ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Литература

 

Главная страница

 

 

ТРОИЦКАЯ ПЛОЩАДЬ

 

 

3 января 2009 г. 19 октября 2013 г.

Виды на Троицкую площадь с Невы, с Троицкого моста

 

 

Троицкая площадь (в советское время пл. Революции) - старейшая площадь Санкт-Петербурга, появившаяся уже в 1703 году. Она оставалась главной площадью города до тех пор, пока центр не был перенесен на Васильевский остров (это произошло в 1717 г.).

До нашего времени площадь дошла в очень измененном виде. Рассмотрим ее старые изображения.

 

Гравюра А.И.Ростовцева, 1716 - 1717 г.:

 

 

 

Троицкая площадь была значительно больше, чем сейчас. Ее восточная граница (справа) доходила со стороны Невы примерно до домика Петра I (см. ...).

Посередине площади в 1711 г. был построен деревянный Троицкий собор, который и виден на гравюре. Вот чертеж южного фасада собора ([8], том первый, №44; источник изображения не указан):

 

 

 

Небольшой храм некоторое время был кафедральным собором Санкт-Петербурга. Это было связано с тем, что в 1712 г. на месте кафедрального деревянного Петропавловского собора началось строительство каменного и на время строительства в нем не могли проходить богослужения.

 

Еще одно изображение площади в начале XVIII века - рисунок Федора Васильева "Березовый остров"  (так назывался остров в дельте Невы, который позже стали называть Городским, или Городовым островом). Рисунок сделан около 1719 года (Русский музей):

 

 

 

Не правда ли, интересное, непарадное изображение, с мирно пасущимися коровами на первом плане.

Площадь изображена в направлении противоположном тому, в котором ее изобразил А.И.Ростовцев. Троицкий собор - у левого края рисунка.

 

"На рисунке Васильева [Троицкая церковь] изображена слева. За нею виднеются двухэтажные сенатские палаты, построенные в 1716 году, в которых два года спустя начались заседания новоучрежденных коллегий. Рядом - обширное двухэтажное здание с поднятым государственным флагом - "Царская Австерия" - место торжественных празднеств, приемов и пиров в честь военных побед Петра. Она находилась близ Петровского моста, ведущего в Петропавловскую крепость. Справа от Австерии - мазанковые дома типографии, объединившей тогда всех лучших художников, вызванных из Москвы для живописных и графических работ в Петербурге. За пределами рисунка из всех строений архитектурного ансамбля Троицкой площади остался лишь Гостиный двор. От него художник рисовал всю панораму. [...] благодаря [...] коровам можно определить время создания листа, ибо в июне 1719 года издан был указ о запрещении петербургским жителям выпускать на улицу "домашнюю скотину" и об отведении пастбищных мест." [12, с. 10,11]

 

К 1730-м гг. храм очень обветшал. В 1743 г. он был разобран и вновь отстроен в прежнем виде. Однако в 1750 г. храм полностью сгорел. После этого был построен новый, также деревянный Троицкий собор по проекту С.А.Волкова. Посмотрим старые изображения этого собора.

 

 

Троицкий собор на Петербургской стороне.

Литография Ф.-В.Перро, около 1840 г. Российская национальная библиотека

 

(Справа вдоль Петровской улицы виден расположенный далеко отсюда Смольный Собор - шедевр Ф.-Б.Растрелли. Теперь вид на него закрыт разросшейся зеленью сада вокруг Домика Петра I.)

 

 

 

Раскрашенная фотография.

По черно-белому оригиналу ателье Буллы [26а]. Начало XX в.

 

 

 

Фотография Карла Буллы [26б]. Начало XX в.

Воспроизведена по публикации в [13].

 

Троицкий (или Троице-Петровский) собор представлял собой интересное произведение архитектуры елизаветинского барокко. С другой стороны, он всегда особо почитался как реликвия, связанная с основанием Петербурга и с именем Петра I; в храме хранились некоторые предметы петровского времени.

 

Внутри был красивый иконостас в стиле барокко. Старая гравюра [242] (воспроизводится по [8], том первый, №44):

 

 

 

Еще одна гравюра - вид в противоположную сторону, на запад [242, II выпуск, с. 5]:

 

 

 

Как видим, в целом внутреннее убранство собора было довольно скромным, и на его фоне особенно великолепно выглядел барочный иконостас.

 

 

Со временем размеры Троицкой площади очень сократились. Троицкий собор оказался на ее восточной стороне. Вот фрагмент плана Санкт-Петербурга 1904 года [14]:

 

 

 

 

А вот фотография Троицкой площади начала XX века:

 

 

Фотография ателье Буллы [25].

Воспроизведена по публикации в [15]

 

В [25] фотография датирована 1913 годом, однако эта датировка неверна. На самом деле фотография сделана между 1906 и 1909 годом. (В 1906 г. было закончено строительство особняка Кшесинской, который виден в левой части фотографии, а в 1909 г. началось строительство особняка Бранта, которого на фотографии еще нет; об обоих особняках см. далее.)

 

 

В ночь на 7/20 февраля 1913 г. случилось несчастье: в деревянном храме произошел пожар.

В Центральном государственном архиве кинофотодокументов Санкт-Петербурга хранится довольно много фотографий Троицкого собора [26] - и до пожара, и после пожара. Судя по фотографиям, храм сгорел не полностью. Погибли купол и верх колокольни. В то же время интерьер с иконостасом, кажется, остался в основном цел. Сохранились петровские реликвии: Знамя, бывшее в войсках императора Петра I во время Азовских походов [26в]; образ, вырезанный из мрамора собственноручно императором Петром I [26г]; люстры петровского времени в стеклянном колпаке [26д,е]. (Где все эти вещи сейчас, мне неизвестно.)

 

На время восстановления рядом по проекту А.П.Аплаксина [16] был построен временный деревянный собор. Местоположение временного собора видно из следующего чертежа [16]:

 

 

 

Временный храм выходил боковым фасадом на Петровскую улицу. Судя по фотографиям в Центральном государственном архиве кинофотодокументов Санкт-Петербурга ([26ж,и] и др.), он только приблизительно повторял старый собор по силуэту и сильно отличался в деталях.

 

Восстановлению Троицкого собора помешала сначала первая мировая война, потом революция. Здание было, наконец, реставрировано в 1924 - 1926 гг. