ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Литература

 

Главная страница

 

 

ГЕСЛЕРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ

Чкаловский пр.

 

 

От Большой Разночинной улицы начинается бывший Геслеровский переулок. Его название происходит от имени владельца большого земельного участка - придворного гардеробмейстера (смотрителя за одеждой) Павла I,

Со временем переулок превратился в довольно оживленную улицу, которой мало подходило название переулка. В 1946 г. он был переименован в Геслеровский проспект.

Люди старших поколений произносили название "Геслеровский" с ударением на третьем слоге. Такое произношение я слышал от моего отца, и вслед за ним и сам называю проспект так же. При подготовке данного раздела сайта я нашел в интернете упоминания о таком произношении.

В 1952 г. продолжающие друг друга Порховская улица и Геслеровский проспект были объединены и получили новое название - Чкаловский проспект. (Всё бы ничего, жаль только, что историческое название заменено обезличенным стандартным советским.)

 

 

Рассмотрим первые два дома по бывшему Геслеровскому проспекту, расположенные на углах Большой Разночинной улицы.

Дом на правом углу (Чкаловский пр., 9/13):

 

 

21 апреля 2008 г. 18 апреля 2015 г. 18 апреля 2015 г.

 

Этот дом построен в 1900 г. по собственному проекту владельца, И.Н.Иорса - техника-строителя, работавшего на уровне хорошего архитектора и построившего в Петербурге немало красивых домов. Нарядные фасады с богатым декором характерны для этого талантливого представителя эклектики.

Дом дошел до нас в надстроенном виде.

 

 

Дом на левом углу Большой Разночинной улицы (Чкаловский пр., 14/15):

 

 

18 апреля 2015 г.

 

Это доходный дом И.В.Поспелова, построенный в 1902 - 1903 гг. по проекту П.М.Мульханова [29, с. 354]. Фасады близки к эклектике, но в лепных украшениях видны отдельные мотивы свойственные модерну. Как и обычно у Мульханова, дом несколько примитивен по архитектуре (чего стоит нагромождение форм на углу, наверху!) и в то же время по-своему выразителен (именно купол и аттики с вазочками на углу придают ему специфический колорит).

 

 

Дома по левой стороне проспекта:

 

 

18 апреля 2015 г.

 

 

Следующий дом имеет тот же адрес по проспекту: Чкаловский пр., 14:

 

 

18 апреля 2015 г.

 

Доходный дом С.А.Смирновой, 1904 - 1905, арх. П.М.Мульханов [29, с. 354]. На этот раз Мульханов оформил фасад в духе "чистой" эклектики. Неплохой рядовой жилой дом.

 

 

Весьма интересна и необычна история строительства следующего здания (Чкаловский пр., 16) [29, с. 347 - 357].

С 1895 г. этот участок принадлежал отставному капитану 2-го ранга В.О.Колышко. В 1902 - 1904 гг. здесь был построен театр, известный под названием "Новый театр Неметти", по имени жены владельца участка - актрисы, австрийской подданной В.А.Неметти (Линской-Неметти, по второму мужу Колышко) (другие названия: "Петербургский театр", по расположению на Петербургской стороне; "Невский театр").

Здание театра было построено по проекту А.К.Монтага. Вот как  оно выглядело [29]:

 

 

 

Здание представляло собой талантливое произведение стиля модерн. Черты этого стиля выразились не столько в декоре (очень лаконичном), сколько в характерных закругленных, обтекаемых формах и в красивой асимметричной композиции.

Такая композиция (довольно необычная для театра) следует из внутреннего устройства здания. Вот план первого и второго этажей [29]:

 

 

 

Собственно театр находился в левой части. Вперед, на красную линию выступал объем, в котором на первом этаже был вестибюль, на втором фойе, а по бокам были расположены две лестницы. Все эти помещения хорошо различимы на фасаде по расположению окон.

В правой части располагался ресторан.

Весьма необычно было внутреннее устройство . Здесь было два театра - зимний и летний. Двухъярусный зал зимнего театра был расположен со стороны Геслеровского переулка и примыкал к вестибюлю и фойе. Летний театр под стеклянной крышей располагался со стороны двора. При этом у обоих залов была одна общая сцена, которая по мере необходимости могла быть обращена в ту или другую сторону.

В теплое время года, когда работал летний театр, ресторан превращался в проходной вестибюль с кассами.

Следует сказать, что устройство трансформируемых пространств (зимняя или летняя сцена, ресторан или проходной вестибюль) предвосхищает искания в архитектуре функционализма (конструктивизма) в 1920 - начале 1930-х гг. Можно вспомнить, в частности, клубы в Москве и Подмосковье, построенные К.С.Мельниковым.

 

Театр Неметти, несомненно, принадлежал к числу лучших произведений петербургского модерна. На мой взгляд, он остался и лучшей работой А.К.Монтага (другие здания этого архитектора выглядят все-таки довольно бледно.)

 

К огромному сожалению, это здание существовало совсем недолго. Театр не принес ожидаемой прибыли, и владельцы решили перестроить его в доходный дом (известный в литературе как дом В.О.Колышко). Перестройка была осуществлена уже в 1908 г., автором проекта был П.М.Мульханов:

 

 

18 апреля 2015 г.

