ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8

Предыдущая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Рассмотрим дома на левой стороне.

Участок по Литейному пр., 48 принадлежал Апраксиным. На красной линии в левой части (примерно на 2/3 протяженности) стоял классицистический дом конца XVIII - начала XIX в. Фасад дома, фиксационный чертеж 1867 г. ([59], лист 14-16):

 

 

 

(Этот чертеж опубликован в книге [60, с. 254].)

 

В 1833 г. во дворе был построен большой флигель с полукруглыми крыльями по проекту И.Ф.Лукини. Генеральный план ([59], фрагмент листа 5-8):

 

 

 

Здесь представлен весь лист целиком, с именем Лукини, завизированный 2 августа 1833 г.

 

Фасад ([59], фрагмент листа 1-4):

 

 

 

Здесь представлен весь лист целиком.

Этот флигель с красивым, благородным фасадом в стиле классицизма сохранился до нашего времени (см. описание в [7, с. 111, карту "Яндекса", а также фотографию на сайте Citywalls [96], сделанную сверху с помощью дрона). К сожалению, территория, где он находится, сейчас труднодоступна.

 

 

В 1867 г. лицевой дом был перестроен по проекту А.Стафиери для генерала графа А.С.Апраксина. Фасад, Высочайше утвержденный 16 июня 1867 г. ([59], лист 11-13):

 

 

 

(Чертеж опубликован в книге [60, с. 254]. Здесь можно увидеть также генеральный план, на котором обозначено местоположение фасада перестраиваемого дома ([59], лист 18). На обоих чертежах стоит подпись А.Стафиери.)

Вместо скромного и к тому времени уже старомодного фасада в стиле классицизма появился новый, в пышных формах эклектики (необарокко). Фотография 1935 г. [61]:

 

 

 

Справа виден еще один двухэтажный дом - очень скромный, "безо всякой архитектуры". Судя по представленным здесь генеральным планам, этот дом тоже принадлежал Апраксиным. О его истории мне, к сожалению, ничего не известно.

 

Автор проекта, Андрей Стафиери, по данным [1], работал в Финляндии и в Риге. В Петербурге это, вероятно, единственная его значительная работа. (В [1] назван еще один его петербургский дом, маленький и неинтересный.)

 

В 1930 г. здесь разместился Институт гражданской авиации (позже - авиатехникум, Высшее авиационное училище, Академия гражданской авиации, ныне Авиационно-транспортный колледж). В 1946 г. доме произошел сильный пожар, после которого, в 1954 г. оба лицевых дома были полностью перестроены. [7, с. 111]

Фотография, сделанная во время перестройки [17н]:

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

16 января 2021 г.

 

Совершенно заурядное сталинское здание. Глядя на него, невозможно догадаться о былом великолепии.

По данным [7, с. 111], в здании сохранились зал с богатой лепкой и парадная лестница.

 

В [7, с. 111] допущена ошибка: утверждается, что проект А.Стафиери не осуществлен. В [1] в сведениях о А.Стафиери данное здание не указано. О том, что проект был осуществлен, написал (возможно, впервые) А.Л.Пунин в книге [60, с. 254).

 

 

Следующий дом (Литейный пр., 50) - бывший дом столярного мастера Шумилова, построенный в 1822 г. Первоначально дом был трехэтажным. Фасад ([92], фрагмент листа 1-4):

 

 

 

Здесь представлен весь лист целиком - проект, утвержденный 19 июня 1822 г.

 

В 1831 - 1832 гг. лицевой корпус был надстроен на один этаж, а во дворе к нему был пристроен слева четырехэтажный флигель. Здесь представлен лист с проектом ([92], лист 21-24). На листе внизу сделана надпись: "на подлинном написано: План с натурой верен. Коллежский советник архитектор Авраам Мельников. Ноября 13 дня 1831 года". Таким образом, автор проекта - известный петербургский архитектор А.И.Мельников. Фрагмент листа - чертеж фасада с надстройкой:

 

 

 

По проекту декор двух нижних этажей остается неизменным, а на третьем этаже над всеми окнами появляются прямые сандрики. По-моему, скучная, неинтересная архитектура - что, на мой взгляд, вообще характерно для большинства работ А.И.Мельникова.

