ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Литература

 

Главная страница

 

 

БОЛЬШАЯ ГРЕБЕЦКАЯ УЛИЦА (продолжение)

И БОЛЬШАЯ КОЛТОВСКАЯ УЛИЦА

 Пионерская ул.

 

На правой стороне улицы, выходящем также на Корпусную и Большую Разночинную улицы, расположены производственные корпуса, появившиеся при расширении трикотажной фабрики "Красное знамя", начавшемся в 1925 г. (Пионерская ул., 49, 51, 53, 57 - Корпусная ул., 3 - Большая Разночинная ул., 24, 28, 30). [266, с. 114-117; 6, №1350]

Для проектирования новых корпусов фабрики трест Ленинградтекстиль пригласил немецкого архитектора Эриха Мендельсона - выдающегося мастера, ныне всемирно известного, признанного классиком архитектуры XX века.

Э.Мендельсон начал свое творчество в первые годы после первой мировой войны как яркий представитель экспрессионизма (наиболее известное здание - астрофизическая лаборатория в Потсдаме - "башня Эйнштейна"). К середине 1920-х гг. его архитектура становится спокойнее и сближаентся с функционализмом. Но и в этих работах видна повышенная выразительность, часто можно увидеть криволинейные формы, неправильные углы.

К сожалению, Э.Мендельсону были свойственны те же заблуждения, что многим другим западным интеллигентам того времени - положительное отношение к советскому коммунистическому режиму  (позже, в 1931 г., он, так же, как и многие другие западные архитекторы (в том числе Гропиус и Ле Корбюзье) , принял участие в конкурсе на проект Дворца советов в Москве).

О том, как должна была выглядеть фабрика в соответствии с проектом Э.Мендельсона, дает представление макет [267]:

 

 

 

Направление съемки макета соответствует виду с угла Большой Гребецкой (справа) и Корпусной (слева) улиц. На углу стоит здание силовой подстанции с закругленным торцом - своеобразный символ всей фабрики. Дальше, в глубине - три корпуса красильных цехов с причудливыми изломанными крышами, увенчанными огромными вытяжными фонарями. Большой Г-образный производственный корпус, кажется, носит нейтральный характер и служит фоном для этих четырех сооружений.

 

К огромному сожалению, с самого начала работа Мендельсона была встречена недоброжелательно некоторыми ленинградскими архитекторами и строителями; и московский архитектор А.В.Щусев также выступил со статьей, в которой высказывается недоумение по поводу приглашения Мендельсона. (Конечно, это относится не ко всем. Московский журнал "Современная архитектура" - орган конструктивистов - неизменно поддерживал Мендельсона.)

Строительство осуществляли архитекторы С.О.Овсянников и И.А.Претро и инженер Е.А.Третьяков, оно было закончено в 1928 г. Осуществленные корпуса очень сильно отличаются от проекта Мендельсона, и он отказался от авторства.

Но одно из сооружений все же построено в соответствии с проектом Эриха Мендельсона - и его, безусловно, можно отнести к числу лучших произведений ленинградской архитектуры. Это силовая подстанция (теперь, с 2007 года, не действующая, как и всё предприятие). С нее мы и начнем рассмотрение. Вид с Корпусной улицы и два вида с Большой Гребецкой (с 1932 года - Пионерской) улицы:

 

 

12 сентября 2015 г.

 

Особенно красив торец здания (здесь наверху находится водонапорный бак, а ниже фильтровальное отделение). Сочетание закруглений разного радиуса, нависающая верхняя часть - всё создает динамичный, волнующий образ. (Заметим, что здесь есть и хотя бы скромный декор - ряд горизонтальных тяг, огибающих объем бака - таких же же, как на фасаде построенного Мендельсоном магазина Шокена в Штутгарте.)

К фильтровальному отделению со стороны Большой Гребецкой улицы примыкает котельная из семи блоков.

