САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рассмотрим дома на правой стороне проспекта на отрезке от Садовой улицы до Фонтанки (напротив того места, где был Ново-Александровский рынок, а теперь стоит Дом легкой промышленности). Изображение этого отрезка в Сенатском атласе 1798 г. [5, лист XXI] и на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [6]:
На втором участке от угла (Вознесенский пр., 47) стоят два дома, всегда составлявшие единое домовладение. В Сенатском атласе 1798 г. на этом участке показаны деревянные строения, а в левой части - каменный лицевой дом и примыкающий к нему дворовый флигель, вытянувшийся вдоль левой межи. Очевидно, лицевой фасад этого дома изображен на не датированном фиксационном чертеже ([81], лист 18а):
Отделка фасада относится, очевидно, к второй половине XVIII в.
В 1822 г. для жены действительного статского советника Зиновьевой был составлен проект каменного четырехэтажного доходного дома ([81], лист 1-4):
Справа внизу - надпись (очевидно, на немецком языке): "Сор. n. d. Natur F.C.Wilster" ("Копировал с натуры Вильстер"). Сведения об архитекторе И.Ф.Вильстере имеются в [82]. Надпись, как мне кажется, неоднозначная: непонятно, был ли Вильстер автором проекта, или только выполнил техническую работу, или вообще был копировщиком.
В шапке написано: "Литер А и №1-й, вновь построить каменное жилое строение в четыре этажа на погребах и покрыть железом". Такая надпись позволяет думать, что весь каменный дом строится на пустом месте, в том числе и на месте подлежащего сносу каменного строения в левой части участка (см. Сенатский атлас 1798 г.). Однако генеральный план заставляет усомниться в этом: на нем показана линия, очерчивающая границу этого старого здания; вероятно, фактически предусматривалась его перестройка и включение в новый дом. И более поздние чертежи показывают, что эти сомнения не напрасны.
В проекте предусмотрен четырехэтажный дом со строго симметричным ампирным фасадом. Однако на деле этот проект был осуществлен не полностью. Фиксационный чертеж 1874 г. ([81], лист 43-45):
Реально была построена только новая, правая часть дома. А слева остался старый флигель XVIII века. Такое сочетание выглядело довольно уродливо - тем более, что, судя по этому чертежу, со временем был утрачен декор старого флигеля.
В 1873-1874 гг. были произведены перевтройки для купца И.Н.Блейхмана по проектам архитектора К.К.Андерсона ([81], листы 19-48). Сначала, в 1873 г. Андерсон выполнил проект поперечного флигеля в глубине двора и служб за ним, на заднем дворе ([81], листы 19-30). По ссылкам представлены генеральный план, подписанный Андерсоном, и разрешение на строительство от 2 апреля 1873 г. ([81], две стороны листа 19). Затем, в 1874 г. дошла очередь и до лицевого дома ([81], листы 31-48). Генеральный план ([81], лист 31):
На плане также стоит подпись К.К.Андерсона (в нижнем правом углу). Слева внизу пояснения к плану (в частности, "В - вчерне отстроенные здания" - это проектировавшиеся перед этим флигель и службы). По ссылке представлено разрешение на "надстройку 3-х этажей на существующем лицевом 2-хэтажном каменном доме, означенном на плане под лит. А, и на примыкающей к нему части 2-хэтажного каменного надворного флигеля лит. А’, надстройку одного этажа также на 2-хэтажном каменном надворном, расположенном вдоль левой межи флигеле лит. Б и изменение лицевого фасада 4-этажного каменного дома, с обращением в первом этаже одного окна в дверь и устройством над оною металлического на кронштейнах зонтика и замену в том же доме Г всех ветхих закладных рам новыми" от 13 марта 1874 г. (обратная сторона того же листа). Можно также посмотреть чертеж надстраиваемой части - разрез лицевого дома и фасад флигеля ([81], лист 40-42).
При этой перестройке Андерсон изменил лицевые фасады обеих частей дома - и той, которая надстраивалась (лит. А на генеральном плане), и другой, не подвергаемой ремонту (лит. Г). Новые фасады ([81], лист 46-48):
По-прежнему сохранилось деление на две части, с двумя разными фасадами - оба хорошие рядовые работы в духе эклектики ("стиль Людовика XVI").
Современные фотографии:
19 февраля 2025 г.
Фасады вполне хорошо сохранились.
На следующем участке по правой стороне (Вознесенский пр., 49) в Сенатском атласе 1798 г. (см. выше) показаны только деревянные постройки.
