ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

В прежних редакциях данной страницы здесь размещались также данные о бывшем особняке Г.Г.Кушелева (наб. Фонтанки, 32). Теперь они в расширенном и дополненном виде перенесены на новую страницу.

 

 

 

На этой и следующих трех страницах представлены фотографии Фонтанки между Симеоновским (Белинского) и Аничковым мостами.

 

 

Вид Фонтанки вниз по течению с Симеоновского моста:

 

 

9 сентября 2012 г.

 

Фонтанка делает плавный поворот вправо. На левом берегу расположены два монументальных здания - Шереметевский дворец (его ограда видна в левой части фотографии, ближе к нам) и Екатерининский институт (в центре фотографии).

 

 

Вид в обратную сторону с правого берега Фонтанки:

 

 

16 сентября 2012 г.

 

На набережную выходит ограда с павильонами, а сам дворец в глубине).

 

 

Прежде чем подойти к Шереметевскому дворцу, мы увидим трехэтажный дом (наб. Фонтанки, 34, левая часть):

 

 

27 сентября 2007 г.

 

Это один из многочисленных флигелей при Шереметевском дворце. Он построен в начале XIX в. - вероятно, в 1810 - начале 1820-х гг. Чертеж фасада этого дома 1822 г. ([154], фрагмент листа 1-4):

 

 

 

(Здесь представлен весь лист целиком.)

Данный чертеж представляет проект устройства балкона на фасаде. Судя по более позднему чертежу 1875 года ([154], лист 80-82), к этому времени на балконе были не ампирные металлические перила, а баллюстрада (может быть, она была с самого начала?). В наше время вместо этого на балконе, к сожалению, простая стандартная решетка советского времени. Нет и лепных украшений (масок?) на замковых камнях над окнами первого этажа (впрочем, их не видно уже на чертеже 1875 г.). Но в целом ампирный фасад начала XIX века неплохо сохранился.

 

 

А теперь начнем знакомство собственно с Шереметевским дворцом (наб. Фонтанки, 34).

В 1712 г. Петр I пожаловал этот участок генерал-фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву. Здесь был построен деревянный дом, а перед его дворовым фасадом был вырыт большой пруд. [34] О том, как выглядел этот участок, дает представление рисунок Федора Васильева "Шереметево подворье" (около 1719 г.; Русский музей):

 

 

 

Главное здание находится, очевидно, в глубине. Справа виден деревянный флигель с довольно курьезным фасадом: декор в стиле барокко сочетается с вертикальными рядами торцов бревен, характерными для традиционных деревянных построек.

 

Во второй половине 1740-х годов сын фельдмаршала Петр Борисович Шереметев приступил к строительству нового каменного дворца, который и сохранился до нашего времени. Автором проекта был один из ведущих петербургских архитекторов С.И.Чевакинский, а руководил строительством другой выдающийся мастер барокко - Ф.С. Аргунов, крепостной Шереметевых (до нашего времени сохранились его работы в подмосковном имении Шереметевых - Кусково). Строительство дворца было окончено к 1755 году. [1, 38]

 

Вид дворца с Фонтанки, центральная часть фасада, вход в здание:

 

 

16 сентября 2012 г. 27 сентября 2007 г. 27 сентября 2007 г.

 

 

Ограда перед дворцом поставлена в 1837 - 1838 гг. по проекту И.Д.Корсини [1]. Это очень хорошая стилизация, которую с первого взгляда трудно отличить от подлинного барокко. Вот как выглядят ворота:

 

 

9 сентября 2012 г.

 

Фонари на воротах воссозданы на рубеже 2000-х и 2010-х гг.

 

В 1837 - 1857 гг. И.Д.Корсини осуществил также переделку интерьеров дворца [1], и подлинных интерьеров барокко в нем не сохранилось. (Притом, на мой взгляд, интерьеры Корсини далеко не так хороши, как эта ограда.)

 

Классицистические павильоны по сторонам ограды (они видны на второй фотографии на этой странице) относятся к более раннему времени, чем существующая ограда - они построены в конце XVIII в.

 

 

С левой стороны парадного двора привлекает внимание эффектной архитектурой одноэтажный флигель:

 

 

27 сентября 2007 г.

