ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

Пантелеймоновская улица, ныне ул. Пестеля - вид вправо от Литейного проспекта:

 

 

16 января 2021 г.

 

(Эта фотография помещена также на предыдущей странице.)

Впереди церковь св. Пантелеймона (1735 - 1739, приписывается И.К.Коробову).

 

Рассмотрим дома на углах этой улицы на правой стороне Литейного проспекта.

На правом углу расположен большой доходный дом (Литейный пр., 21/14) [39].

В 1834 году участок принадлежал статскому советнику Геслерову и его детям. К этому времени здесь стоял двухэтажный дом с фасадом, вытянувшимся вдоль Литейного проспекта, а на Пантелеймоновскую улицу обращенный коротким боковым фасадом. Дальше, на Пантелеймоновской улице и во дворе стояли флигели и службы. Здесь представлен генеральный план 1834 г. ([39], лист 5-8; Литейный проспект - внизу). Фасад по литейному проспекту, 1834 г. ([39], фрагмент листа 1-4):

 

 

 

(Лист целиком можно увидеть здесь. Чертеж сделан по случаю устройства на первом этаже в центре венецианского окна, а слева от него - двери.)

Фасад был выполнен в стиле классицизма. Очевидно, дом был построен в первой трети XIX в. (а может быть, и в конце XVIII в.)

 

В 1847 г. дом, принадлежавший провинциальному секретарю Косиковскому, был надстроен на два этажа. Генеральный план ([39], лист 15-16):

 

 

 

 

Фасады по Пантелеймоновской улице и по Литейному проспекту ([39], листы 11-12 и 13-14):

 

 

 

(Правый чертеж опубликован Е.И.Кириченко в книге [40, илл. 16].)

Кроме собственно надстройки, изменяется и декор второго этажа: удаляется такая явно классицистическая деталь, как сандрики, и фасад покрывается рустовкой. Фасады в целом теряют классицистический характер и теперь представляют собой произведение "академического" направления ранней эклектики.

По ссылкам можно посмотреть также планы первого и второго этажей существующего здания и надстраиваемых третьего и четвертого этажей ([39], листы 21-26).

 

На генеральном плане и на планах этажей стоит подпись архитектора Е.И.Диммерта, а на чертежах фасадов - подпись Н.Е.Ефимова (о том, что это именно Н.Е.Ефимов, а не его однофамилец и современник Д.Е.Ефимов, свидетельствует сравнение подписи с подписью в проекте здания на углу Исаакиевской площади и Почтамтской улицы, заведомо построенного Н.Е.Ефимовым [41]). Таким образом, данный проект принадлежит двум авторам - Е.И.Диммерту и Н.Е.Ефимову.

 

Замечу, что в литературе существует путаница в этом вопросе: в [1] авторство приписывается только Е.И.Диммерту, а в [40] - только Н.Е.Ефимову.

 

О том, что этот проект действительно был осуществлен, свидетельствует старая фотография [11, с. 160]:

 

 

 

Снимок сделан от Пантелеймоновской улицы в сторону Невы. Слева на переднем плане фрагмент дома Косиковского.

 

 

В 1876 - 1877 гг. этот дом, принадлежавший потомственному почетному гражданину А.М.Тупикову, был расширен со стороны Пантелеймоновской улицы и полностью перестроен по проекту архитектора Ю.О.Дютеля [1, 39]. Современный вид здания:

 

 

16 января 2021 г.

 

Эклектика. Яркая, броская архитектура. По примеру расположенного наискосок, только что построенного дома Мурузи, Дютель использовал мотивы мавританского зодчества, но дополнил их еще и русскими шатрами. Очень красивы детали отделки.

 

 

История строительства дома на левом углу Пантелеймоновской улицы (Литейный пр., 23 - ул. Пестеля, 25) отражена в [78], начиная с 1831 г. В этом году дом, принадлежавший генерал-адъютанту Клейнмихелю, был перестроен с новой отделкой фасадов. Здесь представлен лист с разрешением на строительство ([78], лист 1-4). Фасады по Литейному проспекту и по Пантелеймоновской улице (фрагменты названного листа):

 

 

 

 

 

Это было неплохое здание в стиле классицизма.

