ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Мы вышли к Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова). Проспект пересекает канал по Вознесенскому мосту:

 

 

29 мая 2008 г.

31 марта 2012 г.

 

(Эти фотографии помещены также на других страницах:  1  2 )

Мост перестроен из более старого в 1957 - 1958 гг. (инж. Б.Б.Левин, арх. Л.А.Носков) [45].

 

 

Далее по левой стороне расположена территория, на которой стояла Вознесенская церковь, давшая название проспекту (Вознесенский пр., 34 - наб. канала Грибоедова, 76).

Церковь Вознесения представляла собой очень ценный памятник архитектуры. К большому прискорбию, она была уничтожена богоборческой властью. История этой церкви рассмотрена в разделе "Екатерининский канал (канал Грибоедова)". Здесь я повторяю только основные данные в сокращенном виде и часть иллюстраций.

Церковь строилась с 1755 до 1769 г.; колокольня была закончена только в 1787 г. Строительство церкви начал архитектор А.Ф.Вист, но после технической неудачи (обрушение строившейся колокольни) эту работу продолжил другой архитектор - А.Ринальди, один из лучших петербургских архитекторов того времени. В начале 1810-х гг. церковь была отремонтирована и существенно переделана выдающимся архитектором Л.Руска. В 1860-х гг. были переделаны купола по проекту архитектора М.И.Сапегина. В 1796 г. на углу проспекта и набережной была построена часовня, которая в 1885-1886 гг. была перестроена архитектором Г.И.Карповым.

Вид церкви с угла Екатерининского канала и Вознесенского проспекта, фотография ателье Буллы, 1910-е гг.:

 

 

 

Сложная история строительства отразилась на внешнем облике церкви: в нем сочетались черты барокко, сохранявшиеся от первоначального храма А.Ринальди, и формы классицизма, появившиеся при перестройке Л.Руска.

Особенно хороша была стоявшая непосредственно на Вознесенском проспекте колокольня, сохранявшаяся в первоначальном виде. Ее считали одной из самых красивых в Петербурге. Фотографии конца XIX - начала XX в. (автор правой фотографии - Е.Ф.Феофанов):

 

 

 

Интерьер, фотография Е.Ф.Феофанова:

 

 

 

Иконостас принял такой вид в 1852 г., когда он был повышен на один ярус по проекту В.Е.Моргана.

 

 

В 1923 г. указом св. патриарха Тихона церковь получила ранг собора. В 1935 г., накануне праздника Вознесения храм был закрыт, а в сентябре 1936 г. взорван. Тогда же, в 1930-х гг. на месте церкви была построена школа:

 

 

19 февраля 2025 г.

 

Конечно, эта посредственная сталинская архитектура никоим образом не компенсирует потерю красивого храма.

 

Еще одна школа была построена в 1930-х гг. на углу канала Грибоедова, на месте церковной ограды с часовней. Это здание было разрушено во время Великой Отечественной войны. (Имеются фотографии 1945 г., запечатлевшие руины школы [46а-в].)

После войны на месте разрушенного построено новое школьное здание:

 

 

21 февраля 2025 г.

 

Такая же посредственная архитектура, со специфическим "сталинским" перековеркиванием классицизма.

 

 

До нашего времени сохранились различные дома, ранее принадлежавшие Вознесенской церкви. Они находятся на обширной территории вокруг церкви (Вознесенский пр., 34 - наб. канала Грибоедова, 74). Дома, расположенные на набережной к северо-востоку от бывшей церкви (наб. канала Грибоедова, 74), рассмотрены в разделе "Екатерининский канал (канал Грибоедова)". Здесь мы рассмотрим дома, расположенные по другую сторону от церкви - к югу от нее (Вознесенский пр., 34).

Один из домов выходит одним фасадом на Вознесенский проспект, а другим, боковым обращен в ту сторону, где стояла церковь. Это доходный дом Вознесенской церкви ([47], листы 70-84). Дом построен по проекту, составленному архитектором Г.И.Карповым в 1871 г. и утвержденному в 1872 г. Генеральный план ([47], лист 70-71):

 

 

 

Справа у нижнего края подпись: "[14 янв.?] 1871. Епархиальный архитектор Карпов". По ссылке представлено разрешение на "постройку каменного 3-хэтажного на нежилом подвале дома лит. А и при нем каменных же одноэтажных нежилых служб лит. В, проложение по двору подземельной трубы с устройством при ней в то же время форменного колодезя, как назначено синими чертами" от 28 февраля 1872 г. ([47], лист 84).

