САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
СЕРГИЕВСКАЯ УЛИЦА
Улица Чайковского
На двух предыдущих страницах рассмотрены здания на левой стороне улицы между Литейным и Воскресенским (Чернышевского) проспектами.
На этой и следующей страницах представлены фотографии домов на правой стороне на том же отрезке.
Дом 23, фотография около 1960 г. [37]:
В начале XX века этот дом принадлежал графине С.В.Паниной - известной общественной деятельнице, сделавшей много для просвещения рабочих, основательницы Лиговского народного дома.
К сожалению, история строительства здания мне практически неизвестна. Строгий фасад относится, очевидно, к середине XIX в. - времени ранней эклектики. (По данным [3], здание перестраивал в 1856 г. архитектор П.И.Таманский.)
Вот некоторые старые фотографии интерьеров дома С.В.Паниной; все они взяты с сайта [29].
Коридор:
Разные комнаты:
Библиотека:
Будуар:
Спальня:
Современная фотография - на переднем плане дом 23:
21 апреля 2013 г.
Дом надстроен на два этажа, эта надстройка его совершенно обезличила. От роскошных интерьеров вряд ли что-то сохранилось.
Ул. Чайковского, 25:
1 июня 2016 г. | 21 апреля 2013 г. |
Этот жилой дом принадлежал Сергиевскому собору, стоявшему на противоположной стороне улицы, наискосок. Здание построено в 1883 - 1884 гг. по проекту В.И.Серкова [1]. Весьма красив фасад здания в неороманском "стиле". Очень хорош и навес на чугунных колонках.
Следующие два дома, имеющие один и тот же адрес: ул. Чайковского, 27, - а также еще один дом, выходящий на Фурштатскую ул., 10, составляют единый комплекс усадьбы В.П.Давыдова (в 1856 г. получившего графский титул и фамилию Орлов-Давыдов).
Правый корпус - это главное здание усадьбы, особняк:
21 апреля 2013 г.
Особняк построен в 1838 - 1839 гг. по проекту Г.Фоссати [5, с. 262]. Здание первоначально было двухэтажным. Оно было надстроено на два этажа после Великой Отечественной войны [6, с. 102].
Фасад особняка характерен для того времени, когда на смену отживающему классицизму приходили новые архитектурные формы. Декор носит еще классицистический (ампирный) характер, но два эркера по сторонам - это новая форма, только еще появляющаяся в петербургской архитектуре.
Интересная деталь - кронштейны, поддерживающие балкон, с водостоками по сторонам от них:
21 апреля 2013 г.
В середине XIX в. некоторые интерьеры особняка были отделаны Г.Э.Боссе [6, с. 101, 102]. В 1872 - 1874 гг. в здании производил переделки архитектор Р.А.Гедике [1]. К сожалению, во время войны здание было сильно разрушено, и его интерьеры не сохранились.
Слева от особняка, на участке на углу Друскеникского переулка, 1 находятся флигели усадьбы Орловых-Давыдовых. Они были построены в 1867 г. архитектором К.К.Кольманом; угловое здание переделано в 1914 г. по проекту С.А.Данини [1]:
Фасады в существующем виде - это произведение неоклассики, они стилизованы под ампир. Но остальные флигели сохранились в прежнем виде. Фрагменты дворовых фасадов:
16 сентября 2007 г.
Вид на флигели из Друскеникского переулка в сторону Сергиевской улицы:
21 апреля 2013 г.
Впрочем, даже на неоклассическом фасаде углового флигеля можно увидеть не удаленную эклектическую деталь - створки ворот:
16 сентября 2007 г.
Территория усадьбы распространяется вглубь вдоль Друскеникского переулка и доходит до Фурштатской улицы. На углу Фурштатской улицы и Друскеникского переулка находится бывший доходный дом В.П.Орлова-Давыдова (Фурштатская ул., 10/1):
15 сентября 2007 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Здание построено в 1865 г., арх. К.К.Кольман [1].
Следующий дом, выходящий на другой угол Друскеникского переулка (ул. Чайковского, 29/2):
На этом участке стоял дом, принадлежавший А.П.Ганнибалу (прадеду А.С.Пушкина), построенный в 1780 г. В 1855 г. дом был расширен и полностью перестроен для нового владельца - князя П.Н.Трубецкого. Автор проекта особняка Трубецкого - Г.Э.Боссе. Позже, в 1875 - 1876 гг. правая часть особняка была переделана и расширена вдоль Друскеникского переулка для нового владельца - В.Л.Нарышкина по проекту Р.А.Гедике. При этом фасад по Сергиевской улице остался без изменений. [6, с. 56-58]
В оформлении фасада причудливо смешаны мотивы разных исторических стилей: классический "античный" портик неожиданно завершается барочным лучковым фронтоном. И такое сочетание не только не выглядит противоестественным, но, напротив, делает фасад очень изящным.
Со стороны Друскеникского переулка располагался сад, в который выходил задний фасад особняка с остекленным полукруглым объемом зимнего сада. Видимо, такая композиция была более выразительной, чем нынешняя, возникшая при расширении здания в 1875 - 1876 гг., при котором сад был уничтожен. Вид из Друскеникского переулка в сторону Сергиевской улицы:
16 сентября 2007 г.
Интерьеры особняка сейчас труднодоступны. Вот как выглядит гостиная, сохранившая отделку Г.Э.Боссе [6]:
В марте 2012 г., во время ремонта особняка была сделана сенсационная находка - большой клад фамильного серебра (см., например, [21]).
Следующее здание (ул. Чайковского, 31):
1 июня 2016 г.
Доходный дом построен в 1873 г. по проекту И.И.Шапошникова [1]. Это неплохое рядовое здание в духе эклектики.
Во время первой мировой войны, в 1916 г. в доме появилась богатая отделка в квартире И.П.Мануса - промышленника, банковского и биржевого деятеля (одного из негодяев, нажившихся на войне; царские власти подозревали его в шпионаже в пользу Германии, а большевики расстреляли в 1918 году).
Автор проекта отделки - архитектор М.И.Рославлев [1, 41]. Интерьеры квартиры Мануса, проектные рисунки [41]:
Довольно любопытное произведение неоклассики. В отделке использованы мотивы ампира и отчасти ренессанса (см. правый рисунок). На мой взгляд, здесь самое главное - чрезмерная, бьющая в глаза роскошь (очень далекая от классических прототипов).
Сохранилось ли в нынешних квартирах что-нибудь от этой отделки, я не знаю. А вот отделка парадной лестницы, ведущей в квартиру, дошла до нашего времени.
Вход, вид в сторону площадки между первым и вторым этажом, отделка стены между первым и вторым этажом:
30 января 2010 г.
Вид в обратную сторону:
30 января 2010 г.
Вид с площадки в сторону второго этажа:
30 января 2010 г.
Впереди - вероятно, главный вход в квартиру Мануса. По сторонам от него - еще две двери. Вот одна из них (левая):
30 января 2010 г.
Итак, квартира Мануса - на втором этаже. Но ведь дом - четырехэтажный. Как же выглядит лестница выше этой квартиры? А вот как:
30 января 2010 г.
Еще отделана стена, ведущая на площадку между вторым и третьим этажом - чтобы не оскорблять взор Мануса (у левого края фотографии). А выше - уже нет никакой больше мраморной отделки. И в самом деле, ведь Манус - не благотворитель какой-нибудь, чтобы тратить деньги на отделку всей лестницы. Взглянув наверх, мы почувствуем всю фальшь этой архитектуры.
© Прохоров С.О.