ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Литература

 

Главная страница

 

 

ТРОИЦКАЯ ПЛОЩАДЬ

 

 

3 января 2009 г. 19 октября 2013 г.

Виды на Троицкую площадь с Невы, с Троицкого моста

 

 

Троицкая площадь (в советское время пл. Революции) - старейшая площадь Санкт-Петербурга, появившаяся уже в 1703 году. Она оставалась главной площадью города до тех пор, пока центр не был перенесен на Васильевский остров (это произошло в 1717 г.).

До нашего времени площадь дошла в очень измененном виде. Рассмотрим ее старые изображения.

 

Гравюра А.И.Ростовцева, 1716 - 1717 г.:

 

 

 

Троицкая площадь имела не совсем такую форму, как сейчас. В восточном направлении она была значительно больше, ее восточная граница (справа) доходила со стороны Невы примерно до домика Петра I (см. ...). В то же время ее размеры в южном направлении, к Неве были существенно меньше, чем теперь (см. далее).

Посередине площади в 1711 г. был построен деревянный Троицкий собор, который и виден на гравюре [7, выпуск седьмой, с. 97-127; 8, том первый, №44; 242, II выпуск, с. 1-20].

Вот чертеж южного фасада храма ([8]; источник изображения не указан):

 

 

 

 

Еще одно изображение площади в начале XVIII века - рисунок Федора Васильева "Березовый остров"  (так назывался остров в дельте Невы, который позже стали называть Городским, или Городовым островом). Рисунок сделан около 1719 года (Русский музей):

 

 

 

Не правда ли, интересное, непарадное изображение, с мирно пасущимися коровами на первом плане.

Площадь изображена от гостиного двора, который виден на заднем плане гравюры А.И.Ростовцева. Троицкий собор - у левого края рисунка.

 

"На рисунке Васильева [Троицкая церковь] изображена слева. За нею виднеются двухэтажные сенатские палаты, построенные в 1716 году, в которых два года спустя начались заседания новоучрежденных коллегий. Рядом - обширное двухэтажное здание с поднятым государственным флагом - "Царская Австерия" - место торжественных празднеств, приемов и пиров в честь военных побед Петра. Она находилась близ Петровского моста, ведущего в Петропавловскую крепость. Справа от Австерии - мазанковые дома типографии, объединившей тогда всех лучших художников, вызванных из Москвы для живописных и графических работ в Петербурге. За пределами рисунка из всех строений архитектурного ансамбля Троицкой площади остался лишь Гостиный двор. От него художник рисовал всю панораму. [...] благодаря [...] коровам можно определить время создания листа, ибо в июне 1719 года издан был указ о запрещении петербургским жителям выпускать на улицу "домашнюю скотину" и об отведении пастбищных мест." [12, с. 10,11]

 

В 1712 г. на месте кафедрального деревянного Петропавловского собора началось строительство каменного, и на время строительства в нем не могли проходить богослужения. С 1714 г. небольшая Троицкая церковь получила значение первенствующего, как бы кафедрального собора. С этого времени здесь проходили все торжественные богослужения, праздновались все главные события царствования Петра I. Кроме того, Петр I посещал проходившие здесь службы, и Троицкая церковь стала фактически придворным храмом.

В 1721 г. в Троицком храме был также освящен придел св. Харитона Исповедника - пристроенная к собору готовая походная церковь Харитона Исповедника, устроенная Петром I в память победы при Лесной 28 сентября/9 октября 1708 г., в день памяти этого святого. Эта церковь была с Петром I в походах 1709 – 1720 гг. И после установки в Троицком соборе она вначале сохраняла положение особого, военного храма, в нее определялись особые от соборного причта священники.

В 1732 г. закончилось строительство Петропавловского собора, который стал кафедральным, но и после этого Троицкий храм именовался собором.

Уже очень скоро Троицкий собор стал восприниматься как исторический памятник - свидетель первых лет строительства Петербурга, царствования Петра I.

 

К 1730-м гг. храм очень обветшал. В 1743 г. он был разобран и вновь отстроен в прежнем виде. Однако в 1750 г. храм полностью сгорел. После этого был построен новый, также деревянный Троицкий собор. По повелению императрицы Елизаветы для этого был использован разобранный храм, находившийся до этого в ее Летнем дворце (там, где позже был построен Михайловский (Инженерный) замок). Храм был перенесен на новое место в 1754 г. Строительство вел архитектор С.А.Волков. Новый собор был освящен в 1756 г.

В 1876 г. было произведено обновление обветшавшего к тому времени собора под руководством архитектора Е.Е.Аникина.

