ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Литература

 

Главная страница

 

 

БОЛЬШАЯ ПУШКАРСКАЯ УЛИЦА (продолжение)

 

Церковь апостола Матфия

 

Предварительное замечание. На этой странице я применил форму, которая пока нигде на этом сайте не встречалась: после основного текста помещен раздел "Примечания". Это связано с тем, что в данном случае потребовались весьма многочисленные и длинные примечания (в частности, пояснения к исправлению некоторых встречающихся ошибок). Для того, чтобы не затруднять чтение, я вынес эти пояснения в конец страницы, а в основном тексте даю соответствующие ссылки.

 

 

На правой стороне Большой Пушкарской улицы, между улицами Ленина (бывшей Матвеевской) и Кронверкской расположен Матвеевский сквер. На территории этого сквера стояла церковь апостола Матфия1) , уничтоженная в советское время [7, выпуск 4, отдел 2, с. 38 - 53; 8, том 1, №76).

 

 

Вид сквера с угла Большой Пушкарской ул. и ул. Ленина:

 

 

13 апреля 2008 г.

 

 

Фрагмент карты Санкт-Петербурга 1904 года [14]:

 

 

 

На этом фрагменте видны обе церкви, стоявшие на Большой Пушкарской улице: в нижнем левом углу Введенская церковь, в верхнем правом углу церковь апостола Матфия.

 

История церкви берет свое начало во времена Петра I. В 1719 г. сюда, на территорию, где квартировал Белозерский пехотный полк, был перенесен из Петропавловской крепости деревянный храм - первоначальный Петропавловский собор, построенный в самом начале существования Санкт-Петербурга, в 1703 - 1704 гг.  (В 1712 г. рядом с ним началось строительство ныне существующего каменного Петропавловского собора, и необходимость в старом храме отпала.)

Облик деревянного, расписанного под мрамор Петропавловского собора известен, в частности, по примитивному изображению на гравюре XVIII века:

 

 

 

 

На новом месте строительство храма закончилось в 1720 г. Храм был посвящен памяти взятия Нарвы, которое произошло 9 августа (по старому стилю) 1704 г. - в день апостола Матфия. Поэтому он был освящен во имя этого святого.

В 1732 г. [8] при церкви было открыто кладбище, просуществовавшее около 30 лет (не позже, чем до 1768 г. [7]). Очевидно, это и есть территория нынешнего сквера.

 

Рядом с церковью апостола Матфия была построена еще одна деревянная церковь - Покровская, которая затем пострадала от пожара, а в 1754 г. была восстановлена.

 

Изображения деревянных Матфиевской и Покровской церквей крупным планом мне неизвестны. Скорее всего, их и не было: не забудем, что уже с конца царствования Петра I Петербургская сторона стала превращаться в окраину (см. вступление к разделу "Петроградская сторона"), и не удивительно, если церковь в этом районе не привлекла никого из художников.

 

Единственное известное мне изображение этих двух церквей - на заднем плане гравюры М.И.Махаева 1757 г., изображающей усадьбу Я.Вольфа (нынешний адрес: Каменноостровский пр., 21; изображение сделано в направлении нынешнего проспекта). Полностью эта гравюра с соответствующими пояснениями приведена на другой странице. Здесь показан ее фрагмент, на котором вдали видны церкви:

 

 

 

Купол со шпилем принадлежит, очевидно, церкви апостола Матфия, а справа возвышается купол Покровской церкви.

 

Прихожанкой церкви апостола Матфия была св. блаженная Ксения Петербургская. (Ее почитали очень задолго до официальной канонизации (1988 г.), в том числе даже в советское время.)

 

 

В конце 1790-х гг. на месте деревянной Покровской церкви началась постройка новой - каменной, с деревянной колокольней. Работы вел архитектор Л.И.Миллер. Церковь была освящена в 1800 г.

 

В 1806 г. была разобрана обветшавшая деревянная Матфиевская церковь. При этом св. престол и иконостас из нее были перенесены в Покровскую церковь, во вновь устроенный придел апостола Матфия. Кроме того, сюда же был перенесен из старой Матфиевской церкви придел св. Сергия Радонежского, который там был устроен в 1797 г. С 1806 г. по резолюции митрополита Амвросия Покровская церковь получила новое название - церковь апостола Матфия (по приделу). [7]

 

Как же выглядела церковь в то время? К сожалению, я не знаю ее изображений крупным планом до последней перестройки (о которой речь впереди) - и, скорее всего, такие изображения вообще неизвестны. Есть только мелкие изображения на панорамах Петербурга.

