ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

От Владимирской площади до Пяти углов 

От Пяти углов до Звенигородской улицы  1  2

Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом  1  2  3

Витебский вокзал  1  2  3  4  5  6  7  8

От Введенского канала до Московского проспекта  1  2  3

 

Литература

 

 

Главная страница

 

 

Витебский вокзал (продолжение)

Загородный пр., 52

 

Основные источники информации -  [9-15]. Другие источники оговариваются особо.

 

Планы этажей Витебского вокзала

 

 

 

На мой взгляд, у Витебского вокзала особенно красивы интерьеры. Они рассмотрены на этой и двух следующих страницах.

 

Как уже сказано во вступительной части, специфическая особенность Витебского вокзала - то, что платформы находятся высоко, на уровне второго этажа. Такое положение определяет сложную пространственную композицию внутренних помещений, которая выразительна уже сама по себе, но еще и дополняется великолепной отделкой в стиле модерн.

Общая композиция интерьеров соответствует проекту С.А.Бржозовского. Разработкой их отделки занимался С.И.Минаш - молодой архитектор, только в 1902 г. окончивший Институт гражданских инженеров. Минаш работал под наблюдением инженера Н.С.Островского. [14; 16, с. 169]

В издании 1908 г. [9, с. 6] отделка интерьеров охарактеризована следующим образом:

"Внутренняя отделка. Внутреннюю отделку в художественном отношении можно разделить на три категории:

1) Помещения для пассажиров I и II классов и Великокняжеские покои; 2) помещения для пассажиров III класса и для производства железнодорожных операций, открытые для публики, и 3) помещения служебные.

Преимущественный интерес с художественной точки зрения представляют залы первой категории, в которых все детали художественно разработаны, не говоря уже про более крупныя работы но живописи п скульптуре, а также про разработку металлическихъ украшений.

Менее художественной отделки в залах второй категории, главное достоинство которых заключается в обилии света и воздуха.

Помещения третьей категории отличаются преимущественно техническим оборудованием, и здесь, естественно, не место чисто художественным украшениям."

Должен сказать, что и помещения второй категории вовсе не носят какого-то упрощенного характера. Они выглядят не менее выразительно, не менее впечатляюще, чем помещения первой категории, и при их осмотре не возникает мысли о том, что отделка здесь более дешевая.

С другой стороны, здесь не было какого-то искусственного разграничения помещений, предназначенных для пассажиров разных классов, все помещения для пассажиров легко сообщаются друг с другом. Пассажиры одно класса могли при желании пользоваться помещениями для пассажиров другого класса. Это не только не возбранялось, но сразу было учтено при проектировании вокзала:

"[...] по проекту, залам для пассажиров I и II классов, (с рестораном и парадными комнатами) придан размер в 119,40 кв. саж., для пассажиров III класса в 139,80 кв. саж. и балкону для дачников в 16,00 кв. саж. (не считая площади уборных) Перемещение части площади в пользу зала I и II классов объясняется стремлением некоторых пассажиров III класса пользоваться залами I и II классов, из-за большей чистоты и ради пользования рестораном, и пассажиров дачных поездов - рестораном."

Благодаря такому подходу и в наше время, когда разделения пассажиров на классы уже давно не существует, помещения вокзала по-прежнему удобны, и фактически для помещений, изначально относившихся к разным категориям, не чувствуется никаких существенных отличий - ни в функциональном отношении, ни в художественном.

 

 

Как уже сказано на позапрошлой странице, со стороны Загородного проспекта устроены три входа в вокзал: слева направо - в бывший вестибюль III класса, в бывшее багажное отделение и в главный вестибюль (бывший вестибюль I и II класса). До конца XX в. действовали все три входа. К большому сожалению, теперь из-за угрозы терактов открыт только второй из названных входов. Это жаль и с точки зрения осмотра интерьеров: наиболее сильным впечатлением был вход с улицы в ошеломляюще величественный главный вестибюль. (Кроме того, скажу и об одной мелочи: во входном тамбуре (на плане первого этажа названном "сени") примечательна отделка нижней части стен - гладкие изразцы темно-бирюзового цвета с орнаментальной полоской наверху. Теперь эту отделку можно только с большим трудом разглядеть в стеклянные двери.)

Предлагаю все же, войдя в вокзал, сразу же, не обращая внимание на архитектуру помещения бывшего багажного отделения, пройти в главный вестибюль и именно с него начать осмотр внутренних помещений:

 

 

27 февраля 2020 г.

 

Название "вестибюль I и II класса", написанное на планах - не вполне точное. Отсюда можно попасть в разные помещения вокзала. внизу слева находится бывшее багажное отделение. Широкая лестница с двумя расходящимися маршами ведет: направо в бывшие зал и ресторан I и II класса, налево к проходу, ведущему в одну сторону в бывший зал III класса, в другую в бывшее помещение для дачных пассажиров и в световой зал, предназначенный для пассажиров всех классов.

