САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Продолжаем наш путь. Вид Вознесенского проспекта от Мойки:
19 февраля 2025 г.
На правой стороне, на углу набережной Мойки стоит большой жилой дом 1950-х гг. (Вознесенский пр., 3/70), далее к нему примыкает еще один дом советского времени (Вознесенский пр., 5). Прежде чем говорить о них, рассмотрим здания, стоявшие на этом месте раньше.
Участок, на котором находятся эти два дома, исторически составлял единое домовладение. Обозначение участка в Сенатском атласе 1798 г. [5, лист XII]:
На плане показаны каменный лицевой угловой дом и различные каменные флигели, расположенные преимущественно во дворе.
Фиксационные чертежи 1869 г. [16] - генеральный план (лист 1) и фасад по набережной Мойки (фрагмент листа 9-10):
Очертания плана и в это время оставались такими же, как в 1798 г. (только исчез флигель на Вознесенском проспекте, примыкавший к угловому дому). Фасад в стиле классицизма (в несколько примитивной форме), вероятно, тоже не изменился с того времени.
Дом дошел без существенных переделок до середины XX века. Виды с Вознесенского проспекта - фотография 1950-1952 г. [92], с угла - фотография 1932 г. [17] и с Мойки - фотография Л.Г.Андреевского, 1926 г. [18]:
Классицистический фасад был не очень совершенным по архитектуре, но довольно живописным.
Главный фасад был обращен на Мойку, а на Вознесенский проспект выходил короткий боковой фасад. Левее этого фасада на участке долгое время не было регулярной застройки по красной линии.
В 1889 г. появилась небольшая одноэтажная постройка на красной линии у левой границы участка - каретный сарай. Проект этого здания, а также некоторых построек во дворе выполнил архитектор А.Д.Фиалковский для швейцарской гражданки А.Филиппен-Дюваль ([19], листы 64-66,76-79). Генеральный план ([19], лист 65):
По ссылке представлено разрешение на строительство от 29 июля 1889 г. ([19], лист 64), в котором, в частности, упоминается "возведение каменного лицевого одноэтажного на нежилом подвале каретного сарая на плане под лит. А". (Литера А на плане плохо различима - она стоит на выделенном краской строении в верхнем левом углу.)
Фасады каретного сарая - наверху правый боковой, внизу фасад по Вознесенскому проспекту ([19], лист 76):
Внешний вид реально построенного здания известен мне, к сожалению, только по фотографиям 1930-х гг., где оно видно уже перестроенным. Фотография 1939 г. [20а]:
К этому времени здание было надстроено (когда именно - мне неизвестно; скорее всего, уже в советское время). Декор проще, чем в проекте, но, скорее всего, часть декора просто исчезла при перестройке.
В 1890 г. значительно правее, рядом с угловым домом был построен (также для А.Филиппен-Дюваль) павильон для цветочного магазина по проекту О.Л.Игнатовича ([19], листы 86-89). По ссылкам представлены генеральный план, разрешение на строительство от 27 июля 1890 г. ([19], две стороны листа 86-87), дворовый и лицевой фасады ([19], лист 89).
Однако этот павильон простоял недолго. Уже в 1895 г. он был снесен, уступив место новому доходному дому Ф.Филиппен-Дюваль. Генеральный план ([19], лист 90):
На обратной стороне листа - разрешение на "постройку каменного 3-хэтажного с мансардом лицевого дома на месте, показанном на плане двора под лит. А", 27 сентября 1895 г.
На генеральном плане стоит подпись автора проекта - архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, одного из крупнейших мастеров эклектики, основателя большой семьи архитекторов и художников (лучшие его работы находятся в Петергофе: придворные конюшни, вокзал Новый Петергоф, Фрейлинские дома). Данный проект - очень поздняя, вероятно, последняя работа Н.Л.Бенуа; в 1895 году ему было уже 82 года, он умер в 1898 году. (В [1] этот дом указан последним в списке зданий Н.Л.Бенуа.)
К сожалению, в [19] материалы этого проекта сохранились далеко не полностью: кроме листа с генеральным планом и разрешением на строительство, имеется только один чертеж - поперечный разрез дома ([19], лист 91). Этот пробел в некоторой степени компенсируется чертежом фасада, выполненным в 1908 г. ([19], лист 108-109; это проект устройства новой двери, в остальном чертеж - фактически фиксационный):
Фотография 1939 г. [21]:
Эклектика (неоренессанс), красивое, живописное здание.
В 1896 г. архитектор Э.И.Бушман выполнил для А.Филиппен-Дюваль проект двухэтажного корпуса, примыкающего слева к доходному дому; с лицевой стороны в обоих этажах располагались торговые помещения с витринами ([19], листы 92-97). По ссылкам представлены генеральный план, подписанный Бушманом, и фасад ([19], листы 96-97 и 92-93).