 

 

Одно из них - на панораме Петербурга А.Тозелли, 1820 г. [171].

Тозелли сделал круговую панораму (позже разделенную на отдельные листы), открывавшуюся с башни Кунсткамеры. (Напомню, что верхний ярус башни, увенчанный куполом с глобусом, погиб при пожаре в 1747 г. и был воссоздан только через 200 лет, в 1947 - 1948 гг.; в 1820 году с крыши башни можно было беспрепятственно обозреть всю панораму по кругу.)

Вот как выглядит лист 8:

 

 

 

На переднем плане здание Биржи, а за ним вдали видны две церкви. Для того, чтобы понять, что это за церкви, посмотрим карту этого места:

 

 

 

Итак, ближе к левому краю Биржи - Введенская церковь (этот фрагмент рассмотрен на другой странице), а у правого края (правее факела, завершающего Ростральную колонну) - церковь апостола Матфия. Вот ее изображение крупнее:

 

 

 

Конечно, изображение условное. И все же самое основное видно.

Это был одноглавый храм; барабан с куполом имели форму, характерную для классицизма. Колокольня (как мы знаем, деревянная) была значительно выше, чем завершение основного объема церкви; ее верхний ярус, очевидно, был украшен колоннами или пилястрами.

Для того, чтобы оценить степень точности изображения, предлагаю Вашему вниманию фрагмент листа 7 панорамы А.Тозелли с изображением сохранившегося до наших дней Князь-Владимирского собора

 

 

 

Первый большой ремонт в храме проведен в 1842 г. [7,8], при этом в главном - Покровском приделе установлен новый иконостас [8].

Изображение церкви после этого ремонта можно увидеть на гравюре А.Апперта по рисунку И.И.Шарлеманя "Панорама Санкт-Петербурга с высоты птичьего полета" (около 1860; Государственный музей истории Санкт-Петербурга):

 

 

 

(Здесь я поместил самую крупную репродукцию, какую мне удалось найти [179].)

На переднем плане Петербургская сторона. Чуть левее середины прямо на нас идет Каменноостровский проспект. Его пересекает речка Карповка, а дальше от него отходят вправо две прямые улицы параллельные друг другу - ближе к нам Большой проспект, а дальше Большая Пушкарская улица, на которой стоят две церкви: слева церковь апостола Матфия, справа Введенская церковь.

Вот увеличенный фрагмент с изображением церкви апостола Матфия:

 

 

 

Детали трудно разглядеть (во всяком случае, при данном качестве репродукции). Но в целом мы видим такой же храм, что и на панораме Тозелли, - одноглавый, с высокой массивной колокольней. Судя по этому изображению, при ремонте 1842 года внешний облик церкви не изменился.

Для оценки точности изображения можно рассмотреть другой фрагмент, на котором изображена Введенская церковь, и сравнить его с известными ее старыми фотографиями.

 

 

Следующие известные переделки храма последовали в 1862 - 1863, 1884 и 1889 - 1890 гг.  (О переделке 1862 - 1863 гг. (так же, как и о переделке 1842 г., и обо всех более ранних этапах строительства церквей начиная с 1719 - 1720 гг.) сказано и в [7], и в [8]; о следующих перестройках речь идет только в [8], поскольку работа [7] вышла в 1875 году.)

Начнем с последней перестройки. В 1889 - 1890 гг. по проекту В.И.Карпова была удлинена трапезная и построена новая каменная колокольня взамен деревянной [1,8] 2) .

Чертеж Карпова [8]:

 

 

 

Перед нами как будто другой храм! Ко времени этой последней перестройки основной объем церкви уже был полностью переделан в духе необарокко (направление эклектики). Очень живописно стало выглядеть завершение храма - компактное пятиглавие, подражающее знаменитому Смольному собору, построенному Ф.-Б.Растрелли, только в очень уменьшенных размерах. Мотивы барокко использованы не только в этом пятиглавии, но и во всех деталях отделки фасадов.

Когда же произошло изменение облика церкви?

Перестройка 1884 года охарактеризована в [8] следующим образом: "В 1884 храм был несколько расширен". Если это действительно так, то перестройка была незначительной.

 

Можно предположить, что облик храма был изменен при предыдущей перестройке - в 1862 - 1863 гг. В [7] о ней сообщается следующее:

"Настоящий храм устроен в 1800 году старанием священнослужителей и усердием прихожан; зданием каменный с деревянною колокольнею. По плану Высочайше утвержденному 20 сентября 1862 года произведено капитальное исправление всего церковного здания."

