ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Вновь обратимся к левой стороне.

Литейный пр., 44:

 

 

16 января 2021 г.

 

Собственный особняк архитектора А.Х.Пеля, 1852 - 1853 [1; 4, №1817; 85].

А.Х.Пель построил в Петербурге множество зданий - преимущественно доходных домов. Он начал свою деятельность в 1830-х гг. как представитель классицизма (ампира), но со временем он всё больше отклонялся от ортодоксальных классицистических форм (что соответствовало и общим тенденциям в петербургской архитектуре), и в 1840-х гг. окончательно пришел к эклектике. Данное здание уже безусловно принадлежит этому новому стилю. В оформлении фасада причудливо смешаны мотивы романского стиля и ренессанса.

 

А.Х.Пель построил дом на месте снесенных деревянных строений ([85], листы 1, 2). В 1852 г. он возвел надворные жилые флигели ([85], листы 9-28), и только в 1853 г. приступил к строительству лицевого дома ([85], листы 31-48). Лицевой фасад ([85], лист 31-32):

 

 

 

 

Поперечный разрез ([85], лист 35-36):

 

 

 

Литейный проспект слева. На третьем этаже находится зал с богатой отделкой, обращенный на Литейный проспект большими арочными окнами, расположенными посередине фасада. Отдельно крупнее - фрагмент чертежа с изображением отделки зала:

 

 

 

 

Этот зал изображен на фотографии ателье Буллы 1909 г. [86]:

 

 

 

(Аннотация: Дочь Акимова в зале [Литейный пр, 44]. Акимов Михаил Григорьевич (1847-1914) - председатель Государственного совета [86]. В начале XX в. здание принадлежало Государственной канцелярии при Государственном совете [21].)

Отделка зала немного отличается в деталях от изображения на разрезе, но в целом очень похожа. Окна на Литейный проспект остались за правой границей кадра. Каково нынешнее состояние зала, мне неизвестно.

 

 

 

Следующий дом (Литейный пр., 46) - один из самых интересных на Литейном проспекте.

Чтобы это понять, обязательно нужно войти во двор. Но сначала осмотрим лицевой фасад:

 

 

16 января 2021 г.

 

Этот дом тоже принадлежал архитектору А.Х.Пелю. Он дважды перестраивал дом - в 1843 и в 1865 г. [1]. Фасад, чертеж А.Х.Пеля, 1865 ([48], лист 19-22):

 

 

 

Фасад довольно скромный, но благородный - хороший рядовой дом в стиле эклектики.

На первый взгляд, фасад и сейчас выглядит так же. Но если посмотреть внимательно, то можно увидеть и весьма существенное отличие: ворота в центре фасада выглядят совсем по-другому. Это изменение произошло около 1906 г. [48].

С 1905 г. [21] дом принадлежал действительному статскому советнику, присяжному поверенному Ф.М.фон Крузе, который тогда же построил для себя особняк в глубине двора (см. далее). Очевидно, он захотел, чтобы въезд во двор получил более представительный вид, и в 1906 г. был составлен проект, по которому ворота были существенно повышены, заняли высоту двух этажей и получили новое, пышное оформление; переделан был и балкон над воротами. По ссылкам представлены генеральный план с указанием местоположения ворот ([48], лист 112; особняк владельца - слева наверху), разрешение на "капитальное переустройство ворот с калитками и открытого лицевого балкона в лицевом доме, показанном на плане двора под лит. А, с повышением каменного свода ворот" от 26 июня 1906 г. ([48], обратная сторона того же листа), разрез и план ([48], лист 113). Часть фасада дома с воротами и балконом ([48], лист 114-115):

 

 

 

К сожалению, ни на одном из чертежей нет подписи архитектора.

Ворота и балкон, нынешний вид:

 

 

16 января 2021 г.

 

Оформление ворот и балкона близко к проекту 1906 г.

В то же время внутреннее устройство ворот существенно отличается от проекта (ср. разрез и план): в проекте предусмотрен один проход для пешеходов слева от ворот, причем проезжая и пешеходная части отделяются друг от друга сплошной стеной почти на всем протяжении.