Фасады, обращенные к церкви и на проспект ([47], листы 74-75 и 72-73):

 

 

 

Оба чертежа подписаны Карповым. Фасады Высочайше утверждены 5 апреля 1872 г.

 

Фотография 1949 г. [48]:

 

 

 

 

Эклектика ("стиль Людовика XVI"), неплохое рядовое здание

 

Современная фотография:

 

 

19 февраля 2025 г.

 

Фасад в целом сохранился, хотя есть и утрата: почти полностью исчез декор венчающего фриза.

 

Еще один дом находится в глубине, за первым домом. Это здание общества попечения о бедных при Вознесенской церкви. Общество возникло в 1869 г.; позже оно получило название "Общество попечения о бедных в память Императора Александра II". При обществе были богадельня и приют-школа. [49, с.36,37; 50, вып.4, с.113]

Проект специального здания для богадельни и приюта при обществе был составлен в 1880 г. К сожалению, из проектных чертежей в [47] сохранились только два - генеральный план (лист 99-102) и фасад (лист 184-185):

 

 

 

 

 

На генеральном плане стоит подпись автора проекта - архитектора И.А.Аристархова.

 

Фотография, помещенная в издании 1909 г. [50, вып.4, с.113]:

 

 

 

Эта фотография свидетельствует о том, что проект И.А.Аристархова был осуществлен. Фасад, обращенный к церкви (на фотографии - слева), соответствует проекту.

Примечание. В [1] данное здание отсутствует в списке работ И.А.Аристархова.

Впрочем, есть и отступления от проекта. На генеральном плане показано два флигеля (литеры А и Б), а построен только один (литера А). Во-вторых, местоположение построенного флигеля - не совсем такое, как на генеральном плане: он стоит немного ближе к церкви, так что его фасад продолжает линию бокового фасада рассмотренного выше доходного дома. Современная фотография - на переднем плане доходный дом, на заднем плане здание бывшего общества попечения о бедных (теперь административное здание):

 

 

19 февраля 2025 г.

 

Позже этот флигель был расширен (в сторону противоположную Вознесенскому проспекту) больше чем в два раза. Современные фотографии:

 

 

28 марта 2025 г. 19 февраля 2025 г.

 

Когда было расширено здание?

Мне известен генеральный план, датированный 1898 г., на котором здание показано еще в прежних размерах ([47], лист 135-140; сведения об этом чертеже см. на другой странице сайта). Таким образом, расширение произошло не ранее 1898 г. К сожалению, более точные данные мне неизвестны.

Примечание. Приведенная выше фотография, опубликованная в 1909 г. в [50], не может ничем помочь в датировке: в этом издании нередко использовались старые фотографии.

 

 

Прежде чем уходить из двора обратно на Вознесенский проспект, обратим внимание на современный дом, стоящий еще дальше от проспекта, в глубине двора:

 

 

19 февраля 2025 г.

 

Точное время постройки и имя архитектора мне неизвестны. На мой взгляд, живописное здание, вполне соответствующее духу дворового пространства.

 

Вид в обратную сторону, к Вознесенскому проспекту:

 

 

19 февраля 2025 г.

 

На переднем плане дом общества попечения о бедных, дальше доходный дом Вознесенской церкви. Пройдем в эту сторону и вернемся на Вознесенский проспект.

 

 

Итак, мы закончили осмотр домов, принадлежавших Вознесенской церкви. Следующий участок по левой стороне проспекта находится на углу Екатерингофского проспекта, ныне пр. Римского-Корсакова (Вознесенской пр., 36/11).

Изображение этого участка в Сенатском атласе 1798 г. [5, лист XVIII]:

 

 

 

На участке стояли три каменных флигеля, выходившие фасадами на оба проспекта.

