САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
БОЛЬШОЙ ПРОСПЕКТ
Небольшое предисловие (для тех, кто живет не в Петербурге)
В Санкт-Петербурге существуют два проспекта, имеющие одинаковое название - Большой проспект. Один из них находится на Васильевском острове, а другой на Петроградской стороне. Для того, чтобы их различать, обычно говорят "Большой проспект Васильевского острова" и "Большой проспект Петроградской стороны" (общепринятые сокращения: "Большой пр. В.О." и "Большой пр. П.С.").
Большой проспект (в 1918 - 1944 гг. - пр. Карла Либкнехта) - один из двух главных проспектов Петроградской стороны, наряду с Каменноостровским проспектом.
Большой проспект Петроградской стороны значительно (примерно на век) старше Каменноостровского проспекта. Еще в 1730-х гг. была проложена прямая дорога, проходящая с юго-запада на северо-восток, пересекавшая слободы полков. Сначала ее называли Большой Гарнизонной дорогой, потом Большой Офицерской улицей, а начала XIX века стали называть Большим проспектом.
Так же, как и вся Петербургская сторона (см. вступление к разделу), район Большого проспекта долго оставался далекой окраиной. Но в последнем десятилетии XIX века на проспекте начали появляться большие доходные дома, а в начале XX века он окончательно превратился в полноценную городскую магистраль.
Большой проспект, пожалуй, уступает по красоте Каменноостровскому; на большей части по протяженности он выглядит довольно монотонно, обе стороны почти сплошь застроены примыкающими друг к другу домами. Но и здесь есть немало красивых зданий. Есть дома, построенные выдающимися мастерами эклектики - А.В.Ивановым, Н.Н.Никоновым, П.Ю.Сюзором. Есть и красивые дома начала XX века - в том числе такой шедевр архитектуры модерна, как доходный дом Т.Н.Путиловой (Большой пр. П.С., 44; арх. И.А.Претро).
А в начале XX века был добавлен новый участок проспекта, от площади Льва Толстого до Карповки - очень живописный, с домами прекрасной архитектуры.
На этой странице мы рассмотрим начальный участок, который все-таки скорее номинально относится к Большому проспекту и почти свободен от застройки, - от Тучкова моста через Малую Неву до перекрестка с двумя улицами, расположенными напротив друг друга, - Церковной улицей (ул. Блохина) и Ждановской набережной.
Вид на Малую Неву и Тучков мост:
29 сентября 2014 г.
Справа от моста стоит большое монументальное здание - Тучков буян. С него мы и начнем.
(Следует сказать, что еще в первой половине XX века это здание не воспринималось как принадлежащее Большому проспекту: оно стояло на острове. Однако затем пролив между островом и берегом был засыпан. Теперь официальный адрес здания: Большой пр. П.С., 1А.
Заметим также, что, как это ни жаль, в настоящее время (2019 г.) территория Тучкова буяна огорожена и подойти к нему близко нельзя.)
Тучков буян - здание бывших пеньковых складов. Его строительство (на месте деревянных корпусов, сгоревших в 1761 г.) начал военный инженер М.А.Деденев, а затем продолжил инженер А.А.Дьяков. В 1764 г. проект был переработан А.Ринальди - одним из лучших петербургских архитекторов этого времени. Строительство Тучкова буяна было закончено в 1772 г.
Проект здания (копия 1835 г.) [152] (см. также далее):
Современные фотографии:
29 сентября 2014 г.
Тучков буян - выдающееся произведение архитектуры переходной от барокко к классицизму (я бы охарактеризовал его стиль как рококо).
Сравнение с проектом показывает, что отсутствуют некоторые детали (вполне возможно, что сначала они существовали): аттики и мансардные окна на боковых корпусах и - что особенно жаль - фигурное завершение корпуса важни в центре, увенчанное скульптурой. Но и в существующем виде здание очень красиво. Это, казалось бы, утилитарное сооружение монументально по композиции и изысканно в деталях (обратите внимание на ажурную балконную решетку важни). Здание похоже на дворец.