 

Посмотрим старые изображения этого собора.

Троицкий собор на Петербургской стороне. Литография Ф.-В.Перро, около 1840 г. Российская национальная библиотека:
 

 

 

(У правого края - ампирное здание провиантских складов, начало XIX в., арх. Л.Руска (см. далее). Справа вдали виден расположенный далеко отсюда Смольный Собор - шедевр Ф.-Б.Растрелли. Теперь вид на него закрыт разросшейся зеленью сада вокруг Домика Петра I.)

 

Раскрашенная фотография. По черно-белому оригиналу ателье Буллы (см. [15к]), начало XX в.:
 

 

 

 

Фотография К.К.Буллы , начало XX в. [15и], воспроизведена по публикации в [343]:
 

 

 

Троицкий (или Троице-Петровский) собор представлял собой интересное произведение архитектуры елизаветинского барокко С другой стороны, он и в это время, и позже - в XIX - начале XX в. считался исторической реликвией, был одной из важных достопримечательностей Петербурга.

 

Внутри был красивый иконостас в стиле барокко, выглядевший особенно великолепно на фоне скромного убранства собора. Старая гравюра [242] (воспроизводится по [8]):

 

 

 

Прежний иконостас погиб в пожаре 1750 г. Новый деревянный иконостас - белый, с золоченой резьбой. Описание иконостаса [7]:

"Иконостас сплошной, деревянный, окрашенный белою масляною краскою, с разными по местам украшениями, которые покрыты червонным листовым золотом по полименту. Над постаментом возвышаются пилястры, увенчанные капителями коринфского ордена; между ними в 1-м ряду—продолговатые иконы большие, а во втором малые. Эти пилястры поддерживают широкий карниз, идущий во всю ширину иконостаса. Между капителями, над образами второго яруса - резные золоченые херувимские головки, над царскими вратами такая же полудуга, по концам которой два ангела, а между ними, под полудугою, чаша. Выше карниза идет 3-й ярус, в котором, между иконами, в пилястрах, сделаны спускающиеся сверху гирлянды цветов с херувимскими головками. Верх иконостаса, по всему протяжению ровный, сплошь доходит до потолка. Царские врата деревянные, сквозной резьбы. Все иконы в иконостасе живописной работы, писанные на досках; современны построению собора. На царских вратах образа четырех евангелистов, а над ними, под дугою, овальной формы образ Благовещения. В нижнем ряду, на правой стороне: Спаситель, арх. Гавриил (на южных вратах), Живоначальная Троица, и ап. Петр: на левой - Божия Матерь, арханг. Михаил (на северных дверях), посещение Елизаветы Богоматерию и Ап. Павел. В среднем ряду: осьмиугольный образ тайной вечери, направо от него Рождество Христово, Воскресение Христово, Сошествие св. Духа и Вознесение Господне; налево: Рождество Богородицы, Введение во храм, Сретение Господне и Богоявление. Все иконы одинаковой неправильно-осьмиугольной формы. В верхнем ряду: в средине - Деисус; направо: царь Давид, пророки Моисей, Илия, Исаия, Иезекииль, Иоиль и Даниил; налево: Соломон, прор. Михей, Иона и Аввакум, Софония и Аггей."

В храме был плоский потолок с падугами, купол не был раскрыт внутрь помещения. Любопытная особенность: на фасадах собора - два ряда окон, но окна верхнего ряда были фальшивыми (за исключением двух окон, освещавших ризницу, располагавшуюся над алтарем); хотя они и имели рамы со стеклами, но были внутри заделаны [7].

 

Еще одна гравюра - вид в противоположную сторону, к входу в храм [242]:

 

 

 

В храме были собраны реликвии, связанные с именем Петра I. Одна из них видна на этой фотографии. Слева от входной двери (при взгляде в направлении фотографии) - знамя с изображением Богоматери, которое было с Петром I в Азовских походах; об этом сообщала надпись на доске, укрепленной под знаменем. Вот оно крупным планом [242]:

 

 

 

По другую сторону от двери - образ Благовещения, "работа итальянской школы, весьма старой кисти" [242].

В углах падуг - вензели, появившиеся после обновления деревянного храма в 1876 г.: слева вензель Александра II с датой 1876, справа вензель Петра I с датой 1703.

Над дверью - хоры, а в дверь виден притвор храма. В нем были установлены две медные доски, на одной из которых было написано об истории Троицкого собора, а на другой об истории его обновления в 1876 г.