В [8] эта перестройка охарактеризована следующим образом:

"... второй [ремонт], связанный с некоторым изменением интерьера, - в 1862 - 1863, когда по проекту А.И.Егорова был устроен новый купол, переделаны алтарь и пилоны. Лепные украшения исполнил Балин."

Заметим, что оба описания перестройки все же неоднозначны. "Капитальное исправление всего церковного здания" не обязательно означает сильную перестройку, а в [8] хотя и говорится о переделке купола, но в то же время главное внимание уделяется "некоторому изменению интерьера". Так что не исключено, что в имеющихся данных о перестройках церкви апостола Матфия остается какой-то очень существенный пробел и интересующая нас перестройка произошла в другое время (но не позже 1889 - 1890 гг.). 3)

 

 

Далее представлены старые фотографии церкви апостола Матфия.

Слева фотография, помещенная в [8] (источник не указан), справа фотография В.Г.Самойлова, 1914 г. (фотография взята с сайта [180], сведения о времени и авторе - [181]):

 

 

 

 

Еще одна фотография церкви, выполненная в 1914 г. В.Г.Самойловым [181]:

 

 

 

Фотография сделана с крыши не сохранившегося соседнего дома.

Кроме собственно церкви апостола Матфия, на фотографии интересны два дома, изображенные на заднем плане.

Слева от церкви виден дом с эффектным силуэтом, образованным очень высоким куполом и шатрами. Это доходный дом  П.Т.Бадаева на углу Матвеевской (Ленина) улицы и Большого проспекта, построенный в 1902 - 1903 гг. по проекту П.Ю.Сюзора (Большой пр. П.С., 49/18). Современная фотография этого дома представлена на другой странице.

О доме, изображенном справа от церкви, см. далее на этой странице.

 

 

Вид на церковь с Матвеевской улицы (ныне ул. Ленина), со стороны главного входа [242, III выпуск, с. 21]:

 

 

 

 

 

Теперь рассмотрим фотографии интерьеров - главного храма и двух приделов.

 

Главный храм (Покровский придел). Фотография П.П.Покрышкина, 1911 (фотография взята с сайта [180], сведения о времени и авторе - [181]):

 

 

 

Фотография сделана, очевидно, в солнечный день. Очень хорошо чувствуется контраст полутемного центрального нефа и залитого светом подкупольного пространства с золоченым иконостасом в духе необарокко (1842, охтинский мастер Лемох [8]). Пилоны и своды украшены лепкой также в духе необарокко, появившейся не раньше середины XIX века.

 

Центральная часть главного иконостаса (иконостаса Покровского придела). Фотография П.П.Покрышкина, 1911 (фотография взята с сайта [180], сведения о времени и авторе - [181]; в репродукции была ошибка - изображение зеркально перевернуто; здесь эта ошибка исправлена 4)):

 

 

 

На фотографии изображены Царские врата и двое боковых врат по сторонам. Иконы традиционны: на Царских вратах - сцена Благовещения (слева Архангел Гавриил, справа Богородица), изображения в круглых образах не видны, но несомненно, что это четыре евангелиста; на скошенных стенках по сторонам Царских врат - слева Богородица с Младенцем, справа Иисус Христос; на двух боковых вратах - вероятно, архангелы Михаил и Гавриил. Овальные образы над боковыми вратами и иконы второго яруса мне неясны.

 

 

 

Главный иконостас был, конечно, очень красив. Но особую ценность представлял иконостас придела апостола Матфия.

Этот иконостас в стиле барокко происходил из деревянного Петропавловского собора 1703 - 1704 года. Он был сохранен при переносе храма на новое место с освящением во имя апостола Матфия в 1719 - 1720 гг., а в 1806 г. при сносе деревянного храма был перенесен в каменную церковь, во вновь созданный придел апостола Матфия (правда, при этом из-за тесноты он был сохранен, вероятно, не полностью, см. далее). В 1842 г., в связи с ремонтом церкви указом Синода было предписано: "чтобы как ныне, так и на будущее время, этот иконостас, как устроенный в 1703 году Императором Петром I-м, сохраняем был в настоящем его виде, без всяких перемен, так точно, как сохранялся по ныне" [7].

Иконостас имел огромную ценность - историческую, и художественную. Он был, вероятно, единственным, уникальным произведением такого рода, сохранившимся со времени основания Петербурга - и притом произведением высокого художественного уровня.