Вестибюль занимает всю высоту здания, его высота 9 сажен (19 м) [9, с. 6]. И этой большой высоте соответствует монументальная архитектура. Главный вестибюль - один из самых впечатляющих интерьеров модерна в Петербурге.

Центр композиции - монументальная лестница. Ее первый марш ведет к бюсту Николая I, в царствование которого была открыта первая в России Царскосельская железная дорога. По сторонам от скульптуры - две доски, сообщающие о строительстве Царскосельской железной дороги при императоре Николае I в 1837 г. и Петербурго-Витебской железной дороги при императоре Николае II в 1904 г., а наверху в венках - даты 1837 и 1904.

Конечно, в советское время бюст Николая I (ск. А.К.Тимус [14]) был убран, так же, как и двуглавый орел наверху. На пустой пьедестал был установлен бюст Ленина. (Случай, видимо уникальный: в одном здании были установлены даже два памятника Ленину! О втором памятнике написано на другой странице. Теперь, слава Богу, больше нет ни одного.) Бюст Николая I и двуглавый орел (а также, видимо, доски с первоначальными надписями) воссозданы в начале 2000-х гг.

При всей монументальности, вестибюль выглядит весьма легким, хорошо освещенным со всех сторон. В композиции зала - так же, как и других помещений вокзала - видно зрительное объединение с соседними помещениями (такой прием в XX в. получил название "перетекающих пространств). Внизу слева вестибюль через открытые проемы соединяется с пространством бывшего багажного отделения (справа было такое же объединение с соседними помещениями, которое теперь нарушено - см. чуть дальше). Большие окна слева наверху - полупрозрачные, с витражами, ясно видно, что за ними - еще одно помещение; это бывший зал III класса. Впереди, за полупрозрачными окнами с витражами над лестничной площадкой - бывшая галерея для дачных пассажиров.

Для сравнения покажу сделанную в том же направлении фотографию, помещенную в издании 1908 г. [9, лист 15]:

 

 

 

Здесь видно одно отличие, о котором я не видел никаких упоминаний: наверху, над окнами галереи для дачных пассажиров - очень большое окно, сквозь которое льется яркий свет. Значит, за этим окном не было никакого помещения, а ныне существующее появилось позже. К этому вопросу я вернусь на следующей странице.

 

Осмотрим главный вестибюль во все стороны.

Правая стена:

 

 

27 февраля 2020 г. 7 марта 2020 г.

 

Наверху - живописное панно с видом Одессы, худ. С.И.Дудин [14] (на противоположной стене - вид Петербурга, см. далее).

За окнами с витражами: за правым - кабинет от ресторана, за двумя другими - служебные помещения.

Из трех нижних проемов два были первоначально открытыми и соединялись с соседними помещениями: левый проем вел в помещение с лифтом (см. далее), от среднего начинался закругленный влево коридор, из которого можно было попасть на почту и в телеграф. И только правый проем был застеклен (и притом с витражом) - там размещались дачные (пригородные) кассы. Всё это можно увидеть на плане первого этажа и на  фотографиях в издании 1908 г. [9, листы 16,17]:

 

 

 

Застекление прежде открытых проемов несколько обеднило пространство зала. Остается пожалеть и об утрате витража в окне бывшей кассы.

 

 

Стена противоположная лестнице обращена к Загородному проспекту. Внизу вход (ныне не действующий), а наверху огромное окно с витражом:

 

 

25 февраля 2020 г. 7 марта 2020 г.

 

 

Вновь левая (по отношению к лестнице) стена:

 

 

27 февраля 2020 г. 25 февраля 2020 г.

 

Внизу - бывшее багажное отделение, выше, за окнами с витражами - бывший зал III класса. Наверху стена украшена живописным видом Санкт-Петербурга (худ. В.И.Быстренин [14]).

 

 

И еще раз виды в сторону лестницы:

 

 

27 февраля 2020 г. 25 февраля 2020 г.

 

Правый марш лестницы ведет к Картинному залу (бывшему залу I и II класса). Туда мы и поднимемся. Но прежде чем начинать осмотр зала, обратим внимание на одну подробность.

Как мы видели, в правой стене внизу был открытый проем, через который можно было пройти к лифту. Этот лифт был предназначен для пассажиров - тех, которые не хотели (или не могли по состоянию здоровья) подниматься по лестнице [9, с. 7; 14].

Фотография лифта на первом этаже, помещенная в издании 1908 г. [9, лист 19]:

 

 

 

 

Поднявшись по лестнице на второй этаж, мы увидим здесь дверь того же лифта:

 

 

29 февраля 2020 г.

 

Не знаю, действует ли сейчас лифт. Если и действует, то не для пассажиров. Жаль! Нет той заботы о людях, которая была у строителей вокзала.

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.