Фасад реально построенного здания - фиксационный чертеж 1866 г. ([93], фрагмент листа 28):

 

 

 

Фасад выглядит не совсем так, как в проекте - и, пожалуй, более выразительно. На третьем этаже вместо монотонного ряда прямых сандриков появились чередующиеся треугольные и прямые сандрики. Мне неизвестно, было ли это изменение внесено самим Мельниковым.

 

 

На фиксационном чертеже 1904 г. ([93], лист 2) фасад выглядит еще несколько по-другому. Фрагмент листа:

 

 

 

В период между 1866 и 1904 г. на фасаде появилось еще одно украшение - наличники окон четвертого этажа. Эти наличники, конечно, нарушили стилистическую цельность фасада, но, видимо, сделали его более нарядным.

 

Современная фотография:

 

 

16 января 2021 г.

 

Как это ни удивительно, наличники на четвертом этаже опять исчезли, и фасад вновь стал выглядеть, как раньше (за исключением небольших деталей в центре фасада: над окном третьего этажа - прямой сандрик вместо прямоугольного, а под окном второго этажа исчезли балясины). Возможно, фасад был целенаправленно приближен к классицизму. Когда произошли изменения, мне неизвестно.

 

 

На следующем участке (Литейный пр., 52) лицевой корпус первоначально был построен в 1831 г. для коллежского регистратора Шашина. Фасад этого дома ([94], фрагмент листа 5-8):

 

 

 

(Здесь представлен лист целиком.)

Фасад был выполнен в характерных формах ампира.

 

В 1862 г. дом, принадлежавший жене статс-секретаря, действительного тайного советника М.Н.Мансуровой, подвергся реконструкции по проекту Ф.С.Харламова, в то время начинающего архитектора. По ссылкам представлены генеральный план с подписью Харламова ([94], лист 18-19) и датированное 1 июня 1862 г. разрешение на "увеличение окон второго этажа каменного дома, означен. в плане под лит. А, как показано на фасаде проектною краскою, с увеличением существующих на колонках зонтиков, обозначенных синею краскою, постройку вновь каменного 4-этажного на нежилом подвале флигеля лит. В и сделание каменной в четыре этажа пристройки под лит. С" (обратная сторона листа).

Новые постройки появились только во дворе. Что же касается лицевого дома, в нем были выполнены небольшие переделки, которые в соответствии с проектом почти не затрагивали фасад. Чертеж, на котором показаны переделки фасада ([94], лист 20-21):

 

 

 

 

Однако в натуре переделки фасада оказались несколько сильнее, о чем свидетельствует фиксационный чертеж 1877 г. ([95], лист 3-4):

 

 

 

Классицистический характер фасада был в некоторой степени смягчен (хотя и не исчез совсем).

 

Так же выглядит фасад и сейчас:

 

 

16 января 2021 г.

 

 

 

 

Следующий дом расположен на углу улицы Жуковского (Литейный пр., 54/2), он вытянулся вдоль улицы Жуковского, а на Литейный проспект выходит коротким фасадом.

Вероятно, первый проект каменного дома на этом участке был составлен в 1855 г. для купца Иванова архитектором Н.В.Трусовым ([97], листы 5-12). Фасады по Литейному проспекту и по Малой Итальянской (улице Жуковского) ([97], листы 10 и 7-9):

 

 

 

На обоих чертежах стоит подпись: "Архитектор Трусов Н." Проект Высочайше утвержден 25 августа 1855 г.

На мой взгляд, безобразный утилитаризм. Особенно плох длинный монотонный фасад по Малой Итальянской улице. И я могу только порадоваться тому, что по этому проекту была построена только небольшая часть здания - около половины на части участка наиболее удаленной от Литейного проспекта. На остальной части, выходящей на угол, оставалось пустопорожнее место. Это видно на фиксационных чертежах 1877 г. ([97], листы 35-36 и 37-40):

 

 

 

В 1877 г. при другом владельце - купце П.Е.Карелине - был построен новый дом, занявший весь участок и включивший в себя недостроенный дом, который был перестроен. Автор проекта - архитектор Ф.И.Винтергальтер (не путать с Е.И.Винтергальтером!). По ссылкам представлены генеральный план с подписью Ф.И.Винтергальтера ([97], лист 16) и обратная сторона - разрешение на "сломку существующих каменных одноэтажных нежилых служб, означенных на плане под лит. А, и взамен их надстройку двух этажей на существующем каменном трехэтажном лицевом флигеле по плану лит. В [часть, построенная в соответствии с проектом Н.В.Трусова 1855 г. – С.П.]; постройку вновь такового же пятиэтажного лицевого углового дома лит. С [...]" В таком виде и сохраняется дом до нашего времени:

 

 

16 января 2021 г.

