ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

От Владимирской площади до Пяти углов 

От Пяти углов до Звенигородской улицы  1  2

Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом  1  2  3

Витебский вокзал  1  2  3  4  5  6  7  8

От Введенского канала до Московского проспекта  1  2  3

 

Литература

 

 

Главная страница

 

 

Витебский вокзал (продолжение)

Загородный пр., 52

 

Основные источники информации -  [9-15]. Другие источники оговариваются особо.

 

 

Императорская станция

 

Планы Витебского вокзала и Императорской станции

 

 

Как сказано во вступительной части, Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги получило поручение проложить Императорский путь на Царское Село. Императорская станция в Петербурге была устроена рядом с Витебским вокзалом, со стороны Введенского канала. Она была построена раньше, чем Витебский вокзал, в 1900 - 1902 гг. Автор проекта павильона Императорской станции - С.А.Бржозовский; к павильону примыкал дебаркадер (навес над платформой), спроектированный инженером В.С.Персоном (чуть позже Бржозовский построил Витебский вокзал, а Персон - его дебаркадер.)

 

В советское время Императорский путь был демонтирован. При этом пути и платформа Императорской станции в Петербурге были сохранены и включены в состав Витебского вокзала (сейчас (2020 г.) отсюда отходят пригородные поезда). Сохранился и павильон. Но, к большому сожалению, был разобран навес над платформой, что обеднило облик бывшей Императорской станции.

 

 

Познакомимся со старыми изображениями Императорской станции и осмотрим ее остатки.

Фотография, опубликованная в 1904 г. [42, с. 658]:

 

 

 

Снимок сделан почти с того места, где мы на предыдущей странице окончили осмотр вокзала. От Загородного проспекта вглубь идет дорога к павильону Императорской станции, к которому примыкает величественный металлический навес. Там, где кончается боковой фасад Витебского вокзала, поперек дороги стоит металлическая ограда с воротами. Вот эти ворота крупным планом [9, лист 30] (снимок сделан явно не позже 1902 г.: навес над платформой еще не построен):

 

 

 

Увы, эта изящная малая форма в стиле модерн погибла в советское время.

 

(Большой храм на заднем плане у правого края фотографии - это церковь св. Мирония на Обводном канале, построенная в 1849 - 1855 гг. по проекту К.А.Тона. Эта прекрасная церковь была взорвана в 1934 г. Заметим, что в непосредственной близости от Витебского вокзала, на другой стороне Загородного проспекта стоял еще один монументальный храм Тона - Введенский собор, уничтоженный в 1933 г. Было два храма - ни осталось ни одного...)

 

 

Пройдем вглубь от Загородного проспекта к павильону бывшей Императорской станции.

Начало пути:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

К сожалению, вид на высокую стенку платформы испорчен в конце XX или начале XXI в. длинной одноэтажной пристройкой - павильоном пригородных касс.

 

 

Конец здания Витебского вокзала:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

К платформам Императорской станции поднимается великолепная, монументальная лестница с широкими маршами. К сожалению, ее вид немного испорчен позднейшими решетками.

 

В советское время бывшиe Императорские пути были несколько укорочены, и рядом с тем местом, где они теперь начинаются, была построена еще одна лестница (насколько мне известно, в послевоенные годы):

 

 

24 апреля 2019 г.

 

На мой взгляд, лестница очень хорошо гармонирует со старыми постройками, выглядит так же монументально, как и старая лестница. Жаль только, что теперь и ее вид портят позднейшие высокие решетки.

 

 

Пройдя еще немного, мы подойдем к павильону бывшей Императорской станции:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

 

24 апреля 2019 г.

 

Собственно павильон (без навеса над платформами) был построен в 1900 - 1901 гг. [15]. В 1900 г. С.А.Бржозовский еще не работал в стиле модерн (ср. первоначальный проект фасадов Витебского вокзала, относящийся уже к 1901 году), и фасад павильона Императорской станции еще относится к эклектике. Но в общем характере архитектуры уже есть нечто фантастическое, волнующее - то, что предвосхищает скорый перелом в творчестве архитектора (а в металлических деталях - видимо, появившихся только в 1901 г. - уже довольно явственно видны черты зарождающегося модерна).

