САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Теперь посмотрим дома на правой стороне Вознесенского проспекта, начиная от набережной Екатерининского канала (канала Грибоедова).
Дом на углу набережной (Вознесенский пр., 25/78):
31 марта 2012 г.
(Эта фотография помещена также на двух других страницах: 1 2 )
Дом построен в конце XVIII - начале XIX в. [4, №35]. Классицизм в упрощенной, примитивной форме.
Следующий дом (Вознесенский пр., 27):
19 февраля 2025 г.
Доходный дом Ф.И.Ротина, перестроен из более старого здания в 1899 г. по проекту В.В.Шауба [1]. Одно из первых в Петербурге зданий в стиле модерн.
Противоположной стороной дом выходит в Вознесенской (ныне Красноградский) переулок, 3). История строительства этого дома весьма подробно рассмотрена в разделе "Екатерининский канал" (на странице, посвященной Вознесенскому (Красноградскому) переулку).
Упомянутый Вознесенский (Краснгоградский) переулок имеет Г-образную форму. Одно его колено проходит параллельно, Вознесенскому проспекту, а другое перпендикулярно и выходит на проспект. Следующий дом по правой стороне Вознесенского проспекта расположен на углу этого переулка, он выходит одним фасадом на проспект, а двумя другими в два колена переулка (Вознесенский пр., 29/1).
В Сенатском атласе 1798 г. [5, лист XXII] на этом участке показан каменный лицевой дом по Вознесенскому проспекту, а за ним внутренний двор, окруженный каменными и деревянными флигелями. На "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [6] уже все постройки только каменные.
В 1831 г. дом подвергся некоей перестройке для жены чиновника 8-го класса Ефремовой ([53], листы 1-6, 7-10):
На втором листе (с генеральным планом и лицевым фасадом по Вознесенскому проспекту) справа внизу - надпись: "На подлин[ном] написано: Архитектор Пель". Таким образом, проект выполнен архитектором А.Х.Пелем, одним из активно работавших петпербургских архитекторов 1830-1850-х гг.
К сожалению, какие-либо пояснения отсутствуют, и я затрудняюсь судить, насколько серьезной была перестройка. Во всяком случае, фасады углового дома, кажется, типичны для ампира - классицизма первой половины XIX в. и, в частности, для ранних работ А.Х.Пеля.
Отдельно крупнее фрагменты - фасады по Глухому (позже Вознесенскому) переулку и по Вознесенскому проспекту:
Фиксационные чертежи 1909 г. - фасады по двум коленам Вознесенского переулка и по Вознесенскому проспекту ([54], листы 30-32, 25-29, 22-24):
Так же, как и в проекте 1831 г., единственная часть здания с архитектурно оформленными фасадами - угловой дом. Но его фасады отличаются от проекта: они сделаны несколько менее строгими, в их облике виден компромисс между уходящим классицизмом и входящей в моду эклектикой. Я не знаю точно, были ли фасады такими с самого начала или они был изменены несколько позже, но первое кажется мне более вероятным: в [53] нет данных об изменении фасадов, в то же время имеется чертеж 1857 г. ([53], лист 40-41), на котором изображен фасад по Вознесенскому переулку уже с такой отделкой, как в 1909 г.
Современная фотография:
19 февраля 2025 г.
Дом надстроен, при этом фасады практически полностью ободраны. Постройка и до того довольно бедная теперь стала выглядеть совсем убого. Когда именно произошла эта варварская перестройка, мне неизвестно, но практически несомненно, что это было уже после 1917 г.
Вознесенский (Красноградский) переулок, вид с Вознесенского проспекта:
19 февраля 2025 г.
Дом на левом углу переулка (Вознесенский пр., 31/2):
19 февраля 2025 г.
Доходный дом Шклярского; 1843 г., арх. Б.Спиндлер; в 1856-1857 гг. расширен в сторону переулка, арх. Н.П.Гребенка. История строительства этого красивого дома в дкухе ранней эклектики рассмотрена в разделе "Екатерининский канал (канал Грибоедова)" (на странице, посвященной Вознесенскому (Красноградскому переулку).
На следующем участке (Вознесенский пр., 33) в Сенатском атласе 1798 г. [5, лист XXII] показаны только деревянные строения. На "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [6], кроме того, обозначен каменный флигель в глубине двора, на задней меже. В 1831-1832 гг. этот флигель, до того двухэтажный, был расширен на всю ширину участка и надстроен третьим этажом, а по левой и правой межам на месте деревянных построены еще два каменных флигеля, при этом со стороны проспекта по-прежнему стояли деревянные постройки - лицевой дом, а справа от него сарай ([55], листы 1-8).