 

Эклектика. Мне очень нравятся эти нарядные фасады.

 

 

 

Улица Жуковского, вид влево от Литейного проспекта:

 

 

16 января 2021 г.

 

Раньше эта улица называлась Малой Итальянской. В 1902 г. она была переименована в связи со столетием смерти поэта В.А.Жуковского.

Перспективу улицы замыкала Греческая церковь, построенная в 1861 - 1866 гг. по проекту Р.И.Кузьмина (к сожалению, я пока не нашел соответствующих старых фотографий улицы). В 1960-х гг. она была варварски уничтожена, а на ее месте появился пресловутый концертный зал "Октябрьский" (арх. В.А.Каменский и др.). Теперь вместо прежнего "византийского" купола впереди маячит абсолютно невыразительная белая коробка (и вблизи здание выглядит ничуть не лучше).

 

 

После улицы Жуковского на левой стороне расположена территория Мариинской больницы.

В 1803 г. у Калинкина моста была открыта больница для бедных. В 1805 г. она была переведена в новое здание на Литейном проспекте, построенное по проекту Дж.Кваренги. В 1828 г., после смерти Императрицы Марии Федоровны больница получила название Мариинской. В 1918 г. она была переименована в больницу в память Жертв революции, а в 1935 г. - в больницу им. В.В.Куйбышева. В 1992 г. ей возвращено историческое название. [62]

На ул. Жуковского, 1 выходит один из флигелей больницы (он частично виден на последней фотографии), а главное здание расположено в глубине парадного двора со стороны проспекта (Литейный пр., 56):

 

 

16 января 2021 г.

 

Здание больницы построено в 1803 - 1805 гг. по проекту Дж.Кваренги [3]. Возвышенная, благородная архитектура - как и всё построенное великим мастером классицизма.

 

В 1889 г. на Литейном проспекте, перед больницей был открыт памятник замечательному благотворителю принцу П.Г.Ольденбургскому (1812 - 1881; одно из направлений его многогранной деятельности - попечительство Мариинской больницы для бедных с 1839 г.). Памятник был создан на пожертвования, собранные по подписке. Автор памятника - выдающийся скульптор И.Н.Шредер. [63] Открытка конца XIX в. и фотография 1900-х гг. [17п,р]:

 

 

 

"На памятнике принц изображен стоящим и опирающимся левою рукою па два тома законов. На лицевой стороне памятника находится следующая надпись: "Просвещенному Благотворителю, Принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому 1812—1881". Три прочие стороны пьедестала украшены барельефами. На правой стороне принц изображен беседующим с воспитанниками Училища Правоведения; тут же присутствует директор училища Пошман. На левой стороне принц беседует с воспитанницами. На той стороне пьедестала, которая выходит к Мариинской больнице, принц изображен у одра больного." [64]

 

В 1930 г. памятник был уничтожен; скульптура, созданная И.Н.Шредером, скорее всего, была отправлена в переплавку. В 1934-1935 гг. на месте памятника принцу П.Г.Ольденбургскому была установлена эмблема медицины - чаша со змеей на круглом пьедестала (ск. Н.Ф.Вальтман). [63]. [63] утверждается, что новое сооружение было фонтаном, но мне это кажется сомнительным: я помню чашу со змеей с 1960-х гг., и никаких признаков фонтана, хотя бы бездействующего, я не замечал.) В начале XXI в. и чаша, и пьедестал были удалены, и полукруглая площадка перед больницей с тех пор остается пустой.

 

 

 

История строительства дома по Литейному пр., 58 прослеживается (возможно, с некоторыми пробелами) по [98].

Первоначальное каменное здание на этом месте - дом бригадирши Алексеевой, построенный до 1823 г. Здесь можно посмотреть проект со следующим пояснением: "Под №1-м желает вновь построить каменный жилой в три этажа флигель. Под №2-м в существующем наличном  каменном жилом строении в некоторых окнах переменить закладные рамы и крышу над оным вместо черепицы покрыть железом, а имеющим[ся] каменным воротам переменить вид, а под №3-м прикрытое тушью сломать." ([98], лист 1-4).

