САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
БОЛЬШАЯ ПУШКАРСКАЯ УЛИЦА (продолжение)
Церковь апостола Матфия
Предварительное замечание. На этой странице я применил форму, которая пока нигде на этом сайте не встречалась: после основного текста помещен раздел "Примечания". Это связано с тем, что в данном случае потребовались весьма многочисленные и длинные примечания (в частности, пояснения к исправлению некоторых встречающихся ошибок). Для того, чтобы не затруднять чтение, я вынес эти пояснения в конец страницы, а в основном тексте даю соответствующие ссылки.
На правой стороне Большой Пушкарской улицы, между улицами Ленина (бывшей Матвеевской) и Кронверкской расположен Матвеевский сквер. На территории этого сквера стояла церковь апостола Матфия1) , уничтоженная в советское время ([7], выпуск 4, отдел 2, с. 38 - 53; [328]; [8], том 1, №76, а также некоторые материалы [415]).
Вид сквера с угла Большой Пушкарской ул. и ул. Ленина:
13 апреля 2008 г.
Фрагмент карты Санкт-Петербурга 1904 года [14]:
На этом фрагменте видны обе церкви, стоявшие на Большой Пушкарской улице: в нижнем левом углу Введенская церковь, в верхнем правом углу церковь апостола Матфия.
История церкви берет свое начало во времена Петра I. В 1719 г. сюда, на территорию, где квартировал Белозерский пехотный полк, был перенесен из Петропавловской крепости деревянный храм - первоначальный Петропавловский собор, построенный в самом начале существования Санкт-Петербурга, в 1703 - 1704 гг. (В 1712 г. рядом с ним началось строительство ныне существующего каменного Петропавловского собора, и необходимость в старом храме отпала.)
Облик деревянного, расписанного под мрамор Петропавловского собора известен, в частности, по примитивному изображению на гравюре XVIII века:
На новом месте строительство храма закончилось в 1720 г. Храм был посвящен памяти взятия Нарвы, которое произошло 9 августа (по старому стилю) 1704 г. - в день апостола Матфия. Поэтому он был освящен во имя этого святого.
В 1732 г. [8] при церкви было открыто кладбище, просуществовавшее около 30 лет (не позже, чем до 1768 г. [7]). Очевидно, это и есть территория нынешнего сквера.
Вид деревянной церкви Апостола Матфия известен по изображению на плане Петербурга 1753 г. (в надписи допущена ошибка: "С. Ап. Матфея", вместо "Матфия"):
Благодарю Владимира Синкевича, познакомившего меня со своей работой [330], в которой использовано данное изображение.
Насколько можно судить по этому изображению, к первоначальной церкви, перенесенной из Петропавловской крепости, была пристроена колокольня со шпилем (вместо двух "католических" башенок с невысокими шпилями).
В 1754 г. рядом с церковью апостола Матфия была построена еще одна деревянная церковь - Покровская.
Изображения деревянных Матфиевской и Покровской церквей крупным планом мне неизвестны. Скорее всего, их и не было: не забудем, что уже с конца царствования Петра I Петербургская сторона стала превращаться в окраину (см. вступление к разделу "Петроградская сторона"), и не удивительно, если церковь в этом районе не привлекла никого из художников.
Эти две церкви видны на заднем плане гравюры 1757 г., предположительно по рисунку М.И.Махаева, изображающей усадьбу Я.Вольфа (нынешний адрес: Каменноостровский пр., 21; рисунок сделан в направлении нынешнего проспекта). Полностью эта гравюра с соответствующими пояснениями приведена на другой странице. Здесь показан ее фрагмент, на котором вдали видны церкви:
Купол со шпилем - это верх колокольни церкви апостола Матфия. Справа Покровская церковь; хорошо виден ее силуэт с высоким куполом и луковичной главкой.
Прихожанкой церкви апостола Матфия была св. блаженная Ксения Петербургская. (Ее почитали очень задолго до официальной канонизации (1988 г.), в том числе даже в советское время.)
В конце 1790-х гг. на месте деревянной Покровской церкви началась постройка новой - каменной; купол и верх колокольни были деревянными (см. [328]; в [8] утверждается, что колокольня была вся деревянная). Работы вел архитектор Л.И.Миллер. Церковь была освящена в 1800 г.