Остается пожалеть, что чистоту восприятия несколько нарушает стоящая рядом высокая труба, построенная в конце XX века. (Я постарался представить фотографии, где она не слишком бросается в глаза.)

 

Вид в обратном направлении со стороны Большой Гребецкой улицы:

 

 

12 сентября 2015 г.

 

 

Теперь рассмотрим другие корпуса фабрики - те, которые построены по проектам С.О.Овсянникова и И.А.Претро.

Для начала - вид с Корпусной улицы:

 

 

12 сентября 2015 г.

 

К огромному сожалению, теперь этот вид очень много потерял. И дело не только в новой трубе, и не только в граффити на заборе. Главное - то, что фабрика теперь не работает. А я еще помню, как она выглядела в 70-х годах, когда отовсюду вырывались клубы пара, придававшие этому виду романтический характер.

Главное здание не имеет Г-образной формы, как проектировал Мендельсон. Оно стоит далеко на заднем плане. А ближе к нам стоят три красильных цеха с крышами изломанной формы. На фотографии видны два цеха; третий стоит справа, за силовой подстанцией, у Большой Гребецкой улицы. Именно этот третий цех и можно рассмотреть с улицы:

 

 

12 сентября 2015 г.

 

Да, конечно, в этом изломанном силуэте крыши есть своя экспрессия в "стиле Эриха Мендельсона". Но насколько же это могло бы выглядеть выразительнее! Еще раз посмотрите фотографию макета в начале страницы; а вот и проектный чертеж - поперечный разрез цеха [266]:

 

 

 

К сожалению, предложенная Мендельсоном железобетонная конструкция не была осуществлена, и задуманный монументальный образ не появился.

 

 

И, наконец, главный трикотажный цех. Вблизи его можно разглядеть только по частям - с Большой Гребецкой и с Большой Разночинной улицы:

 

 

 

12 сентября 2015 г.

 

Что можно сказать? Обычное конструктивистское здание, не отличающееся особо высокими достоинствами. (Впрочем, по макету Мендельсона трудно понять, было ли бы его здание красивее.)

 

 

 

Итак, мы осмотрели комплекс построек фабрики "Красное знамя". Но прежде чем продолжить путь, обратим внимание на то, что на правой стороне улицы между красильным цехом и подстанцией стоят старые дома, не имеющие отношения к фабрике. (Судя по макету, представленному в начале страницы, при строительстве фабрики они должны были быть снесены.)  Познакомимся с этими домами.

 

 

Пионерская ул., 51:

 

 

12 сентября 2015 г.

 

В [1] это здание обозначено как жилой дом художников, построенный в 1898 - 1899 по проекту Л.В.Богуского. Данные о первоначальном назначении здания косвенно подтверждает мемориальная доска (открыта в 2010 или 2011 г.) с надписью: "В этом доме с 1899 по 1947 гг. жил и работал художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров".

Эклектика. Здание в "кирпичном стиле" довольно живописно и выгодно отличается от большинства подобных построек, имеющих, как правило, казенный вид.

 

 

Пионерская ул., 55:

 

 

12 сентября 2015 г.

 

Этот доходный дом построен в 1908 г. по проекту И.П.Володихина. В 1912 г. здание было куплено Санкт-Петербургским дамским благотворительно-тюремным комитетом, и в здании расположился исправительно-воспитательный приют для девочек имени Императора Александра III. (См. [268а,б]. Следует заметить, что в [268а] назван несколько другой адрес приюта: Большая Гребецкая ул., 71, однако фотография в [268б] убеждает в том, что речь идет именно об этом здании. Возможно, в начале XX в. была другая нумерация домов.)

Судя по фотографии начала XX века [268б], фасад здания почти полностью сохранился в первоначальном виде (исключение составляет только первый этаж). Довольно бедный дом (формально в духе классицизирующего модерна) - явно далеко не лучшая работа И.П.Володихина - в целом талантливого, своеобразного мастера.

