САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОТЫ ИЗМАЙЛОВСКОГО ПОЛКА
К востоку от Измайловского проспекта
Московский проспект от 1-й Роты (1-й Красноармейской ул.) до Обводного канала а б в
Тарасовский переулок (ул. Егорова) а б в
Гарновская улица (Советский пер.)
Роты (Красноармейские улицы)
1-я а б 2-я а б 3-я а б 4-я а б 5-я а б 6-я а б 7-я а б
Софийская улица (Угловой переулок)
К западу от Измайловского проспекта
Лермонтовский проспект от Троицкого проспекта до Обводного канала а б в
Заротная улица (13-я Красноармейская ул.) а б
Роты (Красноармейские улицы)
8-я а б 9-я 10-я а б 11-я а б 12-я а б
1-я Рота
1-я Красноармейская ул.
1-я Рота (ныне 1-я Красноармейская ул.) находится в восточной части района Рот Измайловского полка. Так же, как и другие шесть Рот в этой части, она проходит от Московского проспекта до Измайловского проспекта.
Вид улицы от Московского проспекта:
8 сентября 2012 г.
(Эта фотография помещена также в разделах "Троицкий собор Измайловского полка" и "Московский проспект...".)
Впереди над домами возвышаются купола Троицкого собора (1827 - 1835 гг., арх. В.П.Стасов).
Дом на левом углу Московского проспекта (1-я Красноармейская ул., 2/23):
18 февраля 2019 г.
(Эта фотография, а также представленные далее старые изображения дома помещены также в разделе "Московский проспект".)
Дом был построен в 1877 - 1878 гг. архитектором В.В.Николя [1]. Представление о первоначальном виде дома дает фрагмент старой фотографии [6е] (фотографию целиком можно посмотреть в разделе "Московский проспект"):
Эклектика ("стиль Людовика XVI" в довольно упрощенном виде). Важную роль в облике дома играл граненый эркер на третьем этаже.
В 1894 или 1897 г. по проекту С.П.Кондратьева [1] были надстроены пятый этаж и мансарда. Фиксационный чертеж фасада по Забалканскому проспекту, 1898 г. ([104], лист 12-13):
Фасад по Московскому (в то время Международному) проспекту, панорама из двух снимков 1939 г. [105] (я немного исправил совмещение снимков):
Эркер на третьем этаже был сохранен. Кроме того, появились шатры со шпилями на углу и по краям обоих фасадов (фасад по 1-й Роте см. далее на этой же странице); впрочем, судя по фотографии, роль шатров в облике дома была не очень велика.
В советское время (между 1939 г. и началом 1960-х гг.) вместо мансарды был надстроен шестой этаж, при этом исчезли шатры. Очевидно, тогда же был уничтожен и эркер. Дом совершенно обезличен и в нынешнем виде не представляет интереса по архитектуре.
Дом на правом углу Московского проспекта (1-я Красноармейская ул., 1/21):
18 февраля 2019 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Здание ремесленных классов ремесленного училища имени цесаревича Николая. 1893 - 1895, арх. А.В.Малов [1]. Эклектика.
Первоначально здание было трехэтажным, оно хорошо видно на фотографии 1939 г. [121]:
Позже был надстроен четвертый этаж. Надо сказать, что надстройка произведена тактично, с сохранением стиля. У здания довольно красивые строгие "академические" фасады.
Бывшее главное здание ремесленного училища имени цесаревича Николая находится на следующем участке по правой стороне улицы, имеющем тот же адрес - 1-я Красноармейская ул., 1 [23, том второй №248; 50, отдел II, с. 71,72]. До нашего времени оно дошло в сильно перестроенном виде, и сначала я покажу старые фотографии этого здания (слева из [50], справа из [23]):
Здание было построено в 1872 - 1874 гг. по проекту Н.П.Гребенки и М.А.Макарова. (По данным [50], автором первоначального проекта был Гребенка, а Макаров доработал проект.)
