помещена в [25, том IV, отдел 1-й, с. 37] (к сожалению, в этой книге фотография ошибочно отнесена к Мраморному дворцу; это обнаружил один из участников сайта Citywalls (см. [32], комментарий посетителя под ником vladimir-2013 от  6 января 2020 г.):

 

 

 

Фотография в том же направлении, но более широкоугольная. Видна большая часть северной и восточной стены. У левого края фотографии - край двери, расположенной слева от камина (см. план).

 

 

Еще одна фотография того же зала [31] (в оригинале изображение зеркально перевернуто, здесь ошибка исправлена; см. мой (под ником S.P.) комментарий от 7  января 2020 г. на сайте Citywalls [32]):

 

 

 

Продолжение предыдущей фотографии влево, направление съемки - северо-запад (ср. план). Справа северная стена с камином и дверью в соседнее помещение, слева западная стена с аркой, соединяющей зал с аванзалом. Сквозь арку видна часть аванзала, в отделке которого - так же, как и в отделке зала - применены штофные обои и лепные украшения.

 

Дверь в противоположной стене аванзала закрыта (так же, как и на первой фотографии гостиной). Помещение, расположенное за этой дверью, изображено, очевидно на следующей фотографии, сделанной около 1914 г. [26]:

 

 

 

Комментарий к фотографии:

"Бальный зал - в открытую дверь виден вестибюль; на камине - бюст Марии Терезии."

На плане этот зал назван по-другому: столовая. Направление съемки - на северо-запад; зал освещается с юга через окна, выходящие на Сергиевскую улицу. В проем виден вестибюль, а за ним помещение лестницы. (На плане слева от этого проема показана еще одна дверь, ведущая в буфетную; можно предположить, что эта дверь заделана в связи с изменением назначения зала.)

Еще три фотографии, сделанные в этом помещении в 1928 г. [34а,в,б]:

 

 

 

На средней фотографии - люстра, остававшаяся на своем месте. На заднем плане зеркало над камином, а слева и справа от него стена с характерными лепными украшениями.

На двух других фотографиях - мебель, перенесенная сюда из центрального зала. Левая фотография сделана слева от камина (краешек камина и зеркала над ним виден у правого края фотографии), а правая фотография - справа от камина, у правого края виден закругленный угол помещения.

 

 

И наконец, еще один зал на третьем этаже. Г.В.Барановский уделил этому залу особое внимание: в архитектурной энциклопедии представлены чертежи, изображающие все четыре стены зала и его потолок [25, том IV, отдел 1-й, с. 94, 95].

Два продольных разреза в противоположных направлениях; два поперечных разреза в противоположных направлениях; плафон:

 

 

 

В подписях к этим изображениям интерьер назван Большим залом, а на планах он назван по-другому - Танцевальный зал. Этот зал - самый большой в здании.

Зал находится на третьем этаже в глубине здания, он вытянут вдоль западной стены второго внутреннего двора. Во двор выходят два ряда окон в восточной продольной стене зала, а в противоположной, западной стене сделаны только ложные окна (а может быть, зеркала?) в нижнем ряду. С северного торца устроены хоры для оркестра, криволинейные в плане (что гораздо лучше видно на плане, чем в разрезе), поддерживаемые колоннами.

Фотографий Большого зала я не видел. Но и по чертежам чувствуется, что это был просторный, светлый зал с изысканной отделкой.

В то же время здесь, пожалуй, нет каких-то ярко выраженных черт индивидуальности Г.Э.Боссе. Я допускаю, что зал появился уже при перестройке по проекту Бокэ и Пио.

(Вероятно, при осуществлении этот проект был немного изменен: на плане в восточной стене показаны не четыре, а шесть окон (еще по одному окну по краям), показаны и три окна в западной стене, выходящие в сторону хозяйственного двора.)

 

 

 

Перейдем к помещениям второго этажа.

Католическая часовня, фотография около 1914 г. [26]:

 

 

 

Комментарий к фотографии [26]:

"Посольская римско-католическая капелла. Престол выполнен руками русских кустарей; орнаменты в византийском стиле. Интересна раскраска свода. Мессы совершаются в капелле каждое воскресенье и в дни особых торжеств."

Часовню легко найти на плане второго этажа. Она находится в глубине участка. Алтарь обращен на юг, окна апсиды выходят в маленький хозяйственный двор.

Этот интерьер, конечно, не имеет отношения к творчеству Г.Э.Боссе. Часовня была устроена специально для посольства - вероятно, по проекту Бокэ и Пио.

 

 

Еще одна фотография около 1914 г., помещенная в [26]:

 

 

 

Комментарий к фотографии:

"Галерея с портретом Императора Франца-Иосифа (портрет работы Вильгельма Вита)".

