САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПРОСПЕКТ
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Вид от Адмиралтейского проспекта
19 февраля 2025 г.
Вознесенский проспект (в 1923-1991 гг. проспект Майорова) проходит от Адмиралтейского проспекта до Фонтанки. Название проспекта происходит от стоявшей на нем Вознесенской церкви, преступно уничтоженной в 1936 г.
Это одна из трех улиц "петербургского трезубца", начинающихся в центре города напротив башни Адмиралтейства и расходящихся в разные стороны. Две другие улицы, составляющих "трезубец" - Невский проспект и Гороховая улица. Невский проспект существовал еще со времени Петра I, а Гороховая улица и Вознесенский проспект проложены в 1737 г. по проекту, разработанному в 1737 г. Комиссией о Санкт-Петербургском строении во главе с архитектором П.М.Еропкиным в связи с перепланировкой огромного района города, пострадавшего от пожара. Вскоре именно в этот район переместился центр города, до этого располагавшийся на Васильевском острове.
Перспективу всех трех улиц замыкает башня Адмиралтейства. Такое градостроительное решение было не только рациональным, но и породило замечательный художественный эффект: на очень большой площади (охватываемой Фонтанкой) из самых разных мест видна башня Адмиралтейства, ставшая своеобразным символом Петербурга. Во время прогулки мы будем время от времени оглядываться назад и любоваться видами на башню.
Итак, Вознесенский проспект начинается в самом центре Петербурга, в районе, активно посещаемом туристами. Я на этой стране постараюсь не уделять слишком много внимания зданиям, по которым и так имеется очень обширная литература, и в большинстве случаев ограничусь только краткой информацией (см., например, [1-4]).
Первый отрезок Вознесенского проспекта проходит от Адмиралтейского проспекта до Исаакиевской площади. Всю правую сторону проспекта на этом отрезке занимает бывший дом Лобанова-Ростовского (треугольный в плане; Вознесенский пр., 1 - Адмиралтейский пр., 12 - Исаакиевская пл., 2). Вид с угла Вознесенского и Адмиралтейского проспектов:
21 февраля 2025 г.
Этот прекрасный ампирный дом, построенный в 1817-1819 гг., - вероятно, первая значительная петербургская постройка архитектора О.Монферрана. (А на заднем плане - купол Исаакиевского собора (1818-1858), ставшего делом жизни Монферрана; к сожалению, во время подготовки сайта верхняя часть была на ремонте; позже я, вероятно заменю эту фотографию.)
Я не буду здесь подробно писать об этом общеизвестном памятнике архитектуры. Подробнее остановлюсь на домах на противоположной, левой стороне проспекта, которые путеводители обычно обходят вниманием. Изображение планов этих домов в Сенатском атласе 1798 г. [5, лист IV] и на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [6]:
К концу XVIII века (к 1798 году) на этом участке уже стояли сплошной линией каменные дома. Позже они перестраивались.
Первый дом по левой стороне расположен на углу Адмиралтейского проспекта (Вознесенский пр., 2/10). К 1828 году на этом участке был дом с замкнутым внутренним двором.
В 1844-1845 гг. дом был перестроен для купца 1-й гильдии И.А.Аверина ([7], листы 1-6). Генеральный план ([7], лист 1-2):
Справа вверху от генерального плана написано: "А. Желает над существующим трехэтажным с подвалом каменном доме надстроить четвертый этаж и переменить фасад вследствие этой надстройки по приложенным чертежам на трех листах. […]". У нижнего края справа - подпись архитектора А.П.Гемилиана.
По ссылке можно посмотреть второй лист, также подписанный А.П.Гемилианом ([7], лист 3-4) - разрезы и дворовые фасады, с показанием линии надстройки. Третий лист - лицевой фасад по Адмиралтейской площади (ныне Адмиралтейскому проспекту; [7], лист 5-6):
Высочайше утвержден 26 октября 1844 г.
Я должен сказать, что этот фасад странным образом противоречит разрезам на втором листе: на лицевом фасаде не видно окон надстроенного этажа. Получается, что надстройка фактически произведена только со стороны двора. (И это на самом деле так: дом и сейчас со стороны двора на один этаж выше, чем со стороны улицы.) Интересно также, что на чертеже фасада нет подписи Гемилиана, зато есть другая подпись: "Помощник архитектора Пономарев". Вероятно, именно Пономарева и следует считать автором лицевого фасада (а может быть, он участвовал и в соответствующем изменении плана надстроенного этажа?).
