ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Литература

 

Главная страница

 

 

КАМЕННООСТРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)

 

Далее Каменноостровский проспект пересекает улицу Мира (бывшую Ружейную). На перекрестке находится восьмиугольная площадь.

До конца XX века площадь была безымянной. В 1992 г. она получила официальное наименование - Австрийская площадь. Однако это название, данное в связи с какими-то злободневными политическими событиями (в честь визита какого-то деятеля из Австрии или что-то вроде того) совершенно не привилось среди жителей Петербурга.

В начале XX века на площади возник красивый ансамбль доходных домов в стиле модерн - одно из лучших произведений петербургского архитектора В.В.Шауба [1, 39].

 

 

Левая сторона проспекта с домами на углах площади (Каменноостровский пр., 16 и 20/10):

 

 

3 ноября 2013 г.

 

 

Дом по Каменноостровскому пр., 20/10 построен раньше других - в 1901 - 1902 гг. (доходный дом М.М.Горбова):

 

 

3 ноября 2013 г. 10 марта 2014 г. 10 марта 2014 г.

 

Архитектура здания возвышенно монументальна. Две башенки разной формы и разной высоты, высокие фигурные аттики придают ему  выразительный силуэт. В декоре использованы мотивы барокко и отчасти готики.

 

 

В 1902 - 1903 гг. В.В.Шауб построил наискосок от этого дома доходный дом К.Х.Кельдаля (Каменноостровский пр., 13/13; дом имеет фасады не только по Каменноостровскому проспекту и ул. Мира (Ружейной), но и по Дивенской ул., 2).

Вот как выглядел первоначально этот дом со стороны площади (справа Каменноостровский проспект, слева Ружейная улица):

 

 

Фотография ателье Буллы, около 1912 - 1914 [56]

(воспроизводится по [39])

 

Дом тоже был украшен башенками - их было три, разной формы.

К сожалению, в советское время две башенки исчезли, а у одной - самой большой - искажен верх:

 

 

4 января 2009 г.

 

Но даже несмотря на потери, этот дом очень красив.

Фрагмент фасада со стороны площади:

 

 

30 ноября 2013 г.

 

 

Фасад по Каменноостровскому проспекту:

 

 

3 ноября 2013 г.

 

 

Фасад по Дивенской улице:

 

 

4 января 2009 г. 10 марта 2014 г.

 

(Эти две фотографии представлены также на другой странице.)

 

 

Напротив этого дома (Каменноостровский пр., 16) находится третий дом, построенный В.В.Шаубом. Однако прежде чем говорить о нем, остановимся на его ближайшей предыстории [371].

В середине 1890-х гг. этот участок принадлежал жене санкт-петербургского купца А.Г.Ульман, а в 1898 г. новым владельцем стал Э.К.фон Липгарт (см. [371], а также [312]).

Э.К. фон Липгарт - преуспевающий художник, автор, в частности, декоративных панно в великокняжеских дворцах, портретов императора и великих князей, картин на библейские сюжеты; в 1906 - 1929 гг. он был главным хранителем Эрмитажа.

Сразу, в 1898 г. был составлен проект нового здания - мастерской художника. Проект был осуществлен в 1898 - 1899 гг. [1]. Его автор - Э.Ф.Виррих, крупный мастер архитектуры конца XIX - начала XX в.

Генеральный план (на котором еще указано имя прежней владелицы) и план здания мастерской ([371], листы 42-43):

 

 

 

Мастерская обозначена на плане литерой А. Это каменное здание примыкает к стоявшему на участке деревянному дому. Оно имеет два лицевых фасада, расположенных под тупым углом друг к другу: один фасад был обращен на Каменноостровский проспект, другой на площадь, в сторону Ружейной улицы. Вход в мастерскую сделан со двора.

Фасады по проспекту и по площади и поперечный разрез (листы 44-46):

 

 

 

Основная часть здания - высокое прямоугольное в плане помещение. Оно хорошо освещено: в середине фасада по площади - стеклянная стена, а над ней стеклянный скат крыши. К этому помещению примыкает часть здания, разделенная на два этажа - наверху устроены хоры.

Еще раз отдельно крупнее фасады по Каменноостровскому проспекту и по площади:

 

 

 

Поздняя эклектика. Как и обычно у Вирриха, здание выглядит добротно, значительно (при небольших, казалось бы, размерах).

 

Очевидно, не менее красиво было это здание и внутри. Вот два изображения, на которых изображен, скорее всего, интерьер этого здания.

Фотография из заметки о творчестве Э.К.Липгарта, опубликованной в журнале "Огонек" 1914 г. [485]:

 

 

 

(Здесь можно посмотреть всю вырезку из журнала, вместе с заметкой.)

