ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На этой и следующих трех страницах представлены фотографии Фонтанки между Симеоновским (Белинского) и Аничковым мостом.

 

 

Вид Фонтанки вниз по течению с Симеоновского моста:

 

 

9 сентября 2012 г.

 

Фонтанка делает плавный поворот вправо. На левом берегу расположены два монументальных здания - Шереметевский дворец (его ограда видна в левой части фотографии, ближе к нам) и Екатерининский институт (в центре фотографии).

 

 

Вид в обратную сторону с правого берега Фонтанки:

 

 

16 сентября 2012 г.

 

Слева направо: дом 32/1 на углу ул. Белинского (Симеоновской), два жилых дома и Шереметевский дворец (на набережную выходит ограда с павильонами, а сам дворец в глубине).

 

 

Сначала рассмотрим два жилых дома после углового здания.

 

Первый дом (наб. Фонтанки, 32, правая часть) сейчас выглядит совершенно неинтересно - это заурядная советская постройка, вероятно, 1950 - 1960-х гг. А между тем раньше на этом месте было очень красивое здание середины XIX века - особняк Г.Г.Кушелева, построенный около 1846 г. по проекту А.И.Штакеншнейдера (перестроен из старого здания в 1846 г.). Вот как выглядел фасад (проект Штакеншнейдера [33, с. 52]):

 

 

 

 

Единственное известное мне изображение построенного здания крупным планом - акварель Л.Премацци середины XIX в. (между 1846 и 1853 гг., см. далее):

 

 

 

На этом изображении видно то, чего не разглядеть на чертеже: по обе стороны от центральной части здания равположены эркеры, придающие зданию запоминающийся, индивидуальный характер, достойный таланта Штакеншнейдера. Еще одна любопытная особенность: по сторонам от эркеров располагаются здания с одинаковыми фасадами в три оси. Очевидно, это флигели особняка Кушелева (в этом легко убедиться, сравнив расположение окон в особняке с флигелями с существующим перестроенным зданием, объединившим эти постройки, см. последнюю фотографию на данной странице или фотографию Симеоновского моста на предыдущей странице). Судя по строгому классицистическому характеру, эти флигели сохранялись от старого дома, из которого Штакеншнейдер перестроил этот особняк.

Попутно скажу еще об одной интересной детали: слева видна часть дома на углу Симеоновской ул. (ул. Белинского) (наб. Фонтанки, 32/1) в том первоначальном виде, какой придал ему прежний хозяин - архитектор И.Е.Старов (см. предыдущую страницу); у левого края акварели видно начало закругления фасада, украшенного портиком ионического ордера. Немного позже, в 1853 - 1854 гг. этот дом (тоже принадлежавший Г.Г.Кушелеву) был перестроен также по проекту А.И.Штакеншнейдера, а затем, в 1879 - 1880 гг. еще раз перестроен П.С.Купинским [4] (см. также предыдущую страницу). К сожалению, я не видел хороших изображений дома между этими двумя перестройками; фрагмент фасада Штакеншнейдера с изящной отделкой виден на старой фотографии, представленной на сайте [106].

У правого края акварели виден краешек следующего дома по набережной, сохранившегося до нашего времени (см. далее).

 

 

Следует сказать, что на самых разных сайтах повторяется одна и та же ошибка: данное изображение относят к другому зданию на этом же отрезке Фонтанки - Шуваловскому дворцу, расположенному наискосок отсюда, на правом берегу. В частности, данная ошибка была допущена в "Энциклопедии Петербурга" - именно в статье о Шуваловском дворце [100] (возможно, авторы других сайтов оказались введены в заблуждение именно этими данными).

Конечно, на первый взгляд, простое сравнение показывает, что это другое здание. Но дело в том, что Шуваловский дворец сформировался в результате двух перестроек, и, не зная подробностей, можно предположить, что так он выглядел раньше. Поэтому данный вопрос следует рассмотреть специально.

Как я уже сказал, я пока нигде больше не видел изображений особняка Кушелева крупным планом. Но его можно разглядеть на заднем плане некоторых видов Фонтанки. (Пожалуй, это даже лучше: сразу видно местоположение особняка.) Покажу три таких изображения.

