САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
СЕРГИЕВСКАЯ УЛИЦА
Улица Чайковского
На этой и следующей странице представоены фотографии зданий на последнем отрезке улицы - от Воскресенского проспекта (пр. Чернышевского) до Потемкинской улицы.
На данной странице помещены фотографии зданий на левой стороне улицы.
Ул. Чайковского, 42:
21 апреля 2013 г.
Этот доходный дом построен в 1905 г., арх. А.М.Шарлов [1]. Архитектура здания консервативна, она еще полностью принадлежит эклектике, в ней не видны веяния модерна. В то же время фасад выглядит очень элегантно; на мой взгляд, это одно из самых красивых зданий на Сергиевской улице.
Ул. Чайковского, 44, фотография около 1960 г. [38]:
Бывший особняк Т.Ф.Мюргеда, построен в 1891 г., арх. Ф.Н.Соболевский; в 1909 г. Надстроен для нового владельца - А.Н.Синельникова по проекту А.К.Джиоргули [1]. Эклектика. Скромный, довольно приятный фасад.
Современный вид:
21 апреля 2013 г.
Здание еще раз надстроено (а по данным [1], еще и расширено - очевидно, со стороны двора). Надстройка с ее абсолютно голым фасадом тспортила облик здания. В существующем виде оно малоинтересно.
Зато следующее здание (ул. Чайковского, 46-48) - одно из самых замечательных на улице:
21 апреля 2013 г.
Это бывший особняк князей Барятинских.
Здание сформировалось в нынешнем виде не сразу (см. [1, 6]).
В 1837 г. была построена центральная часть нынешнего здания (в 11 осей). Автор проекта - Е.И.Диммерт. Вот как выглядит центральная часть особняка:
21 апреля 2013 г.
Этот особняк сам по себе представлял собой красивое произведение ранней эклектики.
Любопытно, что проект парадной лестницы для этого особняка выполнил Г.Э.Боссе - в то время начинающий архитектор (см. [6, с.91]). Мне неизвестно, был ли осуществлен этот проект. В то же время документально известно, что Боссе производил переделки в особняке в 1854 - 1855 гг.
В конце 1850-х гг. хозяева решили существенно расширить особняк. В 1858 г. Г.Э. Боссе составил проект, по которому к особняку с обеих сторон должны были быть пристроены новые крылья. Однако в 1858 - 1861 гг. была осуществлена только часть проекта: пристроено только правое крыло:
21 апреля 2013 г.
Симметричное ему левое крыло появилось, наконец, только в 1874 г., строительством руководил архитектор И.А.Мерц.
Пристройка крыльев преобразила облик особняка, сделала его более монументальным, придала ему дворцовый вид.
В здании сохранились богатые интерьеры. Далее представлены фотографии начала XX в. (около 1910-1911 г.), на которых изображены интерьеры Г.Э.Боссе [6].
(В [6] фотографии датируются 1900-ми гг., но там же написано, что они сделаны после окончания работ по новой отделке некоторых интерьеров, а эти работы окончены в 1910 г. М.Х.Дубинским и Н.Н.Рубцовым [1]; см. далее.)
Большая столовая [6, с.158]:
Столовая [6, с.160]:
Домовая церковь св. Марии Магдалины - проект Г.Э.Боссе 1858 г. (НИМ РАХ КП-531/601. А-6275 [45]) и фотография 1910 - 1911 г. [6, с.161]:
(Черно-белая репродукция чертежа Г.Э.Боссе помещена в [6, с.161].)
Церковь была освящена в 1861 г. Она освещалась только верхним светом. Закрыта в 1917 г., ликвидирована в 1922 г. [6; 9, выпуск 7, с. 397,398;10, том 2, №166].
В чертеже допущена ошибка: слева от Царских врат изображена икона Иисуса Христа, а справа икона Богоматери - в то время как в православных иконостасах расположение икон прямо противоположное; очевидно, сказалось то, что немец Боссе не был православным. Разумеется, эта ошибка никоим образом не умаляет художественных достоинств и чертежа, и осуществленного храма (в котором, надо думать, иконы были расположены правильно).
Согласно [10], церковь переделывалась в 1905 г. На приведенной здесь фотографии она выглядит так же, как в проекте Г.Э.Боссе 1858 г. Скорее всего, данные [10] ошибочны (но, может быть, фотография - на самом деле более ранняя?).
В [9]говорится о том, что церковь сделана в "строго-византийском стиле", эта же характеристика повторена в [6], что вызывает удивление: на самом деле иконостас выполнен в "русском стиле", а в отделке стен видны даже сталактиты, заимствованные из ближневосточной мусульманской архитектуры! Как бы то ни было, церковь была красива, и остается только пожалеть о ее потере.
Если войти в ворота в правом флигеле (они чаще, видимо, бывают закрыты), то можно увидеть во дворе довольно интересную стену, отгораживающую участок (позже она включена в брандмауэр соседнего дома):
21 апреля 2013 г.
Такая отделка характерна для середины XIX века и, очевидно, тоже принадлежит Г.Э.Боссе. Возможно, что позже утеряны некоторые детали отделки.
В 1896 г. особняк был куплен императорским двором, а в 1901 г. передан Великой Княгине Ольге Александровне и ее супругу принцу П.А.Ольденбургскому. Для новых владельцев был проведен ремонт и заново отделаны некоторые интерьеры (арх. С.С.Кричинский; арх. М.Х.Дубинский и художник Н.Н.Рубцов; возможно, арх. А.И.Гоген). [1,6,10].