В 1806 г. была разобрана обветшавшая деревянная Матфиевская церковь. При этом св. престол и иконостас из нее были перенесены в Покровскую церковь, во вновь устроенный придел апостола Матфия. Кроме того, сюда же был перенесен из старой Матфиевской церкви придел св. Сергия Радонежского, который там был устроен в 1797 г. С 1806 г. по резолюции митрополита Амвросия Покровская церковь получила новое название - церковь апостола Матфия (по приделу). [7]
Как же выглядела церковь в то время? К сожалению, я не знаю ее изображений крупным планом до последней перестройки (о которой речь впереди) - и, скорее всего, такие изображения вообще неизвестны. Есть только мелкие изображения на панорамах Петербурга.
Одно из них - на панораме Петербурга А.Тозелли, 1820 г. [171].
Тозелли сделал круговую панораму (позже разделенную на отдельные листы), открывавшуюся с башни Кунсткамеры. (Напомню, что верхний ярус башни, увенчанный куполом с глобусом, погиб при пожаре в 1747 г. и был воссоздан только через 200 лет, в 1947 - 1948 гг.; в 1820 году с крыши башни можно было беспрепятственно обозреть всю панораму по кругу.)
Вот как выглядит лист 8:
На переднем плане здание Биржи, а за ним вдали видны две церкви. Для того, чтобы понять, что это за церкви, посмотрим карту этого места:
Итак, ближе к левому краю Биржи - Введенская церковь (этот фрагмент рассмотрен на другой странице), а у правого края (правее факела, завершающего Ростральную колонну) - церковь апостола Матфия. Вот ее изображение крупнее:
Конечно, изображение условное. И все же самое основное видно.
Это был одноглавый храм; барабан с куполом имели форму характерную для классицизма. Колокольня была значительно выше, чем завершение основного объема церкви; ее верхний ярус (как мы знаем, деревянный), очевидно, был украшен колоннами или пилястрами.
Для того, чтобы оценить степень точности изображения, предлагаю Вашему вниманию фрагмент листа 7 панорамы А.Тозелли с изображением сохранившегося до наших дней Князь-Владимирского собора.
Первый большой ремонт в храме проведен в 1842 г. [7,8], при этом в главном - Покровском приделе установлен новый иконостас [8].
Изображение церкви после этого ремонта можно увидеть на гравюре А.Апперта по рисунку И.И.Шарлеманя "Панорама Санкт-Петербурга с высоты птичьего полета" (около 1860; Государственный музей истории Санкт-Петербурга):
(Здесь я поместил самую крупную репродукцию, какую мне удалось найти [179].)
На переднем плане Петербургская сторона. Чуть левее середины прямо на нас идет Каменноостровский проспект. Его пересекает речка Карповка, а дальше от него отходят вправо две прямые улицы параллельные друг другу - ближе к нам Большой проспект, а дальше Большая Пушкарская улица, на которой стоят две церкви: слева церковь апостола Матфия, справа Введенская церковь.
Вот увеличенный фрагмент с изображением церкви апостола Матфия:
Детали трудно разглядеть (во всяком случае, при данном качестве репродукции). Но в целом мы видим такой же храм, что и на панораме Тозелли, - одноглавый, с высокой массивной колокольней. Судя по этому изображению, при ремонте 1842 года внешний облик церкви не изменился.
Для оценки точности изображения можно рассмотреть другой фрагмент, на котором изображена Введенская церковь, и сравнить его с известными ее старыми фотографиями.
Следующие известные переделки храма последовали в 1862 - 1863, 1884 и 1889 - 1890 гг. (О переделке 1862 - 1863 гг. (так же, как и о переделке 1842 г., и обо всех более ранних этапах строительства церквей начиная с 1719 - 1720 гг.) сказано и в [7], и в [8], и в [328]; о следующих перестройках в работе [7] не говорится, поскольку она вышла в 1875 году. О перестройке 1884 г. сказано только в [8] ("храм был несколько расширен"), о перестройке 1889 - 1890 гг. - в [8] и [328].)
Начнем с последней перестройки. В 1889 - 1890 гг. по проекту В.И.Карпова был проведен капитальный ремонт, расширена (во все стороны) трапезная и построена новая каменная колокольня (см. [328], а также [1,8]).