 

18 апреля 2015 г.

 

Мульханов разобрал ресторан и летний театр, надстроил корпус зимнего театра до пяти этажей, причем пространство театрального зала превратил во внутренний двор, а окружавшие его проходы и помещения - в коридоры и цепочки комнат; кроме того, он пристроил слева новые флигели - со стороны Геслеровского переулка и со стороны двора (этот флигель на фотографии не виден). Местоположение прежнего корпуса зимнего театра прослеживается на фасаде по двум узким ризалитам, соответствующим прежним лестницам по сторонам от вестибюля и фойе. (См. [29].)

Конечно, новый доходный дом очень уступает по архитектурным достоинствам исчезнувшему театру. В его архитектуре есть налет примитивизма, вообще свойственный П.М.Мульханову.

Несомненная удача Мульханова - композиция угловой части с высоким криволинейным аттиком. Фактурная штукатурка придает облику здания определенную мощь.

В декоре причудливо сочетаются формы "чистого" модерна (в балконных решетках) и входящие в моду "ампирные" мотивы (в лепке). И то, и другое выглядит довольно наивно - впрочем, по-своему очаровательно.

 

Еще одна фотография этого дома, на которой лучше виден боковой фасад, выходящий во внутридворовый проезд:

 

 

18 апреля 2015 г.

 

Справа в глубине виден торцовый фасад дворового корпуса (частично закрытый киоском). Этот корпус (Чкаловский пр., 16, корпус Б) значительно интереснее по архитектуре. Пройдем во двор и рассмотрим корпус вблизи:

 

 

18 апреля 2015 г. 21 апреля 2008 г. 18 апреля 2015 г.

 

Доходный дом М.А.фон Гук, построен в 1912 - 1913 гг., арх. Г.О.Гиргенсон. Неожиданное для заднего двора красивое произведение позднего модерна, в котором тяга к простым геометрическим формам сочетается с классицизирующим декором.

 

 

Теперь обратимся к правой стороне проспекта.

Участок  после углового дома 9/13 не застроен. Следующий дом выходит на угол Ропшинской улицы (Чкаловский пр., 11/32):

 

 

18 апреля 2015 г.

 

Этот доходный дом построен в 1904 г., арх. И.И.Демикелли; в 1911 г. Демикелли осуществил перестройки. Неплохое рядовое здание в духе эклектики (для 1904 года, пожалуй, уже старомодное).

 

 

Вид вправо от проспекта вдоль Ропшинской улицы:

 

 

21 апреля 2008 г.

 

Впереди над домом возвышается шпиль Петропавловского собора.

 

 

Далее по правой стороне, между Ропшинской и Большой Зелениной улицами расположен Зеленинский сад - вернее, - увы - то, что от него осталось:

 

 

18 апреля 2015 г.

 

Это была большая зеленая зона, в одном направлении занимавшая всё пространство между этими двумя улицами, а в другом - чуть больше половины пространства между Геслеровским и Малым проспектами. Сад был благоустроен, в нем были скамейки, фонтан, детские площадки.

С началом "перестройки" положение стало меняться в резко худшую сторону. Сначала, в 1997 г. значительную часть сада заняла новая станция метро "Чкаловская" (арх. В.С.Волонсевич, А.С.Константинов) [225]:

 

 

18 апреля 2015 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Что делать: нужно же было где-то построить станцию.

 

Гораздо хуже то, что произошло потом: в 2006 г. в глубине Зеленинского сада появилось большое здание бизнес-центра (Большая Зеленина ул., 8), отхватившее чуть ли не 2/3 оставшейся территории сада (арх. М.А.Мамошин, И.В.Доннер , А.Х.Богатырева) [226]:

 

 

 18 апреля 2015 г.

 

В той части сада, которая остается, теперь нет ни скамеек, ни детских площадок... У горожан отняли место отдыха. Нажива превыше всего...

Добавлю к этому, что, на мой взгляд, оба новых здания и в архитектурном отношении - пустое место.

 

 

Вид от бизнес-центра на Зеленинский сад, в сторону Ропшинской улицы и Геслеровского проспекта:

 

 

18 апреля 2015 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

 

 

Вернемся на Геслеровский проспект. Вид к началу проспекта:

 

 

18 апреля 2015 г.

 

 

Дом по левой стороне, на углу Большой Зелениной улицы (Чкаловский пр., 18/14). Корпус по проспекту и угловой корпус:

 

 

18 апреля 2015 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Это еще один доходный дом В.О.Колышко. Он был построен в 1898 г. по проекту А.К.Монтага, а в 1913 - 1914 гг. перестроен П.М.Мульхановым [1;29, с. 356, 357]. В угловой части сохраняются черты эклектики (вероятно, от Монтага), а левая часть выполнена в духе модернизированной неоклассики в довольно примитивной интерпретации. На мой взгляд, оба корпуса малоинтересны по архитектуре.

 

 Продолжение на следующей странице.

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.