 

Павильон и сейчас удивительно красив. Но насколько же Императорская станция была красивее, когда павильон был только частью композиции, в которую входил примыкающий к нему навес над платформой.

Навес проектировал швейцарский инженер В.С.Персон. Можно сказать, что это была "генеральная репетиция" перед строительством грандиозного дебаркадера Витебского вокзала.

В 1902 г., после окончания строительства Персон опубликовал в журнале "Зодчий" статью об этой работе - очень большую, в восьми (!) номерах журнала [43]. Вот некоторые иллюстрации из этой статьи.

Разрез (1902, №32, с. 357):

 

 

 

 

Вид сзади (т.е. со стороны Витебского вокзала) и план (1902, №32, с. 358):

 

 

 

 

Фотография строящегося навеса (1902, №46, с. 519):

 

 

 

 

 

 

 

Общий вид павильона с навесом, фотография 1900-х гг. [15, с. 155]:

 

 

 

Судя по фотографиям, навес был не только замечательным инженерным сооружением, но и обладал художественной выразительностью, выглядел очень величественно. Очень жаль, что его теперь нет. (Впрочем, до наших дней рядом сохраняется другая, еще более монументальная работа Персона - дебаркадер Витебского вокзала.)

От внешнего мира - и от Витебского вокзала, и от дороги, ведущей к павильону - пространство под навесом было отгорожено стенками из металла и стекла. Судя по обозначению на разрезе, непосредственно напротив павильона крыша навеса была остеклена.

Павильон и навес составляли единое целое. Павильон без навеса, как бы он ни был красив, все же очень много потерял. Особенно это чувствуется при взгляде на павильон со стороны платформ:

 

 

29 февраля 2020 г.

 

 

Рассмотрим внутреннее устройство павильона.

План [9, с. 39]:

 

 

 

В центре - вестибюль с лестницей, ведущей на платформу (платформа наверху). Справа помещения императорской половины. Слева свитская комната и различные служебные помещения.

 

Разрез, первоначальный проект С.А.Бржозовского [15, с. 145]:

 

 

 

На разрезе видна отделка вестибюля. В этом проекте она носит характер эклектики.

Однако в дальнейшем (очевидно, в 1901 г.) Бржозовский полностью переработал проект отделки интерьеров, и осуществленные внутренние помещения - это красивое, элегантное произведение модерна.

Вот как стал выглядеть вестибюль, фотография 1900-х гг. [9, лист 29]:

 

 

 

Эта отделка сохранилась. Моя фотография:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

(К сожалению, фотография неудачная: не получились витражи в полукруглом окне и в верхней части дверей. При подготовке данного раздела сайта в феврале - марте 2020 г. я хотел ее перефотографировать, но оказалось, что павильон закрыт на ремонт.)

 

 

Еще некоторые фотографии интерьеров павильона начала XX в.

Зал на императорской половине, фотография К.К.Буллы (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-502/13. Ф-9434 [58]):

 

 

 

Центр композиции - большой камин с диванами по сторонам. Слева вход в кабинет Ее Величества, справа вход в кабинет Его Величества. Через открытые двери видны помещения на половине Его Величества - кабинет и уборная.

 

Еще одна фотография в том же направлении [9, лист 28]:

 

 

 

На дверях в кабинеты ясно видны монограммы: "А" (Александра Федоровна) и "Н" (Николай II).

 

Фотография того же зала в другом направлении - в сторону двери в вестибюль и выхода на платформу [9, лист 28]:

 

 

 

 

Свитская комната [9, лист 29]:

 

 

 

Степень сохранности этих интерьеров мне неизвестна.

 

 

Возвращаемся к Загородному проспекту, попутно смотрим на платформу бывшей Императорской станции и вокзал:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.