Далее помещены фотографии интерьеров, отделанных в 1910 г. [1] архитектором М.Х.Дубинским и художником Н.Н.Рубцовым. Фотографии выполнены одновременно с представленными выше, после окончания работ по отделке [6] и опубликованы в 1911 г. в [30]; таким образом, их можно датировать 1910 - 1911 г.
Парадная лестница:
Зал:
Для 1910 г. такая отделка выглядит довольно странно: она выполнена в духе ортодоксальной эклектики конца XIX в. Очевидно, здесь сказался консервативный вкус заказчиков.
Литературные данные об истории отделки еще одного интерьера противоречивы. Это Малая гостиная:
Эта фотография, также выполненная около 1910 - 1911 г., помещена и в [6, с. 159], и в [30, с. 38] (здесь она воспроизводится по [6]). В [6] утверждается, что этот интерьер отделан по проекту Г.Э.Боссе, а в [30] он представлен как работа М.Х.Дубинского и Н.Н.Рубцова.
Мне в данном случае кажутся более правдоподобными данные [6] об авторстве Г.Э.Боссе: там же помещена современная фотография живописного плафона в Малой гостиной, выполненного в 1859 г. художником Т.Февром; да и сама по себе сравнительно строгая архитектура ("стиль Людовика XVI") близка скорее середине - второй половине XIX в. и не очень похожа на подчеркнуто пышные интерьеры М.Х.Дубинского и Н.Н.Рубцова. А может быть, интерьер Боссе был отчасти реконструирован в 1910 г.?)
На фасаде можно увидеть следы, оставленные новыми владельцами.
На аттике в центре фасада установлены гербы хозяев: слева царский герб, справа герб принцев Ольденбургских:
21 апреля 2013 г.
На створках ворот в правом флигеле сохранилась монограмма "ОА" (Ольга Александровна):
16 сентября 2013 г.
Следующий дом (ул. Чайковского, 50):
21 апреля 2013 г.
1863, арх. Ф.Л.Миллер; надстроен в 1899 г., предположительно арх. И.Ф.Стерлигов [1]. Рядовой доходный дом в духе эклектики.
Следует сказать, что в этом доме была одна интересная деталь, которой теперь, увы, нет.
Во дворе по сторонам от входа на лестницу (если не ошибаюсь, прямо напротив ворот) стояли скульптурки львов - совсем крохотные, размером с кошку. Вот старые фотографии этих львов [17]:
Я еще застал львов на этом месте (а узнал о них из книги [17]). В первой половине или середине 1970-х гг., при капитальном ремонте дома львы исчезли. Надо сказать, что физически они сохранились; несколько лет назад я видел их на выставке. Но куда лучше было бы оставить их на своем месте!
Ул. Чайковского, 52:
21 апреля 2013 г.
Это здание бывшей общины сестер милосердия во имя Христа Спасителя, построенное в 1850 - 1852 гг. по проекту К.И.Брандта. На верхнем этаже со стороны двора была устроена церковь Марии Магдалины, освященная в 1853 г.; впоследствии она дважды расширялась - в 1859 г. по проекту А.И.Кракау и в 1872 г. по проекту А.И.Бутузова; церковь закрыта в 1922 г. (См. [10]; по данным [1], первоначально здание строилось как доходный дом). В наше время в здании по-прежнему находится больница.
Здание малоинтересно по архитектуре.
На противоположной стороне улицы находится дом, принадлежавший той же общине сестер милосердия (ул. Чайковского, 73).
Ул. Чайковского, 54:
21 апреля 2013 г.
Этот жилой дом построен в 1960-х гг., имя архитектора мне неизвестно. Вынужденное убожество архитектуры все же по мере возможности смягчено отдельными деталями (арка ворот в центре, полукруглые балконы).
Ул. Чайковского, 56:
16 сентября 2007 г.
Доходный дом построен в 1897 г. по проекту Н.В.Дмитриева [1]. Так же, как и у собственного дома Н.В.Дмитриева (ул. Чайковского, 34), фасад носит сильно выраженный графический характер, свойственный домам, построенным этим архитектором в последнее десятилетие XIX века. На мой взгляд, это один из самых красивых, самых совершенных по архитектуре домов на Сергиевской улице.
Ул. Чайковского, 58:
16 сентября 2007 г.
Этот доходный дом [1] построен в 1862 г., арх. Л.Ф.Бульери. В 1910 г. он надстроен по проекту П.В.Резвого - по-моему, не вполне удачно, верхняя часть фасада не очень гармонирует с нижней.
Ул. Чайковского, 60:
21 апреля 2013 г.
Доходный дом, 1878 г., арх. И.О.Рубан [1]. Рядовой дом в духе эклектики. По-моему, эркеры выглядят слишком тяжеловесно.
И, наконец, последний дом по левой стороне, выходящий на угол Потемкинской улицы (ул. Чайковского, 62/5):
21 апреля 2013 г.
Это бывший особняк А.С.Дубасовой, построенный в 1904 г. по проекту А.Р.Гавемана [1]. Это красивое здание в стиле модерн более подробно рассмотрено на странице, посвященной Потемкинской улице.
© Прохоров С.О.