При строительстве были допущены отступления от проекта - здание построено двухэтажным со стороны улицы и трехэтажным со стороны двора. Отступления были утверждены задним числом в 1899 г. ([19], листы 98-105; к этому времени (как раз в 1899 году [22]) сменился владелец: теперь им стало Швейцарское благотворительное общество). По ссылкам представлены генеральный план и утверждение существующего здания от 21 декабря 1899 г. ([19], две стороны листа 98), а также разрез и дворовый фасад ([19], листы 101 и 104-105).
Лицевой фасад ([19], лист 102-103):
Фотография 1949 г. [23]:
Эклектика, колоритные лепные украшения.
Еще одно строение, совсем небольшое, появилось в начале XX века. Это был торговый ларек, примыкавший с доходному дому справа. Проект бетонного ларька был выполнен в 1910 г.; по ссылкам можно посмотреть генеральный план и детальные чертежи ([19], листы 111 и 112). Впрочем, я не уверен, что ларек был построен именно по этому проекту: на фотографиях (см. далее) он выглядит не совсем так - хотя, конечно, он мог быть и переделан.
Итак, на Вознесенском проспекте, между левой границей участка и старым угловым домом возникла живописная группа зданий в стиле эклектики. Изображение, составленное из шести фотографий 1939 г. [20а-е]:
(По ссылкам можно посмотреть каждую фотографию по отдельности: 1 2 3 4 5 6 )
Вид всех зданий на этом участке - фрагмент фотографии 1952 г. [93]:
Здесь можно посмотреть фотографию целиком.
К сожалению, ни одно из этих старых зданий не сохранилось.
В первой половине 1950-х гг. угловой дом был перестроен дом на углу Мойки (Вознесенский пр., 3/70). При этом соседние слева здания XIX века по Вознесенскому проспекту еще сохранялись - см., например, на фотографии И.А.Наровлянского, август 1960 г. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-Б-25456 ф [14]):
Справа на заднем плане виден новый дом, а левее - доходный дом 1895 г., построенный Н.Л.Бенуа.
Позже, во второй половине 1960 - начале 1970-х гг. все здания XIX века были варварски перестроены. Угловой дом был расширен по Вознесенскому проспекту влево и включил в себя бывший доходный дом 1895 г. и примерно половину торгового здания 1896-1898 г. А левее появился новый дом (Вознесенский пр. 5), включивший вторую половину этого торгового здания и бывший каретный сарай 1889 г. Часть дворовых флигелей была снесена. Вот схема расположения старых зданий и наложенные на них очертания планов ныне существующих домов (для составления схемы я использовал старые генеральные планы [19] и карту "Яндекса"):
Теперь рассмотрим ныне существующие здания.
Угловой дом (Вознесенский пр., 3/70):
Этот жилой дом построен в 1950-х гг., арх. В.А.Матвеев [24, с.326]. На мой взгляд, красивый дом - и в целом, и в деталях. Хорошая стилизация под классицизм, без обычного в то время уродливого "сталинского" оттенка.
Как уже сказано, этот дом со стороны Вознесенского проспекта первоначально был короче и слева от него сохранялись здания XIX века, но потом он был расширен и поглотил часть этих зданий. А другую часть поглотил второй дом:
21 февраля 2025 г.
Совершенно безликая постройка. (Помню, во время строительства на фасаде еще некоторое время сохранялись фрагменты лепной отделки с львиными масками. А потом они были безжалостно уничтожены.)
Следующий дом по правой стороне расположен на углу Максимилиановского переулка, ныне пер. Пирогова (Вознесенский пр., 7/1). Дом построен для купца 1-й гильдии Я.Филиппен-Дюваля (несомненно, родственника владелицы соседнего участка, см. выше) по проекту, составленному архитектором Ю.О.Дютелем [25].
Сначала предполагалось построить четырехэтажный дом ([25], листы 4-5,11-14; проект Дютеля был одобрен 15 апреля 1861 г.). Однако вслед за тем был выполнен другой вариант проекта, по которому дом должен был быть трехэтажным ([25], листы 1-3, 6-10); этот проект и был осуществлен.
Генеральный план ([25], лист 1):
(Подписи автора на этом чертеже нет (подпись архитектора Е.М.Ферри-де-Пиньи - заверяющая, он не является автором). Подпись Дютеля стоит на чертежах фасадов (см. далее) и на одном из листов с планами этажей.)
На обратной стороне - разрешение на "постройку каменного 3-этажного дома, означенного в плане под лит. А, согласно Высочайше утвержденным в 13 день июля 1861 г. фасадам, и такового же трехэтажного надворного флигеля под лит. В", 26 июля 1861 г.
Фасады по Глухому (позже Максимилиановскому) переулку и по Вознесенскому проспекту ([25], листы 9-10 и 6-7):
Современные фотографии:
21 февраля 2025 г.
Эклектика. Очень красивый, изящный дом.
Следует сказать, что и внутренний двор получил полноценное архитектурное оформление. Проект дворового фасада параллельного переулку ([25], лист 2):
Фотография:
28 марта 2025 г.