ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Правая сторона от дома 43 до конца Литейного проспекта:

 

 

16 января 2021 г.

 

 

Дом по Литейному проспекту, 45 находится на углу бывшей Симеоновской улицы, ныне ул. Белинского, 8. История его строительства прослеживается по [87].

Чертежи фасадов: по Литейному пр., 1823 и по Симеоновской улице, 1834 ([87], фрагменты листов 5-8 и 1-4):

 

 

 

 

 

По ссылкам можно посмотреть первый и второй листы целиком, где показаны также генеральные планы. Невысокий, но большой по площади дом в эти годы еще сохранял старые фасады в стиле барокко середины XVIII в.

 

В 1850 г. был составлен для тайного советника Оржевского проект надстройки дома на один этаж, с изменением отделки фасадов ([87], листы 9-23 - генеральный план, фасады и разрезы). Здесь представлен генеральный план ([87], лист 9-10). Фасады по Симеоновской улице и по Литейному проспекту ([87], листы 11-13 и 14-16):

 

 

 

Проект Высочайше утвержден 16 декабря 1850 г.

На генеральном плане стоит подпись: "Архитектор Пель". Такая же подпись стоит на разрезах ([87], листы 17-19, 18-20, 21-23). В то же время на чертежах фасадов (см. выше) стоит другая подпись: "Архитектор Скаржинский". Таким образом, проект перестройки составили два архитектора - А.Х.Пель и К.А.Скаржинский.

(Замечу, что в [1] допущена погрешность: автором данной работы назван только один архитектор - А.Х.Пель.)

О том, что проект А.Х.Пеля и К.А.Скаржинского был осуществлен, свидетельствуют фиксационные чертежи фасадов, выполненные перед следующей перестройкой, в 1872 г. ([87], листы 45-47 и 41-44):

 

 

 

Фасад по Литейному проспекту полностью соответствует проекту 1850 г. Что касается фасада по Симеоновской улице, то здесь есть одно отличие: ворота и два входа по сторонам от них перенесены на три оси правее; правее находится и обрамляющий их ризалит с лучковым фронтоном.

Естественно было бы предположить, что данное изменение было внесено в проект сразу же при строительстве, в 1850 - 1856 гг. Но этом противоречит одно обстоятельство: имеется генеральный план 1856 г. ([87], лист 26-27), на котором ворота показаны на том же месте, что и на генеральном плане 1850 г.; больше того, на обоих планах в одном и том же месте обозначены выступающие из стены лопатки, украшающие ризалит (а на чертеже фасада 1872 г. лопаток вообще нет). Следовательно, между 1856 и 1872 г. в этой части дома произошла какая-то перестройка, документы о которой в [87] отсутствуют.

 

В 1872 г. дом был надстроен на два этажа. Перестройка была произведена для флигель-адъютанта, полковника П.В.Оржевского (очевидно, это не то же лицо, что прежний владелец - тайный советник Оржевский; скорее всего, его наследник). Автор проекта перестройки - архитектор И.А.Мерц. Здесь представлен генеральный план, подписанный Мерцем ([87], лист 29), а здесь - датированное 28 февраля 1872 г. разрешение на "надстройку 4 и 5 каменных этажей на угловом доме лит. А АI и на флигеле лит. В, замену металлических зонтиков на кронштейнах [неразборчиво] 4 подъездах таковыми же на колонках, обозначенными на фасадах проектными чернилами, переделку отверстий в наружной [стене?] каменн[ых] 2 этажных нежилых служб лит. С и устройство деревянной помойной ямы с навозными ящиками при ней, под лит. Е, взамен существующих таковых же на местах [неразборчиво] под лит. V, назначенных к слому" ([87], лист 28). (Я нарочно подробно процитировал текст разрешения на строительство - чтобы было видно: среди перечисленных работ нет переноса ворот на новое место.)

Итак, по проекту И.А.Мерца весь лицевой дом был надстроен на два этажа. Новый фасад по Симеоновской улице ([87], лист 50-52):

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

16 января 2021 г.

 

И.А.Мерц тактично подошел к работе своих предшественников - А.Х.Пеля и К.А.Скаржинского. Он практически полностью сохранил прежний изящный декор, дополнил его изящными орнаментальными вставками и так же изящно, с такими же вставками украсил верхние этажи.

 

 

Вид вправо от Литейного проспекта на Симеоновскую улицу, ныне ул. Белинского:

 

 

16 января 2021 г.