1. Акварель Л.Премацци "Дворец Шереметевых на Фонтанке", 1867 (Эрмитаж):

 

 

 

Справа Шереметевский дворец (который рассмотрен далее на этой странице), в центре над домами возвышается церковь Симеона и Анны - а левее, через один дом от дворца видно характерное здание с двумя эркерами - особняк Кушелева.

 

2. Вид с Аничкова моста, фотография Л.К.Карбини, 1887 - 1894 [101]:

 

 

 

Справа Екатерининский институт (см. следующую страницу), дальше парадный двор Шереметевского дволрца, а ближе к левому краю мы опять видим дом с двумя эркерами.

 

3. Каток на Фонтанке, фотография 1900 г. [102]:

 

 

 

Особняк Кушелева - справа. Здесь уже видны и некоторые подробности. По сторонам от высокой центральной части - более низкие с эркерами, а по сторонам от эркеров - трехэтажные корпуса с короткими фасадами, на которых теперь уже нет треугольных фронтонов и, кажется, появились новые украшения.

 

Надеюсь, этих данных достаточно, чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, что на акварели изображен именно особняк Г.Г.Кушелева, построенный А.И.Штакеншнейдером.

 

13 февраля 2017 г. я выслал в "Энциклопедию Санкт-Петербурга" письмо с сообщением об ошибочной иллюстрации к статье о Шуваловском дворце  [100] (в качестве иллюстрации помещена акварель Премацци, на которой на самом деле изображен дом Кушелева). Тогда же я сообщил об этой ошибке в Википедию. В результате на обоих сайтах (с которых берут информацию многие другие) данная ошибка была исправлена - в Википедии уже через два дня, а в "Энциклопедии Санкт-Петербурга только в апреле.

 

 

Известно, как выглядели интерьеры особняка - по крайней мере, два из них. Они изображены на акварелях все того же Л.Премацци. Репродукции этих акварелей помещены в 1915 и 1916 гг. в журнале "Столица и усадьба" [103а,б]. (В журнале указано: "Из коллекции княг. М.К.Голицыной". Местонахождение акварелей в настоящее время мне неизвестно.)

"Танцевальный зал в доме бывшем графа Г.Г.Кушелева, у Симеоновского моста в Петрограде" [103а]:

 

 

 

 

"Кабинет в доме графа Г.Г.Кушелева, у Симеоновского моста в Петрограде" [103б]:

 

 

 

 

Не знаю, сохранялись ли эти великолепные залы после революции. Но здание существовало, по крайней мере, еще в начале Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствует описание этого места, сделанное во время блокады, 1941 - 1942 гг. архитектором Л.А.Ильиным [30, глава "2.Фонтанка"]:

"Продолжая прогулку в сторону Симеоновского моста [от Аничкова моста - С.П.], видишь живописные нагромождения построек, замыкаемые на Симеоновской улице (улице Белинского) высоким домом с круглой башней. Этот доходный дом и полуособняк рядом с ним в подобии ренессанса с флорентийскими окнами, сколько я себя помню, красятся в красный цвет с серыми швами рустов, наличниками и украшениями. Это неожиданное соединение форм ренессанса и обычаев покраски николаевского рококо противно всем правилам до дикости, но живописно, красочно."

(К этому описанию сделано примечание: "Дом разрушен в годы блокады. На его месте построен новый жилой дом (№12 по набережной Фонтанки) по проекту архитектора Е.А.Левинсона." К сожалению, в примечании допущена ошибка, речь идет не о том месте. Дом 12 рассмотрен ранее на другой странице.)

Доходный дом с башней - это угловой дом 32/1, рассмотренный на предыдущей странице (башни на нем теперь нет). А "полуособняк" рядом с ним - это бывший особняк Кушелева. Заметим, что Л.А.Ильин, в целом резко отрицательно относившийся к эклектике (что хорошо видно в [30]), в данном случае не сказал одного плохого слова - вот свидетельство огромного таланта А.И.Штакеншнейдера.

Какова дальнейшая судьба этого дома, когда именно вместо него появилось существующее заурядное строение - мне неизвестно.

 

 

Следующий дом (наб. Фонтанки, 34, левая часть?):

 

 

27 сентября 2007 г.

 

К сожалению, мне неизвестна история этого ампирного здания. Несомненно, оно построено в первой половине XIX в. Возможно, это один из флигелей Шереметевского дворца. Краешек этого дома виден на приведенной выше акварели с изображением дома Кушелева.