"Самый иконостас, несмотря на то, что за крайнею теснотою настоящего своего помещения, сохранился не в полном своем первоначальном виде, замечателен: 1) по давности своего существования; 2) по памяти высокого своего соорудителя Петра Великого;
3) по важности события (взятия гор. Нарвы), воспоминанию которого посвящен этот придел; 4) по резной, украшающей его работе, которая своею строгою отчетливостию в исполнении, даже в настоящее время, нередко останавливает на себе внимание опытных в сем искусстве людей, и 5) по искусному писанию на атласе и на холсте св. изображений."
[7]

Вот три изображения иконостаса придела апостола Матфия.

а) Иллюстрация из книги [242], изданной в 1909 г. (III выпуск, с. 22):

 

 

 

 

б) Фотография П. П. Покрышкина, 1911 г. (фотография взята с сайта [180], сведения о времени и авторе - [181] 5)):

 

 

 

 

в) Фотография ателье Буллы, 1914 [182]. Изображена центральная часть, несколько более отчетливо видны детали (Фотография воспроизведена по [8], с исправлением 6)):  

 

 

 

Рассмотрим иконостас подробнее, пользуясь его описанием в [7]. (Хотя, конечно, мы не сможем по мелким изображениям оценить достоинств украшавшей его живописи.)

"Иконостас деревянный, выкрашенный темноголубою краскою, с витыми, вызолоченными колоннами; верх из сквозной рѣзьбы. Образа иконостаса: в царских дверях: Божией Матери, Архангела Гавриила и характеры евангелистов, без изображений самих евангелистов."

"Характеры евангелистов" - это символы: Матфей - ангел, Марк - лев, Лука - телец, Иоанн - орел. К сожалению, изображения в круглых образах Царских врат не удается разглядеть.

"По правую сторону царских врат - Преображения Господня и св. Апостола Матфия; по левой—Божией Матери, на дверях, во входе в алтарь св. Аарона."

Изображения слева от Царских врат традиционны. Рядом с Царскими вратами - как обычно, Богородица; на фотографии ателье Буллы хорошо видна икона, на которой Она изображена с Младенцем. Левее - боковые врата. Изображения на них бывают разными: чаще всего архангел Михаил или Гавриил, но могут быть и херувим, охраняющий Эдем, и апостол Петр с ключами, и кто-нибудь из ветхозаветных персонажей - в данном случае Аарон.

Менее традиционно выглядит правая часть иконостаса.

Справа от Царских врат должна располагаться икона Иисуса Христа. Обычное в таких случаях изображение Его в полный рост заменено иконой Преображения Господня. На фотографии ателье Буллы можно разглядеть некоторые подробности: в верхней половине - Иисус Христос, по сторонам от него пророки Илия и Моисей; в нижней половине угадываются (хотя и с трудом) апостолы - свидетели чуда (их должно быть трое: Петр, Иаков и Иоанн).

Икона святого или праздника, которому посвящен престол, всегда располагается в правой части иконостаса - правее иконы Иисуса Христа. В принципе, это мог бы быть образ, который виден на фотографии Покрышкина правее Преображения. Но на этом месте должны быть правые боковые врата. Видимо, икона апостола Матфия была установлена в киоте у стены справа от алтаря, и нам ее - увы - не разглядеть.

"Над царскими дверями образ Спасителя."

Видимо, это восьмиугольный образ. Изображение на нем не удается увидеть ни на на одной из трех фотографий.

"Образа утвержденные вверху иконостаса, в резьбе: круглый образ, разделенный на три части, с изображениями св. Троицы, сотворения человеков, Воскресения Христова и сошествия Святого Духа. По правую сторону сих образов в овальных кругах Богоявления Господня, положения во гроб Спасителя, святителя и чудотворца Николая, Предтечи и Крестителя Иоанна; по левую - поклонения волхвов Иисусу Христу, Господа Вседержителя, собор архангелов и ангелов, Преображения Господня. В самом верху - сошествия Святого Духа.

Здесь я уже ничего не могу понять конкретно, поскольку не удается разглядеть изображения на образах. Но важен сам факт наличия круглых и овальных образов в резьбе, а также приблизительное количество этих образов.

"В южной стороне алтаря: св. Апостолов Петра и Павла, св. Александра Невского и Алексия человека Божия |Примечание: Александр Невский и св. Алексий изображены на одном образе|.; вверху сих образов четыре круглые образа—положение во гроб Спасителя, снятие со креста, благовѣщения и св. Григория Богослова."

