ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

От Владимирской площади до Пяти углов 

От Пяти углов до Звенигородской улицы  1  2

Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом  1  2  3

Витебский вокзал  1  2  3  4  5  6  7  8

От Введенского канала до Московского проспекта  1  2  3

 

Литература

 

 

Главная страница

 

 

Витебский вокзал (продолжение)

Загородный пр., 52

 

Основные источники информации -  [9-15]. Другие источники оговариваются особо.

 

Планы Витебского вокзала

 

 

Теперь осмотрим фасады здания и других сооружений вокзала (арх. С.А.Бржозовский) со стороны Винокурцевского проезда. (Название проезда - современное, оно присвоено  в 1988 г. в честь Павла Дмитриевича Винокурцева, милиционера, погибшего в 1941 году на посту во время артобстрела, спасая жизнь ребёнка.)

Такой осмотр будет осмысленным благодаря тому, что мы уже знаем о том, что находится за этими фасадами.

 

Вид вдоль Винокурцевского проезда:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

 

Ближайшая к Загородному проспекту часть бокового фасада вокзала:

 

 

14 марта 2020 г.

 

В середине этой части фасада - большое окно лестницы (бывшей III класса). Справа от него - также помещения бывшего III класса: внизу вестибюль, наверху буфет. Слева - во всех трех этажах служебные помещения (на третьем этаже - бывшая квартира первого помощника  начальника станции).

 

Примерно напротив левого края этой части проезд был перегорожен металлической оградой, проходившей от зданий вокзала к зданию Управления Санкт-Петербургской сетью дорог Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. За этой оградой находился двор прибытия. В ограде были сделаны ворота для проезда извозчиков. (См. [9, с. 41; местоположение ограды видно на одной из старых фотографий здания Управления.)

Далее влево следует часть фасада, обращенная в бывший двор прибытия:

 

 

14 марта 2020 г.

 

В середине - большое окно лестницы прибытия. Справа - внизу выход из вестибюля прибытия, наверху служебные помещения. Слева - внизу бывший выход из зала для выдачи багажа, наверху - начало ограждающей стенки навеса над платформами (у купола № 5 над лобовой платформой).

 

Навесы над выходами слева и справа от лестницы прибытия:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

 

Вид назад на фасад по Винокурцевскому проезду:

 

 

29 февраля 2020 г.

 

 

Продолжение пути:

 

 

14 марта 2020 г.

 

Отсюда тянется подпорная стенка платформы № 5 (бывшей № IV, см. генеральный план).

 

 

На первом отрезке платформа проходит под большим шатром дебаркадера (инж. В.С.Персон):

 

 

14 марта 2020 г. 29 февраля 2020 г.

 

Описание в издании 1908 г. [9, с. 19]:

"Платформа № 4 и помещения под ней. В пределах покрытия шатрами платформа №4 основана на двух стенах [...], из которых одна, внутренняя, поддерживает насыпь, другая же, наружная, ограничивает со стороны двора прибытия помещения, устроенные под платформой. На указанных двух стенах устроено перекрытие [...] Таким образом, под платформой образовалось крытое пространство длиною около 37 саж., разделенное на семь отдельных помещений, предназначенных частью для складов, частью же, в случае необходимости, под жилые помещения, для чего сделаны предварительные приспособления для устройства их отопляемыми."

Внизу хорошо видно деление на семь отсеков, в каждом из которых расположены дверь и два окна по сторонам от нее.

Наверху - стеклянная стена дебаркадера.

 

 

Далее общий большой навес над платформами заканчивается, после чего начинается стеклянная стена более низкого навеса (козырька), расположенного отдельно над платформой № 5 (бывшей № IV). Фотография в издании 1908 г. [9, лист 9]:

 

 

 

Хотел бы обратить особое внимание на подпорную стенку в этом месте. Две двери - это выход из пассажирского тоннеля, устройство которого рассмотрено на предыдущей странице. три окна выше и левее выходят на лестницу, спускающуюся в тоннель. Еще левее внизу - маленькая дверь и окошко служебного помещения, расположенного под лестницей.

У правого края фотографии вдали - одна из глав Введенского собора, расположенного на другой стороне Загородного проспекта.

 

 

Современная фотография того же места:

 

 

29 февраля 2020 г.

 

Как уже сказано на предыдущей странице, пассажирский тоннель действовал, по меньшей мере, до 1980-х гг. Сохраняются и двери выхода из тоннеля (только без навеса), и три окошка, расположенные на лестнице, спускающейся в тоннель (хотя вход на лестницу с платформы заделан, см. предыдущую страницу). Дверь и окошко служебного помещения заделаны - видимо, недавно: еще видны их следы.

Введенский собор снесен в 1933 г.

Обращает на себя внимание то, насколько менее красивы стали навесы. Форма большого навеса над платформами стала проще, элементарнее. Вероятно, его переделка была все же вызвана какой-то технической необходимостью. Но что выглядит уже настоящим вандализмом - это замена переплетов стеклянной стены низкого навеса над платформой другими, упрощенными.

 

 

Продолжаем наш путь:

 

 

29 февраля 2020 г.

 

Навес оканчивается, дальше идет низкая платформа.

 

Через некоторое время мы увидим вход в бывшее почтовое помещение и почтовый тоннель (см. также генеральный план):

 

 

29 февраля 2020 г.

 

Описание в издании 1908 г. [9, с. 21]:

"Почтовые устройства. Почтовые грузы, как отбывающие, так и прибывающие, обслуживаются совершенно независимо от пассажирского здания. Для этой операции назначены две платформы: почтовая платформа прибытия, составляющая продолжение пассажирской платформы № 4 [теперь № 5 - С.П.], и отправления - на продолжении платформы № 1 [теперь № 2 - С.П.]. Обе эти платформы деревянные, покрытые крышей, опирающейся на деревянные столбы.

Прибывающие почтовые вагоны подаются по пути № VII к почтовой платформе прибытия и с нее почтовые грузы помощью лифта № 7 [...] опускаются в почтовое помещение, находящееся под платформой со стороны двора прибытия, откуда они грузятся на фургоны.

Отправляемые почтовые грузы доставляются в то же почтовое помещение, откуда по особому тоннелю, расположенному поперек всех станционных путей направляются в камеру под почтовой платформой отправления и подымаются помощью лифта № 5 на уровень платформы для погрузки в почтовый вагон.

В случае, если бы пути № I и VII оказались занятыми, для нагрузки и выгрузки почты имеются специальные тупики.

[...]"

Как видно из фотографии, теперь эта система не работает. Могу предположить, что тоннель за воротами существует и сейчас.

 

 

Пройдя еще небольшое расстояние, мы увидим два станционных сооружения, рассмотренные на предыдущей странице, где представлены их фотографии со стороны вокзала.

Бывший пакгауз для грузов большой скорости (1900-е; искажен современной облицовкой):

 

 

29 февраля 2020 г.

 

 

Центральный пост (1900-е, арх. С.А.Бржозовский):

 

 

29 февраля 2020 г.

 

 

Здесь Винокурцевский проезд оканчивается тупиком. Соответственно, и платформа оканчивается у центрального поста.

На этом мы заканчиваем осмотр Витебского вокзала.

 

 

Вид из Винокурцевского проезда в сторону Загородного проспекта. Впереди задний фасад станции метро "Пушкинская":

 

 

29 февраля 2020 г.

 

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.