 

 

Шереметевский дворец (Фонтанный дом) находится на следующем участке (наб. Фонтанки, 34).

В 1712 г. Петр I пожаловал этот участок генерал-фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву. Здесь был построен деревянный дом, а перед его дворовым фасадом был вырыт большой пруд. [34] О том, как выглядел этот участок, дает представление рисунок Федора Васильева "Шереметево подворье" (около 1719 г.; Русский музей):

 

 

 

Главное здание находится, очевидно, в глубине. Справа виден деревянный флигель с довольно курьезным фасадом: декор в стиле барокко сочетается с вертикальными рядами торцов бревен, характерными для традиционных деревянных построек.

 

 

Во второй половине 1740-х годов сын фельдмаршала Петр Борисович Шереметев приступил к строительству нового каменного дворца, который и сохранился до нашего времени. Автором проекта был один из ведущих петербургских архитекторов С.И.Чевакинский, а руководил строительством другой выдающийся мастер барокко - Ф.С. Аргунов, крепостной Шереметевых (до нашего времени сохранились его работы в подмосковном имении Шереметевых - Кусково). Строительство дворца было окончено к 1755 году.

 

Вид дворца с Фонтанки, центральная часть фасада, вход в здание:

 

 

16 сентября 2012 г. 27 сентября 2007 г. 27 сентября 2007 г.

 

 

Ограда перед дворцом поставлена в 1837 - 1838 гг. по проекту И.Д.Корсини. Это очень хорошая стилизация, которую с первого взгляда трудно отличить от подлинного барокко. Вот как выглядят ворота:

 

 

9 сентября 2012 г.

 

Фонари на воротах воссозданы на рубеже 2000-х и 2010-х гг.

 

В 1837 - 1853 гг. И.Д.Корсини осуществил также переделку интерьеров дворца, и подлинных интерьеров барокко в нем не сохранилось. (Притом, на мой взгляд, интерьеры Корсини далеко не так хороши, как эта ограда.)

 

Классицистические павильоны по сторонам ограды (они видны на второй фотографии на этой странице) относятся к более раннему времени, чем существующая ограда - к концу XVIII века.

 

 

С левой стороны парадного двора привлекает внимание эффектной архитектурой одноэтажный флигель:

 

 

27 сентября 2007 г.

 

Это тоже не подлинное барокко, а необарокко середины XIX века; ворота в центре отчасти подражают воротам Шереметевского сада на Литейном проспекте (утрачены; см. далее). Флигель с воротами построен в 1867 г. по проекту Н.Л.Бенуа.

 

 

В декабре 1917 г. последний владелец дворца - С.Д.Шереметев подарил дворец государству. Здесь открылся Музей дворянского быта. Однако в 1930-х гг. музей был ликвидирован, и во дворце на долгие годы разместился НИИ Арктики и Антарктики. С 1935 года в правом флигеле размещался Дом занимательной науки - музей, предназначенный для популяризации научных знаний (его экспозиция погибла в годы войны). В 1989 г. во дворце разместился музей музыкальных инструментов.

 

 

Знакомство с дворцом будет неполным, если не посетить его сад [34, 104, 105].

В 1930-х гг. сад Шереметевского дворца был публичным. Но позже, в 60 - 80-х годах в него не было свободного доступа. Теперь сад вновь доступен.

Вход в сад осуществляется с Литейного проспекта, 53. Выйти на Литейный проспект можно, например, пройдя сквозь парадные ворота левого флигеля и далее через дворы. (По пути, во дворе бывшего доходного дома С.Д.Шереметева можно увидеть здание театра, перестроенное в послевоенные годы из бывшего манежа Шереметевых.)

 

Первоначально сад был регулярным, но на рубеже XVIII и XIX в. в его облике появились и черты пейзажного стиля.

В центре садовый фасад дворца, слева и справа уголки сада:

 

 

29 сентября 2007 г. 27 сентября 2007 г. 27 сентября 2007 г.

 

В центре сада, перед дворцом устроена замкнутая аллея, идущая по кругу, украшенная вазами на пьедесталах. (Первоначально была еще и прямая аллея напротив центра дворца, но потом этот явно выраженный элемент регулярной планировки был убран. Сад украшали и многочисленные мраморные статуи, однако к началу XX века все они были вывезены в другие усадьбы Шереметевых.)