Н.П.Гребенка - видный петербургский архитектор, наиболее активно работавший несколько раньше - в 1840 - 1860-х гг., а М.А.Макаров был очень популярен именно в 1870-х гг. Сотрудничество двух талантливых мастеров архитектуры эклектики дало, по-моему, очень хороший результат - эффектный, красивый фасад в неороманском "стиле".
В центре фасада - звонница домовой церкви св. Николая Чудотворца. Сама церковь находилась на третьем этаже в середине здания. Интерьер церкви с золоченым иконостасом был оформлен по проекту М.А.Макарова.
В 1896 г. по проекту А.В.Малова церковь была расширена и повышена, и для нее сделан отдельный вход с лестницей (судя по левой фотографии, этот вход был у левого края фасада - навес над ним увенчан маленькой луковичной главкой с крестом). Фотография церкви, 1913 г. [203]:
(Изображение немного обработано. Оригинал )
Стены церкви были покрыты многочисленными лепными украшениями. Церковь была вытянута вдоль фасада с запада на восток, а с севера к ней примыкал притвор. В центральной части церкви был квадратный купол. Иконы в иконостасе, а также изображение св. Николая на фасаде выполнил художник Д.Н.Мартынов. [23, 50]. На фотографии слева перед иконостасом - очевидно, резная сень в память о кончине Александра II, изготовленная в 1881 г. учениками по эскизу архитектора Н.В.Набокова [23].
Примечание. В [23] помещена другая фотография церкви (без указания источника), для меня довольно загадочная: на ней видны голые стены, почти без декора. Думаю, что это какое-то неудачно отретушированное изображение.
К сожалению, это красивое здание перестроено в 1930-х гг. для Военно-механического института (ныне Балтийский государственный технический университет):
21 февраля 2019 г.
Мрачное, грубое здание, конечно, выглядит гораздо хуже прежнего.
Любопытно, что большей частью сохранена форма окон первых трех этажей. (А до недавнего времени - по меньшей мере, до конца XX в. - на втором этаже даже сохранялись старинные фигурные оконные переплеты; увы, теперь их нет.)
У следующего дома по правой стороне (1-я Красноармейская ул., 3-5-7-9, правый корпус) фасад не менее красив. К сожалению, уже последние лет 10 - 15 он в плохом состоянии, а в последние годы некоторые его части затянуты сеткой (2020 г.). Слева открытка, датируемая 1900 - 1904 г. [6х], справа моя фотография 21 февраля 2019 г.:
Доходный дом Т.Тарасовой, построен в 1858 - 1859 гг. - одно из многих строений на принадлежавшем купцам Тарасовым большом участке, другой стороной выходящем на набережную Фонтанки, 114, 116 (где находится не только один из нескольких доходных домов, но и принадлежавший им же увеселительный сад - ныне Измайловский сад).
Ранняя эклектика (необарокко). Очень красивы и общая композиция (еще близкая к классицизму - с портиком в центре и двумя ризалитами по краям), и сочные лепные украшения, живо напоминающие дворцы Растрелли:
18 февраля 2019 г.
Так же хороши и балконные решетки. Балкон в центре фасада на втором этаже с датой постройки:
18 февраля 2019 г.
Сколько я помню этот балкон (с середины 1960-х гг.), здесь всегда были только три цифры: "1 59 года". Восьмерка отвалилась уже когда-то давно.
Левый балкон и расположенная под ним маска на замковом камне ворот:
18 февраля 2019 г.
Такая же маска - над правыми воротами. Несомненно, и над центральными воротами была маска - но теперь ее нет (см. предыдущую фотографию).
Своя неожиданная красота есть во внутреннем дворе (вход через центральные ворота), благодаря хорошо найденной детали - полукруглому фронтончику на дальней от ворот стене:
18 февраля 2019 г.