Заметим, что одновременно Ринальди строил и настоящие дворцы - в Ораниенбауме, Гатчине, Петербурге. И он не счел для себя недостойным заняться строительством складов. Такое отношение вообще характерно для начинающейся эпохи классицизма, когда архитекторы старались всё строить красиво - будь то дворец, или фабрика, или казармы , или даже тюрьма... Из петербургских архитекторов - современников Ринальди можно вспомнить, например, Ж.-Б.М.Валлен-Деламота, работавшего в Зимнем дворце и Эрмитаже, строившего богатые частные дома - и одновременно создавшего прекрасный фасад складов на острове Новая Голландия; или Ю.М.Фельтена, также работавшего в царских дворцах в Петербурге и пригородах - и построившего фабрики в Петергофе и Ропше; или более молодого И.Е.Старова, построившего не только Таврический дворец, но и тюрьму (очень красивую!), известную под более поздним названием Литовского замка...
Внешнее сходство с дворцом стало причиной курьезного обстоятельства. В XIX веке появилась легенда о том, что это здание - бывший дворец Бирона (т.е., кроме всего, предполагалось, что здание старше лет на тридцать, чем в действительности). И этой легенде верили! Только в 1908 г. архитектор И.А.Фомин нашел проект этого здания, ясно свидетельствующий о том, что оно с самого начала строилось как склады. Об этом Фомин написал в статье в журнале "Старые годы" [529].
Иллюстрация и текст статьи:
МНИМЫЙ ДВОРЕЦ БИРОНА
Давно длившееся недоразумение с Пеньковым буяном, наконец, разрешилось. Среди публики и специалистов упорно держался неизвестно кем пущенный слух о том, что Пеньковый буян у Тучкова моста ничто иное, как построенный при Анне Иоанновне дворец Бирона. Профессора Л. Бенуа н Г. Котов, ездившие на место осматривать дворец, вынесли впечатление, что вряд ли здание, разбитое на однообразные, одного размера помещения, перекрытые крестовыми сводами, как в первом, так и во втором этаже, могло быть когда-либо дворцом. Это заключение теперь подтверждается. В Архиве Министерства Двора мне удалось найти проект этого здания, исполненный по распоряжению Правительствующего Сената в царствование Анны Иоанновны. Из надписей на чертеже явствует, что здание специально построено было для пеньковых амбаров, шофной и важни (помещение для весов) и, следовательно, никогда «дворцом Бирона» не было. Вот подлинный текст всех надписей, которые разбираются не без труда: "План, фасад и профиль новостроющимся каменным пеньковым анбарам шофной и важне сочинен по повелению правительствующего сената по последнему положению с тою против прежнего прожекта отменою чтоб тем анбарам построенным быть в два этажа и чтоб каждый анбар как в нижнем так и в верхнем этаже для способности разделен был накатными потолками или подволоком для которых подволок и окна назначены также показан под кровлею выпущенной в слуховые окна подъемы, которыми в верхние анбары беззатруднения пеньковые бунты поднимать возможно будет чего для сверх прежде поданной сметы ко оной прибавляется для затворов железных в подволочные окна на бревна для покатных потолков и заплотничную работу да на прибавку строением шофной на бревна бутовую и тесаную плиту кирпич железо и протчее всей суммы до 21000 рублев а с приложением той суммы которая на строение другого этажа положена всего до 58000 рублев простирается. Сверх вышеписанной суммы еще полагается для прожектированной галереи с лесницамн 14966 рублев 72 копейки". Над центральным двухэтажным зданием - надпись: "фасад важне"; над прилегающими одноэтажными частями: - "фасад шофной которая способности ради водин этаж строится". Над двухэтажными частями: - "фасад пеньковым амбарам нижнему по неве реке корпусу" и "фасад пеньковым амбарам верхнему по реке неве корпусу". Внизу над планом - надписи: "план шофной которая в разсуждении дву этажных пеньковых анбаров для пространства прибавлена в длину на каждую сторону по десяти сажен". Здание в натуре построено согласно этому проекту. Отсутствуют лишь вазы, венчающие парапеты здания, и местами, самые парапеты и балюстрады. Отсутствует также фигура с весами в руках в вершине центрального здания (важни). Все это, по всей вероятности, существовало, но с течением времени пришло в ветхость и было убрано, как это случилось почти со всеми частями, венчающими старинные здания. Ив. Фомин
|
Интересно, однако, что и в этой статье Фомин датирует проект временем Анны Иоанновны.