 

 

На правой фотографии за зеленью виден фасад манежа. Вот он крупным планом:

 

 

27 сентября 2007 г.

 

Манеж был построен в конце XVIII - начале XIX в. по проекту Дж.Кваренги. К большому сожалению, в первые годы после Великой Отечественной войны он был перестроен под драматический театр. От прежнего здания сохранился только этот фасад, выходящий в сад.

 

 

В саду были и старые павильоны. Увы, ни один из них не сохранился. На рубеже XIX и XX в. был снесен обветшавший деревянный Летний домик, построенный знаменитым И.Е.Старовым на месте прежнего павильона середины XVIII в. - Эрмитажа. К сожалению, мне неизвестны старые изображения ни Эрмитажа, ни Летнего домика.

 

Большой утратой было уничтожение весной 1914 г. ценных памятников архитектуры барокко середины XVIII в., располагавшихся на восточной границе сада и выходящих противоположной стороной на Литейный проспект - ворот и павильона-грота. Этот акт вандализма был совершен в связи со строительством нового торгового дома по Литейному пр., 53. Строительство было произведено по инициативе хозяина дворца и сада - Сергея Дмитриевича Шереметева, захотевшего получать дополнительный доход. Исполнитель замысла - архитектор Михаил Витольдович Красовский [4]. (Следует сказать, что оба они - казалось бы, культурные люди, и даже внесшие заметный вклад в русскую культуру: С.Д.Шереметев - историк, коллекционер; М.В.Красовский (не путать с его однофамильцами!)  известен прежде всего исследованиями памятников русской архитектуры (а среди того немногого, что он построил - прекрасная Казанская церковь в Вырице). Но всё это не только не оправдывает совершённый ими акт вандализма, но, напротив, делает его еще более отвратительным.)

Г.К.Лукомский писал в книге "Старый Петербург" (1917 г.) [104, с.62]:

"Усадьба гр. Шереметева, пожалуй, самый роскошный образец и [...] великолепно сохранялась до последнего времени. К сожалению, нельзя этого сказать в отношении последних 3 - 4 лет. Сломаны ворота [...] со стороны Литейного, уничтожена часть сада и построен совсем плохой архитектуры Пассаж, кстати пока никому не нужный."

Я полностью согласен: торговый дом С.Д.Шереметева - здание совсем плохой архитектуры. Неужели это  может кому-то нравиться! (Он уже давно используется по-другому - как административное здание. В 1930-х гг. два корпуса были объединены и надстроены на три этажа и, пожалуй, теперь бывший торговый дом выглядит даже лучше, поскольку исчезла безвкусная обработка верха двухэтажного здания.)

 

К сожалению, вид исчезнувших сооружений не был в свое время как следует зафиксирован, он известен по схематичному чертежу и по нескольким фотографиям, большей частью сделанным во время разборки. Но и этого материала достаточно, чтобы понять, что мы лишились выдающихся произведений архитектуры.

Как это ни жаль, приходится пользоваться данными о воротах и гроте, опубликованных в 1915 г. в журнале "Зодчий" не кем иным, как М.В.Красовским [105]. Из этой статьи взяты все помещенные здесь изображения, кроме одной фотографии. (Полный текст статьи М.В.Красовского можно прочитать, например, на сайте [107].)

(Статья Красовского начинается с обвинений тех, кто в свое время не интересовался воротами и гротом и обратил внимание на них, только когда начался снос; но больше всех виновато государство, не защищающее памятники - одним словом, виноваты все, кроме него самого.)

 

Фасады исчезнувших сооружений по Литейному проспекту и их планы (очень приблизительные и, очевидно, правильно представляющие только то, что видно снаружи, со стороны проспекта) зафиксированы на весьма схематичных чертежах 1872 г. [105]:

 

 

 

Слева ворота, располагавшиеся у границы участка (теперь вход в сад осуществляется через подворотню, расположенную с противоположной, правой стороны). Справа от богато украшенных ворот стоит одноэтажный корпус с простым фасадом - очевидно, конюшни или каретный двор. Далее тянется каменный забор, в который встроен павильон-грот. В оба здания входы имеются только со стороны сада: двери в центре павильона и два больших окна по бокам - фальшивые.