В [415] имеется генеральный план, на котором наглядно показано, в каком месте и в какие стороны была расширена церковь (лист 45-48; к сожалению, план не датирован):
В [328] обращено внимание на то обстоятельство, что детали отделки части, перестроенной В.И.Карповым, отличаются от деталей более ранней части)2) .
Чертеж Карпова [8]:
Перед нами как будто другой храм! Ко времени этой последней перестройки основной объем церкви уже был полностью переделан в духе необарокко (направление эклектики). Очень живописно стало выглядеть завершение храма - компактное пятиглавие, подражающее знаменитому Смольному собору, построенному Ф.-Б.Растрелли, только в очень уменьшенных размерах. Мотивы барокко использованы не только в этом пятиглавии, но и во всех деталях отделки фасадов.
Когда же был изменен облик церкви?
Естественно предположить, что это произошло при предыдущей перестройке - в 1862 - 1863 гг. (Я высказал такое предположение в 2014 г. в первой редакции данной страницы. Тогда мне еще не была известна работа [328], см. далее.)
В [7] об этой перестройке сообщается следующее:
"Настоящий храм устроен в 1800 году старанием священнослужителей и усердием прихожан; зданием каменный с деревянною колокольнею. По плану Высочайше утвержденному 20 сентября 1862 года произведено капитальное исправление всего церковного здания."
В [8] эта перестройка охарактеризована следующим образом:
"... второй [ремонт], связанный с некоторым изменением интерьера, - в 1862 - 1863, когда по проекту А.И.Егорова был устроен новый купол, переделаны алтарь и пилоны. Лепные украшения исполнил Балин."
Заметим, что оба описания перестройки все же неоднозначны. "Капитальное исправление всего церковного здания" не обязательно означает сильную перестройку, а в [8] хотя и говорится о переделке купола, но в то же время главное внимание уделяется "некоторому изменению интерьера".
Полную ясность в данный вопрос вносит работа [328], в которой приводятся свидетельства очевидцев:
"По сообщению о. Павла Быстрякова, старожила при Матфиевской церкви, в 1860-х годах, во время капитального переустройства церкви по Высочайше утвержденному проекту архитектора Егорова, деревянный купол заменен каменным пятериком, удлинена алтарная часть на 1 1/2. саж., прибавлены к ней библиотека и ризница и переложены пилоны. По воспоминаниям С. Н. Раевского, на Матфиевской церкви до нынешнего пятерика был один сферический купол (ампир?)."
(В [328] есть и небольшая неточность, которая, как это ни парадоксально, только придает рассказу еще большую достоверность. На странице сделана сноска: "1) О. Быстряков говорил, что перестройка совпала по времени с катастрофой в Колтовской церкви (случившейся 18 июня 1864 г.)." Здесь сказалась ошибка памяти: на самом деле перестройка церкви апостола Матфия была немного раньше, чем обрушение сводов Колтовской церкви.) 3)
Далее представлены старые фотографии церкви апостола Матфия.
Слева фотография, помещенная в [8] (источник не указан), справа фотография В.Г.Самойлова (фотография опубликована в 1911 г. в [328]; сведения об авторе - [181]; воспроизведена с сайта [180]):
Еще одна фотография церкви, выполненная в 1914 г. В.Г.Самойловым [181]:
Фотография сделана с крыши не сохранившегося соседнего дома.
Кроме собственно церкви апостола Матфия, на фотографии интересны два дома, изображенные на заднем плане.
Слева от церкви виден дом с эффектным силуэтом, образованным очень высоким куполом и шатрами. Это доходный дом П.Т.Бадаева на углу Матвеевской (Ленина) улицы и Большого проспекта, построенный в 1902 - 1903 гг. по проекту П.Ю.Сюзора (Большой пр. П.С., 49/18).
О доме, изображенном справа от церкви, см. далее на этой странице.
Виды на церковь с Матвеевской улицы (ныне ул. Ленина), со стороны главного входа [328; 242, III выпуск, с. 21]:
Теперь рассмотрим фотографии интерьеров - главного храма и двух приделов.