Однако со временем  классицизм вышел из моды. В 1849 г. для здания, принадлежавшего жене генерал-адъютанта Колзаковой, был составлен проект перестройки в стиле эклектики. Новые фасады ([78], фрагменты листа 5-6):

 

 

 

 

 

Здесь представлен лист целиком - проект фасадов, одобренный 9 июля 1849 г. и Высочайше утвержденный 28 июля 1849 г. В правом нижнем углу листа написано: "По проекту архитектора Вендрамини". Таким образом, известен автор этих весьма элегантных фасадов - это архитектор Л.Ф.Вендрамини.

Фасад по Пантелеймоновской улице занимал не всю ширину участка, справа от углового дома был каменный забор с воротами. В 1850 г. этот промежуток был частично заполнен - у правого края на улицу стал выходить короткий (в две оси) торцовый фасад нового флигеля, ориентированного перпендикулярно улице. Здесь представлены чертежи флигеля ([78], лист 7-8); на листе стоит подпись архитектора, которую я не могу уверенно прочитать; могу предположить, что это Б.Б.Гейденрейх.

 

Фотография 1850-1860-х гг. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-1176 ф [14]):

 

 

 

(Изображение слегка обработано. Исходное изображение)

Хорошо видны и оба фасада главного здания, и каменный забор, и торец флигеля, выходящий на Пантелеймоновскую улицу.

 

Замечу, что в [1] имеется пробел - дом Колзаковой не назван в списке работ Л.Ф.Вендрамини.

 

В 1872 г. здание было еще раз перестроено для княгини Н.В.Оболенской-Нелединской-Мелецкой - как доходный дом. Автор проекта -  архитектор В.А.Кенель. Здесь представлен генеральный план с подписью Кенеля, а здесь - обратная сторона листа с датированным 31 марта 1872 г. разрешением на "надстройку 3 этажа на существующем лицевом каменном доме с таковыми же флигелями и застройку промежутка двора, ныне имеющегося по Пантелеймоновской улице [...]" ([78], лист 21). При перестройке были и полностью изменены фасады.

Современные фотографии дома, перестроенного В.А.Кенелем:

 

 

16 января 2021 г.

 

Довольно изящная эклектика.

 

 

Здание, стоявшее на следующем участке (Литейный пр., 25) до его перестройки, изображено на акварели Ф.Ф.Баганца (подпись: "Дом Боссе - ныне Пеццулевича. Литейная ул. 1854"; очевидно, 1854 - какая-то памятная дата, сама акварель датируется 1860-1862 г.) [102]:

 

 

 

В [102] эта акварель снабжена следующим комментарием:

"[...] Дом этот долгое время принадлежал потомственным каретным мастерам Буссе. В начале 1860-х гг. его купил доктор медицины М. А. Пицулевич. Очень скромное по архитектуре здание возведено в конце XVIII в., до конца 60-х гг. XIX в. не перестраивалось. Только в 1840-х гг. внутри двора хозяева соорудили два жилых «на сараях с сеновалами» корпуса. Торцы их возвышаются над лицевым зданием. Это характерная примета времени, часто вызывавшая недовольство: "...дома или растут в вышину, или расширяются внутри своих дворов, которые от этого здесь большею частью тесны, не всегда доступны свежему воздуху и не вполне освещаемы". Вывеска над воротами с изображением кареты и надписью "Сын Буссе" говорит о том, что и при новом домовладельце каретные мастера еще работали."

В 1869 г. (т.е. на три года раньше, чем дом 23) здание было перестроено по проекту В.А.Кенеля [1]:

 

 

16 января 2021 г.

 

 

Литейный пр., 27:

 

 

16 января 2021 г.

 

1852 - 1853, арх. А.Х.Пель [1]. Эклектика. Один из многочисленных доходных домов, построенных этим архитектором, и, пожалуй, далеко не самый интересный.

 

 

Дом по Литейному пр., 29 построен на месте более старого, который, как мне кажется, был интереснее по архитектуре [79,80].

Старый фасад здания изображен на фиксационном чертеже 1872 г., сделанном перед перестройкой ([79], лист 16-17):

 

 

 

Это было эффектное, монументальное ампирное здание первой половины XIX в. По чертежу неясно, были ли на фасаде колонны или пилястры, но судя по тому, что после перестройки (см. далее) на фасаде были колонны, можно предположить, что они были здесь и раньше, с самого начала.