Итак, лицевой корпус (№2) уже существовал к 1823 г.; предполагалось его отремонтировать и пристроить к нему надворный флигель (№1).

Фасад по Литейному проспекту (фрагмент названного листа):

 

 

 

Это было довольно красивое здание в стиле классицизма конца XVIII - начала XIX в.

Однако к середине XIX в. классицизм вышел из моды, и в 1854 - 1855 гг. фасад был переделан в новом вкусе. Владельцем дома в это время был титулярный советник Алексеев, а проект переделки составил выдающийся мастер архитектуры ранней эклектики Г.Э.Боссе, выполнивший также некоторые переделки во дворе ([98], листы 19-22). Новый фасад ([98], фрагмент листа 21-22):

 

 

 

Здесь представлен весь лист целиком. Справа внизу написано: "По проекту архитектора академика Боссе". Проект одобрен 26 июля 1854 г., Высочайше утвержден 2 сентября 1854 г.

Фасад строгий, сдержанный - но уже далекий от классицизма, в нем есть свойственная эклектике пластика.

В [1] имеется пробел: здание не названо в списке работ Г.Э.Боссе. В более поздней работе [46] это здание в списке указано в списке (хотя подробно и не рассматриватся). 

 

В 1889 г. здание, принадлежавшее М.В.Зыбиной, использовалось как доходный дом. В этом году лицевой корпус был перестроен по проекту В.Н.Клагеса. Фасад ([98], лист 48-51):

 

 

 

Справа внизу написано: Проект составлял В.Клагес". Проект одобрен 4 июля 1889 г., Высочайше утвержден 13 июля 1889 г. Лицевой дом надстроен на два этажа, слева над воротами также пристроена четырехэтажная часть, украшенная эркером.

В 1890 - 1891 гг. по проектам В.Н.Клагеса построен новый четырехэтажный надворный флигель и надстроен другой, уже существующий ([98], листы 52-71).

 

Скажу об одном загадочном для меня обстоятельстве. Имеется генеральный план ([98], лист 42), датированный чуть более ранним временем, чем проект В.Н.Клагеса - 31 мая 1889 г. и подписанный другим архитектором - А.А.Степановым. Кроме того, есть различные чертежи - планы и разрезы, явно относящиеся к проекту перестройки лицевого дома ([98], листы 43-47), на которых нет подписи архитектора.

Какую роль играл Степанов в проектировании, мне неясно. Могу предположить, что его проект не был принят; может быть, не подписанные чертеежи относятся к этому проекту?

 

Современная фотография:

 

 

16 января 2021 г.

 

Эклектика. Неплохой рядовой дом.

 

 

История строительства дома по Литейному пр., 60 отражена в [99].

До конца 1860-х гг. дом имел классицистический фасад. Фиксационный чертеж 1869 г. ([99], лист 41-42):

 

 

 

(Имеется также более ранний чертеж фасада, относящийся к 1839 г. (неосуществленный проект устройства балкона на верхнем этаже - [99], лист 9-12).

Это было красивое произведение архитектуры конца XVIII - начала XIX в.

 

В 1868 г. владелец дома дворянин А.С.Юрьевич решил перестроить дом. Проект перестройки составил архитектор А.А.Пуаро. По ссылкам представлены генеральный план с подписью Пуаро ([99], лист 15) и разрешение на строительство от 16 июля 1868 г. (обратная сторона того же листа). Проект предусматривал перестройку лицевого дома и строительство новых надворных флигелей. Лицевой фасад должен был получить новый вид ([99], лист 13-14):

 

 

 

Однако этот проект остался не осуществлен.

В следующем, 1869 г. новая владелица, жена генерал-майора Красовская обратилась к другому архитектору - Д.Д.Соколову, по проекту которого и была произведена перестройка. По ссылкам представлены подписанный Соколовым генеральный план ([99], лист 40) и разрешение на строительство от 3 апреля 1869 г. (обратная сторона листа). Фасад ([99], лист 38-39):

 

 

 

Фасад получил изящную отделку в "стиле Людовика XVI" (очень популярное направление в эклектике конца 1860 - 1870-х гг.).

 

Фотография 1949 г. [100]:

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

16 января 2021 г.