 

Кроме боевого знамени Петра I, в храме были и другие реликвии. Были три предмета, собственноручно изготовленные Петром I. Вот их фотографии.

Паникадило о семи рожках, выточенное из слоновой кости, позже заключенное в стеклянный футляр. Паникадило располагалось перед иконой св. Апостола Петра - крайней справа в нижнем ярусе иконостаса (см. 7, с. 114,116]; фотография К.К.Буллы [343]:

 

 

 

 

Небольшой (13Х15 см) образ Благовещения, вырезанный из белого мрамора - общий вид в раме (фотография К.К.Буллы[343]) и сам образ [242]:

 

 

 

 

 

 

 

 

Небольшая круглая коробочка для ладана, выточенная из слоновой кости [242]:

 

 

 

 

Кроме того, в храме хранились предметы, подаренные Петром I (два Евангелия, напрестольный крест, потиры, кубок для теплоты, дарохранительница, водосвятная чаша), и некоторые предметы современные Петру I.

Еще одной реликвией был придел Харитона Исповедника - бывшая походная церковь Петра I (см. выше). Однако при восстановлении Троицкого собора для него не нашлось места: новый храм был однопрестольным. Придел Харитона Исповедника долго хранился в Синоде, а в 1835 г. по повелению Николая I был установлен в деревянной Николо-Труниловской церкви [242, с. 135].

 

Со временем размеры Троицкой площади очень сократились. Троицкий собор оказался на ее восточной стороне. Фрагмент плана генерал-майора Шуберта 1828 г. [14]:

 

 

 

 

В начале XX в. размеры площади вновь увеличились, но в другом, южном направлении. Фрагмент плана Санкт-Петербурга 1904 года [14]:

 

 

 

 

Два этих плана, наложенные друг на друга:

 

 

 

В 1901 - 1903 гг., одновременно со строительством Троицкого моста был насыпан участок земли к югу от площади, выровнена береговая линия и построена новая гранитная набережная (набережная Императора Петра Великого, ныне Петровская набережная). В результате размер площади в южном направлении увеличился более чем вдвое.

Вид Троицкой площади начала XX века - фотография К.К.Буллы (Эрмитаж, инв. №ЭРФт-59) [25]:

 

 

 

 

Фотография сделана между 1906 и 1909 годом. (В 1906 г. было закончено строительство особняка Кшесинской, который виден в левой части фотографии, а в 1909 г. началось строительство особняка Бранта, которого на фотографии еще нет; об обоих особняках см. далее.)

 

В северо-восточном (удаленном от площади) углу ограды стоял деревянный причтовый дом, не сохранившийся до нашего времени. Старая фотография [242]:

 

 

 

 

 

В ночь на 7/20 февраля 1913 г. случилось несчастье: в деревянном храме произошел пожар. Вот некоторые фотографии собора после пожара [15а, 26]:

 

 

 

 

 

 

Сгорели купол и верх колокольни, остальное было в бедственном состоянии. Всё же петровские реликвии, многое из утвари и икон удалось спасти. Фотография К.К.Буллы, сделанная после пожара [15б]:

 

 

 

Мы видим на снимке боевое знамя и паникадило, сделанное Петром I. (Где эти вещи сейчас, мне неизвестно.)

 

На время восстановления рядом по проекту А.П.Аплаксина [16, 331] был построен временный деревянный собор. Местоположение временного собора видно из следующего чертежа [16]:

 

 

 

 

Временный храм выходил боковым фасадом на Петровскую улицу. Фотография, на которой видны и собор, пострадавший от пожара, и временный храм [15в]:

 

 

 

 

Временный Троицкий собор крупным планом, фотография Я.В.Штейнберга, 1913 (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-853 ф [354]):

 

 

 

 

Еще одна фотография 1913 г. - подъем колокола на колокольню) [15г]:

 

 

 

Это здание только приблизительно повторяло старый собор по силуэту и сильно отличалось в деталях.

 

Восстановлению Троицкого собора помешала сначала первая мировая война, потом революция. Здание было, наконец, реставрировано в 1924 - 1926 гг. Реставрация  была проведена под руководством архитектора Е.И.Катонина, на деньги прихожан.

Однако после этого собор простоял совсем недолго. В 1933 г., в правление С.М.Кирова этот ценнейший исторический и художественный памятник был преступно уничтожен. Уже раньше Троицкая площадь была переименована в площадь Революции, так что и из названия была удалена память о начале существования Петербурга и одном из первых его зданий.

 

 

Скажу еще об одном исчезнувшем здании, представлявшем несомненную архитектурную ценность. Это провиантские склады, которые были обращены к Троицкой площади боковым фасадом.

