ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Литература

 

Главная страница

 

 

КАМЕННООСТРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)

 

 

Следующий дом по правой стороне (Каменноостровский пр., 17):

 

 

30 ноября 2013 г.

 

Этот жилой дом построен в 1956 г. При этом был грубо нарушен первоначальный проект (арх. О.И.Гурьев и В.М.Фромзель), в связи с начавшейся хрущевской "борьбой с архитектурными излишествами" (см., например, [57]). В существующем виде это заурядное фоновое здание.

 

 

Далее следует дом 19/13, расположенный на углу Большой Монетной улицы (в советское время ул. Скороходова):

 

 

8 января 2009 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

 

Это бывший доходный дом М.В.Воейковой, построенный в 1911 - 1912 гг., арх. С.И.Минаш [1]. Перед нами произведение "чистой" неоклассики, имитирующее архитектуру ампира (видимо, скорее московского, чем петербургского), только в отделке фасада вместо обычной для русского классицизма штукатурки применена каменная облицовка разной окраски.

Здание считается выдающимся произведением архитектуры начала XX века. Но мне лично такая архитектура несимпатична: слишком уж она нетворческая, да и пилястры и колонны высотой в три этажа выглядят громоздко.

 

 

Рассмотрим здания на противоположной, левой стороне.

Каменноостровский пр., 20 (правая часть участка):

 

 

8 января 2009 г.

 

Этот доходный дом принадлежал военному инженеру Н.Ф.Селихову. Он построен по собственному проекту хозяина в 1909 - 1910 гг. [1]. Это еще один образец неоампира - вполне рядовое здание, в котором, однако, по-моему, больше вкуса, чем в доме Воейковой.

 

 

Каменноостровский пр., 22 (левая часть):

 

 

3 ноября 2013 г.

 

Построен в 1932 - 1933 гг., арх. Е.Я.Витенберг [58]. Этот конструктивистский жилой дом выглядит очень убого и диссонирует с окружением. В 1979 г. нижний этаж был облицован плиткой, но это не улучшило вид дома.

 

 

Следующий дом находится на углу Большой Монетной улицы (Каменноостровский пр., 22/11):

 

 

8 января 2009 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

 

Этот доходный дом в духе поздней эклектики построен в 1910 - 1912 гг. по проекту А.С.Хренова [1]. Удивляет многоликость этого архитектора, который практически одновременно с этим домом строил здания в духе и "чистого" модерна, и неоклассики - и при этом всё делал хорошо.

 

Подъезд этого дома со стороны Большой Монетной улицы:

 

 

8 января 2009 г.

 

 

 

Каменноостровский проспект, вид от Большой Монетной улицы:

 

 

8 января 2009 г.

 

На фотографии видны дома по левой стороне проспекта: 24 (два корпуса) и 26-28.

 

 

Итак, по адресу: Каменноостровский пр., 24 находятся два корпуса. Наиболее интересен по архитектуре первый (на последней фотографии - ближний к нам), расположенный на углу Большой монетной улицы, 10:

 

 

10 марта 2014 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

 

Первоначально этот дом [9, 39, 373] выглядел несколько по-другому. Это был особняк инженера Е.Ц.Кавоса [372]. Особняк был построен в 1896 - 1897 г. по проекту, составленному двоюродным братом владельца - Л.Н.Бенуа, одним из крупнейших русских архитекторов того времени.

Генеральный план первоначального здания, 1896 ([373], лист 1):

 

 

 

Основная часть здания, обращенная фасадом на Каменноостровский проспект (литера "а") была трехэтажной, а на Малой Монетной улице к ней примыкал четырехэтажный флигель (литера "д"). По ссылкам представлены планы первого, второго, третьего и четвертого этажей ([373], листы с 2 по 5). В [9] представлен другой чертеж - более подробный план третьего этажа, на котором со стороны Каменноостровского проспекта находились парадные помещения:

 

 

 

Слева Каменноостровский проспект, сверху Большая Монетная улица. Рядом с гостиной (в левом нижнем углу) - мастерская жены владельца - художницы Е.С.Зарудной-Кавос [372].

 

Первоначальный фасад по Каменноостровскому проспекту [9]:

 

 

 

 

Повышенная правая часть с большим окном - это мастерская Зарудной-Кавос.