Как следует из подписи на старой открытке (см. выше), в этом доме (вероятно, в части лицевого корпуса) размещалась 10-я гимназия. (Эти данные подтверждаются и в адресной и справочной книге "Весь Петербург" [17].)
Но кто же автор этого красивого здания? В [1, 4] названы имена трех архитекторов, строивших этот дом: К.К.Андерсон, Р.И.Кузьмин и А.И.Ланге - все трое выдающиеся мастера. Понять, какова роль каждого из них, можно, обратившись к материалам [122].
Первый проект дома был составлен в 1854 г. Генеральный план ([122], фрагмент листа 39-41):
1-я Рота слева. Данный дом выделен красным цветом.
Здесь представлен весь лист целиком - генеральный план всего большого участка между 1-й Ротой и Фонтанкой. На плане стоят подписи двух архитекторов: внизу слева - А.А.Кулакова (она видна на представленном фрагменте), внизу справа - К.К.Андерсона. На каждом из остальных чертежей (фасад, разрезы, планы - листы 42 - 53) стоит подпись только одного архитектора - К.К.Андерсона. Очевидно, его и следует считать автором проекта (какова роль А.А.Кулакова, неясно).
Проект фасада, подписанный К.К.Андерсоном (лист 44-46):
Ранняя эклектика, красивый неоренессансный фасад. Но этот фасад, конечно, не имеет ничего общего с существующим. И план - с двумя внутренними дворами и двумя световыми шахтами - тоже не такой, какой будет осуществлен (см. далее).
Новый проект составил в 1855 г. архитектор Р.И.Кузьмин. Генеральный план (фрагмент листа 58-59):
(Весь план целиком с подписью Кузьмина см. здесь.)
Именно такие очертания и имеет план существующего здания (см. карту "Яндекса" в режиме "Спутник" или "Гибрид").
Фасад - чертеж, подписанный Р.И.Кузьминым (лист 88-90):
В деталях проект отличается от осуществленного фасада (в глаза бросается прежде всего треугольный, а не лучковый фронтон в центре), но общая идея именно такая - великолепное необарокко, воскрешающее архитектуру Растрелли.
По неизвестным мне причинам строительство дома задержалось. Оно началось только через три года, в 1858 г., и строительством занялся уже другой архитектор - А.И.Ланге. Генеральный план (фрагмент листа 86-87):
По ссылкам представлены весь план целиком с подписью А.И.Ланге и разрешение на строительство от 5 июня 1858 г. (на обратной стороне листа).
А.И.Ланге принял за основу план Р.И.Кузьмина (литеры А и Б), но предусмотрел расширение дома в сторону нынешнего Державинского переулка (литеры Г и D). Кроме того, посередине дворов должны были быть построены здания служб (литера Е). Однако судя по более поздним чертежам в [122], эти дополнения не были осуществлены, и очертания плана построенного дома практически соответствуют проекту Р.И.Кузьмина.
Проект фасада А.И.Ланге тоже несколько переработал (лист 91-94):
Именно в таком виде и осуществлен фасад.
Отмечу одно обстоятельство. На каждом из чертежей, относящиеся к этому проекту (в основном, листы 86 - 125), стоит подпись А.И.Ланге. И только на одном чертеже ее нет - на чертеже фасада. Вероятно, Ланге по скромности не стал приписывать себе измененный им проект Кузьмина.
Подведем итоги.
Проект К.К.Андерсона не был осуществлен, и его едва ли можно называть в числе авторов существующего здания. Фактически авторами являются два архитектора - Р.И.Кузьмин (автор первоначального проекта) и А.И.Ланге (переработавший проект и осуществивший строительство).
В заключение скажу также об одной мелочи.
Здесь можно посмотреть один из чертежей А.И.Ланге - надворные фасады при взгляде в направлении от 1-й Роты (лист 97-101); слева не осуществленное расширение, справа существующий двор. Эти фасады в проекте носят утилитарный характер; полукруглого фронтона, который мы видели во дворе, нет.