 

Это тоже не подлинное барокко, а необарокко XIX века; ворота в центре отчасти подражают воротам Шереметевского сада на Литейном проспекте (утрачены; см. далее). Флигель с воротами построен в 1867 г. по проекту Н.Л.Бенуа [3]. В части здания справа от ворот за пышным необарочным фасадом скрывался каменный сарай. ([154], листы 23-33. В [1] этот флигель датирован 1864 г., однако данные [154] (лист 23-26) свидетельствуют о том, что проект Н.Л.Бенуа был утвержден только в 1867 г.)

 

 

В декабре 1917 г. последний владелец дворца - С.Д.Шереметев подарил дворец государству. Здесь открылся Музей дворянского быта. Однако в 1930-х гг. музей был ликвидирован, и во дворце на долгие годы разместился НИИ Арктики и Антарктики. С 1935 года в правом флигеле размещался Дом занимательной науки - музей, предназначенный для популяризации научных знаний (его экспозиция погибла в годы войны). В 1989 г. во дворце разместился музей музыкальных инструментов.

 

 

Знакомство с дворцом будет неполным, если не посетить его сад [34, 104, 105, 154].

В 1930-х гг. сад Шереметевского дворца был публичным. Но позже, в 60 - 80-х годах в него не было свободного доступа. Теперь сад вновь доступен.

Вход в сад осуществляется с Литейного проспекта, 53. Выйти на Литейный проспект можно, например, пройдя сквозь парадные ворота левого флигеля и далее через дворы. (По пути, во дворе бывшего доходного дома С.Д.Шереметева можно увидеть здание театра, перестроенное в послевоенные годы из бывшего манежа Шереметевых.)

 

Первоначально сад был регулярным, но на рубеже XVIII и XIX в. в его облике появились и черты пейзажного стиля. 

В центре садовый фасад дворца, слева и справа уголки сада:

 

 

29 сентября 2007 г. 27 сентября 2007 г. 27 сентября 2007 г.

 

В настоящее время в центре сада, перед дворцом устроена замкнутая аллея, идущая по кругу, украшенная вазами на пьедесталах. (Первоначально была еще и прямая аллея напротив центра дворца, потом этот элемент регулярной планировки был убран, затем аллея вновь появлялась в разных вариантах, см. далее планы сада XIX в. Сад украшали и многочисленные мраморные статуи, однако к началу XX века все они были вывезены в другие усадьбы Шереметевых [34].)

 

 

На правой фотографии за зеленью виден фасад манежа. Вот он крупным планом:

 

 

27 сентября 2007 г.

 

Манеж был построен в конце XVIII - начале XIX в. по проекту Дж.Кваренги. К большому сожалению, в первые годы после Великой Отечественной войны он был перестроен под драматический театр. От прежнего здания сохранился только этот фасад, выходящий в сад.

 

 

В саду были и старые павильоны. Увы, ни один из них не сохранился. На рубеже XIX и XX в. был снесен обветшавший деревянный Летний домик, построенный знаменитым И.Е.Старовым на месте прежнего павильона середины XVIII в. - Эрмитажа [34]. К сожалению, мне неизвестны старые изображения ни Эрмитажа, ни Летнего домика.

 

Большой утратой было уничтожение ценных памятников архитектуры барокко середины XVIII в., располагавшихся на восточной границе сада и выходивших противоположной стороной на Литейный проспект - ворот и павильона-грота. Сначала, в 1875 г. была разобрана часть грота, а затем, весной 1914 г. уничтожены и остатки грота, и ворота. Оба акта вандализма были совершены по инициативе последнего владельца дворца - графа Сергея Дмитриевича Шереметева  (казалось бы, культурного человека, даже внесшего вклад в русскую культуру - историка, коллекционера). Оба раза нашлись и архитекторы (тоже не из плохих), которые согласились выполнить соответствующие заказы.

Местоположение этих двух сооружений видно на плане 1845 г. ([154], фрагмент листа 17-18):

 

 

 

Снизу дворец, сверху Литейный проспект. В левом верхнем (северо-восточном) углу сада видно прямоугольное сооружение с ротондой в центре - это грот. Ворота, имеющие в плане причудливые очертания (не очень точно показанные), расположены в правом верхнем (юго-восточном) углу.