В 1843 г. был, наконец, составлен проект каменного лицевого дома; владельцем был в это время купец Моровиц ([55], листы 9-11). Генеральный план ([55], лист 9-10):
На плане стоит подпись архитектора И.И.Цима.
Фасад ([55], лист 11):
Фасад Высочайше утвержден 6 мая 1843 г. На чертеже стоит подпись: "Чертил художник К.Дитмар". Осевидно, она принадлежит архитектору К.И.Дитмару. По-моему, такая подпись неоднозначна: непонятно, было ли творческое участие этого архитектора или он только выполнил чисто техническую работу в соответствии с проектом И.И.Цима. Фасад выполнен в формах переходных от классицизма к эклектике.
Этот проект был осуществлен. Фасад выглядел практически полностью так, как в проекте, о чем свидетельствует чертеж 1873 г. ([55], лист 13-15; это проект переделки окон подвала и первого этажа, в остальном чертеж фактически фиксационный):
Однако позже (не знаю, когда именно) часть декора фасада была утрачена. Фотография 1949 г.:
Сдержанный по архитектуре фасад теперь выглядит несколько казенно. Современная фотография:
19 февраля 2025 г.
Следующий дом находится на углу бывшего Екатерингофского проспекта, ныне пр. Римского-Корсакова (Вознесенской пр., 35/13).
В Сенатском атласе 1798 г. [5, лист XXII] на этом участке показаны деревянные строения, а на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [6] на участке показан сад безо всяких построек.
Существующий дом построен по проекту, составленному в 1843 г. для жены тайного советника Челищевой. В [66] имеются копии проектных чертежей. Генеральный план ([66], лист 4-5):
В пояснениях к генеральному плану (слева наверху) написано: "Под №1-м желает построить каменное трехэтажное на подвалах строение. Под №2-м внутри двора два таковые же четырехэтажные флигеля. Под №3-м провесть подземельную водосточную трубу." В правом нижнем углу - подпись: "Архитектор коллежский асессор Куци". Таким образом, автор проекта - А.М.Куци, архитектор, довольно активно работавший в 1830-1840-х гг.
На обратной стороне листа - пространный текст разрешения на строительство, утвержденного 31 мая 1843 г. (см. по ссылкам: начало конец ).
Копии чертежей фасадов по Екатерингофскому и Вознесенскому проспектам ([66], листы 3 и 2):
Фасады Высочайше утверждены 25 марта 1843 г. На первом чертеже написано: "Подписал архитектор Куци". Так же, как и практически у всех зданий А.М.Куци, фасады выполнены в формах ампира (позднего классицизма).
Имеется также копия чертежа одного из дворовых фасадов - параллельного Вознесенскому проспекту - тоже с указанием фамилии Куци ([66], лист 1):
В начале XX в. подверглись реконструкции подвальный и первый этажи - очевидно, для устройства в них торговых помещений, с увеличением окон в них на лицевых фасадах - по всему фасаду по Вознесенскому проспекту и в правой части фасада по Екатерингофскому проспекту. Первый проект такой перестройки появился в 1901 г. ([67], листы 1-6), но он остался не осуществлен. В 1906 г., когда владельцем был Н.Г.Линден (купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин), вновь был выполнен аналогичный проект ([67], листы 7-10). В конечном счете перестройка была произведена по какому-то третьему проекту, в соответствии с которым окна были увеличены не только в высоту, но и в ширину: в нижней части фасадов появились два яруса витрин. Не датированные фиксационные чертежи фасадов по Екатерингофскому и Вознесенскому проспектам ([66], листы 30-31 и 32-33):
Фотография 1926 г. [56]:
Современная фотография:
19 февраля 2025 г.
Теперь витринные окна остаются только в подвальном этаже. В первом этаже восстановлена прежняя форма окон, внешний вид дома близок к первоначальному. Когда произошло это изменение, мне неизвестно.
Примечание. Проектные чертежи 1843 г. с указанием автора проекта архитектора А.М.Куци находятся в данном случае в деле [66] - в фонде 515, опись 4 - там, где они встречаются очень редко (обычно чертежи в этих делах - фиксационные). Вероятно, этим обстоятельством объясняется то, что в [1] данный дом отсутствует в списке зданий А.М.Куци, а в [4, №303] вместо конкретных данных (дом Челищевой, 1843, арх. А.М.Куци) указано неопределенно: дом Н.Г.Линдена, 1830-1840-е гг. И если пропуск данных в [1] вполне извинителен, учитывая огромное количество просмотренных авторами дел, то в [4] он вызывает некоторое удивление.