Чертеж 1850 г. ([7], лист 9-10; это проект устройства двери, в остальном чертеж фактически фиксационный):
Осуществленный фасад почти полностью соответствует проекту, только на углу не сделан балкон на втором этаже.
Фиксационный чертеж 1902 г. ([8], лист 20-25; на чертеже показаны оба фасада и закругленная угловая часть):
Современная фотография:
19 февраля 2025 г.
Фасады хорошо сохранились. Эклектика. Приятный скромный дом. Красоту фасадам придают, пожалуй, прежде всего необарочные наличники верхнего этажа.
Примечание. Как мы видели, у этого дома, очевидно, два автора - А.П.Гемилиан и Пономарев. В то же время в [1] этот дом указан только в списке зданий А.П.Гемилиана, а в списке зданий Пономарева он отсутствует, что, видимо, неправильно.
Следует сказать, что этот дом, сыграл значительную роль в истории русской живописи, о чем сообщает мемориальная доска: "В этом доме с 1866 по 1870 год жил и работал крупнейший русский художник Иван Николаевич Крамской. Здесь же помещалась организованная им артель, объединившая передовых художников-реалистов 60-х годов".
На следующем участке по левой стороне (Вознесенский пр., 4) к концу XVIII в.(см. выше план в Сенатском атласе 1798 г.) был каменный лицевой дом и флигели, охватывающие двор с трех других сторон. Фасад дома, фиксационный чертеж 1874 г. ([9], лист 28-30):
Это был примитив "безо всякой архитектуры". Когда именно фасад приобрел такой вид, мне неизвестно, но, во всяком случае, имеется более ранний фиксационный чертеж - 1859 г. ([9], лист 13-15), на котором фасад выглядит точно так же.
И лицевой дом, и флигели были перестроены в 1874-1875 гг. для жены надворного советника Н.Д.Брюст-Лисицыной ([9], листы 24-47). Генеральный план ([9], лист 24):
На обратной стороне - разрешение на "надстройку на лицевом 4-хэтажном каменном доме, обозначенном на плане под лит. А, и на таковых же надворных флигелях лит. Б [описка, должно быть «В» - С.П.] 5-тых этажей с переоштукатуркою вновь лицевого фасада и с устройством с надворной стороны дома лит. А фотографического павильона; постройку в связи с лицевым домом и существующих внутри двора флигелей [так, падежи не согласованы] 5-тиэтажных же каменных флигелей лит. Б с образованием световых двориков, производство других внутренних и наружных работ", 15 апреля 1874 г.
На генеральном плане стоит подпись автора проекта - архитектора А.А.Кузьмина.
Фасад ([9], лист 25-27):
Эклектика ("стиль Людовика XVI"), рядовой дом.
Фиксационный чертеж 1902 г. ([10], лист 10-12):
Здесь видны некоторые изменения по сравнению с проектом.
Во-первых, изменен центральный ризалит - не только декор, но и расположение окон: три окна расположены на месте проектировавшихся четырех. В результате фасад стал выразительнее. Правда, при этом оказалась слегка нарушена симметрия - слева от ризалита шесть осей, справа пять; но это можно заметить, только специально пересчитывая оси по фасаду.
Во-вторых, второй этаж теперь сплошь облицован "шубой". (Такая же облицовка второго этажа показана и на чертеже 1911 г., [10], лист 24-26.) Но в конце концов "шубой" оказался облицован и весь фасад! Когда это произошло, мне неизвестно (можно и предположить, что изображение на чертежах 1902 и 1911 г. неточное...). Фотография 1949 г. [11]:
(В оригинале изображение зеркально перевернуто; здесь эта ошибка исправлена. У левого края видна часть фасада дома по Вознесенскому пр., 2/10.)
Современная фотография:
19 февраля 2025 г.
Облицовка "шубой" придает фасаду своеобразный, запоминающийся облик. Здание и сейчас выглядит весьма красиво. И все же следует заметить, что в XX веке (а может быть, отчасти и уже в XXI веке?) погибли некоторые красивые детали.