Фасады исчезнувших сооружений по Литейному проспекту и их планы (очень приблизительные и, очевидно, правильно представляющие только то, что видно снаружи, со стороны проспекта) зафиксированы на весьма схематичном чертеже 1872 г. [105]:

 

 

 

Слева ворота, располагавшиеся у границы участка (теперь вход в сад осуществляется через подворотню, расположенную с противоположной, правой стороны). Справа от богато украшенных ворот стоит одноэтажный корпус с простым фасадом - очевидно, конюшни или каретный двор. Далее тянется каменный забор, в который встроен павильон-грот. В оба здания входы имеются только со стороны сада: двери в центре павильона и два больших окна по бокам - фальшивые.

 

 

В 1874-1875 гг. у северной границы сада, на Литейном проспекте был построен большой доходный дом, также принадлежавший С.Д.Шереметеву. Проект дома был составлен архитектором А.К.Серебряковаым в 1874 г. и утвержден в 1875 г. Генеральный план, подписанный Серебряковым ([154], лист 34-38):

 

 

 

Литейный проспект внизу. В правом нижнем углу выделен краской проектируемый доходный дом. План дома накладывается на половину плана грота, которая должна быть снесена. И этот проект был исполнен!

 

 

Окончательное уничтожение грота, а также ворот последовало весной 1914 г., когда С.Д.Шереметев задумал построить на проспекте новый торговый дом. Исполнитель этого вандалистского замысла - архитектор Михаил Витольдович Красовский [3]. (То, что он согласился на выполнение заказа, очень обидно. М.В.Красовский (не путать с его однофамильцами!)  известен многочисленными исследованиями памятников русской архитектуры, а среди того немногого, что он построил - прекрасная Казанская церковь в Вырице).

Г.К.Лукомский писал в книге "Старый Петербург" (1917 г.) [104, с.62]:

"Усадьба гр. Шереметева, пожалуй, самый роскошный образец и [...] великолепно сохранялась до последнего времени. К сожалению, нельзя этого сказать в отношении последних 3 - 4 лет. Сломаны ворота [...] со стороны Литейного, уничтожена часть сада и построен совсем плохой архитектуры Пассаж, кстати пока никому не нужный."

Я полностью согласен: торговый дом С.Д.Шереметева - здание совсем плохой архитектуры. Неужели это  может кому-то нравиться! (Он уже давно используется по-другому - как административное здание. В 1930-х гг. два корпуса были объединены и надстроены на три этажа и, пожалуй, теперь бывший торговый дом выглядит даже лучше, поскольку исчезла безвкусная обработка верха двухэтажных зданий.)

 

К сожалению, вид исчезнувших сооружений не был в свое время как следует зафиксирован, он известен по схематичному чертежу (см. выше) и по нескольким фотографиям, большей частью сделанным в 1914 г. во время разборки. Но и этого материала достаточно, чтобы понять, что мы лишились выдающихся произведений архитектуры.

Как это ни жаль, приходится пользоваться данными о воротах и гроте, опубликованных в 1915 г. в журнале "Зодчий" не кем иным, как М.В.Красовским [105]. Из этой статьи взято большинство помещенных здесь изображений, в том числе и представленный выше чертеж 1872 г. (Полный текст статьи М.В.Красовского можно прочитать, например, на сайте [107].)

(Статья Красовского начинается с обвинений тех, кто в свое время не интересовался воротами и гротом и обратил внимание на них, только когда начался снос; но больше всех виновато государство, не защищающее памятники - одним словом, виноваты все, кроме него самого.)

 

Рассмотрим сначала ворота. Вот их план (обмер Д.Ивашинцова) [105]:

 

 

 

Ворота имели сложный план. С обеих сторон - вогнутые фасады с нишами, украшенные колоннами: со стороны Литейного проспекта - десять колонн, собранных в пучки, а со стороны сада фасад скромнее - там только четыре колонны.

 

Вид ворот с Литейного проспекта, фотография из книги Г.К.Лукомского "Старый Петербург" [104]:

 

 

 

Мы видим великолепный барочный фасад. По данным [105], наверху были остатки железных костылей, свидетельствующие о том, что над въездом раньше было скульптурное украшение - очевидно, герб Шереметевых.