Здесь речь идет, видимо, о внутренней стороне иконостаса, которая на фотографиях не видна (и вообще не видна прихожанам). Следует заметить, что из первого Петропавловского собора дошел не только сам иконостас, но еще и престол с сенью, расположенный за иконостасом, в алтаре (его описание я здесь не привожу).

 

 

 

Кроме главного - Покровского - и Матфиевского приделов, в храме был еще и третий - придел св. Сергия Радонежского. Фотография П.П.Покрышкина, 1911 (фотография взята с сайта [180], сведения о времени и авторе - [181] 7) ):

 

 

 

Как уже было сказано, этот придел был устроен в старой деревянной Матфиевской церкви в 1797 г., а при ее сносе, в 1806 г. был перенесен в новую каменную церковь. По строгой архитектуре иконостаса я могу предположить, что он сохранялся без переделок с 1797 года - времени господства классицизма.

И опять я не могу понять: где же икона Сергия Радонежского? (Этот святой изображается с бородой.) Может быть, она висит на стене справа?

 

 

Церковь апостола Матфия уничтожена в годы правления Кирова (который жил совсем недалеко отсюда, в доме по Каменноостровскому пр., 26 - 28; теперь там его музей-квартира). Она взорвана летом 1932 года. Если не ошибаюсь (а как бы хотел ошибаться!), погиб и уникальный иконостас 1703 - 1704 года.

Незадолго до этого, весной того же года была взорвана Введенская церковь. Было на Большой Пушкарской две церкви - не осталось ни одной...

 

 

 

В заключение - некоторые современные фотографии.

Место, где стояла церковь апостола Матфия. Вид с северо-запада, со стороны входа в Матвеевский сквер с Большой Пушкарской улицы:

 

 

25 октября 2014 г.

 

На месте взорванной церкви осталось небольшое возвышение, образованное, вероятно, не до конца убранным строительным мусором. В советское время здесь была устроена детская площадка. В конце XX или начале XXI в. это место привели в порядок, устроили лестницы. Рядом с одной из них установлен щит, на котором рассказывается об истории церкви (он виден на фотографии).

В октябре 2014 г. я с огорчением увидел, что состояние щита ухудшилось, пора и его приводить в порядок...

 

 

Напротив бывшего алтаря был установлен поклонный крест. Вид в сторону Кронверкской улицы:

 

 

12 апреля 2008 г.

 

(Эта фотография помещена также в разделах "Кронверкская улица" и "Каменноостровский проспект"..)

 

Осенью 2013 г. я, к своему огромному огорчению, увидел, что крест исчез. А через год опять увидел крест, но немного на другом месте - на площадке сквера ближе к Кронверкской улице:

 

 

25 октября 2014 г.

 

Перед крестом - закладной камень с надписью: "На сем месте будет установлен памятник св. блаженной Ксении Петербургской".

 

 

Единственный дом по правой стороне Большой Пушкарской улицы на отрезке между ул. Ленина (Матвеевской) и Кронверкской ул. стоит примерно посередине этого отрезка и выходит задним фасадом в Матвеевский сквер, к тому месту, где была церковь (Большая Пушкарская ул., 35). Слева фасад по Большой Пушкарской улице, справа задний фасад:

 

 

25 октября 2014 г.

 

Дом получил нынешний вид, несомненно, в советское время. К сожалению, я не знаю его историю. Но об одном могу сказать с уверенностью: он переделан из старого дореволюционного дома. Задний фасад дома (еще трехэтажного) виден на заднем плане представленной на этой странице фотографии В.Г.Самойлова 1914 г. - предпоследней на этой странице фотографии внешнего вида церкви апостола Матфия. Скорее всего, он церкви и принадлежал.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 


ПРИМЕЧАНИЯ

В начало

 

1) Часто этот храм называют церковью апостола Матфея. В связи с этим необходимо сказать следующее.

а) Матфей и Матфий - два разных апостола. Это станет ясно уже в самом начале чтения одной из книг Евангелия - "Деяния святых апостолов". Процитируем часть первой главы:

"[...]

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдамả, то есть земля крови.
20 В книге же Псалмов написано: "да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем"; и: "достоинство его да приимет другой".
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам."

Итак, Матфий избран одиннадцатью апостолами на место Иуды. А один из тех одиннадцати, что избрали его, - Матфей (см. стих 13).

 

б) Храм был посвящен памяти взятия Нарвы, которое произошло 9 августа (по старому стилю) 1704 г. - в день апостола Матфия (а не Матфея).