 

Фасад Д.Д.Соколова сохранился практически полностью. Исчез только картуш в аттике.

 

[1] допущены неточности в данных об этом доме: а) ошибочно указывается, что в 1843 г. дом перестраивался Г.Э.Боссе (видимо, произошла путаница с номерами зданий - эти данные относятся к дому по Литейному пр., 60); б) существующее здание названо "особняк А.С.Юрьевича" (на самом деле дом перестроен не при Юрьевиче, а при Красовской).

 

 

 

Литейный пр., 62, фотография 1980 - начала 1890-х гг. [65]:

 

 

 

Этот особняк был перестроен из более старого здания в 1843 г. для М.Д.Гурьевой (жены дипломата Н.Д.Гурьева) по проекту Г.Э.Боссе. С 1852 г. домом владел Э.Д.Нарышкин (брат М.Д.Гурьевой), для которого в 1856 - 1858 гг. Боссе выполнил новые перестройки - пристройку галерей во дворе, надстройку надворных флигелей, отделку интерьеров. В 1871 г. Э.Д.Нарышкин продал дом духовному ведомству. С 1881 г. до смерти (1907 г.) в доме жил обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев. [46, с.96,97,276; 65].

Дом, построенный Г.Э.Боссе, был двухэтажным; третий этаж надстроен, очевидно, уже в советское время. Фасад в стиле ранней эклектики носит крайне сдержанный характер, впрочем, не лишенный своеобразной строгой красоты.

 

К большому сожалению, в последнее время уже довольно долго (по меньшей мере, с начала 2010-х гг.) дом запущен (возможно, пустует), его фасад изуродован из-за того, что от балкона остались только кронштейны. Современная фотография:

 

 

16 января 2021 г.

 

По контрасту со строгим фасадом, интерьеры были богато отделаны. Часть из них сохранилась. Учитывая то, что они труднодоступны, я покажу две современные фотографии из книги [46, с. 96] (съемку интерьеров особняков для этой книги выполнили В.В.Герасимов и В.М.Матвеев).

Фрагмент отделки Большого зала:

 

 

 

 

Галерея:

 

 

 

 

Покажу также чертеж одного сооружения во дворе - сохранившегося, но сейчас труднодоступного для осмотра. Это каменная галерея на чугунных столбах, пристроенная в 1856 г. по проекту Г.Э.Боссе (ее внутренний вид показан на последней фотографии). Вот этот чертеж ([101], лист 6-7):

 

 

 

По ссылкам представлены также генеральный план ([101], лист 5), помогающий понять местоположение галереи (она обозначена литерой А), и разрешение на строительство от 11 мая 1856 г. (обратная сторона листа).

 

 

 

Мы подошли к концу Литейного проспекта. Остается посмотреть два последних дома, расположенные на углах Невского проспекта.

Дом на левом углу (Литейный пр., 64 - Невский пр., 78):

 

 

16 января 2021 г.

 

Доходный дом А.М.Тупикова, перестроен из старого здания в 1870 г., арх. Е.П.Варгин, надстроен в 1874 г., арх. Ю.О.Дютель [1]. Красивый дом в стиле эклектики.

 

 

Дом на правом углу (Литейный пр., 63 - Невский пр., 76) был перестроен из более старого в 1877 г. по проекту В.М.Некоры [1, 66]. Фасады по Невскому и Литейному проспектам, чертежи В.М.Некоры ([66], листы 48-52 и 53-60):

 

 

 

 

Раскрашенная фотография 1903 г. [17с] (половина стереопары на открытке):

 

 

 

Снимок сделан с Невского проспекта, данный дом - слева.

 

У дома были полноценные, красивые фасады в стиле эклектики.

Современная фотография:

 

 

16 января 2021 г.

 

Дом безжалостно, варварски ободран. И это на Невском проспекте!

Когда именно произошло это безобразие, я не знаю. Могу только уверенно сказать, что это было еще до войны. Имеется фотография, датируемая 1938 г. [67], на которой уже видны ободранные фасады. А здесь можно посмотреть чуть более позднюю фотографию - 1940 года: жители Ленинграда приветствуют танкистов 20-й танковой бригады на танках Т-28, возвращающихся с Карельского перешейка [68], с ободранным домом на заднем плане.

 

 

Наша прогулка по Литейному проспекту закончена.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8

Предыдущая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.