Ворота стояли напротив ул. Жуковского (бывшей Малой Итальянской) и, вероятно, красиво завершали ее перспективу.

 

Еще две фотографии ворот [105] - слева вид с Литейного проспекта, справа вид из сада (вероятно, эти снимки сделаны уже во время разборки ворот; этим, скорее всего, объясняется то, что изображения обрезаны с одного края):

 

 

 

 

 

(Заодно упомяну о корпусе, примыкавшем к воротам справа (см. выше чертеж 1872 г.). Это были службы - конюшни или каретный сарай [105], с очень простым фасадом (см. чертеж 1877 г. ([154], лист 71-72). В 1887 г. архитектор Ф.К.Пуншель составил проект перестройки здания под торговый павильон ([154], лист 142-143). Не знаю, был ли осуществлен именно проект Пуншеля (кусочек павильона, который виден у правого края фотографий ворот, отличается от проекта в деталях), но, во всяком случае, здание было перестроено и в начале XX в. использовалось как цветочный магазин [105].)

 

 

Теперь рассмотрим грот.

Судя по представленному выше чертежу 1872 г., это был павильон с ротондой в центре, завершенной куполом. Фасад по Литейному проспекту был украшен лопатками (см. также далее), причем и входная дверь, и большие окна по сторонам были фальшивыми, реально существовали только маленькие овальные окошки в ротонде. (Могу предположить, что все проемы сначала были открытыми, а заложены тогда, когда Литейный проспект превратился в оживленную городскую улицу.)

Что касается внутреннего устройства и садового фасада грота, то, по-моему, о них нельзя судить по этому чертежу: если мы сравним изображение на нем ворот с обмером Д.Ивашинцова (также см. выше), то увидим, что здесь верно представлена только их сторона, обращенная на проспект; почему же мы должны доверять плану грота? Кроме того, как мы увидим дальше, внутри в гроте были колонны - а они не показаны на чертеже!

Итак, неизвестно, как выглядел садовый фасад. Но интерьер грота (того, что оставалось после сноса большей его части в 1875 г.)  все же успели сфотографировать.

Общий вид [105]:

 

 

 

 

Фотография, имеющая в [105] подпись "Одна из полукруглых ниш в притолоках арок, соединявших ротонду с боковыми частями":

 

 

 

 

Фотография, подписанная в [105] как "Внутренняя ниша стены, обращенной к саду":

 

 

 

Мы видим великолепную отделку в стиле барокко. Дополним фотографии описанием М.В.Красовского [105, с. 317,318]:

"В противоположность относительно спокойным формам фасадов, внутренняя отделка павильона отличалась общим богатством и фантастичностью отдельных деталей. Как видно из [фотографии], пяты арок, поддерживавших крестовые вспарушенные своды боковых частей, опирались на эффектные капители толстых низеньких колонн, стержни которых были покрыты штукатуркой, сплошь усеянной разноцветным битым стеклом, смешанным с очень крупным горным песком и мелкими кусками каменного угля. Такой же штукатуркой были покрыты и гладкие поверхности стен, тогда как выступающие клинья арок были отделаны туфом и украшены раковинами; благодаря этим клиньям, чередовавшимися с гладкими камнями, достигалось впечатление мощности арок. Кроме того, куски туфа и раковины были применены для образования тяг в нишах, по ребрам и поверхностям сводов и, наконец, как дополнительные части лепных орнаментов. Особенно удачно были помещены раковины на ребрах сводов: они тянулись вверх, словно цепи легких бабочек. [...]"

Далее описываются самые разные детали отделки, и описание носит все более восторженный характер. Но я все же прерву цитату: не хочется давать слишком много места словам человека, приложившего руку к уничтожению этой красоты.

 

 

Еще одно изображение интерьера грота (в [105] его нет) - "Вид руин Грота в саду Фонтанного дома графов Шереметевых", акварель архитектора Д.Б.Савицкого (Эрмитаж, инв. № ЭРР-3466 [155]):

 

 

 

На акварели стоит дата: 1915. В это время грот уже не существовал; вероятно, Савицкий использовал свои немного более ранние зарисовки.