 

За домами видна церковь Симеона и Анны - ценный памятник архитектуры раннего барокко (1731 - 1734, арх. М.Г.Земцов) [3]. Об этой церкви написано в другом месте сайта.

 

 

Интересен по архитектуре дом на левом углу этой улицы (Литейный пр., 47/13). История его строительства отражена в [88,89].

Первоначальное здание - доходный дом жены коллежского советника О.Кабат, построенный в 1853 - 1854 гг. Фасады по Литейному проспекту и по Симеоновской улице ([88], листы 1-2 и 3-5):

 

 

 

В правом нижнем углу второго чертежа - надпись: "Проект составил и чертил помощ. архитек. М.Вебель". Таким образом, известен автор проекта - М.Б.Вебель, в то время помощник архитектора, позже академик архитектуры, построивший в Петербурге несколько зданий (Сведения о нем имеются в [1]. Замечу, однако, что в [1] данное здание в списке работ М.Б.Вебеля не названо.)

Фасады построенного здания запечатлены на фиксационных чертежах 1905 г. ([89], листы 12-13 и 14-16):

 

 

 

Главное отличие от проекта - в том, что на фасаде по Симеоновской улице нет лучкового фронтона. Фасады, и без того довольно примитивные, стали выглядеть совсем убого.

 

В 1911 г. [21] владельцем дома стал Ш.З.Иоф, который предпринял его капитальную перестройку. Эту работу осуществил А.Л.Лишневский, один из лучших петербургских архитекторов начала XX в.

Проект здания сложился не сразу. Сначала предполагалось сделать здание пятиэтажным. По ссылкам представлены генеральный план, подписанный А.Л.Лишневским ([88], лист 42) и датированное 11 июня 1911 г. разрешение на "1) надстройку лицевых и надворных каменных трехэтажных на каменных нежилых подвалах флигелей, лит. А, четвертыми и пятыми каменными этажами; 2) надстройку надворного трехэтажного каменного флигеля, лит. В, четвертым каменным этажом; 3) капитальное переустройство существующих этажей во флигелях, лит. А, В, с перебивкою оконных и дверных проемов, сломкою частей капитальных стен и укладкою железных балок" (обратная сторона того же листа). Фасады по Литейному проспекту и по Симеоновской улице ([88], листы 43-44 и 45-47):

 

 

 

Фасады выполнены в духе неоклассики, использованы мотивы ампира.

 

Однако в реальности был построен не пяти-, а шестиэтажный дом. Об этом свидетельствуют фиксационные чертежи дома Ш.З.Иофа, выполненные в 1912 г. ([89], листы 27-46). Вот один из этих чертежей - фасад по Литейному проспекту ([89], лист 42-43):

 

 

 

Очевидно, при изменении проекта не были соблюдены необходимые формальности, и новой владелице (с 1913 г. [21]) - княгине А.А.Голицыной пришлось задним числом утвердить отступление от утвержденного проекта. По ссылкам представлены генеральный план и утверждение от 3 декабря 1914 г. ([88], две стороны листа 62). Реально осуществленный фасад по Пантелеймоновской улице ([88], лист 78-80):

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

16 января 2021 г.

 

От многих других подобных домов это здание отличается отличается хорошим чувством меры в применении декора и красивыми деталями. Фрагмент фасада по Литейному проспекту:

 

 

16 января 2021 г.

 

Для многих зданий Лишневского характерны необычные, запоминающиеся скульптурные украшения. В данном случае это барельефы, изображающие кентавра и его возлюбленную. (Впрочем, в данном случае не исключено, что эти украшения появились под влиянием другого дома поблизости (ул. Некрасова, 6/1), построенного незадолго до этого - в 1910 г. М.И.Серовым, украшенного барельефами, изображающими кентавров.)

 

Фасады дома в целом хорошо сохранились, но все же утрачена одна деталь - одна и та же на обоих фасадах. Фотография, опубликованная в книге 1929 г. [49]; воспроизводится по [17и]):

 

 

 

На обоих аттиках были скульптурные украшения - ленты, которые с двух сторон поддерживают лебеди (эта деталь видна на всех представленных здесь чертежах фасадов в обоих вариантах проекта).