На чертеже 1822 г. ([83], лист 1-4) на генеральном плане уже показаны не только деревянные строения, но и два каменных флигеля на левой меже, причем один из них выходит торцовым фасадом на красную линию Вознесенского проспекта. Второй флигель находится в глубине двора, и по данному проекту 1822 г. он удлиняется (судя по более поздним чертежам, проект был осуществлен).
В 1824-1825 гг. на участке было предпринято большое строительство для купца Булыгина ([83], листы 9-16, 21-24). В 1824 г. был составлен проект, по которому флигель, выходящий торцом на проспект, был надстроен третьим этажом и намного расширен вправо, на всю ширину участка, а со стороны двора был пристроен еще один флигель - по правой меже ([83], лист 9-12):
В шапке написано: "Под №1-м желает в отмену утвержденных в августе [месяце?] 1820 года чертежей, каменное дозволенное в два этажа производимое строение сделать в три этажа с некоторой переменою в отделке. [Под] №2-м построить каменный в три этажа флигель." Упоминание прежнего проекта 1820 года выглядит довольно загадочно: на чертеже 1822 г. ([83], лист 1-4) этот проектировавшийся в 1820 г. дом никак не обозначен на генеральном плане. Но как бы то ни было, данный проект 1824 г. был осуществлен.
Справа внизу - надпись: "Подпис. Архитектор Димерт". В наше время эту фамилию пишут немного по-другому: Диммерт. Итак, автор проекта - архитектор Е.И.Диммерт, работавший в Петербурге в 1820-1840-х гг.
Отдельно крупно - лицевой фасад:
Ампир (поздний классицизм). Характерная для своего времени строгая, довольно благородная архитектура.
В 1825 г. Е.И.Диммерт составил друг за другом два проекта надворных флигелей. По одному из них ([83], лист 13-16; одобрен 13 мая 1825 г.) между лицевым домом и флигелем в глубине на левой меже была встроена новая, соединившая их часть. По этому же проекту должен был быть построен еще один флигель - поперечный, но эта часть проекта не была осуществлена. Вместо этого Диммерт составил в том же 1825 году другой проект, по которому флигель был построен не поперек двора, а дальше в глубину, у задней межи ([83], лист 21-24; одобрен 2 сентября 1825 г.):
Этот флигель получил полноценный ампирный фасад (фрагмент того же листа крупнее):
В 1850 г. архитектор Л.Я.Тиблен выполнил перестройки; владелицей дома была Э.М.Тиблен - вероятно, жена архитектора ([83], листы 31-60). Лист с генеральным планом и фасадами надворных флигелей ([83], лист 31-34):
На листе стоит подпись Л.Я.Тиблена. В соответствии с проектом и лицевой дом, и флигели надстраиваются четвертым этажом и, кроме того, встраиваются новые части здания в разрывы между флигелями, так что теперь дом имеет замкнутый внутренний двор. Были ли построены службы посередине двора, мне неизвестно; сейчас этого флигеля нет.
Лицевой фасад надстраиваемого дома ([83], лист 39-40):
Слева внизу надпись: "Проект составлял архитектор Тиблен". Отделка нижних этажей должна быть несколько изменена, со смягчением ставшего старомодным классицистического характера. На мой взгляд, такое изменение - в худшую сторону, фасад становится скучным.
Современная фотография:
19 февраля 2025 г.
К счастью, проект Тиблена не был выполнен до конца: классицистическая отделка Е.И.Диммерта на первых трех этажах сохранилась.
Войдем во двор и посмотрим, как выглядит сейчас флигель, построенный Диммертом в 1825 г. Этот флигель несколько изменил свой вид в 1850 г. по проекту Л.Я.Тиблена; посмотрим фрагмент приведенного выше листа 1850 г.:
Флигель надстроен на один этаж. Кроме того, по краям к нему непосредственно примыкают новые флигели, так что его фасад стал короче. Но отделка фасада в соответствии с проектом Тиблена должна была остаться прежней.
Современная фотография:
28 марта 2025 г.
Увы. Теперь вся ампирная отделка исчезла, да еще и появились неуместные лежачие окна в центре. От фасада Диммерта остались только арочные ниши.
На следующем участке (Вознесенский пр., 51) и в Сенатском атласе 1798 г., и на плане Шуберта 1828 г. (см. выше) показаны деревянные постройки, и только далеко в глубине, на заднем дворе два каменных строения - как следует из чертежа 1856 г. (см. чуть дальше), сарай и навес. Несколько позже был построен каменный флигель поперек двора (также см. чертеж 1856 г.).