Этот фронтон появился позже. Вот генеральный план 1869 г. (фрагмент листа 166-170):
(Здесь представлен весь лист целиком - план, подписанный архитектором Н.А.Газельмейером.)
1-я Рота справа. На надворном флигеле (литера N) сделана надпись: "Кровля, пострадавшая от пожара, бывшего 8 июля 1869 года".
Н.А.Газельмейер восстановил кровлю после пожара и при этом немного изменил надворный фасад. Проект фасада, подписанный Газельмейером (лист 171-173):
Итак, эта выразительная деталь дворового фасада появилась в 1869 г. по проекту Н.А.Газельмейера.
Слева от этого дома, на углу нынешнего Державинского переулка стоит еще один (под тем же адресом: 1-я Красноармейская ул., 3-5-7-9), тоже принадлежавший Тарасовым (сравнение со старой открыткой показывает, что его фасад полностью сохранился):
18 февраля 2019 г.
Этот дом построен раньше, чем предыдущий - в 1843 г., арх. И.И.Гальберг [4]. Формально архитектура близка классицизму, но здесь уже ничего не остается от свойственного этому стилю благородства. Фактически - прозаическое утилитарное строение.
Здесь можно посмотреть чертеж, подписанный И.И.Гальбергом ([122], лист 13-16).
Здания на левой стороне имеют меньшие масштабы и носят преимущественно фоновый характер.
1-я Красноармейская ул., 2 (правая часть участка) построен в 1876 г., арх. А.М.Яворский [1]. Фасад, фиксационный чертеж 1876 г. ([104], лист 3-4):
Довольно красивый фасад в стиле эклектики.
Этот дом составлял единое домовладение с соседним слева домом на углу Забалканского (ныне Московского) проспекта (1-я Красноармейская ул., 2/23, см. в начале страницы). В 1894 и 1897 г. оба дома были надстроены по проектам С.П.Кондратьева [1]. Фасады по 1-й Роте двух надстроенных домов, фиксационный чертеж 1898 г. ([104], листы 14-17):
На мой взгляд, эта надстройка несколько испортила фасад правого дома. Позже (скорее всего, уже в советское время) здание было надстроено еще на один этаж. Современная фотография:
18 февраля 2019 г.
Довольно красивые, эффектные первые три этажа - и упрощенческая, совершенно не гармонирующая с нижней частью надстройка (не только последний этаж, но и предпоследний).
1-я Красноармейская ул., 4:
18 февраля 2019 г.
1876, арх. Е.И.Ферри-де-Пиньи [1]. Эклектика. Неплохой рядовой дом.
1-я Красноармейская ул., 6 (левая часть участка):
18 февраля 2019 г.
Первоначально - особняк И.С.Мальцева, 1856, арх. К.-Г.Альштрем; надстроен [1]. Вероятно, фасад ободран. В существующем виде - совершенно безликая постройка.
1-я Красноармейская ул., 6 (правая часть участка):
18 февраля 2019 г.
Здание магазина "Хрусталь" Ю.С.Нечаева-Мальцева, 1915, арх. Н.П.Степанов [1]. Неоклассика. Может быть, я слишком пристрастен, но я не люблю такую архитектуру. На мой взгляд, одно из многих шаблонных, похожих друг на друга подражаний ампиру, появившихся перед первой мировой войной и во время войны (в условиях военного времени строилось не так уж много, но в проектах была распространена именно такая архитектура - достаточно просмотреть номера "Зодчего", чтобы в этом убедиться). Довольно мрачная, грубая архитектура. Интерьер, стилизованный под ампир, пожалуй, красивее.
Насколько я помню, в 1960-х гг. в этом здании размещался банк. Начиная с 1970 - 1980-х гг., оно используется как отдел ЗАГС и Дворец бракосочетаний.
(Продолжение на следующей странице.)
© Прохоров С.О.