САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Дом городских учреждений
Вознесенский пр., 40-42 - Садовая ул., 55-57
Мы подошли к тому месту, где проспект пересекает под острым углом Садовую улицу (в 1923-1944 г. - ул. 3-го июля). Здесь, на ближнем левом углу (Вознесенский пр., 40-42 - Садовая ул., 55-57) стоит здание, представляющее собой одно из лучших произведений петербургского модерна - Дом городских учреждений, или Городской дом.
Прежде чем говорить непосредственно о Доме городских учреждений, скажу о предыстории этого здания. Оно построено на месте, объединившем два участка, принадлежавшие разным владельцам (отсюда - двойные номера дома). Изображения этих участков в Сенатском атласе 1798 г. [5, лист XVIII] и на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [6]:
Один участок был угловым, а другой располагался дальше от угла, но его стороны также выходили на Вознесенский проспект и на Садовую улицу.
На угловом участке после 1798 г. был построен каменный трехэтажный жилой дом [70, с.433]. Как он выглядел, мне, к сожалению, неизвестно.
На втором участке, расположенном дальше от угла, интересен по архитектуре был дом на Садовой улице, построенный, очевидно, в первой четверти XIX в. Сначала это был частный дом, но вскоре его купило государство. Здесь с 1820-х гг. размещался административный орган петербургской полиции - Управа благочиния. Фиксационные чертежи 1863 г. - генеральный план и фасад по Садовой улице ([71], листы 2-3 и 4-5):
Фотография, помещенная в издании 1903 г. [72, с.59]:
У дома был красивый фасад в стиле классицизма, с четырехколонным портиком коринфского ордера. Более низкие боковые флигели, очевидно, переделывались в середине XIX в. (не позже 1863 г.): об этом говорят лучковые сандрики - форма совершенно не принятая в русском классицизме.
На Вознесенский проспект выходил одноэтажный флигель непритязательного вида. Фасад, фиксационный чертеж 1863 г. ([71], фрагмент листа 6-7):
(Здесь представлен лист целиком.)
Дом на этом месте показан уже в Сенатском атласе 1798 г. (см. выше). Возможно, он сохранялся в неизменном виде с второй половины XVIII в.
В 1874 г. Управа благочиния была упразднена. После этого здесь некоторое время находилось другое полицейское учреждение - Адресная экспедиция, а потом участок перешел в собственность Городской управы [70, 72]. В 1901 г. в доме по Садовой улице и в дворовых флигелях размещалось благотворительное заведение - родильный приют великой княжны Татьяны Николаевны, а в флигеле по Вознесенскому проспекту - оспопрививательный пункт ([71], листы 25-29). По ссылке представлен генеральный план 1901 г. ([71], лист 25-26) - к этому времени исчезли дворовые флигели на межах, зато появился новый флигель посреди двора. К началу XX в. дом с портиком пришел в ветхость и грозил обвалом [70, с.434].
В 1901 г. Городская управа приобрела также дом, расположенный на соседнем, угловом участке (принадлежавший Шабишевым). В 1903 г. по поручению Городской думы Петербургским обществом архитекторов-художников был объявлен конкурс на проект Дома городских учреждений, расположенного на этих двух участках. Результаты конкурса были опубликованы в начале 1904 г. в журнале "Зодчий" [73а,б]. (Все эти события и результаты конкурса подробно рассмотрены в [70].)
Первая премия была присуждена проекту А.И.Дмитриева. Перспектива - вид с угла [73б, с.59] и фасад по Садовой улице [73а, лист 3]:
Вторую премию получил проект А.Л.Лишневского. Фасад по Садовой улице [73а, лист 6]:
Тем не менее техническое отделение Городской управы выбрало проект Лишневского, поскольку он не нуждался в серьезной доработке [70, с.443]. Строительство было осуществлено в 1905-1906 гг.
Вид с угла Вознесенского проспекта и Садовой улицы, фотография 1906-1907 г. [74, лист 57]:
Модерн. Великолепная, экспрессивная архитектура. Центр композиции - башня на углу. Ей вторят высокие щипцы на обоих фасадах, а вдали, на противоположном конце фасада по Садовой улице - еще одна башенка, меньших размеров. В декоре фасадов использованы мотивы готики - разумеется, преображенные в соответствии с эстетикой модерна. В то же время завершение угловой башни напоминает архитектуру барокко.
Башня Дома городских учреждений с фигурным куполом перекликалась с расположенной на Вознесенском проспекте в 300 метрах отсюда колокольней Вознесенской церкви (эта колокольня видна на заднем плане фотографии слева). А вдали, в полутора километрах от Садовой улицы расположена еще одна башня со шпилем - башня Адмиралтейства, замыкающая перспективу Вознесенского проспекта. Позже, в 1911-1913 гг., в 1,2 км в противоположную сторону, на Измайловском проспекте - продолжении Вознесенского - по проекту архитектора Я.З.Блувштейна была возведена еще одна высокая башня на доходном доме на углу 7-й Роты (7-й Красноармейской улицы). Таким образом, возник своеобразный ансамбль башен, растянувшийся почти на три километра. Увы, этот ансамбль погиб в советское время. В 1936 г. была преступно уничтожена Вознесенская церковь вместе с колокольней, а в 1980-х гг. был изуродован силуэт башни на Измайловском проспекте. Но и в "гордом одиночестве" башня Дома городских учреждений прекрасна.