 

Рассмотрим сначала ворота. Вот их план (обмер Д.Ивашинцова) [105]:

 

 

 

Ворота имели сложный план. С обеих сторон - вогнутые фасады с нишами, украшенные колоннами: со стороны Литейного проспекта - десять колонн, собранных в пучки, а со стороны сада фасад скромнее - там только четыре колонны.

 

Вид ворот с Литейного проспекта, фотография из книги Г.К.Лукомского "Старый Петербург" [104]:

 

 

 

Мы видим великолепный барочный фасад. По данным [105], наверху были остатки железных костылей, свидетельствующие о том, что над въездом раньше было скульптурное украшение - очевидно, герб Шереметевых.

Ворота стояли напротив ул. Жуковского (бывшей Малой Итальянской) и, вероятно, красиво завершали ее перспективу.

 

Еще две фотографии ворот [105] - слева вид с Литейного проспекта, справа вид из сада (вероятно, эти снимки сделаны уже во время разборки ворот; этим, скорее всего, объясняется то, что изображения обрезаны с одного края):

 

 

 

 

 

На левой фотографии, а также на предыдущей фотографии из книги Лукомского виден краешек фасада бывших конюшен. В начале XX века это здание было приспособлено под цветочный магазин [105]; вероятно, тогда фасад получил новый декор, более богатый, чем тот, что мы видим на чертеже 1872 г.; к сожалению, увидеть этот фасад полностью невозможно.

 

 

Теперь рассмотрим грот.

Судя по представленному выше чертежу 1872 г., это был павильон с ротондой в центре, завершенной куполом. Фасад по Литейному проспекту был украшен пилястрами, причем и входная дверь, и большие окна по сторонам были фальшивыми, реально существовали только маленькие овальные окошки в ротонде. (Могу предположить, что все проемы сначала были открытыми, а заложены тогда, когда Литейный проспект превратился в оживленную городскую улицу.)

Что касается внутреннего устройства и садового фасада грота, то, по-моему, о них нельзя судить по этому чертежу: если мы сравним изображение на нем ворот с обмером Д.Ивашинцова (также см. выше), то увидим, что здесь верно представлена только их сторона, обращенная на проспект; почему же мы должны доверять плану грота? Кроме того, как мы увидим дальше, внутри в гроте были колонны - а они не показаны на чертеже!

Поэтому очень странным выглядит суждение М.В.Красовского [105, с. 317]: "Судя по плану, фасад, выходивший в сад, был богаче; с этой стороны ротонда была убрана не пилястрами, как со стороны Литейного проспекта, а колоннами и довольно глубокими дуговыми нишами; кроме того, на прямоугольных частях имелись настоящие окна, а не фальшивые[...]" Да как можно доверять такому чертежу! Или Красовский все же писал это, основываясь не на чертеже, а на своих воспоминаниях?

Итак, неизвестно, как выглядел садовый фасад. Но интерьер грота все же успели сфотографировать - хотя бы частично, уже после сноса центральной ротонды.

Вид одной из боковых частей [105]:

 

 

 

 

Фотография, имеющая в [105] подпись "Одна из полукруглых ниш в притолоках арок, соединявших ротонду с боковыми частями":

 

 

 

 

Фотография, подписанная в [105] как "Внутренняя ниша стены, обращенной к саду":

 

 

 

Мы видим великолепную отделку в стиле барокко. Дополним фотографии описанием М.В.Красовского [105, с. 317,318]:

"В противоположность относительно спокойным формам фасадов, внутренняя отделка павильона отличалась общим богатством и фантастичностью отдельных деталей. Как видно из [фотографии], пяты арок, поддерживавших крестовые вспарушенные своды боковых частей, опирались на эффектные капители толстых низеньких колонн, стержни которых были покрыты штукатуркой, сплошь усеянной разноцветным битым стеклом, смешанным с очень крупным горным песком и мелкими кусками каменного угля. Такой же штукатуркой были покрыты и гладкие поверхности стен, тогда как выступающие клинья арок были отделаны туфом и украшены раковинами; благодаря этим клиньям, чередовавшимися с гладкими камнями, достигалось впечатление мощности арок. Кроме того, куски туфа и раковины были применены для образования тяг в нишах, по ребрам и поверхностям сводов и, наконец, как дополнительные части лепных орнаментов. Особенно удачно были помещены раковины на ребрах сводов: они тянулись вверх, словно цепи легких бабочек. [...]"

