САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
СЕРГИЕВСКАЯ УЛИЦА
Улица Чайковского
Следующие четыре страницы посвящены участку между Литейным и Воскресенским (Чернышевского) проспектами. На первых двух страницах - этой и следующей - представлены фотографии домов на левой стороне улицы.
Ул. Чайковского, 16:
21 апреля 2013 г.
Этот доходный дом построен в 1879 г., арх. Э.Г.Юргенс [1]. Неплохое здание в духе эклектики.
Далее следуют еще три рядовых доходных дома времени эклектики, тоже неплохой архитектуры.
Ул. Чайковского, 18:
21 апреля 2013 г.
1876 - 1877, арх. И.И.Шапошников [1].
Следующие два дома имеют один и тот же адрес: ул. Чайковского, 20.
Левый корпус:
21 апреля 2013 г.
Доходный дом Н.В.Оболенской. 1875, арх. В.А.Кенель [1]. Самая известная (и, пожалуй, лучшая) постройка этого архитектора - цирк Чинизелли на Фонтанке.
Правый корпус:
21 апреля 2013 г.
1844, арх. Я.И.Реймерс [1]. Фасад, пожалуй, чрезмерно сухой.
Ул. Чайковского, 22, фотография 1934 г. [36]:
История строительства этого дома мне неизвестна. Судя по архитектуре, он был построен в первой половине XIX в. У дома был
довольно красивый ампирный фасад.
Нынешний облик дома:
16 сентября 2007 г.
В советское время (видимо, в 1950-х гг.) дом надстроен на два этажа. Хотя в отделке фасада в надстроенных этажах и видна попытка стилизации под классицизм (ампир), но все же слишком явно чувствуется неприятный привкус советской казенщины.
Следующее здание (ул. Чайковского, 24) гораздо интереснее по архитектуре:
21 апреля 2013 г.
16 сентября 2007 г.
Это доходный дом О.В.Серебряковой, построенный в 1900 г. по проекту Б.И.Гиршовича [1] - талантливого петербургского архитектора конца XIX - начала XX века. (На Сергиевской улице он построил еще два здания, рассмотренные на других страницах, - дома 38 и 61.) Это красивое произведение необарокко, конечно, еще принадлежит эклектике, но в относительной строгости, в изысканном декоре чувствуется некоторое влияние модерна (хотя бы и слабое).
Во дворе обращает на себя внимание оформление входа в подъезд:
21 апреля 2013 г.
Следующий дом (ул. Чайковского, 26):
21 апреля 2013 г.
Доходный дом построен в 1873 - 1874 гг. архитектором В.И.Серковым для военного педагога и историка В.А.Абазы [1; 13,№2149]. Это очень неплохая работа в духе эклектики.
Вот две фотографии аттика - до и после реставрации:
В лепных украшениях аттика есть необычная деталь - голова оленя. Причина появления здесь этой детали мне неизвестна. Это, во всяком случае, не герб владельца: в гербе рода Абаза есть голова зубра, пронзенного мечом, а не оленя; я проверил и гербы других владельцев дома, перечисленных в [19] (гербы легко найти в интернете), но ни в одном из гербов нет головы оленя. Может быть, В.А.Абаза или кто-то из следующих владельцев дома был любителем охоты?
Продолжение левой стороны улицы:
24 ноября 2007 г.
Это, пожалуй, наиболее интересная часть всей Сергиевской улицы. На фотографии видны дома 28, 30, 32, 34, 36. Каждый из этих домов (а также следующий - дом 38/9 на углу пр. Чернышевского) представляет собой незаурядное произведение архитектуры эклектики.
На этой странице мы рассмотрим только первый из этих домов. Фотографии домов с 30 по 36 представлены на следующей странице, а фотографии дома 38/9 - на странице 8.
Итак, ул. Чайковского, 28:
21 апреля 2013 г.
Это бывший особняк А.Ф.Кельха.Здание было построено в основном в 1896 - 1897 гг., авторами проекта называют В.И.Чагина и В.И.Шёне [1] - замечательных мастеров архитектуры рубежа XIX и XX веков, часто работавших вдвоем. Это, видимо, последняя их работа в духе эклектики; уже в следующем, 1898 году они стали работать в стиле модерн (одними из первых в Петербурге).
Фасад, облицованный светлым камнем, выглядит очень изысканно.
Следует сказать, что история строительства этого здания не вполне ясна. Хотя на фасаде и написаны даты 1896 - 1897 (на скошенных гранях эркера в центре фасада; на представленных здесь уменьшенных изображениях их трудно увидеть), но имеются данные о том, что строительство было окончательно завершено только в 1903 году - возможно, по проекту, переработанному другим выдающимся мастером - К.К.Шмидтом (см. [4], с. 690, 691, автор статьи И.Г.Калужинская). Неясность еще увеличивается, если учесть, что и Шмидт уже с 1899 года работал в стиле модерн.
Но кто бы ни был автором, здание прекрасно.
(Замечу, что Г.В.Барановский в своей архитектурной энциклопедии [25] (том IV, 3-й отдел, с. 78, а также различные фотографии в томе VI, см. далее) авторами этого здания называет только В.И.Чагина и В.И.Шёне. И в Ежегоднике Общества архитекторов-художников за 1910 г. [16], где помещены фотографии интерьеров, авторами тоже названы только В.И.Шёне и В.И.Чагин.)
Следует сказать и об интерьерах, в которые нет широкого доступа. (В советское время в здании размещался райком КПСС, а теперь - "Дом юриста". Однажды я все-таки вошел в это здание. Вахтер тут же попросил меня выйти - но я все же успел увидеть фантастической красоты парадную лестницу.)
Далее представлены старые фотографии этих прекрасных интерьеров.
Парадная лестница (первая фотография - [15], две других - [25, том VI, с. 342]):
Еще одна фотография парадной лестницы - нижний марш [16, с. 139]:
Гостиная [25, том VI, с. 229] и плафон в ней [16, с. 141]
В стене сделаны три проема - дверь и два окна (!), сквозь которые видно соседнее помещение - очевидно, еще одна гостиная. Вот она крупным планом [25, том VI, с. 218]:
Столовая [25, том VI, с. 265] (та же фотография помещена под тем же названием в [16, с. 140]):
Эта фотография помещена также в [15] (в несколько странном виде - со значительной обрезкой краев) под названием "Готическая столовая".
Кабинет [16, с. 141]:
Спальня [25, том VI, с. 299]:
Насколько я могу судить по фотографиям (и по мимолетному впечатлению от увиденной мною парадной лестницы, см. выше), это большая архитектура - очень талантливая и очень эмоциональная.
Очень интересен двор, оформленный с использованием мотивов готики. (Как это ни обидно, в советское время можно было беспрепятственно входить во двор, а теперь ворота наглухо закрыты.) Вот как он выглядит [16, с. 138]:
Главное здание, выходящее противоположной стороной на Сергиевскую улицу - слева. На фотографии, помещенной в [15], в "портике" установлена женская статуя. Когда она появилась, мне неизвестно; во всяком случае, фотография, помещенная здесь, опубликована в 1910 г., и статуи на ней нет.
© Прохоров С.О.