Современная фотография:
19 февраля 2025 г.
Здесь есть некоторые утраты - прежде всего теперь нет малой башни на противоположном конце фасада по Садовой улице. Купол угловой башни и малые купола, а также некоторые участки кровли сначала были покрыты красной черепицей [70, с.450,451], чего теперь нет. Исчезли стоявшие в нишах на башне скульптуры "Труд" и "Свобода" (насколько мне известно, время их утраты не установлено). Но эти утраты все же не критичны, здание по-прежнему восхитительно; кроме того, некоторые утраченные части декора были воссозданы при реставрации в 2007-2009 гг. [70, с.452,453].
По ссылкам представлены фиксационные чертежи 1906 г. - планы подвального, первого, второго, третьего, четвертого и пятого этажей, с пояснениями назначения разных помещений ([71], листы 34-53). На первом этаже и в подвале были магазины (устроенные для того, чтобы окупить расходы на постройку [70, с.449]). В лицевом доме в помещениях с второго по четвертый этаж размещались камеры мировых судей; кроме того, на втором этаже - воинское присутствие, на третьем и четвертом - комиссия по водоснабжению Санкт-Петербурга; на пятом этаже находились начальные училища. В дворовом флигеле с первого по четвертый этаж размещалась типография; на пятом этаже было помещение, также предусмотренное для типографии, но временно использовавшееся для городского музея. (В наше время в здании по-прежнему расположены государственные учреждения, а магазинов и учебных заведений нет.)
Фасад по Садовой улице:
![]() |
19 февраля 2025 г.
Широкие окна первого этажа это окна бывших магазинов, а часто расположенные узкие окна пятого этажа - окна бывших классов начальных училищ. Но в остальном внешний облик здания едва ли отражает его структуру: расположение эркеров не связано с назначением помещений; высокие щипцы на обоих фасадах (за исключением правого щипца на фасаде по Садовой улице) - это чисто декоративные стенки, к которым не примыкают никакие помещения; главное в фасадах - художественный образ, не связанный жестко с внутренним строением здания (см. [70]). Очень интересны лепные украшения - фантастические, иногда даже жутковатые.
Для сравнения покажу фотографию фрагмента того же фасада 1906-1907 г. [74, лист 58] (ср. с последней современной фотографией):
К сожалению, на этой фотографии щипец закрывает вид на малую башню, позже исчезнувшую. Но здесь видна другая утраченная деталь - небольшой купол над ризалитом у правого края; несомненно, такой же купол был и симметрично ему слева.
Внутри очень хороша парадная лестница. Она расположена близко к углу, вход в нее с Садовой улицы, третий проем слева.
Вестибюль:
19 февраля 2025 г.
Вестибюль овальный в плане. В помещении два столба - пузатые колонны, на которые опираются "готические" своды. (Фотография не очень удачная: видна только одна колонна, загораживающая вторую, расположенную прямо за ней. Видимо, я со временем заменю эту фотографию.)
Влево отходит собственно лестница:
19 февраля 2025 г.
И здесь опять мы видим мотивы готики. Узоры перил носят фантастический характер.
Эта лестница поднимается только до четвертого этажа. На пятый этаж, в помещения бывших начальных училищ ведет другая лестница (см. представленные выше по ссылкам планы этажей).
Выйдем на Садовую улицу и пройдем направо, к воротам во двор. По пути обратим внимание на решетки перед широкими окнами первого этажа:
19 февраля 2025 г.
Мотив неконцентрических окружностей пришел, очевидно, из венского модерна.
При входе во двор посмотрим еще одну металлическую деталь в стиле модерн - створки ворот:
19 февраля 2025 г.
Прежде чем осматривать двор, посмотрим общий план здания (на карте "Яндекса"):
В здании два двора. Один, маленький, ближе к углу, кажется, не особенно интересен. Мы осмотрим второй двор - тот, который дальше от угла, имеющий неправильную, изогнутую форму:
![]() |
![]() |
![]() |
19 февраля 2025 г. |
19 февраля 2025 г. |
29 августа 2009 г. |
Красивый двор, опять с мотивами готики.
Очень интересен дугообразный в плане корпус, построенный для типографии. Фотография фрагмента этого корпуса 1906-1907 г. [74, лист 59]:
См. планы здания. На первом этаже были помещения администрации; на втором этаже брошюровочная; на третьем этаже машинное отделение; на четвертом этаже наборная; на пятом этаже запасные помещения типографии (временно использовавшиеся как городской музей). Каркасный фасад с широкими окнами носит новаторский, протофункционалистский характер - однако не в "чистом" виде: он сочетается все с теми же "готическими" украшениями, что позволило избежать схематичности.
И еще раз вид Дома городских учреждений снаружи - вдоль Вознесенского проспекта:
19 февраля 2025 г.
Дом городских учреждений был первым петербургским зданием А.Л.Лишневского (до этого он несколько лет работал в Елизаветграде). Вслед за этим зданием Лишневский построил в Петербурге (а затем и в Ленинграде) множество зданий, как правило, высоких архитектурных достоинств. Но все-таки, пожалуй, именно Дом городских учреждений остался лучшей его работой.