Далее описываются самые разные детали отделки, и описание носит все более восторженный характер. Но я все же прерву цитату: не хочется давать слишком много места словам человека, приложившего руку к уничтожению этой красоты.

 

Итак, даже по тем фрагментам, которые удалось запечатлеть на фотографиях, мы видим, что это было незаурядное, великолепное произведение архитектуры барокко. По своему характеру эта архитектура была близка, пожалуй, не столько С.И.Чевакинскому, сколько Ф.С.Аргунову - вспомним построенный им прекрасный грот в подмосковном имении Шереметевых Кусково. Вполне вероятно, что Ф.С.Аргунов в этом павильоне (в отличие от дворца) был не исполнителем чужого проекта, а автором.

На мой взгляд, и в воротах на Литейном проспекте тоже видны черты, свойственные именно Ф.С.Аргуноау (а не С.И.Чевакинскому). Обратите внимание на вогнутые фасады ворот. Вообще криволинейные фасады (волнообразные, вогнутые и т.п.) вполне обычны в итальянском, австрийском, немецком барокко - но в русской архитектуре времени Елизаветы это большая редкость. И подобный фасад (только более сложный и в большем масштабе) есть именно в творчестве Ф.С.Аргунова - в не осуществленном проекте особняка-дворца с вогнутыми стенами по сторогнам от выступающего вперед центрального объема (см. [14, с. 356 - 359; там же приведены еще два чертежа, относящиеся к этому блестящему проекту - разрез, проходящий по парадному вестибюлю, и боковой фасад).

Таким образом, похоже, что в 1914 г. погибли единственные в Петербурге произведения Ф.С.Аргунова - выдающегося мастера, работавшего преимущественно в Москве.

 

 

Следует сказать, что снос ворот и грота - это только часть (хотя и самая прискорбная) той порчи сада, которая происходила начиная примерно с 1914 года. Продолжим цитату из книги Г.К.Лукомского "Старый Петербург" [104, с.62], начатую выше:

"Вырубили много деревьев, изменили вид сада, глухой стеной отгороженного от Литейного, уничтожили грот, выходивший на Литейный, в котором сохранилась часть обработки туфом. Характерен был и каменный забор. Скоро, может, упразднят и другой грот в саду и памятник Параши Ковалевской (Ковалевой, позже гр. П.Шереметевой)."

Судя по этим словам, дело было еще хуже, чем уничтожение отдельных сооружений: искажен вид всего сада.

Понятно, что в советское время тем более не берегли сад. Памятник Параше Жемчуговой исчез в 1930-х гг. (см. также далее). Нет теперь и  второго грота, причем я больше нигде даже не видел упоминаний о нем! Следует сказать также о том, что в саду был и еще один сентиментальный памятник, со стихами на французском языке, посвященными неизвестной даме [34]; он тоже исчез.

И все же несмотря на утраты, сад и сейчас красив.

 

 

В советские годы в саду появилась и кое-то новое, достойное внимания. В садовом флигеле Фонтанного дома долгие годы (с 1920-х до 1952) жила Анна Ахматова. В 1989 г. в этом флигеле открыт музей, посвященный поэтессе. В 2006 г. в саду открыт памятник Анне Ахматовой (ск. А.В.Иванов, М.Ш.Цхададзе, арх. В.Б.Бухаев [35]):

 

 

29 сентября 2007 г.

 

 

Николай Петрович Шереметев после ранней смерти жены - крепостной актрисы Параши Жемчуговой (1768 - 1803) поставил ей памятник в удаленном уголке сада. Памятник был выполнен в виде саркофага, на котором была укреплена бронзовая доска с французскими стихами.

Как уже сказано, в советское время этот памятник исчез. В 2007 г. в саду был установлен новый памятник Параше Жемчуговой - графине П.И.Шереметевой (арх. О.Новичкова [36]); окончательно он был оформлен к 2008 году:

 

 

27 сентября 2007 г. 29 сентября 2012 г. 29 сентября 2012 г.

 

 

Новая редакция 17 февраля 2017 г.

Последнее обновление 20 июня 2017 г.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

© Прохоров С.О.