ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

От Владимирской площади до Пяти углов 

От Пяти углов до Звенигородской улицы  1  2

Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом  1  2  3

Витебский вокзал  1  2  3  4  5  6  7  8

От Введенского канала до Московского проспекта  1  2  3

 

Литература

 

 

Главная страница

 

 

Витебский вокзал (продолжение)

Загородный пр., 52

 

Основные источники информации -  [9-15]. Другие источники оговариваются особо.

 

Планы Витебского вокзала

 

 

Продолжаем осмотр интерьеров (арх. С.А.Бржозовский, С.И.Минаш, при участии Н.С.Островского).

Мы спустились по лестнице главного вестибюля на первый этаж. Здесь главный вестибюль соединяется тремя открытыми проемами с помещением бывшего багажного отделения. Вид этого помещения от главного вестибюля:

 

 

25 февраля 2020 г.

 

Описание зала в издании 1908 г. [9, с.8]:

"Багажный зал. Все железнодорожные операции [...] сосредоточиваются в обширном зале, расположенном в первом этаже вдоль по фасаду, между обоими вестибюлями, и имеющем отдельный подъезд (средний по фасаду), предназначенный для всех пассажиров, приезжающих на вокзал с багажом. Пол зала из плиток; плоское перекрытие поддерживается столбами: стены выполнены в гладкой штукатурке.

В середине зала находится огороженное деревянными стенками пространство, в котором помешаются все кассы: пассажирские дальнего следования и багажные. Далее от входа, почти во всю длину зала, тянется обитый железом прилавок для приема багажа. Далее багаж направляется на тележках через тоннель, длиною в 86.00 сажен, к подъемным машинам, помощью коих он поступает на соответствующую платформу, прямо к багажному вагону. Другие подъемные машины служат для доставки багажа, прибывающего с поездом.

Освещается зал помощью дуговых фонарей. Служебный его характер делает излишними какие-либо художественные украшения."

(Последняя фраза вызывает удивление: художественные украшения здесь как раз есть - хотя бы капители...)

 

Фотография зала в том же издании [9, лист 20]:

 

 

 

Снимок сделан в сторону главного вестибюля. Справа деревянные павильоны касс, расположенные по обеим сторонам от входа в вокзал. Остается пожалеть, что не сохранились эти красивые сооружения с резным декором в стиле модерн.

 

Позже (очевидно, уже в советское время), кассы были отсюда убраны, а площадь багажного отделения сократилась - теперь оно находится только в глубине здания. Бывший багажный зал превратился в один из залов ожидания.

Вид зала в наше время - снимок примерно в том же направлении:

 

 

27 февраля 2020 г.

 

Теперь, в связи с угрозой терактов, вход в бывший багажный зал стал единственным входом в здание для пассажиров. При входе установлены рамки.

 

Интересная, необычная деталь - причудливые капители столбов с фантастическими масками:

 

 

25 февраля 2020 г.

 

В последние годы под каждой капителью установлены светильники. Благодаря им маски особенно хорошо видны. Но все-таки лучше бы этих светильников не было: они искажают вид капителей.

 

 

Еще одна фотография:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

Мебель в зале - по виду старая. Но я не думаю, чтобы такие скамейки стояли здесь с самого начала. Возможно, они и изготовлены уже в советское время.

 

 

Бывший багажный зал сообщается с соседними помещениями через открытые проемы с двух его концов: с одного конца - главный вестибюль, а с другого - бывший вестибюль отправления III класса. Выйдем в него. Вид вестибюля от бывшего багажного зала:

 

 

27 февраля 2020 г.

 

 

Вид в сторону выхода на Загородный проспект и деталь - окошко бывшей дачной кассы:

 

 

27 февраля 2020 г. 25 февраля 2020 г.

 

Дверь ведет в тамбур (на плане - "сени"), через который осуществлялся вход и выход. Потоки входящих и выходящих пассажиров разделены художественной решеткой в стиле модерн:

 

 

25 февраля 2020 г.

 

К сожалению, теперь, в связи с угрозой терактов, положение изменилось: оба прохода используются только для выхода.

 

 

Пространство вестибюля соединено с пространством лестницы (бывшей III класса):

 

 

24 апреля 2019 г. 27 февраля 2020 г.

 

 

В облике лестницы главную роль играют перила в стиле модерн, с характерными изгибающимися, извивающимися линиями:

 

 

24 апреля 2019 г. 25 февраля 2020 г. 24 апреля 2019 г.

 

На первой фотографии видна площадка второго этажа. Последняя фотография сделана с этой площадки, видна лестница, ведущая выше, в служебные помещения.

 

Образец художественного металла - бра на лестнице (такие же бра украшают вокзал и во многих других местах):

 

 

24 апреля 2019 г.

 

 

С площадки второго этажа стеклянные двери ведут в бывшие помещения III класса: направо - в буфет, прямо - правая дверь в зал ожидания, левая в проход к световому залу.

 

Буфет:

 

 

7 марта 2020 г.