Главный храм (Покровский придел). Фотография П.П.Покрышкина, 1911 (фотография опубликована в 1911 г. в [328]; сведения о времени и авторе - [181]; воспроизведена с сайта [180]):
Фотография сделана, очевидно, в солнечный день. Очень хорошо чувствуется контраст полутемного центрального нефа и залитого светом подкупольного пространства с золоченым иконостасом в духе необарокко (1842, охтинский мастер Лемох [8]; по данным [328], переделывался во времена Александра II). Пилоны и своды украшены лепкой также в духе необарокко, появившейся, очевидно, при перестройке 1862 - 1863 гг.
Главный иконостас (иконостас Покровского придела), фотография конца XIX - начала XX в. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-517/1091. Ф-13900 [527]):
(Обрезана рамка. Оригинал )
Иконы на Царских вратах и по сторонам от них традиционны: на Царских вратах - сцена Благовещения (слева Архангел Гавриил, справа Богородица), в круглых образах - четыре евангелиста; на скошенных стенках по сторонам Царских врат - слева Богородица с Младенцем, справа Иисус Христос. На двух боковых вратах - вероятно, архангелы Михаил и Гавриил (боковые двери заменили собою старые, в [328] они характеризуются отрицательно: "двери с грубою живописью на стекле"). Над Царскими вратами - очевидно, Тайная Вечеря. Остальные иконы мне неясны.
Главный иконостас был, конечно, очень красив. Но особую ценность представлял иконостас северного придела - придела апостола Матфия.
Иконостас в стиле барокко происходил из деревянного Петропавловского собора 1703 - 1704 года. Он был сохранен при переносе храма на новое место с освящением во имя апостола Матфия в 1719 - 1720 гг., а в 1806 г. при сносе деревянного храма был перенесен в каменную церковь, во вновь созданный придел апостола Матфия (правда, при этом из-за тесноты он был сохранен, вероятно, не полностью, см. далее). В 1842 г., в связи с ремонтом церкви указом Синода было предписано: "чтобы как ныне, так и на будущее время, этот иконостас, как устроенный в 1703 году Императором Петром I-м, сохраняем был в настоящем его виде, без всяких перемен, так точно, как сохранялся по ныне" [7]. При перестройке и расширении западной части храма в 1889 - 1890 г. придел с иконостасом был перенесен в эту часть [328].
Иконостас имел огромную ценность - и историческую, и художественную. Он был, вероятно, единственным, уникальным произведением такого рода, сохранившимся со времени основания Петербурга - и притом произведением высокого художественного уровня.
"Самый иконостас, несмотря на то, что за крайнею теснотою настоящего своего помещения, сохранился не в полном своем первоначальном виде, замечателен: 1) по давности своего существования; 2) по памяти высокого своего соорудителя Петра Великого; 3) по важности события (взятия гор. Нарвы), воспоминанию которого посвящен этот придел; 4) по резной, украшающей его работе, которая своею строгою отчетливостию в исполнении, даже в настоящее время, нередко останавливает на себе внимание опытных в сем искусстве людей, и 5) по искусному писанию на атласе и на холсте св. изображений." [7]
Общий вид придела с иконостасом, иллюстрация из книги [242], изданной в 1909 г. (III выпуск, с. 22):
Иконостас крупным планом, фотография конца XIX - начала XX в. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-517/1088. Ф-13886 [527]):
(Обрезана рамка. Оригинал )
Рассмотрим иконостас подробнее, пользуясь его описанием в [7]. (Хотя, конечно, мы не сможем по мелким изображениям оценить достоинств украшавшей его живописи.)
"Иконостас деревянный, выкрашенный темноголубою краскою, с витыми, вызолоченными колоннами; верх из сквозной резьбы. Образа иконостаса: в царских дверях: Божией Матери, Архангела Гавриила и характеры евангелистов, без изображений самих евангелистов."
"Характеры евангелистов" - это символы: Матфей - ангел, Марк - лев, Лука - телец, Иоанн - орел. К сожалению, изображения в круглых образах Царских врат видны очень плохо.
"По правую сторону царских врат - Преображения Господня и св. Апостола Матфия; по левой - Божией Матери, на дверях, во входе в алтарь св. Аарона."
Изображения слева от Царских врат традиционны. Рядом с Царскими вратами - как обычно, Богородица с Младенцем. Левее - боковые врата. Изображения на них бывают разными: чаще всего архангел Михаил или Гавриил, но могут быть и херувим, охраняющий Эдем, и апостол Петр с ключами, и кто-нибудь из ветхозаветных персонажей - в данном случае Аарон.