 

 

На чертеже 1900 года можно увидеть жалкие остатки старого декора фасада по Литейному проспекту ([154], фрагмент листа 156-157):

 

 

 

Сравнение с чертежом 1872 г. показывает, что от старого фасада сохранялась левая часть в одну ось (только фальшивое окно вновь стало настоящим, а чертеж сделан по поводу обращения этого окна в дверь). Детали отделки здесь нарисованы подробнее, чем на чертеже 1872 г., и мы видим, что лопатки, украшавшие фасад, были с рустами - форма, распространенная в барокко.

 

 

Итак, даже по тем фрагментам, которые были запечатлены на фотографиях, чертежах, рисунке, мы видим, что это было незаурядное, великолепное произведение архитектуры барокко. По своему характеру эта архитектура была близка, пожалуй, не столько С.И.Чевакинскому, сколько Ф.С.Аргунову - вспомним построенный им прекрасный грот в подмосковном имении Шереметевых Кусково. Вполне вероятно, что Ф.С.Аргунов в этом павильоне (в отличие от дворца) был не исполнителем чужого проекта, а автором.

На мой взгляд, и в воротах на Литейном проспекте тоже видны черты, свойственные именно Ф.С.Аргунову (а не С.И.Чевакинскому). Обратите внимание на вогнутые фасады ворот. Вообще криволинейные фасады (волнообразные, вогнутые и т.п.) вполне обычны в итальянском, австрийском, немецком барокко - но в русской архитектуре времени Елизаветы это большая редкость. И подобный фасад (только более сложный и в большем масштабе) есть именно в творчестве Ф.С.Аргунова - в не осуществленном проекте особняка-дворца с вогнутыми стенами по сторогнам от выступающего вперед центрального объема [14, с. 356 - 359] (там же приведены еще два чертежа, относящиеся к этому блестящему проекту - разрез, проходящий по парадному вестибюлю, и боковой фасад).

Таким образом, похоже, что в 1914 г. погибли единственные в Петербурге произведения Ф.С.Аргунова - выдающегося мастера, работавшего преимущественно в Москве.

 

 

Следует сказать, что снос ворот и грота - это только часть (хотя и самая прискорбная) той порчи сада, которая происходила начиная примерно с 1914 года. Продолжим цитату из книги Г.К.Лукомского "Старый Петербург" [104, с.62], начатую выше:

"Вырубили много деревьев, изменили вид сада, глухой стеной отгороженного от Литейного, уничтожили грот, выходивший на Литейный, в котором сохранилась часть обработки туфом. Характерен был и каменный забор. Скоро, может, упразднят и другой грот в саду и памятник Параши Ковалевской (Ковалевой, позже гр. П.Шереметевой)."

Судя по этим словам, дело было еще хуже, чем уничтожение отдельных сооружений: искажен вид всего сада.

Понятно, что в советское время тем более не берегли сад. Памятник Параше Жемчуговой исчез в 1930-х гг. (см. также далее). Нет теперь и  второго грота, причем я больше нигде даже не видел упоминаний о нем! Следует сказать также о том, что в саду был и еще один сентиментальный памятник, со стихами на французском языке, посвященными неизвестной даме [34]; он тоже исчез.

И все же несмотря на утраты, сад и сейчас красив.

 

 

В советские годы в саду появилась и кое-то новое, достойное внимания. В садовом флигеле Фонтанного дома долгие годы (с 1920-х до 1952) жила Анна Ахматова. В 1989 г. в этом флигеле открыт музей, посвященный поэтессе. В 2006 г. в саду открыт памятник Анне Ахматовой (ск. А.В.Иванов, М.Ш.Цхададзе, арх. В.Б.Бухаев [35]):

 

 

29 сентября 2007 г.

 

 

Николай Петрович Шереметев после ранней смерти жены - крепостной актрисы Параши Жемчуговой (1768 - 1803) поставил ей памятник в удаленном уголке сада. Памятник был выполнен в виде саркофага, на котором была укреплена бронзовая доска с французскими стихами [34].

Как уже сказано, в советское время этот памятник исчез. В 2007 г. в саду был установлен новый памятник Параше Жемчуговой - графине П.И.Шереметевой (арх. О.Новичкова [36]); окончательно он был оформлен к 2008 году:

 

 

27 сентября 2007 г. 29 сентября 2012 г. 29 сентября 2012 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

© Прохоров С.О.