 

Первоначальный фасад по Большой Монетной улице ([373], лист 8-10):

 

 

 

 

Архитектура здания с самого начала носила характер переходный от эклектики к модерну; это одно из самых первых в Петербурге зданий, в котором уже есть черты модерна. Сам Л.Н.Бенуа говорил: "Мне очень понравилась одна вилла во Франции, и я ею вдохновился". (Цитируется по [9].) К сожалению, он не назвал эту виллу, и трудно судить о степени ее влияния.

Особняк был построен в то время, когда этот район еще был городской окраиной, но уже начиналось новое большое строительство на Петербургской стороне и было ясно, что вскоре характер района изменится (см. вступление к разделу "Петроградская сторона"). Л.Н.Бенуа писал: "... в интересах города мы решили отступить домом на три сажени в глубь участка, и как жаль, что нашему примеру не последовали остальные - ведь можно было спасти проспект от нелепой застройки". (Цитируется по [9].)

 

Через 10 лет после окончания постройки, в 1907 г. здание было перестроено в доходный дом (Е.Ц.Кавос с семьей по-прежнему жили в этом доме). Работу выполнил В.М.Андросов - ученик и помощник Л.Н.Бенуа. Фасады по Каменноостровскому проспекту и по Большой Монетной улице ([373], листы 28-29 и 30-32):

 

 

 

 

 

Угловое здание надстроено на два этажа и немного расширено вправо с устройством подворотни. Мастерская Е.С.Зарудной-Кавос перенесена на верхний этаж [372].

В.М.Андросов тактично подошел к задаче и сохранил общий стиль здания. Вот как выглядит теперь фасад по Каменноостровскому проспекту:

 

 

10 марта 2014 г.

 

 

8 января 2009 г.

 

 

В 1912 г. со стороны Большой монетной пристроен новый большой пятиэтажный флигель, частично на месте прежнего четырехэтажного - также по проекту В.М.Андросова. Здесь представлен генеральный план ([373], лист 47; выделен новый корпус). Фасад по Большой Монетной улице ([373], лист 61-65):

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

 

8 января 2009 г.

 

На мой взгляд, этот фасад менее удачен, длинная кирпичная стена выглядит несколько казенно.

Но вместе с тем очень красивы дворовые фасады. Фасад параллельный проспекту ([373], лист 57-58):

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

3 ноября 2013 г.

 

(Раньше вход во двор был свободным, но теперь двор заперт. Снимок сделан из двора соседнего дома.)

Дворовые фасады имеют совершенно полноценную архитектурную отделку. Посередине двора установлена большая ваза на пьедестале (на фотографии она частично загорожена столбом ограды).

В правом углу расположен вход в парадную лестницу (его не видно на фотографии). Эта лестница, расположенная в пристроенной части, оформлена в духе эклектики (необарокко), она очень красива и напоминает работы Л.Н.Бенуа (хотя она расположена во флигеле, построенном в 1912 г. и создана В.М.Андросовым). Особенно красива нижняя часть - с широким и высоким лестничным маршем, с колоннадой (если мне не изменяет память) и с живописным плафоном на потолке - как в каком-нибудь дворце. Очень жаль, что теперь туда трудно попасть.

 

 

Второй дом по адресу: Каменноостровский пр., 24:

 

 

3 ноября 2013 г.

 

Этот доходный дом построен в 1901 г., арх. В.А.Владычанский [1]. Неплохая, немного запоздалая работа в духе эклектики.

 

Довольно интересны дворовые флигели (не говоря уж о том, что из двора этого дома открывается вид во двор дома Е.Ц.Кавоса, см. ранее).

Один из флигелей расположен справа от ворот и вытянут перпендикулярно главному корпусу:

 

 

3 ноября 2013 г.

 

 

Второй флигель вытянулся параллельно главному корпусу:

 

 

3 ноября 2013 г.

 

При всей простоте этот флигель выглядит довольно элегантно благодаря красивой композиции с двумя обтекаемыми эркерами характерными для модерна. Флигель построен в 1910 - 1911 гг. по проекту известного петербургского архитектора И.А.Претро [2]. (В более поздней работе [1] авторы отказались от помещения сведений об ординарных дворовых корпусах, в том числе и об этом корпусе - но в данном случае корпус не совсем ординарный.)

Жаль, что в наше время (не ранее 2009 года) фасад несколько испорчен надстройкой на один этаж.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.