 

Липгарт Эрнест Карлович. В мастерской художника. Холст, масло. 75 х 89 см. Частное собрание [486]:

 

 

 

На фотографии и на картине Э.К.Липгарта изображен один и тот же интерьер, причем их сравнение показывает, что изображение на картине - документально точное. В этом убеждает и еще одна подробность - изображенный на картине богато украшенный рояль с росписями, выполненными самим Э.К.Липгартом. Этот (или такой же?) рояль хранится в Эрмитаже (инв. №Эпр-6280) [487]:

 

 

 

Данные о рояле в аннотации Эрмитажа:

Санкт-Петербург, 1898, Фирма "A.M. Schröder". Автор росписи: Липгарт, Эрнст Карлович. 1847-1932; Резчик: Волковысский, Соломон Гиршович ?-1913; Мастер: Берто, Карл Августович (бронзовые детали), упоминается в 1886-1900.

 

Сравнение фотографии и картины с чертежами 1898 г. - планами и разрезом (см. выше) - показывает почти полное совпадение, за одним исключением: в глубине, под хорами видно широкое окно в том месте, где на планах видна глухая стена, примыкающая к соседнему особняку; на картине за окном изображена зелень (что естественно для помещения, расположенного на первом этаже). Видимо, в процессе строительства проект был несколько изменен.

Правда, есть один повод все же усомниться в том, что это интерьер здания 1898 г.: фотография опубликована в 1914 г., когда это здание уже несколько лет не существовало, а мастерская размещалась на верхнем этаже нового доходного дома (см. далее). В принципе, можно предположить, что обстановка прежней мастерской была повторена на новом месте. Но мне все же кажется более вероятным другое - в журнале была использована старая фотография. В пользу этого предположения говорит зелень за окном на картине Липгарта.

 

Как бы ни был хорош дом, построенный на этом месте Шаубом, мне все-таки жаль, что исчезло это здание.

(В 1899 г. в дальнем углу участка был построен еще двухэтажный флигель, тоже спроектированный Э.Ф.Виррихом - со службами внизу и жильем наверху. По ссылкам можно увидеть генеральный план, планы этажей (листы 47-48) и фасад (лист 50-51). В отличие от мастерской, это была малоинтересная утилитарная постройка.)

 

 

В 1905 - 1906 гг. на месте строений, стоявших на этом участке (в том числе и мастерской) был построен для Э.К.Липгарта доходный дом по проекту В.В.Шауба, продолживший ансамбль домов в стиле модерн:

 

 

3 ноября 2013 г.

 

Этот дом тоже украшен башней, примыкающей к объему мастерской художника [39, с.211,212]. В декоре фасадов использованы мотивы барокко. 

Фасад по Каменноостровскому проспекту:

 

 

3 ноября 2013 г. 3 ноября 2013 г. 30 ноября 2013 г.

 

 

Еще раз посмотрим на этот дом с площади:

 

 

3 ноября 2013 г.

 

Справа виден еще один доходный дом, расположенный на углу ул. Мира (Каменноостровский пр., 18/11; по некоторым данным, он тоже принадлежал Э.К. фон Липгарту). Этот дом не имеет отношения к творчеству В.В.Шауба. Он был построен раньше, в 1899 - 1901 гг. по проекту А.И.Ковшарова [1]. Рядовое здание в духе эклектики носит фоновый характер.

 

 

Итак, с трех сторон площади построены дома по проектам В.В.Шауба - неодинаковые по формам, но близкие по духу, образующие единый красивый ансамбль.

Остается пожалеть, что с четвертой стороны в это время не появилось здания, которое бы достойно завершило этот ансамбль. В 1951 - 1952 гг. на этой стороне, наконец, появилось еще одно монументальное здание (арх. О.И.Гурьев, А.П.Щербенок [41]) - другое по стилю, но вполне соответствующее масштабам других трех домов (Каменноостровский пр,, 15/12):

 

 

4 января 2009 г. 3 ноября 2013 г.

 

Я не случайно поместил здесь две фотографии разного времени. На левой фотографии видно, что на аттике в центре фасада были лепные украшения, а слева - филенка с датой постройки - 1952 (на представленном здесь уменьшенном изображении эта дата плохо читается). На правой фотографии этих деталей уже нет. Конечно, этот дом уступает по архитектурным достоинствам домам Шауба. Но все равно такое отношение к нему - варварство.

 

На фасаде этого дома - справа, на первом этаже - можно увидеть барельеф, довольно курьезный, но по-своему интересный - мальчик и девочка сажают дерево:

 

 

30 ноября 2013 г.

 

В конце XX  или начале XXI века над этим барельефом даже сделан навес - вероятно, для его сохранности. (На представленных здесь фотографиях дома можно разглядеть этот навес - полукруглый, на тонких столбиках. Именно из-за этого навеса мне пришлось снимать барельеф с близкого расстояния.)

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.