В 1856 г. для владельца - инженер-штабс-капитана Розова был составлен проект каменного лицевого дома с примыкающими к нему флигелями ([84], листы 15-33). Генеральный план ([84], лист 17):
Кроме прочего, план интересен и пояснениями к нему, благодаря которым понятно, какие строения уже существовали к тому времени: в глубине стоял каменный трехэтажный флигель, а за ним, на заднем дворе - сохранявшиеся еще с XVIII века каменные строения - дровяной сарай и навес, а также несколько более поздняя прачечная.
Новый лицевой четырехэтажный дом с примыкающими флигелями строится на месте еще сохранявшихся деревянных строений. На чертеже стоит подпись автора проекта - архитектора Г.-Ф.Шудана, датированная 11 ноября 1856 г.
Фасад ([84], лист 15-16):
Высочайше утвержден 30 мая 1857 г. Эклектика, скромный рядовой дом.
В 1865-1866 гг. фасад был несколько усовершенствован ([84], лист 45-46):
В центре, над воротами должен появиться большой навес на металлических колонках с балконом над ним, и еще балконы - на третьем и четвертом этажах. Фасад Высочайше утвержден 16 декабря 1865 г.
Подписи автора проекта на чертеже нет. Но, как мне кажется, в данном случае можно предположить, что автором был сам владелец - военный инженер Розов. Дело в том, что имеется чертеж, подписанный Розовым - вероятно, предварительный вариант проекта фасада ([84], лист 42-43; на обратной стороне кем-то написано: "1865"):
В этом проекте предусмотрено решение необычное для жилого дома: внизу по всей длине фасада тянется галерея на металлических колонках. Однако уже на чертеже галерея перечеркнута, а в окончательном проекте она сократилась до навеса над воротами. (Жаль. Такой дом был бы местной достопримечательностью...)
Фотография 1949 г. [85]:
Сохранились и отделка фасада, и добавленные позже балконы. Существовал ли реально когда-нибудь навес над воротами, мне неизвестно.
Современная фотография:
19 февраля 2025 г.
Увы, и здесь не обошлось без утрат: ободран декор верхнего этажа. Впрочем, дом и сейчас выглядит приятно - прежде всего благодаря балконам...
На участке с современным адресом: Вознесенский пр., 53 в Сенатском атласе 1798 г. (см. выше) показаны деревянные постройки и одно каменное здание - расположенный далеко в глубине примерно квадратный в плане флигель. Такое же положение зафиксировано на плане Шуберта 1828 г.
В 1843 г. для купчихи Пальгуновой был составлен проект каменного четырехэтажного доходного дома. Генеральный план ([86], лист 1-4):
К лицевому дому примыкают два дворовых флигеля. В глубине участка сохраняется старый флигель, построенный до 1798 г.
На генеральном плане фамилия автора проекта названа почему-то даже дважды: слева внизу "На под. подп. Архитектор Цим", справа внизу "Подписал архитектор Цим". На обратной стороне - разрешение на строительство от 13 октября 1843 г.
Фасад ([86], лист 5):
Фактически в соответствии с проектом были осуществлены лицевой дом и левый флигель; правый флигель в это время не был построен. В 1852 г.левый флигель был частично надстроен - опять по проекту И.И.Цима ([86], листы 6-13). В дальнейшем, в 1850-1880-х гг. во дворе производились разные переделки, постройки новых флигелей по проектам разных архитекторов ([86], листы 14-38). Эти работы, носившие утилитарный характер, я здесь не рассматриваю. Замечу только, что до нашего времени почти ничего из этих построек не дошло (сохранился только правый флигель, построенный в 1858 г.).
Вместе с тем вполне хорошо сохранился лицевой фасад:
19 февраля 2025 г.
Ампир - на мой взгляд, довольно сухой, формальный, свидетельствующий об упадке "большого стиля" - классицизма.
Следует сказать также об одной, на мой взгляд, довольно интересной постройке во дворе, сохранявшейся долгое время, но до нас не дошедшей. Это старый почти квадратный в плане флигель в глубине двора, который виден уже в Сенатском атласе 1798 г. (см. выше). Он неизменно присутствует на генеральных планах XIX - начала XX в. (см., в частности, приведенный выше генеральный план 1843 г.). Вот его изображение на фиксационных чертежах 1910 г. [87]: генеральный план (лист 1; флигель обозначен литерой D); фасад, обращенный в сторону Вознесенского проспекта (лист 27-28; по сторонам - разрезы других флигелей); еще раз крупнее - фасад (фрагмент того же листа):
Это был интересный образец примитивного классицизма конца XVIII в., даже по-своему изящный. Когда исчез этот флигель, мне неизвестно. Сейчас на этом месте стоит какой-то корпус (видимо, нежилой) постройки 1960-1980-х гг.