В 1872 г. дом был перестроен для жены коллежского секретаря М.С.Мальцевой по проекту П.Ю.Сюзора - одного из лучших петербургских архитекторов последней трети XIX - начала XX в. По ссылкам представлены генеральный план с подписью Сюзора ([79], лист 15) и обратная сторона листа - датированное 12 августа 1872 г. разрешение на "надстройку 4 этажа с обеих сторон существующего мезонина лицевого дома для образования полного 4 этажа и с выведением под один общий [карниз? – С.П.] с сим последним под лит А.А и изменение лицевого фасада". Новый фасад здания ([79], фрагмент листа 18-20):

 

 

 

Здесь представлен весь лист целиком. Внизу стоят даже две подписи П.Ю.Сюзора - в разных качествах: "Проект составлял архитектор П.Сюзор" и "Начальник чертежной архитектор П.Сюзор". Проект Высочайше утвержден 21 июля 1872 г. Здание получило новый великолепный фасад в стиле эклектики, вообще очень характерный для Сюзора.

По ссылкам представлены планы третьего этажа и перестроенного и частично надстроенного четвертого этажа ([79], листы 24 и 21). Кроме прочего, на плане третьего этажа видно, что фасад украшали именно колонны, сохранившиеся от прежнего здания.

О том, что этот проект был осуществлен, свидетельствуют фиксационные чертежи 1887 г. [80].

Замечу, что в [1] этот дом отсутствует в списке работ П.Ю.Сюзора.

 

К сожалению, здание не сохранилось. В 1912 - 1913 гг. [35] на этом месте был построен новый доходный дом Общества для заклада движимых имуществ по проекту С.А.Моравицкого. По ссылкам можно посмотреть генеральный план с подписью С.А.Моравицкого ([79], лист 33) и датированное 17 февраля 1912 г. разрешение на "постройку лицевого шестиэтажного, с мансардом, лит. А, и надворного шестиэтажного, лит. Г, каменных, на подвалах флигелей; переустройство надворного заднего флигеля и надстройки двух этажей на боковых надворных флигелях, лит. В и Б" (обратная сторона того же листа). На генеральном плане очертания нового лицевого корпуса накладывается на очертания старого здания, а в тексте разрешения говорится не о перестройке лицевого корпуса, а именно о постройке нового (в отличие от надворных флигелей, которые перестраиваются).

Таким образом, существовавшие надворные флигели были перестроены, а лицевой дом - снесен и заменен новым.

 

 

Современная фотография:

 

 

16 января 2021 г.

 

Поздний модерн. На мой взгляд, фасад хотя и добротный, но слишком мрачный.

 

 

По адресу: Литейный пр., 31 находится бывший доходный дом Императорского Человеколюбивого общества [42]. Здание построено в 1877 - 1880 гг. по проекту Ф.С.Харламова. Фасад и планы этажей [42, лист 7]:

 

 

 

Эклектика. Фасад представляет собой хорошее произведение фольклорного варианта "русского стиля" (ропетовщины), украшен затейливыми орнаментами в духе русских вышивок и резьбы по дереву.

Вид здания в 1938 г. (изображение, составленное из четырех фотографий [43а-г]):

 

 

 

 

Две фотографии, сделанные в 1950-1960-х гг. [81а,б]:

 

 

 

 

 

Обе фотографии датируются 1960 годом, но такая датировка явно неточна, они не могли быть сделаны в одно и то же время. На первой фотографии - очевидно, более ранней - еще сохраняются все декоративные детали фасада. На второй массивные парапеты балконов уже исчезли и заменены простенькими решетками. Такой вид имеет здание и в наши дни:

 

 

16 января 2021 г.

 

Впрочем, эта утрата все же не настолько велика, чтобы испортить общее впечатление. В целом фасад и сейчас красив.