 

Здание было построено в первое десятилетие XIX в. по проекту Л.Руска. Архитектор опубликовал проект здания в альбоме своих чертежей, изданном в 1810 г. [332, литера H, лист XLI]:

 

 

 

Подпись под чертежом: "Plan et élévation d'un Magasin pour les farines" – "План и фасад мучного магазина".

 

Руска дал следующее пояснение к проекту:

"Pl. XLI. - Cette Planche offer un des magasins de la Couronne, destiné á faire des distributions de farine á un prix trés-modéré. Il est situé du côte de la Neva, appelé le Vieux Pétersbourg. Vu que tours les ans, á la cloture et á l'ouverture de la riviére, la communication avec la nouvelle ville reste pendant quelques jours inter-rompue, on y a construit ce magasin pour subvenir aux besoins de cette premiére partie de la ville. Il se trouve sur le bord de la Neva, pour faciliter la décharge des navires."

"Лист XLI. - На этом листе представлен один из государственных (couronne) магазинов, предназначенный для продажи (distributions)  муки по очень умеренной цене. Он расположен на побережье Невы, называемом старым Петербургом [т.е. на Петербургской стороне – С.П.]. Учитывая, что каждый год при замерзании реки и при таянии льда связь с новым городом оказывается на несколько дней разорвана, здесь был построен этот магазин, чтобы обеспечить эту старейшую часть города. Он стоит на берегу Невы для облегчения разгрузки судов."

Здание стояло на берегу Невы и было обращено к ней главным фасадом. На представленном выше плане Петербурга 1828 г. рядом с ним написано: "Запасный пров. магазейн".

Фотография 1899 г., запечатлевшая строительство Троицкого моста; на заднем плане хорошо виден невский фасад провиантских складов [15д]:

 

 

 

Обращенный к площади боковой и задний фасады видны на помещенной выше литографии Ф.-В.Перро. При всей кажущейся скромности это было красивое, благородное здание в стиле классицизма (ампир).

Следует заметить, что несколько позже, на рубеже 1810 - 1820-х гг. В.П.Стасов построил Измайловские провиантские склады на Обводном канале, в которых практически полностью повторил отделку фасада этого здания Л.Руска.

 

После изменения береговой линии и устройства набережной в 1901 - 1903 гг. (см. выше) здание оказалось довольно далеко от берега и к тому же расположено к нему под углом (см. приведенный выше фрагмент плана Петербурга 1904 г.). Фотография времени строительства набережной [15е]:

 

 

 

Здание провиантских складов было снесено в 1909 г. [273, с. 65], о чем можно только пожалеть.

Площадь Революции (бывшая Троицкая), фотография 1920-х гг. [15ж]:

 

 

 

Изображена южная часть площади, где стояли провиантские склады. Справа проходит набережная, впереди обращенный сюда боковым фасадом бывший великокняжеский дворец, рядом брандмауэры доходного дома. Всё пусто, неухожено.

 

 

В дальнейшем площадь подверглась еще одной реконструкции: восточная сторона площади была выпрямлена. Вот наложенные друг на друга [14] план 1904 года (см. выше) и современный план:

 

 

 

Нынешняя восточная граница площади совпадает со старой только на небольшом северном отрезке, где она проходит по линии бывшей церковной ограды.

 

В 1948 г. на площади был разбит сквер (арх. Н.В.Баранов, О.И.Гурьев; считается, что сквер - партерный, но разросшиеся деревья почти закрывают вид с площади на Петропавловскую крепость). А в 1950-х гг. на восточной стороне площади появились монументальные сталинские здания (Троицкая площадь, 3, 5) - жилой дом и проектный институт (арх. О.И.Гурьев, Я.Н.Лукин, А.П.Щербенок) [17]:

 

 

19 октября 2013 г.

 

Здания построены прямо на том месте, где стоял Троицкий собор и проходила церковная ограда. Это делает принципиально невозможным восстановление храма на прежнем месте.

Строительство этих зданий было закончено в 1956 г. - в те времена, когда уже шла хрущевская "борьба с архитектурными излишествами". Это одно из последних произведений сталинской архитектуры в Ленинграде - и притом одно из самых безвкусных. Иногда эти дома называют "Гимн колоннам".

(И что обидно: каждый из трех авторов по отдельности - кажется, неплохой архитектор, но вместе они сделали нечто омерзительное. Видно, сказалась порочность самой идеи - построить дома на месте церкви.)