 

 

 

Зал III класса, фотография из издания 1908 г. [9, лист 24]:

 

 

 

Снимок сделан в сторону главного вестибюля (он виден за окнами).

 

Так же, как и в других помещениях, здесь виден первоклассный модерн.

Это помещение и сейчас используется как зал ожидания (только без указания класса). Я еще помню то время, когда в зале стояла старая мебель. Увы, в 1980-х гг. она исчезла. Но и сейчас этот зал очень красив. Вид в ту же сторону и фрагмент отделки стены (сейчас в этом месте кассы дальнего следования):

 

 

25 февраля 2020 г.

 

 

Вид в противоположном направлении:

 

 

25 февраля 2020 г.

 

Впереди за двумя левыми стеклянными дверями и окнами над ними - буфет (мы его уже видели; теперь двери заперты и вход в буфет - только с лестницы), третья дверь - выход на лестницу. Последняя дверь в правой стене - к проходу в световой зал (как уже сказано, можно подойти туда и непосредственно с лестницы, минуя зал ожидания). Пройдем туда.

Проход в световой зал:

 

 

27 февраля 2020 г.

 

Описание светового зала в издании 1908 г. [9, с. 16]:

"Лобовая платформа. Все четыре продольные платформы соединены у пассажирского здания поперечной лобовой платформой, расположенной параллельно зданию. Наименьшая ширина ее равна 7,50 саж. Ближайшая к пассажирским залам часть лобовой платформы покрыта арками и отделена от остальной части стеклянной стеной на металлическом каркасе, и вследствие применения покрытия арок в виде теплой крыши, образует род удобного и светлого зала ожидания для пассажиров. Три двери в стеклянной стене дают возможность удобного сообщения с продольными платформами. От светового двора платформа отделена высокими перилами, через проемы, в которых ведут проходы к служебным помещениям, к пассажирскому залу III класса, в вестибюль I и II класса и к винтовой лестнице вниз светового дворика."

Фотография в том же издании [9, лист 13]:

 

 

 

Уютное, светлое помещение. Криволинейные металлические конструкции уже благодаря своей форме созвучны эстетике модерна. К этому добавляются выполненные в этом стиле решетки, отгораживающие световой двор, и лепные украшения стены (здесь эти детали не очень хорошо видны, на других фотографиях мы увидим их лучше).

Стена из металла и стекла, отделяющая световой зал от платформы - слева, в этом ракурсе она почти не видна. Впереди высокая дверь, ведущая в зал I и II класса, и такое же высокое окно того же зала, выходящее с этой стороны в световой двор, а слева - более низкая дверь, ведущая в помещение, примыкающее к залу I и II класса. В правой стене дальше всего от нас - окна галереи для дачных пассажиров; ближе - дверь в проход к главному вестибюлю; на верхнем этаже, а справа от двери также на первом этаже - окна служебных помещений.

 

Современная фотография в том же направлении:

 

 

25 февраля 2020 г.

 

В целом зал хорошо сохранился. Жаль только, что справа вместо прежних скамеек в стиле модерн стоят современные стандартные сидения.

Небольшие изменения (по существу, второстепенные для облика зала): впереди левая дверь превращена в широкое окно (то ли справки, то ли администратора); над бывшей галереей для дачных пассажиров надстроен этаж (подробнее об этом сказано на предыдущей странице).

 

 

Очень красив вид вниз, в световой двор с ярко выраженными декоративными формами модерна, в который выходят окна служебных помещений:

 

 

24 апреля 2019 г. 25 февраля 2020 г. 25 февраля 2020 г.

 

 

Вид светового зала от выхода из Картинного зала (бывшего зала I и II класса):

 

 

25 февраля 2020 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Справа видна стеклянная стена, за которой находится платформа. Стекла раньше были прозрачными, и данное помещение было зрительно связано с платформами и железнодорожными путями. К сожалению, теперь стекла затянуты пленкой.

Судя по приведенному выше описанию 1908 г., в стеклянной стене были три двери, ведущие на платформу. Теперь (по меньшей мере, с 1970-х гг.) открыта только одна дверь - в дальнем от нас конце.

Рядом с выходом стоит памятник. Подойдем к нему:

 

 

27 февраля 2020 г.

 

Эта стена прорезана окнами расположенных в двух этажах служебных помещений. Окна расположены неравномерно, и в широком простенке между парами окон поставлен памятник. Первоначальный памятник был установлен в советское время - и это был памятник Ленину. (Редкий случай! В одном здании появилось аж два памятника Ленину! Второй - бюст в главном вестибюле, вместо бюста Николая I. Теперь, слава Богу, больше нет ни одного.)

В наше время памятник Ленину был отсюда убран, а на его месте в день празднования 170-летия железных дорог России 30 октября 2007 г. был открыт памятник действительно достойному человеку - Францу Антону Герстнеру, строителю Царскосельской железной дороги - первой железной дороги в России. Автор памятника - скульптор С.А.Щербаков [44].

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.