Менее традиционно выглядит правая часть иконостаса.
Справа от Царских врат должна располагаться икона Иисуса Христа. Обычное в таких случаях изображение Его в полный рост заменено иконой Преображения Господня. В верхней половине иконы Иисус Христос, по сторонам от него пророки Илия и Моисей; в нижней половине апостолы - свидетели чуда: Петр, Иаков и Иоанн.
Икона святого или праздника, которому посвящен престол, обычно располагается в правой части нижнего яруса иконостаса. В данном случае это икона апостола Матфия. Необычно то, что она расположена непосредственно на боковых вратах. Вероятно, это связано с теснотой (см. текст из [7], процитированный выше) - правее боковых врат просто нет места для иконы.
"Над царскими дверями образ Спасителя."
Видимо, это восьмиугольный образ. Изображение на нем не удается увидеть на фотографии.
"Образа утвержденные вверху иконостаса, в резьбе: круглый образ, разделенный на три части, с изображениями св. Троицы, сотворения человеков, Воскресения Христова и сошествия Святого Духа. По правую сторону сих образов в овальных кругах Богоявления Господня, положения во гроб Спасителя, святителя и чудотворца Николая, Предтечи и Крестителя Иоанна; по левую - поклонения волхвов Иисусу Христу, Господа Вседержителя, собор архангелов и ангелов, Преображения Господня. В самом верху - сошествия Святого Духа.
Здесь я уже ничего не могу понять конкретно, поскольку не удается разглядеть изображения на образах (только на больших образах - круглом в центре и двух овальных по сторонам кое-что смутно видно). Но важен сам факт наличия круглых и овальных образов в резьбе, а также количество этих образов.
"В южной стороне алтаря: св. Апостолов Петра и Павла, св. Александра Невского и Алексия человека Божия |Примечание: Александр Невский и св. Алексий изображены на одном образе|.; вверху сих образов четыре круглые образа—положение во гроб Спасителя, снятие со креста, благовещения и св. Григория Богослова."
Здесь речь идет, видимо, о внутренней стороне иконостаса, которая на фотографиях не видна (и вообще не видна прихожанам). Следует заметить, что из первого Петропавловского собора дошел не только сам иконостас, но еще и престол с сенью, расположенный за иконостасом, в алтаре (его описание я здесь не привожу).
Кроме главного - Покровского - и Матфиевского приделов, в храме был еще и третий (южный) - придел св. Сергия Радонежского. Фотография конца XIX - начала XX в. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-517/1090. Ф-13887 [527]):
(Обрезана рамка. Оригинал )
Иконостас был синий с золотом [328].
В круглых медальонах на царских вратах: сверху сцена Благовещения - слева Архангел Гавриил, справа Богородица; ниже четыре евангелиста. Слева от Царских врат Богородица, справа Иисус Христос. Правее, очевидно, Сергий Радонежский - его икона находится на боковых вратах (так же, как икона апостола Матфия в Матфиевском приделе).
Как уже было сказано, придел Сергия Радонежского был устроен в старой деревянной Матфиевской церкви в 1797 г., а при ее сносе, в 1806 г. был перенесен в новую каменную церковь. После расширения западной части храма в 1889 - 1890 гг. придел перенесен на новое место [328]. По строгой архитектуре иконостаса я могу предположить, что он сохранялся без переделок с 1797 года - времени господства классицизма. 4)
В ограде церкви на углу Большой Пушкарской и Матвеевской улиц стояла часовня [415]. Первоначальная часовня была деревянной. О времени постройки я могу судить по двум генеральным планам разного времени в [415]: на плане 1851 г. (лист 1-2) часовня еще не обозначена, а на плане 1868 г. (лист 3-6) она уже есть:
Часовня - в левом нижнем углу.
В 1878 г. был утвержден проект постройки новой каменной часовни. По ссылкам можно посмотреть текст одобрения проекта устройства "новой каменной часовни на месте такой же деревянной, пришедшей в ветхость", от 7 июля 1878 г. (лист 25) и генеральный план (лист 26-29). Проект часовни (лист 30-33):
Внизу - надпись: "Проект составлял архитектор Соловьев" (к сожалению, это, очевидно, не собственноручная подпись архитектора).