 

 

Дом по Литейному пр., 33 [82] первоначально был построен в 1837 г. для жены генерал-лейтенанта П.И.Годейн. Годом раньше на утверждение был подан проект с пояснением: "[...] желает вновь построить каменное четырехэтажное с подвалами четырехэтажное строение, а во дворе под №2 по обе стороны и поперек двора каменные пятиэтажные флигеля […]" ([82], лист 9-12). Однако финансовых возможностей для этого оказалось, очевидно, недостаточно, и в 1837 г. был представлен новый проект ([82], лист 13-16), где было написано: "Под №1 желает вместо четырехэтажного жилого на подвалах строения каменное трехэтажное на подвалах со сводами, а во дворе по обе стороны вместо пятиэтажных флигелей [желает] построить каменные трехэтажные, а нижний этаж со сводами. Под №3 поперек двора вместо пятиэтажного флигеля желает построить конюшни с сеновалами […]". Проект был утвержден 18 марта 1837 г. Фасад дома (фрагмент названного листа):

 

 

 

На листе написано: "Подписал архитектор П.Холопов". Аналогичная надпись была и на предыдущем варианте проекта 1836 г. Очевидно, П.Холопов и является автором обоих проектов. У дома был вполне ординарный безордерный ампирный фасад. Построенный дом реально имел именно такой фасад, см. фиксационный чертеж 1895 г. ([82], лист 56-57).

 

 

В 1895 г. дом был перестроен по проекту П.И.Балинского для жены статского советника Е.Я.Афанасьевой ([82], листы 45-78). Современная фотография:

 

 

16 января 2021 г.

 

Расположение и форма окон в первых трех этажах, а также ворот остались прежними. Но декор изменен (в лучшую сторону), теперь это довольно благородный фасад в стиле эклектики.

 

В 1917 - 1918 гг. в этом доме жил великий русский поэт С.А.Есенин. В 1971 г. в память об этом установлена мемориальная доска.

 

 

 

Дом по Литейному пр., 35 тоже перестроен из старого ампирного здания, причем от прежнего фасада осталось значительно больше, чем у дома 33. Это старое здание, в свою очередь, было построено примерно в 1820 - 1840-х гг. (не ранее 1823 г.: в [83] имеется генеральный план 1823 г. (лист 1-4), на котором на месте нынешнего лицевого дома показаны еще деревянные постройки). Фасад дома запечатлен на не датированном фиксационном чертеже ([84], лист 1-3):

 

 

 

 

Впоследствии дом был надстроен на один этаж. Чертеж 1900 г. ([83], лист 75-77):

 

 

 

 

В 1911 г. дом был перестроен по проекту Н.И.Котовича [1]:

 

 

16 января 2021 г.

 

При перестройке на фасаде практически полностью сохранен ампирный декор нижних трех этажей, а верхние этажи получили оформление в духе модной в это время неоклассики, с огромным "жилярдиевским" аттиком наверху. На мой взгляд, это новое оформление очень посредственно; особенно плох тяжелый эркер, придающий фасаду громоздкость. (Правда, и прежний фасад был далеко не шедевром архитектуры...)

 

 

На следующем участке (Литейный пр., 37) расположен сад, а за ним, в глубине стоит здание:

 

 

16 января 2021 г.

 

Это бывшее Главное управление уделов, 1903-1904, арх. С.О.Шестаков, завершен (после смерти С.О.Шестакова) Г.С.Гавриловым [1]. Рационалистическое течение эклектики, довольно казенное здание. Теперь в здании располагается областной онкологический диспансер.

В сквере перед зданием стоит памятник поэту Н.А.Некрасову:

 

 

2 октября 2021 г.

 

1922, ск. В.В.Лишев. Первоначально памятник был установлен в Греческом сквере,  на углу Греческого проспекта и Бассейной улицы (ул. Некрасова), а в 1946 г. перенесен на это место, напротив дома по Литейному пр., 36, где жил Некрасов. [44, с. 160].

 

 

Следующее здание (Литейный пр., 39) - ценный памятник архитектуры ранней эклектики [1, 45, 46]:

 

 

16 января 2021 г.

 

Первоначально - особняк И.В.Пашкова, построен между 1841 и 1846 г. по проекту Г.Э.Боссе, одного из лучших петербургских архитекторов середины XIX в. (сад на предыдущем участке тоже принадлежал И.В.Пашкову.) Вскоре, в 1848 г. И.В.Пашков продал дом генералу графу А.Ф.Орлову, шефу жандармов. Орлов не жил в этом доме, он сдавал второй этаж Благородному собранию, а большую квартиру в первом этаже - графине М.Г.Разумовской. В 1857 г. дом был куплен у А.Ф.Орлова для Департамента уделов. Главный архитектор Департамента уделов А.И.Резанов приспособил здание для нужд учреждения и квартиры министра, однако он сохранил прежнюю отделку интерьеров Г.А.Боссе.