Очевидно, уже в процессе строительства проект был переработан: проходы сделаны по обе стороны от проезжей части, внутреннее пространство ворот получило эффектное оформление в духе неоклассики, с "ампирными" колоннадами:

 

 

16 января 2021 г.

 

С 1908 г. участок принадлежал Е.С.Гукасовой, которая оставалась владелицей до 1917 г. [21]. Для нее в 1908 - 1912 гг. были произведены переделки во дворе по проектам архитектора А.С.Хренова [1]. Двор получил новый, красивый облик в духе неоклассики.

Вид двора от ворот:

 

 

16 января 2021 г.

 

По обе стороны двора - большие флигели, построенные А.С.Хреновым. Дальше, за оградой - сад на территории особняка, а сам особняк виден слева за деревьями.

Однако прежде чем знакомиться с постройками во дворе, обернемся назад и посмотрим, как был переделан дворовый фасад лицевого дома:

 

 

16 января 2021 г.

 

Над воротами надпись: "Anno MCMXII" ("1912 год"). Новый фасад оформлен в духе неоклассики - того ее направления, в котором используются мотивы ренессанса. Благородная отделка дополняется необычной деталью - тремя яркими керамическими медальонами со скульптурами:

 

 

16 января 2021 г.

 

 

И еще раз - вид на дворовый фасад с более далекого расстояния:

 

 

16 января 2021 г.

 

 

Теперь посмотрим на флигели по сторонам двора. Левый флигель:

 

 

16 января 2021 г.

 

Правый флигель имеет такой же фасад:

 

 

16 января 2021 г.

 

Эти два флигеля также выполнены в духе неоклассики с применением мотивов ренессанса.

 

В верхней части флигели украшены картушами, на которых написаны латинские изречения:

 

 

16 января 2021 г.

 

На левом флигеле: "Dies diem docet" - "День учит день" (каждый день учит чему-то новому).

На правом флигеле:  "Domus propria domus optima" - "Свой дом - лучший дом".

 

Между флигелями устроен сад с фонтаном посередине:

 

 

16 января 2021 г.

 

 

Вид в сторону Литейного проспекта - сад, лицевой дом и флигели:

 

 

16 января 2021 г.

 

Этот двор - на мой взгляд, одно из лучших произведений неоклассики в Петербурге, далеко не настолько широко известное, как оно заслуживает.

Автор этой работы А.С.Хренов - довольно своеобразный архитектор. Он в одно и то же время работал в совершенно разных стилях: эклектика, модерн, неоклассика. Можно было бы упрекнуть его в беспринципности, если бы не одно обстоятельство: его работы талантливы, в каком бы стиле он ни работал.

 

 

В глубине двора находится отгороженный от остальной территории сад, в который выходит особняк, построенный в 1905 г. для прежнего владельца дома - Ф.М.фон Крузе. Ограда, отделяющая территорию особняка:

 

 

16 января 2021 г.

 

Подражание знаменитой решетке Летнего сада - разумеется, далеко не таких достоинств, как образец.

Эта ограда появилась раньше, чем флигели, она обозначена уже на генеральном плане 1906 г. ([48], лист 112; особняк слева наверху).

 

Особняк:

 

 

16 января 2021 г.

 

Построен для Ф.М.фон Крузе в 1905 г., арх. И.Э.Муромцев [1]. Суховатая, несколько запоздалая эклектика "академического" направления. На мой взгляд, это здание менее интересно, чем остальные постройки на этом участке. (Хотя примечательно само по себе необычное расположение особняка - далеко в глубине двора доходного дома.) Интерьеры мне неизвестны.

 

 

Выйдем обратно на Литейный проспект. При выходе обратим внимание на металлические створки калитки и ворот:

 

 

16 января 2021 г.

 

 

 

Первая редакция 3 февраля 2021 г.

Обновление 1 марта 2021 г.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.