Имеется также фотография времени Великой Отечественной войны [17к], на которой виден фрагмент этого украшения на аттике фасада по ул. Белинского. Фотография 1949 г. [90]:

 

 

 

На фасаде по ул. Белинского по-прежнему есть лента, а на Литейном проспекте ее уже нет. Может быть, это результат военных разрушений?

 

Когда именно исчезла вторая лента, мне неизвестно; могу предположить, что это произошло в 1960-х гг. Впрочем, других утрат, кажется, нет, и фасады сохраняют свое обаяние.

 

 

На следующем участке (Литейный пр., 49) до 1950-х гг. стоял дом более интересной архитектуры, чем существующий в настоящее время [91].

К 1845 г. здесь был двухэтажный каменный дом с довольно упрощенным фасадом. Этот фасад изображен на фиксационном чертеже 1845 г. ([91], лист 3):

 

 

 

 

В 1845 г. дом был перестроен для княгини А.М.Щербатовой по проекту архитектора П.С.Садовникова. Новый фасад дома ([91], лист 9-11):

 

 

 

Ранняя эклектика, строгая, сдержанная архитектура.

 

В 1870-х гг. дом принадлежал присяжному поверенному П.А.Потехину. В 1875 г. архитектор А.К.Серебряков составил проект перестройки дома ([91], листы 42-52, а также 22-23), но проект не был осуществлен. В 1877 г. был изменен фасад дома по проекту М.И.Рылло. По ссылкам представлены генеральный план и разрешение на переоштукатурку фасада от 23 июня 1877 г. ([91], две стороны листа 53). Новый фасад ([91], лист 54-56):

 

 

 

Проект Высочайше утвержден 14 июля 1877 г. Эклектика. Фасад получил характерную для 1870-х гг. отделку в "стиле Людовика XVI".

К этому времени здание, очевидно, использовалось уже как доходный дом. В 1884 г. известный архитектор В.А.Шретер составил проект четырехэтажного надворного флигеля ([91], листы 60-79), оставшийся неосуществленным. А в 1897 г. во дворе дома (по-прежнему принадлежавшего П.А.Потехину) все же был построен новый большой пятиэтажный жилой флигель по проекту А.И. и Н.И.Богдановых ([91], листы 80-86). Фасад флигеля ([91], лист 84-86):

 

 

 

Довольно интересное произведение рационалистической архитектуры переходной от эклектики к модерну.

 

 

Лицевой дом, фотография 1949 г. [50]:

 

 

 

В это время еще сохранялся фасад, оформленный М.И.Рылло. Но вскоре (очевидно, в 1950-х гг.) лицевой дом был капитально перестроен и при этом получил банальный сталинский фасад:

 

 

16 января 2021 г.

 

Надворный флигель, построенный в 1897 г. А.И. и Н.И.Богдановыми, сохранился. (Фотографии у меня пока нет.)

 

 

 

Следующие два участка по правой стороне (Литейный пр., 51, 53) принадлежали графам Шереметевым; противоположной стороной это место обращено на наб. Фонтанки, 34; там расположен Шереметевский дворец (Фонтанный дом).

Литейный пр., 51:

 

 

16 января 2021 г.

 

Доходный дом С.Д.Шереметева, 1874 - 1875, арх. А.К.Серебряков, при участии П.И.Шестова [1]. Эклектика. Огромный дом с довольно скучным фасадом.

[1] написано: "Доходный дом Д.Шереметева"; возможно, это опечатка. Имя владельца уточнено по [51] (лист 34-38). Во дворе находится театр "На Литейном". Его я здесь не рассматриваю.)

При строительстве этого дома был совершен акт вандализма: была снесена часть (больше половины) садового сооружения середины XVIII в. - грота. Позже, в 1914 г. грот был уничтожен полностью, одновременно погиб и еще один ценнейший памятник архитектуры барокко - ворота, которые располагались на территории дома по Литейному пр., 51.

Эти погибшие памятники и история их сноса рассмотрена в разделе "Фонтанка". Здесь я только вкратце повторяю основные данные.

Раньше на Литейный проспект выходил сад при дворце Шереметевых. Сад был отделен от проспекта глухой стеной, слева от которой находились ворота, а с другого конца, справа - грот. Эти сооружения в еще не поврежденном виде зафиксированы на чертеже 1872 г. [52]:

 

 

 

Ворота и грот были построены одновременно с дворцом - в середине XVIII в. (арх. Ф.С.Аргунов или С.И.Чевакинский). По этому довольно схематичному чертежу довольно сложно оценить достоинства этих сооружений. Но имеются старые фотографии. (Здесь показаны только две из них, другие см. в разделе "Фонтанка".)