По данным [8], одновременно с этой часовней, в 1879 г. на Сытном рынке была построена еще одна часовня, принадлежавшая церкви Апостола Матфия, а автором проекта был архитектор Г.А.Соловьев. По-моему, с высокой степенью вероятности можно предположить, что и часовню в ограде церкви Апостола Матфия проектировал тот же архитектор (а не какой-нибудь однофамилец). 5)
Старые фотографии с изображением часовни.
Фотография 1904 г. [416а] (изображение обработано - устранен муар):
Фотография 1910-х гг. [416б]:
Так же, как и церковь ( в 1878 г. еще сохранявшаяся после перестройки 1862 - 1863 гг.), часовня выполнена в формах необарокко. К сожалению, это изящное сооружение не сохранилось. Очевидно, часовня погибла вместе с церковью.
На территории церкви (нынешнего Матвеевского сквера) стояли разные жилые и хозяйственные постройки второй половины XIX в., в основном деревянные. Судя по чертежам в [415], эти постройки были большей частью малоинтересны по архитектуре. Исключение составляло одно здание - каменный причтовый дом на Большой Пушкарской улице, сохранившийся до нашего времени в искаженном виде. Дом был построен по проекту, составленному в 1892 г. епархиальным архитектором Н.Н.Никоновым - выдающимся мастером эклектики, построившим множество храмов, монастырей и разных зданий при них.6)
Генеральный план ([415], лист 49-52; проектируемый дом выделен):
На обратной стороне того же листа - разрешение на строительство от 16 апреля 1892 г.
Фасад по Большой Пушкарской улице (лист 53-55):
Так же, как и в большинстве зданий Н.Н.Никонова, фасад выполнен в "русском стиле". К сожалению, мне неизвестны фотографии этого фасада до перестроек советского времени, но и по чертежу чувствуется его красота.
Дворовый фасад (фрагмент листа 56-60):
(Здесь представлен лист целиком: дворовый фасад, поперечный разрез, планы этажей.)
Этот фасад виден на заднем плане одной из помещенных выше фотографий церкви (фотография В.Г.Самойлова, 1914).
Церковь апостола Матфия уничтожена в годы правления Кирова (который жил совсем недалеко отсюда, в доме по Каменноостровскому пр., 26 - 28; теперь там его музей-квартира). Она взорвана летом 1932 года. Если не ошибаюсь (а как бы хотел ошибаться!), погиб и уникальный иконостас 1703 - 1704 года.
Незадолго до этого, весной того же 1932 года была взорвана Введенская церковь. Было на Большой Пушкарской две церкви - не осталось ни одной...
В заключение - некоторые современные фотографии.
Место, где стояла церковь апостола Матфия. Вид с северо-запада, со стороны входа в Матвеевский сквер с Большой Пушкарской улицы:
25 октября 2014 г.
На месте взорванной церкви осталось небольшое возвышение, образованное, вероятно, не до конца убранным строительным мусором. В советское время здесь была устроена детская площадка. В конце XX или начале XXI в. это место привели в порядок, устроили лестницы. Рядом с одной из них установлен щит, на котором рассказывается об истории церкви (он виден на фотографии).
В октябре 2014 г. я с огорчением увидел, что состояние щита ухудшилось, пора и его приводить в порядок...
Напротив бывшего алтаря был установлен поклонный крест. Вид в сторону Кронверкской улицы:
12 апреля 2008 г.
(Эта фотография помещена также в разделах "Кронверкская улица" и "Каменноостровский проспект"..)
Осенью 2013 г. я, к своему огромному огорчению, увидел, что крест исчез. А через год опять увидел крест, но немного на другом месте - на площадке сквера ближе к Кронверкской улице:
25 октября 2014 г.
Перед крестом - закладной камень с надписью: "На сем месте будет установлен памятник св. блаженной Ксении Петербургской".
По правой стороне Большой Пушкарской улицы на отрезке между ул. Ленина (Матвеевской) и Кронверкской ул. стоит только один дом (административное здание) - примерно посередине этого отрезка (Большая Пушкарская ул., 35). Это единственное сохранившееся здание церковного комплекса - бывший причтовый дом. Но и он переделан до неузнаваемости.