Истинное время постройки и авторство Ринальди были установлены в 1912 г., когда были найдены чертежи и рисунок А.Ринальди [530, с.57]:
Документально установлено, что к постройке Тучкова буяна ("дворец Бирона") приложил свою руку Ринальди. В одном из архивов найдены подлинные чертежи и рисунок, где в фасаде, выходящем на Неву, и в нижнем, и в верхнем этажах ряды окон, впоследствии заложенных. Сейчас этот фасад выглядит несколько мрачно и тяжело, но гораздо интересней и внушительней, чем на рисунке. Большой вопрос, нужно ли восстановление этих окон при предполагаемом приспособлении здания под городской архив и выставку благоустройства? Я уже не говорю о варварском проекте городского техника г. Шмеллинга уничтожить внутри своды и столбы, переделать удивительные входы и галереи (фасад на Петерб. ст.), отбить старинную штукатурку и пр., т. е. о полном изуродовании старинной постройки.
|
В книге В.Я.Курбатова "Петербург" 1913 г. уже написано: "Тучков Буян. Так называемый Бироновский дворец построен для складов пеньки по проекту Ринальди [...]" [153, с. 584]. (Но и позже в обиходе здание называли дворцом Бирона; существует, например, гравюра А.П.Остроумовой-Лебедевой 1916 года, озаглавленная "Дворец Бирона и барки".)
Следует сказать, что Тучков буян - не единственное здание А.Ринальди в этих местах (в то время - на окраине Петербурга, см. вступление к разделу "Петроградская сторона"). На первой из трех фотографий Тучкова буяна справа на заднем плане видны купола Князь-Владимирского собора, также построенного по проекту этого архитектора (см. также далее).
По другую сторону, слева от Тучкова моста протекает река Ждановка, а на противоположном ее берегу, на Петровском острове (формально за пределами района, рассматриваемого в данном разделе, см. вступление) стоит Петровский стадион (Петровский остров, 2). Виды с Тучкова моста и от пр. Добролюбова:
Правая фотография помещена также на другой странице.
До конца XX века стадион назывался стадионом им. Ленина. Первый стадион появился здесь в 1924 г., он был деревянным. В 1950-х гг. на его месте было построено ныне существующее сооружение (арх. Н.В.Баранов, О.И.Гурьев, В.М.Фромзель) [17].
На мой взгляд, стадион не отличается особо высокими архитектурными достоинствами. Впрочем, он, видимо, вполне хорош в функциональном отношении.
Пройдя немного вперед, до пересечения с пр. Добролюбова, мы увидим справа еще одно спортивное сооружение - дворец спорта "Юбилейный" (пр. Добролюбова, 16; построен в 1967 г., арх. Г.П.Морозов, И.П.Сусликов и др. [17]):
27 апреля 2014 г.
Эта фотография помещена также на другой странице.
По другую сторону от пр. Добролюбова (бывшего Александровского) на Большой проспект выходит короткая западная сторона большого сквера перед Князь-Владимирским собором (1766 - 1789, арх. А.Ринальди [8, т. 1, №33]). Непосредственно на проспекте стоит часовня часовня св. Александра Невского (1882 - 1886, арх. Н.Н.Ковригин [1]):
27 апреля 2014 г.
Слева на заднем плане Князь-Владимирский собор.
Эта фотография помещена также в разделе "Александровский проспект (проспект Добролюбова)", в котором подробно рассмотрены и собор, и сквер, и часовня.
Продолжение на следующей странице.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.