 

Ворота, фасад по Литейному проспекту [53]:

 

 

 

Внутренний вид грота [52]:

 

 

 

Уничтожение этих уникальных памятников архитектуры барокко происходило в два этапа - в 1875 и в 1914 г. Оба акта вандализма были совершены по инициативе последнего владельца дворца - графа Сергея Дмитриевича Шереметева  (казалось бы, культурного человека, даже внесшего вклад в русскую культуру - историка, коллекционера). Оба раза нашлись и архитекторы (тоже не из плохих), которые согласились выполнить соответствующие заказы.

В 1874 г. С.Д.Шереметев решил построить большой доходный дом (Литейный пр., 51), для чего был существенно расширен, надстроен и перестроен дом стоявший справа от сада. Проект составил архитектор А.К.Серебряков. Генеральный план, подписанный Серебряковым 21 декабря 1874 г. ([51], лист 34-38; на обратной стороне листа - разрешение на строительство от 15 марта 1875 г.):

 

 

 

Новый дом - в правом нижнем углу. План дома накладывается на часть плана грота. Эта часть и была снесена - ротонда в центре и правое крыло. (Неужели нельзя было умерить аппетиты и сделать доходный дом чуть поменьше!)

 

Следующий этап - весна 1914 г. Теперь С.Д.Шереметев решил построить на проспекте новый торговый дом (Литейный пр., 53), для чего требовалось уничтожение и остатков грота, и ворот. Исполнитель этого вандалистского замысла - архитектор Михаил Витольдович Красовский [1]. (То, что он согласился на выполнение заказа, очень обидно. М.В.Красовский (не путать с его однофамильцами!)  известен многочисленными исследованиями памятников русской архитектуры, а среди того немногого, что он построил - прекрасная Казанская церковь в Вырице).

Пассаж гр. Шереметева - фотография, сделанная вскоре после постройки [54]:

 

 

 

Вот что появилось на месте погибших шедевров. Неоклассика - на мой взгляд, совершенно банальная и довольно безвкусная.

 

В 1930-х гг. Шереметевский пассаж был перестроен под административное здание, арх. С.И. и Л.С.Катонины [4, №1821]. Два здания были объединены и надстроены на три этажа:

 

 

16 января 2021 г.

 

Пожалуй, здание стало выглядеть лучше, поскольку исчезла безвкусная обработка верха зданий. Небольшая часть слева осталась двухэтажной - именно на этом месте были ворота середины XVIII в.

 

 

 

Участки по Литейному пр., 55 и 57 принадлежали Ведомству учреждений Императрицы Марии (ВУИМ). Здесь располагалось женское училище ордена св. Екатерины (Екатерининское училище, или Екатерининский институт). Главное здание Екатерининского института находится на наб. Фонтанки, 36; это прекрасное здание, построенное Дж.Кваренги рассмотрено в разделе "Фонтанка".

На Литейном пр., 55 находится еще один дом Екатерининского института (если не ошибаюсь, жилой дом преподавателей):

 

 

16 января 2021 г.

 

Дом перестроен из более старого в 1840-х гг., арх. А.К.Кавос [1]. Эклектика. На мой взгляд, здание ничтожно по архитектуре, независимо от громкого имени архитектора.

 

На участке по Литейному пр., 57 находится сад Екатерининского института - часть бывшего Итальянского сада, сохранившая регулярную планировку первой половины XVIII в. Этот сад, в который обращен задний фасад главного здания, рассмотрен в разделе "Фонтанка". Вход в сад расположен между домами:

 

 

16 января 2021 г.

 

До начала XX в. сад выходил на Литейный проспект. Однако в 1912 - 1913 гг. (по другим данным, в 1911 - 1912 гг.) на проспекте были построены торговые ряды, принадлежавшие ВУИМ (Новый пассаж) - одно из лучших произведений модерна в Петербурге [1; 35; 55; 56, с.139-144; 57, с.260-277].

"Мысль разместить торговые ряды на узкой полоске сада по красной линии проспекта пришла в голову купцу Корбасникову. В 1903 г. он просил предоставить ему этот участок в аренду. Чиновники Ведомства учреждений императрицы Марии ответили купцу отказом, но идею подхватили.Этим планам воспротивилась администрация Екатерининского института, не желавшая урезать старинный сад. И все же в 1911 г. возглавлявшая ВУИМ вдовствующая императрица Мария Федоровна дала разрешение на постройку." [57]

Выполнил проект и руководил строительством Н.В.Васильев - один из самых талантливых русских архитекторов начала XX в., которому, к сожалению, удалось осуществить только немногие проекты.