Переделка проходила, очевидно, в два этапа. Сначала дом был надстроен на два этажа, при этом старая отделка нижних трех этажей еще сохранялась. Фотография около 1960 г. [417]:
Потом дошла очередь и до декора, из которого убрали все "церковные" формы. Слева фасад по Большой Пушкарской улице, справа дворовый фасад:
25 октября 2014 г.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
ПРИМЕЧАНИЯ
1) Часто этот храм называют церковью апостола Матфея. В связи с этим необходимо сказать следующее.
а) Матфей и Матфий - два разных апостола. Это станет ясно уже в самом начале чтения одной из книг Евангелия - "Деяния святых апостолов". Процитируем часть первой главы:
"[...]
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой
Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей,
Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат
Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами
и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало
исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем
вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его,
и выпали все внутренности его;
19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на
отечественном их наречии названа Акелдамả, то есть
земля крови.
20 В книге же Псалмов написано: "да будет двор его пуст, и да не будет живущего
в нем"; и: "достоинство его да приимет другой".
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время,
когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был
вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и
Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих
одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы
идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати
Апостолам."
Итак, Матфий избран одиннадцатью апостолами на место Иуды Искариота. А один из тех одиннадцати, что избрали его, - Матфей (см. стих 13).
б) Храм был посвящен памяти взятия Нарвы, которое произошло 9 августа (по старому стилю) 1704 г. - в день апостола Матфия (а не Матфея).
Поэтому названия "церковь апостола Матфея", "Матфеевская церковь" и т.п. являются ошибочными.
Как это ни печально, данная ошибка была распространена и в старое время. Об этом свидетельствуют в том числе и названия Матвеевской улицы (ныне часть улицы Ленина) и Матвеевского переулка (на юго-восточной границе сквера, который в наше время тоже называют Матвеевским). Больше того, даже в заголовке работы [328] церковь названа Матвеевской (хотя в тексте везде правильно называется Матфиевской).
2) В.Г.Исаченко в книгах [3,4] называет автором этой работы другого архитектора с той же фамилией - Г.И.Карпова. Скорее всего, это ошибка.
3) В более ранней работе авторов [8] - в заметке 1988 г. о церкви (названной Матвеевской) [13, №67] было написано:
"В 1704 г., в день апостола Матфея [Матфия - С.П.], русские войска взяли Нарву. В память этой победы в 1720 г. на Петербургской стороне была выстроена деревянная полковая церковь. В 1790-е гг. архитектор Л.Миллер, ученик В.И.Баженова, возвел каменный храм с деревянной колокольней, которую в 1889 - 1890 гг. В.И.Карпов заменил каменной. Здание снесено в 1932 г."
Конечно, это было самое начало исследований (вероятно, эта коротенькая заметка - вообще первая публикация о церкви апостола Матфия после ее сноса). Жаль только, что многие безоговорочно приняли эту версию (даже не задаваясь вопросом: как в Петербурге на рубеже XVIII и XIX века, во времена расцвета классицизма могло появиться здание в стиле барокко). До сих пор эта упрощенная версия по-прежнему гуляет из одной книги в другую, с одного сайта на другой.
4) В [328] помещена фотография иконостаса придела Сергия Радонежского, которая ошибочно отнесена к приделу апостола Матфия. Эта ошибка повторяется и на некоторых сайтах (см., например, [181]).
5) Следует заметить, что в [8] нет никаких сведений о часовне в ограде церкви Апостола Матфия, а в списке архивных источников отсутствует [415]. Данных о ней нет и в [1]. Ранее, 14 апреля 2020 г. я опубликовал данные о часовне на сайте Citywalls (https://www.citywalls.ru/house31410.html; под ником S.P.).
6) Об этой работе Н.Н.Никонова тоже не сказано ни в [1], ни в [8].14 апреля 2020 г. я поместил данные об этом доме на сайте Citywalls (https://www.citywalls.ru/house10961.html; см. мой комментарий (под ником S.P.); позже эти данные были включены в публикацию по дому).
Первая редакция 20 ноября 2014 г.
Вторая редакция 11 ноября 2017 г.
Третья редакция 17 сентября 2018 г.
Четвертая редакция 19 августа 2020 г.
Обновление 6 июля 2023 г.
Предыдущая страница Следующая страница
© Прохоров С.О.