 

Справа от этих зданий, на углу Петровской набережной (Троицкая пл., 1) расположен Дом политкаторжан, построенный раньше - в 1931 - 1933 гг. по проекту Г.А.Симонова, П.В.Абросимова и А.Ф.Хрякова [17].

 

 

 

19 октября 2013 г.

 

Этот жилой дом, построенный для Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, общепризнан как одно из наиболее значительных произведений конструктивизма в Ленинграде. Следует признать, что фасад выглядит добротно и довольно красиво - особенно по сравнению с вопиюще безвкусными соседними домами.

Но есть одно подозрительное обстоятельство: Троицкий собор снесен в год окончания строительства Дома политкаторжан. А вдруг это не случайное совпадение; может быть, Дом политкаторжан и строился с расчетом на будущий снос храма и выпрямление восточной границы площади?

Внутри здание представляло собой дом-коммуну - с квартирами без полноценных кухонь, с общей столовой. Такое решение было, видимо, оправдано, если учесть, что дом был рассчитан на пожилых, большей частью одиноких людей.

Но уже в 1935 г. Общество политкаторжан было распущено, и многие его члены опять оказались за решеткой - теперь уже при новом строе.

В доме появились другие жильцы, для которых такие квартиры были крайне неудобны. Вскоре здание было перепланировано.

 

В 1990 г. на стене Дома политкаторжан (со стороны Петровской улицы) установлена мемориальная доска с именами 54 человек - жильцов дома, погибших в годы репрессий [18].

В этом же году на площади напротив Дома политкаторжан был установлен закладной камень памятника жертвам политических репрессий в виде гранитной плиты с надписями (арх. Д.И.Богомолов). В 2002 г. на плиту был установлен камень, привезенный с Соловецких островов (худ. Е.И.Ухналёв). [11]. Вот этот памятник:

 

 

3 января 2009 г.

 

Понятно, что памятник жертвам коммунистического террора необходим. (И я был бы не прочь, если бы памятник был более монументальным.) Но только правильно ли то, что он установлен у Дома политкаторжан? При всем человеческом сочувствии к людям, которым на старости лет пришлось еще раз пережить тюрьму и каторгу - и притом более ужасные, чем в старое время, - не мешало бы все-таки помнить, что они стали жертвами того самого режима, который сами же и создавали. (На мой взгляд, гораздо лучше во всех отношениях - и в идеологическом, и в художественном - сфинксы Шемякина напротив "Крестов". Пишу так, несмотря на то, что в целом не являюсь поклонником М.Шемякина и, наоборот, люблю художника Е.Ухналёва, которого запомнил еще по выставкам "авангардистов" в 70 - 80-х годах.)

 

 

И еще некоторая "занимательная информация". Архитектор Д.И.Богомолове - тот самый, который в 1970-х гг. построил роскошные "Невские бани" (с сауной и пр.) на углу Стремянной ул. и ул. Марата, на месте снесенной перед этим Троицкой церкви! (Теперь и бани, в свою очередь, снесены и уступили место новой постройке - тоже отнюдь не храму.) См.: https://www.citywalls.ru/house5228.html

 

 

Недалеко отсюда, в юго-западном углу Троицкой площади, у Троицкого (слава Богу, больше не Кировского) моста  в 2002 - 2003 гг. был построен Троицкий храм-часовня в паиять о погибшем Троицком соборе (архитектурное бюро "ЯК", арх. А.И.Кицула, Л.Б.Михалычев, Г.А.Рыбаков [19]):

 

 

19 октября 2013 г.

 

По-моему, весьма красивое здание, хорошо сочетающееся с невскими просторами.

 

 

Особое место в облике Троицкой площади занимает ее северная сторона, по которой проходит улица Куйбышева (бывшая Большая Дворянская). Здесь сохранились до нашего времени два особняка начала XX века в стиле модерн:

 

 

20 октября 2013 г.

 

Слева - известный особняк М.Ф.Кшесинской (на углу Кронверкского проспекта; ул. Куйбышева, 2-4/1-3; 1904 - 1906, арх. А.И. фон Гоген [1]), справа - особняк В.Э.Бранта (ул. Куйбышева, 2-4; 1909 - 1910, арх. Р.Ф.Мельцер [1]). Вот эти особняки по отдельности:

 

 

19 сентября 2018 г. 20 октября 2013 г.

 

Эти особняки рассмотрены подробнее на других страницах. Фотографии особняка Кшесинской см. в разделе "Кронверкский проспект"; фотографии особняка Бранта помещены в разделе "Большая Дворянская улица (улица Куйбышева)".

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.