На фотографии 1949 г. еще видны украшения наверху, под карнизом. Теперь они ободраны.
Еще одна утраченная красивая деталь - узорчатые металлические ворота, запечатленные на фотографии К.В.Овчинникова 26 марта 1978 г. [12]:
На следующем участке (Вознесенский пр., 6) стоит новое здание, построенное уже в начале XXI века. Прежде чем его рассматривать, познакомимся с историей прежнего здания на этом месте.
В Сенатском атласе 1798 г. (см. выше) на участке показан каменный лицевой дом, а за ним, во дворе каменные и деревянные флигели. На плане Шуберта 1828 г. уже виден каменный дом с внутренним двором. Лицевой фасад, фиксационный чертеж 1887 г. ([13], лист 25-27):
В это время фасад еще сохранял черты переходной архитектуры от барокко к классицизму последней трети XVIII в.
Этот чертеж был сделан в связи с перестройкой дома, проект которой был составлен архитектором Р.Е.Шварцем для генерал-лейтенанта М.Г.Лерхе ([13], листы 13-27). Генеральный план ([13], лист 13):
На чертеже стоит подпись Р.Е.Шварца. По ссылке представлена обратная сторона листа - разрешение на "надстройку 4-го мансардного этажа на существующем каменном 3-хэтажном лицевом доме лит. D, постройку 4-хэтажной каменной лестницы лит. А с устройством парадного входа с улицы и металлического зонтика над входными дверями, постройку 4-хэтажной черной лестницы лит. В, застройку разрыва между существующими каменными флигелями таковою же одноэтажною частью лит. С и оштукатурку вновь лицевого фасада" от 6 июля 1887 г.
Фасад ([13], лист 22-24):
Высочайше утвержден 30 августа 1887 г.
В проекте дом выглядит довольно эффектно благодаря живописной мансарде с шатрами. Однако реально проект был исполнен в усеченном виде - осуществлено только изменение отделки фасада старого дома, а мансарда не построена. Фиксационный чертеж 1893 г. ([13], лист 42-44):
Без мансарды фасад утратил свое очарование, оказался обезличен.
В 1893 г. дом был перестроен для купца М.И.Дернова ([13], листы 28-47). Генеральный план ([13], лист 35):
На плане стоит подпись автора проекта - И.Н.Иорса. На обратной стороне - разрешение на "надстройку двух этажей на каменном 3-хэтажном лицевом доме, обозначенном на плане двора под лит. А, и на таковом же 3-хэтажном флигеле лит. Б и лестнице лит. В", 23 июля 1893 г.
Фасад ([13], лист 45-47):
Фотография А.С.Шишкова, 1990 (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-Б-20644 н [14]):
Эклектика, довольно красивый фасад. Пожалуй, не лучшая, но вполне достойная работа И.Н.Иорса - техника, работавшего на уровне хорошего архитектора.
Аннотация к фотографии: "Дома, идущие на капитальный ремонт по Генеральному плану реконструкции города. Проспект Майорова, дом 6 (Вознесенский проспект)". Увы, капитальный ремонт так и не был проведен, а в 2007 г. здание было снесено и на его месте к 2011 г. был построен новый отель:
19 февраля 2025 г.
Пожалуй, само здание и неплохо выглядит. Но оно вызывает отторжение, потому что построено на месте не менее красивого дома XIX века.
Следующий дом в этом ряду стоит на углу Малой Морской улицы (Вознесенский пр., 8/23):
19 февраля 2025 г.
В отличие от предыдущих трех домов, этот дом широко известен, и я ограничусь краткой информацией о нем.
Доходный дом Я.Шиля, построен в 1832 г., арх. А.Х.Пель (см., например, [1]). Классицизм (ампир), неплохой рядовой дом. Он известен тем, что в нем жил молодой Ф.М.Достоевский и здесь он был арестован в 1849 г.
Далее Вознесенский проспект выходит на Исаакиевскую площадь. Прежде чем идти по площади, оглянемся назад на пройденный нами небольшой отрезок проспекта:
19 февраля 2025 г.
Уже отсюда открывается эффектный вид на башню Адмиралтейства (первая башня была построена в 1704 г., перестраивалась в 1732-1738 гг., арх. И.К.Коробов, и в 1806-1823 гг., арх. А.Д.Захаров [3]). Мы еще много раз будем оглядываться назад и смотреть на башню с разных расстояний.