 

Фасад здания выполнен в строгих формах неоренессанса. Особенно хорош портик в центре, украшенный кариатидами. Несколько необычна неоштукатуренная кирпичная стена, на фоне которой выделется штукатурный и каменный декор; этот фасад иногда рассматривают даже как провозвестник нового направления эклектики - "кирпичного стиля".

 

Интерьеры были высоко оценены современниками [45, 46]. Сейчас они малодоступны. Я позволю себе представить здесь не только некоторые старые изображения, но и современные фотографии из книги [46] (съемку интерьеров особняков для этой книги выполнили В.В.Герасимов и В.М.Матвеев). Ср. планы этажей [45, лист 54].

 

Сначала покажу изображения помещений, местоположение которых мне удалось определить по планам и по описаниям в [46].

Войдя через главный вход, мы попадем в сени. Гравюра, 1849 [46, с. 122]:

 

 

 

Два лестничных марша ведут на нижнюю площадку парадной лестницы. Сама лестница развернута к ним под углом 90° и находится слева.

Парадная лестница и ее верхняя площадка с экседрой, современные фотографии [46, с. 123]:

 

 

 

 

Столовая, современная фотография [46, с. 125]:

 

 

 

Это красивое помещение с неоренессансной отделкой находится на первом этаже [46] (на плане - в правом нижнем углу). Она освещается двумя окнами в торце, выходящими на Литейный проспект (на фотографии не видны - снимок сделан от этой стены в глубину). На противоположном торце сохранился большой резной дубовый буфет; по обе стороны от него - очевидно, двери, также украшенные резьбой. Нижняя часть стен облицована резными дубовыми панелями. Судя по описанию [46], деревом облицованы также откосы дверей и окон и подоконники.

 

Еще одно помещение на первом этаже (см. план) - бильярдная. Современная фотография [46, с. 127]:

 

 

 

В прямоуголном помещении - два окна, выходящие во внутренний двор; они видны на фотографии слева. Стены и потолок украшены росписями наподобие помпейских фресок. Росписи восстановлены по сохранившимся фрагментам в 1979 г.

Дверь, которая видна впереди, ведет в кабинет, также выходящий окнами во двор. Плафон кабинета, современная фотография [46, с. 124]:

 

 

 

Плафон украшен портретами выдающихся ученых и художников эпохи ренессанса. [46 на той же странице помещена фотография фрагмента плафона с портретом Ван Дейка.)

 

Еще одна современная фотография сделана в одной из спален - вероятно, в той, которая соединяется дверью с кабинетом и тоже обращена окнами во двор. Вид из алькова [46, с. 125]:

 

 

 

 

Одно из самых больших помещений - расположенный на втором этаже танцевальный зал, который в 1857 г. был превращен в домовую церковь Департамента уделов [6, том второй, №133; 47, вып. VI, с.13,14]. Фотография начала XX в. [47, с. 13]:

 

 

 

Зал, украшенный колоннами, великолепен.

 

В [46, с.126,128] помещены современные фотографии плафонов еще в трех гостиных. По описаниям понятно, на каком этаже находится каждая из них, но конкретное их местоположение мне не удалось идентифицировать по планам:

 

 

 

Первая фотография сделана в одной из малых гостиных на первом этаже, две следующих - в двух гостиных на втором этаже. Обращает на себя внимание отделка на третьей фотографии - в отличие от сравнительно сдержанных форм ренессанса в других помещениях, здесь использованы мотивы рококо.

 

 

 

Следующий дом по правой стороне проспекта (Литейный пр., 41):

 

 

16 января 2021 г.

 

Доходный дом И.А.Алферова, 1888 - 1889, арх. В.Г.Тургенев [4, №1816]. Эклектика. Изящный компактный фасад.

 

 

Литейный пр., 43:

 

 

 

1868, арх. Х.Х.Тацки [1]. Эклектика. Неплохой рядовой дом.

 

 

 

Первая редакция 3 февраля 2021 г.

Вторая редакция 1 марта 2021 г.

Последнее обновление 26 января 2022 г.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.