Поэтому названия "церковь апостола Матфея", "Матфеевская церковь" и т.п. являются ошибочными.

Как это ни печально, похоже, что данная ошибка была распространена и в старое время. Об этом свидетельствуют названия Матвеевской улицы (ныне часть улицы Ленина) и Матвеевского переулка (на юго-восточной границе сквера, который в наше время тоже называют Матвеевским).

Назад

 

 

2) В.Г.Исаченко в книгах [3,4] называет автором этой работы другого архитектора с той же фамилией - Г.И.Карпова. Скорее всего, это ошибка.

Назад

 

 

3)  В более ранней работе авторов [8] - в заметке 1988 г. о церкви (названной Матвеевской) [13. 67] было гораздо больше пробелов (еще и с путаницей в имени апостола, см. примечание 1):

"В 1704 г., в день апостола Матфея, русские войска взяли Нарву. В память этой победы в 1720 г. на Петербургской стороне была выстроена деревянная полковая церковь. В 1790-е гг. архитектор Л.Миллер, ученик В.И.Баженова, возвел каменный храм с деревянной колокольней, которую в 1889 - 1890 гг. В.И.Карпов заменил каменной. Здание снесено в 1932 г."

Конечно, это было самое начало исследований (вероятно, эта коротенькая заметка - вообще первая публикация о церкви апостола Матфия после ее сноса). Жаль только, что многие безоговорочно приняли эту версию (даже не задаваясь вопросом: как в Петербурге на рубеже XVIII и XIX века, во времена расцвета классицизма могло появиться здание в стиле барокко). До сих пор эта упрощенная версия по-прежнему гуляет из одной книги в другую, с одного сайта на другой.

Назад

 

 

4) Достаточно внимательно рассмотреть детали двух фотографий Покровского придела (в том виде, в каком они представлены на сайтах [180] и [181]) - этой и предыдущей, - чтобы увидеть, что одна из них зеркально перевернута: изображения в двух центральных образах Царских врат на этих фотографиях меняются местами. А для того, чтобы понять, в какой из этих репродукций допущена ошибка, необходимо посмотреть на расположение икон на той фотографии, на которой изображена крупным планом центральная часть иконостаса.

В любом русском православном иконостасе справа от Царских врат находится икона Иисуса Христа, а слева икона Богородицы. На самих Царских вратах в сцене Благовещения архангел Гавриил изображен слева, а Богородица справа.

На фотографии, изображающей центральную часть иконостаса (в исходном виде), расположение икон - противоположное. Значит, ошибка допущена именно в этой репродукции. Здесь она исправлена.

Назад

 

 

5) В [8] и [180] нет подписей к фотографиям с указанием того, к какому из приделов какая фотография относится. Такие подписи есть в [181], но, к сожалению, здесь допущена ошибка: перепутаны друг с другом подписи к фотографиям иконостасов придела апостола Матфия и придела Сергия Радожнежского. В том, что это так, убеждает сравнение с описанием иконостаса придела апостола Матфия в [7]: упоминаются витые колонны, сквозная резьба вверху, многочисленные круглые и овальные образа - и всё это есть только на фотографии, которая отнесена к приделу Сергия Радонежского. Следовательно, в [181] допущена ошибка: на самом деле это придел апостола Матфия. Отсюда следует и то, что не подписанная фотография иконостаса в [8] тоже относится к приделу апостола Матфия.

Назад

 

 

6) Фотография из ЦГАКФД [182] помещена в [8] в каком-то странном виде: левая часть фотографии обрезана, а оставшаяся часть зеркально перевернута. (Поразительно: это уже вторая зеркально перевернутая фотография!)

Первое искажение исправить затруднительно, а второе - очень просто. Только перед исправлением желательно проверить: а вдруг именно в [182] допущена ошибка, которая исправлена в [8]. Для этого достаточно посмотреть, какие иконы изображены на фотографии. Хотя многие из них и не рассмотреть, но совершенно ясно распознается икона Богородицы с Младенцем рядом с Царскими вратами. Она должна быть слева от Царских врат. Именно так она и расположена на фотографии  [182] (да и на фотографии [180] тоже) - а на фотографии [8] (в исходном виде) она находится справа от Царских врат. Следовательно, ошибка допущена в [8].

Назад

 

 

7) В [181] фотография ошибочно отнесена к приделу апостола Матфия (см. примечание 5).

Назад


 

 

Первая редакция 20 ноября 2014 г.

Последнее обновление 21 февраля 2016 г.

 

 

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

 

© Прохоров С.О.