ФОТОПРОГУЛКИ

 

НОВАЯ ЛАДОГА

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16 

Предыдущая       Следующая  

 

Литература

 

Главная страница

 

Ново-Ладожский канал

 

В 1866 г. закончилось строительство Ново-Ладожского канала (канала Александра II, или Нового канала), обеспечившего более благоприятные условия для судоходства. Канал проходит ближе к берегу Ладожского озера, чем Старо-Ладожский канал. Он глубже, на нем нет шлюзов.

Ново-Ладожский канал находится на северной окраине Новой Ладоги.

 

 

Начнем путь от места слияния канала с Волховом:

 

 

14 июля 2008 г.

 

Впереди Волхов, слева вдали Ладожское озеро.

 

 

При строительстве новых каналов Мариинской системы при Александре II в некоторых местах ставили обелиски - памятники в честь окончания того или иного отрезка пути. Есть такой обелиск и в Новой Ладоге. Он расположен по правую сторону канала при его слиянии с Волховом. Однако теперь обелиск оказался на задворках, за какой-то частной территорией. Со стороны канала обелиск загорожен большим деревянным домом, расположенным на этой частной территории:

 

 

14 июля 2008 г.

 

Со стороны Волхова обелиск до недавнего времени был закрыт забором. Но в 2013 году я с удовлетворением увидел, что забор снят:

 

 

27 июля 2013 г.

 

На обелиске не осталось никаких надписей, есть только следы от гвоздей, которыми крепились доски на трех сторонах пьедестала, при этом создается впечатление, что на месте одной из первоначальных досок позже (вероятно, в советское время) была установлена другая (см. верхнюю фотографию). Шар с иглой, венчающий обелиск, скорее всего, завершался двуглавым орлом - так же, как на других обелисках, установленных в это же время на каналах Мариинской системы. (Хотя в [11] содержатся данные, позволяющие предположить, что в данном случае орла не было.)

 

На нижней части пьедестала сохранилась небольшая чугунная дощечка - клеймо производителей:

 

 

27 июля 2013 г.

 

Надпись на дощечке: "Илисъ и Бутцъ", а ниже - "С.П.Б." (т.е. Санкт-Петербург). Ричард Илис и Владимир Бутц - купцы, хозяева чугунолитейного завода, изготовившего обелиск в 1867 - 1868 гг. (См. [11], где изложена история строительства.)

Благодарю автора работы [11] Михаила Удалова за помощь, в частности, за расшифровку надписи на клейме (см.: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=17491#p17491).

 

 

Недалеко отсюда (скорее всего, в непосредственной близости от обелиска), на мысу, вдающемся в Волхов, стояла монументальная, облицованная гранитом шатровая часовня св. Александра Невского. Несомненно, она играла значительную роль в видах Новой Ладоги с  Волхова. Часовня была построена в 1888 - 1891 гг. по проекту М.А.Щурупова [12]. [12] местоположение часовни охарактеризовано так: "Высокая (с крестом - 14 м), часовня стояла на очень выигрышном месте - на мысу между Старым и Новым Ладожскими каналами". Заметим, что сейчас набережные Ново-Ладожского канала носят название улицы Новый канал, а вдоль Екатерининского устья идет улица Старый канал, а в промежутке между этими двумя каналами мыс есть, кажется, только рядом с обелиском.) Часовня варварски уничтожена в советское время. К сожалению, у меня нет старых фотографий или рисунков этой часовни. Всё, что я могу показать - это чертеж Щурупова [12]. Но, по-моему, и по нему видна красота часовни:

 

 

  

 

 

 

 

Еще два вида канала: один близко к Волхову, другой на более значительном расстоянии:

 

 

14 июля 2008 г.

 

 

 

Разводной понтонный мост. Вид в сторону противоположную Волхову:

 

 

14 июля 2008 г.

 

 

Замечу, что в наше время хотя Ново-Ладожский канал судоходный и поддерживается в порядке, но суда по нему проходят очень редко (вероятно, современные большие суда уже без опаски ходят по Ладожскому озеру).

 

И все-таки в мой очередной приезд в 2013 году мне повезло: я увидел, наконец разводку моста:

 

 

27 июля 2013 г.

 

 

По этому мосту мы перейдем канал (направо) и отправимся дальше, в Креницы. А пока посмотрим с него в обе стороны. Виды от Волхова (слева) и к Волхову:

 

 

14 июля 2008 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16 

Предыдущая       Следующая  

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.