 

Чертежи 1860 г. - план части Петербурга, генеральный план, фасады флигелей ([51], лист 1-3):

 

 

 

К этому времени очертания плана остались такими же, как в 1798 г. Кроме генерального плана, на листе изображены также лицевые фасады двух флигелей (в которых устраиваются новые двери) - фасад флигеля по Вознесенскому проспекту у левой межи и фасад углового флигеля по Екатерингофскому проспекту. На обоих фасадах видны тонкие детали отделки в духе архитектуры переходной от барокко к классицизму последней трети XVIII в.

 

Фасады целиком по Вознесенскому и Екатерингофскому проспектам изображены (несколько менее подробно) на фиксационных чертежах 1868 г. ([51], листы 65-68 и 61-64):

 

 

 

Наиболее интересен был фасад углового дома по Вознесенскому проспекту, с пилястрами и с изящными лепными украшениями.

 

В 1868 г. для действительного статского советника Ф.Н.Челищева был составлен проект доходного дома ([51], листы 4-41, 61-76). Генеральный план ([51], лист 4):

 

 

 

На чертеже стоит подпись автора проекта - архитектора Огюста (Августа Антоновича) Пуаро. На обратной стороне - разрешение на "постройку каменных лицевых 3-хэтажных домов под лит. В, В’, В’’ и G’ с таковыми же надворными флигелями под лит. D, Е, С, G, Н, [неразборчиво] под лит. G на месте существующего каменного строения и одноэтажных каменных же служб лит. F, [неразборчиво] перестройку каменного 3-хэтажного углового дома лит. А под один общий фасад с новыми постройками, устройство помойной ямы [неразборчиво] лит. у и проложение по двору подземельных труб 2 [неразборчиво] с [неразборчиво], как показано синими чертами лит. g’ ", 2 июля 1868 г.

Итак, в состав нового здания включается старый угловой дом, а все другие постройки сносятся и на их месте строятся новые части здания. Фасады по Вознесенскому и Екатерингофскому проспектам ([51], листы 69-72 и 73-76):

 

 

 

Интересно, что А.А.Пуаро сохранил в общих чертах (к сожалению, все-таки с утратой изящных мелочей) старый фасад углового дома по Вознесенскому проспекту, а фасады остальных частей оформил по образцу этого фасада. Впрочем, такое решение вполне естественно для своего времени: старый фасад был выполнен в формах аналогичных французскому стилю Людовика XVI, а в архитектуре эклектики конца 1860-1870-х гг. было очень популярно использование мотивов этого стиля.

 

Проект был осуществлен, за одним исключением: не была построена часть дома, примыкающая к участку Вознесенской церкви. Ее не было ни к 1870 г. ([51], лист 42), ни к 1874 г. Наконец, в 1874 г. вместо этой так и не построенной части было решено построить по другому проекту четырехэтажный флигель. Этот новый проект также составил А.А.Пуаро ([51], листы 58-60, 77-80?). Генеральный план, подписанный Пуаро ([51], лист 58):

 

 

 

На обратной стороне - разрешение на "постройку вновь 4-хэтажного каменного лицевого по Вознесенскому проспекту дома по плану лит. А, таковых же в связи с ним 4-хэтажных надворных флигелей лит. В.С.D, надстройку 3-го этажа на существующем 2-хэтажном надворном каменном флигеле лит.А’, постройку вновь 2-хэтажных каменных сараев для дров лит. Е, [заделку] некоторых внутренних дверных пролетов в существующем угловом 3-хэтажном лицевом доме с перестройкою в том же доме существующей каменной лестницы лит. К, устройство вновь помойной ямы лит. G и проложение подземельных труб с форменными колодезями", 1 мая 1874 г.

Лицевой фасад этой части здания получил новое, совершенно самостоятельное оформление ([51], лист 59-60):

 

 

 

Этот проект осуществлен.

 

К большому сожалению, в 2025 г., когда я подготавливал данный раздел сайта, этот дом (и основная его часть, и флигель по Вознесенскому проспекту) был на ремонте. В будущем, после окончания ремонта я намерен сфотографировать дом. А пока придется поместить здесь только старую фотографию - ателье Буллы, начало 1910-х гг. [52]:

 

 

 

 

 

 

Первая редакция 12 июля 2025 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.