ФОТОПРОГУЛКИ

 

ШЛИССЕЛЬБУРГ

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

Предыдущая       Следующая  

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На четырех первых страницах речь шла о крепости Орешек, расположенной на острове, в стороне от города Шлиссельбурга. Теперь, наконец, начнем рассмотрение города.

 

При крепости Орешек уже в XIV веке возникли посады на обоих берегах Невы - в том числе и на левом, где теперь находится город Шлиссельбург (в 1944 - 1992 гг. Петрокрепость).

Очень важным фактором, определившим развитие посада, а затем (со времени Екатерины II)  - уездного города, было строительство Ладожских каналов.

В 1718 - 1732 гг. вдоль южного берега Ладожского озера был проведен канал, соединивший Неву и Волхов для обеспечения безопасного судоходства (канал Петра I, или Старо-Ладожский канал). Он был частью Вышневолоцкой водной системы, ведущей к Волге. В 1809 - 1810 гг. каналы были продолжены до Свири (Старо-Сясьский и Старо-Свирский каналы) и стали частью новой, более удобной водной системы - Мариинской (ныне Волго-Балт).

К середине XIX в. Старо-Ладожский канал засорился и был больше не в состоянии пропускать большие суда. Тогда началось строительство Ново-Ладожского канала, проходящего параллельно ему ближе к берегу Ладожского озера и не имеющего шлюзов. Строительство канала между Невой и Волховом было закончено в 1866 г. (В 1882 г. по аналогичным причинам были построены также Ново-Сясьский и Ново-Свирский каналы.)

Старо-Ладожский канал еще долго использовался для прохождения маломерных судов. Однако в середине XX века судоходство по нему прекратилось. Теперь многие участки Старо-Ладожского канала запущены, заболочены.

К сожалению, сказанное в полной мере относится и к той части Старо-Ладожского канала, которая протекает через Шлиссельбург, - а также еще к одному каналу, Екатерининскому (ныне Малоневскому). Об этом можно только очень пожалеть: каналы в очень значительной мере определяют облик города, придают ему живописный вид, - а их ужасное состояние производит временами гнетущее впечатление. Впрочем, несмотря ни на что, Шлиссельбург красив и сейчас.

 

 

Вид на город с воды, при подъезде со стороны крепости Орешек:

 

 

26 апреля 2014 г.

 

Впереди Благовещенский собор (к большому сожалению, утрачен высокий шпиль, венчавший колокольню; см. далее). Ближе шлюзы при входе из Невы в Старо-Ладожский канал. Слева на переднем плане край дамбы Ново-Ладожского канала.

 

 

Пристань на Неве:

 

 

6 июня 2010 г.

 

 

Рядом с пристанью стоит памятник Петру I:

 

 

6 июня 2010 г. 26 апреля 2014 г.

 

Для памятника использована модель широко известной скульптуры М .М.Антокольского, многократно повторенной в различных петербургских памятниках. (Большинство из них были уничтожены в советское время. До нашего времени сохранился памятник в Нижнем парке в Петергофе; в 2003 г. воссоздан памятник перед Сампсониевским собором на Выборгской стороне.)

Однако отличие этого памятника от других - в том, что он установлен в советское время, в 1957 г. [8]. Что ж, памятник здесь действительно уместен.

 

 

Справа от пристани (если смотреть с Невы) начинается Старо-Ладожский канал. При входе в канал устроен четырехкамерный гранитный шлюз, построенный в 1820 - 1840-х гг. по проекту выдающегося инженера П.-Д.Базена:

 

 

 

26 апреля 2014 г. 6 июня 2010 г. 6 июня 2010 г.

 

Шлюз, несомненно, был хорош в функциональном отношении. Но он еще и красив.

Но, как это ни обидно, мы сразу же видим запустение. Камеры шлюза за ненадобностью заложены земляными перемычками, а гранитные устои постепенно разрушаются.

 

Следует сказать, что это запустение не так бросается в глаза при взгляде с обратной стороны, от канала к Неве; в этом месте (в отличие от других) канал хотя бы не заболочен, а берега облицованы гранитом:

 

 

6 июня 2010 г. 26 апреля 2014 г. 26 апреля 2014 г.

 

 

Чуть дальше от Невы находится еще одно красивое сооружение П.-Д.Базена - мост "на колоннах", построенный в 1822 - 1832 гг. (последние две фотографии шлюза сделаны от этого моста):

 

 

6 июня 2010 г. 6 июня 2010 г. 26 апреля 2014 г.

 

 

Мост "на колоннах" и шлюз на заднем плане, вид в сторону Невы:

 

 

6 июня 2010 г.

 

Заметим, что эта фотография сделана как раз с перемычки над Старо-Ладожским каналом, за которой кончается его "парадная" часть и начинается болото.

Впрочем, заболоченный канал мы еще увидим на других страницах (7, 8, 10). А пока познакомимся еще с некоторыми сооружениями в центре города - а именно, с двумя храмами и часовней. Они расположены к югу от Старо-Ладожского канала (слева, если смотреть в сторону Невы).

Храмовый комплекс дошел до нас в искаженном виде. Поэтому сначала я покажу его старые фотографии [4, 7]:

 

 

 

На обеих фотографиях виден монументальный Благовещенский собор с колокольней со шпилем. На левой фотографии [4] слева от собора Казанская часовня; еще левее на заднем плане двухэтажная гостиница Ваулина (построенная, видимо, в начале XIX в.), не сохранившаяся до нашего времени. Правая фотография [7] сделана со стороны шлюза; справа от Благовещенского собора на заднем плане шатер Никольской церкви; о доме с портиком мне, к сожалению, ничего не известно.