"При отчуждении земли старались занять как можно меньше места. Сперва отвели только 6 саж. в глубину участка, затем прирезали еще полосу для проезда вдоль всего здания по линии сада; пришлось также отступить справа для образования разгрузочного двора. Высота здания была ограничена 6 саж., дабы не отнимать слишком много света от институтского сада." (Н.В.Васильев [55])

 

Здесь представлены планы этажей [57]. Фасад, чертеж [55, л.5]:

 

 

 

Структура здания ясно выражена в фасаде. Протяженное здание разделено на секции В каждой секции над глубоким подвалом находятся два яруса торговых помещений с витринами, к задней стене здания примыкает лестница, ведущая на второй этаж. Каждая ячейка имеет самостоятельные входы с улицы и с хозяйственного двора. Таким образом, внутреннее устройство традиционно для торговых зданий (название "Новый пассаж" - условное: здесь нет свойственного пассажу внутреннего прохода вдоль магазинов). В то же время техническое решение - новаторское: здание имеет железобетонный каркас.

 

"За исключением стены, выходящей в сад, брандмауэра и стен лестничных клеток, сделанных из кирпич, постройка выполнена в главных своих частях из железобетона. Из этого материала сделаны стойки лицевой стены, все горизонтальные перекрытия, свод второго этажа с конструкцией, вынесенной на чердак, наконец, полная изоляция подвала, углубленного до 4 1/2 арш. Облицовка фасада, вернее, столбов, и части тротуара выполнена из серого гранита; штукатурка терракотовая. Все переплеты, наружные и внутренне, из желала с медью; остекление зеркальное." (Н.В.Васильев [55])

 

Фотографии 1910-х гг. ([58], воспроизводится по [17л]; [17м]):

 

 

 

Современная фотография:

 

 

16 января 2021 г.

 

Поздний рационалистический модерн. Поразительно смелая архитектура, прямо предвосхищающая будущий конструктивизм.

И в то же время здесь почти нет той схематичности, которая свойственна конструктивизму. Очень красивы и общие пропорции, с неуловимым классицизирующим оттенком, и каменная облицовка с деликатными деталями, и металлические флагодержатели (которых теперь нет).

Очень важную роль играют два больших портала с входами на лестницы. Чертеж [55, л.5] и фотография 1910-х гг. [54]:

 

 

 

Современные фотографии:

 

 

16 января 2021 г.

 

 

Впрочем, мне лично кажется, что центральная часть фасада между этими двумя порталами получилась несколько излишне упрощенной. Правда, на чертеже фрагмента фасада в верхних частях над стеклянными стенами нарисованы надписи; а согласно [57], все вывески предписывалось устанавливать по эскизам архитектора ВУИМ. Если бы данное намерение было осуществлено в полной мере, то, возможно, и центральная часть фасада выглядела бы совершенно полноценно. Но, судя по представленным здесь старым фотографиям, в реальности надписи наверху были далеко не во всех ячейках - а сейчас их вообще нигде нет...

(Замечу, что такой прием - заполнение поверхности стен стилизованными надписями - тоже будет довольно часто применяться в конструктивизме - и тоже в основном в проектных чертежах и почти никогда в натуре...)

Но каковы бы ни были частности - в целом перед нами произведение большой архитектуры.

 

 

Следующий дом по правой стороне (Литейный пр., 59):

 

 

16 января 2021 г.

 

1880 - 1881, арх. Х.Х.Тацки [1]. Неплохой фасад в стиле эклектики.

 

 

Литейный пр., 61:

 

 

16 января 2021 г.

 

Доходный дом Антонова. Эклектика. Построен [1] в 1871 - 1872 гг. по проекту М.А.Макарова, в то время знаменитого, очень популярного архитектора. Как и обычно у Макарова, фасад очень пышный, с множеством самых разных украшений.

Насколько мне известно, сам М.А.Макаров жил в этом доме, где и погиб при пожаре в 1873 г., в возрасте 46 лет.

 

 

 

Вторая редакция 1 марта 2021 г.

Обновление 3 марта 2021 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.