Итак, проспект проходит по Исаакиевской площади. Мы все же не будем подробно рассматривать здания на ней - они слишком хорошо известны и много раз описаны. Ограничимся только краткой информацией [1-4], и то только по тем зданиям, которые выходят непосредственно на Вознесенский проспект.
Следующий отрезок проспекта проходит между Малой и Большой Морскими улицами (до 1993 г. - ул. Гоголя и ул. Герцена) непосредственно по восточной стороне Исаакиевской площади. Здесь, на левой стороне проспекта расположены здания двух гостиниц - "Англетер" и "Астория":
19 февраля 2025 г.
Здание гостиницы "Англетер" расположено на углу Малой Морской улицы (Вознесенский пр., 10/24). Фотография 1975 г. [15] (в то время гостиница носила название "Ленинградская"):
Здание было перестроено из более старого в 1845 г., арх. А.Робен. Строгие фасады в духе ранней эклектики.
Это здание не было каким-то шедевром архитектуры (хотя, может быть, и "политически неправильно" так говорить...), и сама гостиница никогда - ни до, ни после революции - не выделялась каким-то комфортом или иными достоинствами. В то же время гостиница "Англетер" приобрела широкую известность из-за происшедшего в ней трагического события: 28 декабря 1925 г. в одном из ее номеров покончил с собой великий русский поэт С.А.Есенин (как известно, существует и другая версия: это было не самоубийство, а убийство, организованное ОГПУ).
Старое здание не сохранилось. Оно было признано аварийным и снесено в 1987 г., несмотря на активные протесты зарождавшегося в это время градозащитного движения.
На месте снесенной гостиницы построен новодел (корпус гостиничного комплекса "Астория") с фасадами, повторяющими фасады снесенного здания:
19 февраля 2025 г.
Рядом с "Англетером", на углу Большой Морской улицы (Вознесенский пр., 12/39) стоит гостиница "Астория":
19 февраля 2025 г.
Эта знаменитая фешенебельная гостиница построена в 1911-1912 гг. по проекту Ф.И.Лидваля. Здание представляет собой выдающееся произведение архитектуры начала XX века (с чертами модерна и неоклассики).
Следующий отрезок Вознесенского проспекта первоначально проходил между Большой Морской улицей и Мойкой также по восточной стороне площади в южной ее части. В середине XIX в. форма южной части площади была изменена - площадь в этом месте была расширена на восток и получила прямоугольную форму; одновременно Синий мост через Мойку был намного расширен, его ширина теперь равна ширине южной части площади - около 100 метров. Проспект в этом месте фактически прерывается, его продолжение следует уже после пересечения Мойки.
Пройдем по западной стороне площади к тому месту, где продолжается Вознесенский проспект. По пути обратим внимание на монументальное здание на южной стороне Исаакиевской площади - Мариинский дворец (Исаакиевская пл., 6 - пер. Антоненко, 1 - Вознесенской пр., 14):
19 февраля 2025 г.
Дворец построен в 1839-1844 гг., арх. А.И.Штакеншнейдер. (Он выходит боковым фасадом на Вознесенский проспект, но этот фасад мы рассмотрим на другой странице.) Сейчас в здании размещается правительство Санкт-Петербурга.
Перед дворцом стоит памятник императору Николаю I, открытый в 1859 г. (общая композиция - арх. О.Монферран, конная скульптура - ск. П.К.Клодт, скульптуры и рельефы на пьедестале - ск. Р.К.Залеман и Н.А.Рамазанов).
Мы подошли к Мойке, к продолжению Вознесенского проспекта. Вид на Мойку с Синего моста вправо, вниз по течению:
21 февраля 2025 г.
Итак, мы прошли посещаемую туристами часть города, по которой имеется многочисленная литература и о которой мы ограничились в основном только краткой информацией (за исключением трех домов в начале Вознесенского проспекта). На следующих страницах рассмотрение архитектуры зданий будет существенно более внимательным.
Перед тем как продолжать путь по Вознесенскому проспекту, оглянемся назад и полюбуемся видом на Исаакиевскую площадь:
21 февраля 2025 г.
(К сожалению, верхняя часть Исаакиевского собора на ремонте. Я намерен заменить фотографию, когда ремонт закончится.)