Может быть, я ошибаюсь, но я нашел на планах этажей только одно помещение, где на двух стенах рядом друг с другом находятся маленькая дверь и печь. Галерея находится на втором этаже и вытянута с юга на север вдоль западной стены первого внутреннего двора. На снимке изображена, собственно, не сама галерея, а помещение к югу от галереи, отделенное от нее перегородкой. Маленькая дверь ведет на парадную лестницу. Направление снимка - на северо-запад; галерея - справа, вход в нее остался за правой границей фотографии.

Видимо, этот снимок сделан при электрическом освещении. Иначе трудно понять источник освещения (окна во двор находятся у нас за спиной справа, но именно справа видна тень).

 

 

Еще одну фотографию 1928 г. [34г] мне пока не удалось идентифицировать (аннотация: "Вид деревянного, инкрустированного резьбой, трюмо в [гостиной] бывшего австрийского посольства (ул. Чайковского д.10)"):

 

 

 

 

В интернете (а может быть, и в печатных изданиях?) можно встретить данные от том, что в 1914 г., после начала первой мировой войны толпа устроила погром в здании посольства Австро-Венгрии и подожгла его. (Напомню, что тогда же толпа разгромила здание германского посольства на Исаакиевской площади и сбросила с крыши украшавшие его скульптуры.) Однако показанные здесь фотографии 1928 г. свидетельствуют о том, что эти данные являются ложными. Интерьеры погибли вовсе не в результате погрома, а при перестройке здания в конце 1920-х гг. под многоквартирный дом. (Возможно, фотографии 1928 г. - это фотофиксация перед перестройкой).

От богатых интерьеров не осталось и следа, сохранился только великолепный фасад.

 

Во время Великой Отечественной войны здание было частично разрушено, причем пострадал его фасад. При восстановлении здания после войны фасад, слава Богу, был реставрирован.

Мне неизвестно, когда именно исчез купол, украшавший здание. Но следует сказать, что фасад прекрасен и в таком виде. (Вспомним, что в первоначальном проекте купол не был предусмотрен.)

 

 

Полюбуемся сохранившимся прекрасным фасадом:

 

 

20 апреля 2013 г.

 

6 февраля 2010 г.

 

20 апреля 2013 г.

 

20 апреля 2013 г.

 

Заметим также, что особняк Бутурлиной виден с весьма далекого расстояния с Моховой улицы и играет в ее облике весьма значительную роль - даже несмотря на то, что он стоит не строго по оси Моховой улицы и издалека видна только левая часть фасада. (См. также раздел "Моховая улица".)

 

В 2022 г. при косметическом ремонте фасад получил новую окраску:

 

 

27 марта 2024 г.

 

(Первая фотография помещена также на другой странице.)

 

 

Левая сторона Сергиевской улицы, вид к Литейному проспекту:

 

21 апреля 2013 г.

 

Следующий (с небольшим разрывом) дом (ул. Чайковского, 12) в существующем виде не представляет никакого интереса с точки зрения архитектуры. Но такой безликий вид дом приобрел уже в советское время (очевидно, в 1960-х гг.), когда он был надстроен на два этажа. Открытка начала XX в. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-I-A-1479 р [43]:

 

 

 

Как видно из надписи на открытке, в то время здесь размещались приготовительные классы Училища правоведения.

Это был неплохой рядовой дом эпохи классицизма. Еще одна фотография, на которой дом виден на заднем плане (1917, фотограф Дж.-М.Прингл [23ф]):

 

 

 

Фотография около 1960 г. [35]:

 

 

 

В это время дом еще в основном сохранялся в прежнем виде, но исчезла одна деталь - барельеф над окном в центре фасада. А вскоре дом был обезличен надстройкой.

 

О следующих зданиях на левой стороне улицы говорится на следующей странице. Пока только обратите внимание на коробкообразное здание, перестроенное из Сергиевского собора.

 

 

Правая сторона несколько интереснее.

 

Ул. Чайковского, 13:

 

 

21 апреля 2013 г.

 

Этот доходный дом построен в 1872 г., арх. В.Ф.Геккер [1]. Рядовое здание времени эклектики.

 

 

Ул. Чайковского, 15:

 

 

21 апреля 2013 г. 16 сентября 2007 г.

 

Еще одно неплохое рядовое произведение эклектики. К сожалению, история этого здания мне неизвестна.

 

 

Ул. Чайковского, 17:

 

 

16 сентября 2007 г. 16 сентября 2007 г. 24 мая 2016 г.

 

Бывший дом Русского товарищества "Нефть" (с советского времени гостиница). Здание приобрело нынешний вид в основном в результате перестройки в 1914 г. по проекту В.С.Ястржембского [1]. В 1969 г. здание надстроено.

Это довольно ординарная работа в духе неоклассики - пожалуй, не очень хорошего вкуса.

Балкон в центре украшен чередующимися скульптурами - двумя атлантами и двумя кариатидами. При этом атланты выглядят совершенно нелепо: они обращены лицом к стене, а их спины противоестественно выгнуты назад - вот-вот сломается позвоночник.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.