 

 

 

Большая Гребецкая улица, затем переименованная в Пионерскую, оканчивалась у Корпусной улицы, а далее в том же направлении шла Колтовская улица. В 1952 г. Колтовская улица была присоединена к Пионерской.

 

Итак, продолжаем наш путь - теперь по бывшей Колтовской улице.

Первые два дома расположены на левой стороне (правая сторона напротив них практически не застроена). К сожалению, оба дома уже долгое время пустуют, сейчас (2015 г.) они закрыты сеткой. Посмотрим их хотя бы в таком виде.

Дом на углу Корпусной улицы (Пионерская ул., 36/12):

 

 

12 сентября 2015 г.

 

Доходный дом, 1899, 1902, арх. Е.Ф.Бржозовский (не путать с С.А.Бржозовским!). Скромный домик в духе эклектики. Возможно, фасады частично ободраны.

 

 

Пионерская ул., 38:

 

 

12 сентября 2015 г.

 

Доходный дом М.Г.Лапина, 1911, арх. С.М.Герольский [39, с. 489]. Модерн. Скромный, приятный фасад хороших пропорций.

Помню, как-то раз, в начале 2000-х гг. (или даже еще раньше) я увидел на одной временной выставке элементы внутренней отделки из этого дома (кажется, это были то ли витражи, то ли майоликовые панно) - красивые работы неожиданно высокого уровня.

 

 

Вид Пионерской (бывшей Колтовской) улицы:

 

 

12 сентября 2015 г.

 

Последний отрезок улицы проходит по бывшей Колтовской слободе - району, который долго сохранял окраинный характер. Многие постройки здесь принадлежат советскому и постсоветскому времени и малоинтересны по архитектуре. Я покажу только отдельные примечательные здания - в основном начала XX века.

 

Дом на правой стороне (Пионерская ул., 65):

 

 

12 сентября 2015 г.

 

Доходный дом, 1902, арх. К.И.Викторов. Скромный рядовой дом в духе эклектики.

 

 

Дом на левой стороне, на углу Гдовской улицы (Пионерская ул., 46/6; слева - вид с угла двух улиц):

 

 

12 сентября 2015 г.

 

По данным [1], этот доходный дом построен в 1907 г. по проекту И.Я.Пряхина. В более поздней работе [39, с. 489] не подтверждаются ни точная дата (написано осторожно: 1900-е), ни имя архитектора.

Весьма неплохой, довольно живописный дом в стиле модерн.

 

 

Дом на следующем участке (Пионерская ул., 48):

 

 

12 сентября 2015 г.

 

Этот жилой дом получил нынешний вид в результате перестройки в 1951 г. [269].

 

На заднем плане фотографии видны здания нового большого комплекса "элитных" жилых домов, расположенных на огороженной территории. Эти сугубо коммерческие постройки, на мой взгляд, совершенно неинтересны по архитектуре, я их здесь не показываю.

 

 

Напротив, на правой стороне привлекает некоторое внимание строящееся (2015 г.) здание - очевидно, офис (Пионерская улица - наб. Адмирала Лазарева, 24):

 

 

12 сентября 2015 г.

 

 

Пионерская улица оканчивается у Малой Невки, у конца набережной Адмирала Лазарева (бывшей Колтовской). На другом берегу Малой Невки находится Крестовский остров.

Малая Невка, вид вверх по течению от Пионерской улицы:

 

 

12 сентября 2015 г.

 

Еще недавно здесь были зеленые берега и маленькие домики, утопающие в зелени. А теперь по обоим берегам стоят новые большие дома - уже построенные и только еще строящиеся. Не думаю, чтобы это изменение было в лучшую сторону...

 

 

Напротив Пионерской улицы находится Лазаревский мост:

 

 

12 сентября 2015 г.

 

Этот весьма красивый вантовый мост построен (на месте старого) в 2008 - 2009 г.

 

 

Наша прогулка закончена.

 

 

 

  

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.