 

Современная фотография. Слева направо: Никольская церковь, Благовещенский собор, Казанская часовня:

 

 

 26 апреля 2014 г.

 

Как видим, теперь на колокольне Благовещенского собора нет шпиля, что обедняет облик города и его виды с Невы (см. также первую фотографию на этой странице).

 

Фотографии отдельно Благовещенского собора:

 

 

6 июня 2010 г.

 

6 июня 2010 г. 26 апреля 2014 г.

 

Сравнив последнюю фотографию со первой старой фотографией, мы заметим и еще одну потерю - правда, гораздо более мелкую: над апсидой раньше была главка, которой теперь нет.

 

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен (на месте сгоревшей деревянной церкви) в 1763 - 1764 гг.

Немного позже, в 1791 - 1796 гг. собор был перестроен. Указания [4, 6] о характере этой перестройки противоречивы (к сожалению, ни в [5], ни в [18]  практически нет данных о храмах в центре Шлиссельбурга). Согласно [6], речь идет о внутренней переделке храма, а по данным [4], перестройка была гораздо более значительной: именно тогда (к 1795 г.) к храму была пристроена колокольня со шпилем, а над основным объемом появился высокий барабан с куполом.

Независимо от этой неясности, Благовещенский собор представляет собой красивое произведение архитектуры позднего барокко, с монументальной композицией и изящным сдержанным декором.

В 1878 г. шпиль был заменен новым по проекту Н.Д.Федюшкина [4].

 

Вот как выглядел иконостас собора: [18, V выпуск, с. 58]:

 

 

 

Так же, как и фасады собора, иконостас был выполнен в стиле барокко.

 

Собор был закрыт в 1935 г. Я не знаю, когда именно исчез шпиль - был ли это акт вандализма богоборческой власти или виной тому были военные разрушения.

Во времена немецкой оккупации, в 1941 г. Благовещенский собор вновь был открыт и действовал до 1944 г.

В 1991 г. здание было возвращено церкви, но так и не действует до сих пор.

Около 2014 г. ачалась реставрация собора. К 2016 г. восстановлен шпиль; фотографий я пока не даю, подождем, пока завершится восстановление всего храма.

 

 

 

Рядом с Благовещенским собором находится зимняя Никольская церковь:

 

 

6 июня 2010 г. 26 апреля 2014 г.

 

6 июня 2010 г. 26 апреля 2014 г.

 

(Навес над входом был заменен между 2010 и 2014 г.)

Церковь Николая Чудотворца построена в 1758 - 1770 гг. (на месте деревянной церкви 1737 - 1739 гг., которая была перенесена в Гавсарь, где позже тоже заменена каменной).[6]. Церковь была закрыта в 1933 г. Вновь действует с 1995 г. 

Плоскостная отделка фасадов в стиле барокко, пожалуй, близка петербургской архитектуре более раннего времени - первой половины XVIII века. Здание менее совершенно по архитектуре, чем Благовещенский собор.

Сравнение фотографий разного времени показывает, что маленький шатер сейчас выглядит проще, чем в начале XX века (ср. вторую старую фотографию). Несомненно, он позднего происхождения, не ранее середины XIX века (из неясных и противоречивых указаний [4] можно предположить, что он появился в 1864 г.). Следует сказать, что подлинный шатер был уничтожен в советское время, а нынешний - очень упрощенный новодел.

Но этого мало. В [18, V выпуск, с. 57] приведена фотография, на которой завершение Никольской церкви имеет еще несколько иной вид:

 

 

 

Здесь у Никольской церкви (на заднем плане) завершение сложнее: шатер окружен четырьмя главками. Когда они появились (или, наоборот, когда исчезли), мне неизвестно. Во всяком случае, при сравнении с этим снимком мы еще сильнее почувствуем, насколько примитивно нынешнее завершение церкви.

 

 

В [18, V выпуск, с. 58] помещена старая фотография внутреннего вида Никольской церкви:

 

 

 

Внутреннее пространство церкви занимала всю ее высоту. Иконостас был двухъярусным, строгой архитектуры, с колоннами.

 

В советское время не только исчез иконостас, но и было искажено само внутреннее пространство: теперь храм соответствует по высоте только окнам нижнего света. В нынешнем виде интерьер церкви - довольно низкое светлое помещение, на мой взгляд, малоинтересное по архитектуре; и иконостас значительно проще прежнего. (Состояние на апрель 2014 г.)

 

 

 

Третье здание храмового комплекса - часовня Казанской иконы Божией Матери:

 

 

26 апреля 2014 г.

 

Обычно пишут, что часовня построена в 1864 г. по проекту Г.Ершова (эти же данные можно прочитать и на доске на стене часовни). Если год постройки правильный, то это очень запоздалое произведение ампира - подозрительно запоздалое для мест, расположенных недалеко от Петербурга.

Гораздо более правдоподобными кажутся данные [4]: приводится текст 1847 г., где уже упоминается часовня, построенная по плану Г.Ершова; таким образом, по этим данным, часовня на самом деле построена не позже 1840-х гг.

 

 

В заключение - современный вид на Благовещенский собор и Казанскую часовню от Старо-Ладожского канала, из района шлюза у Невы и моста "на колоннах":

 

 

6 июня 2010 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

Предыдущая       Следующая  

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

 

© Прохоров С.О.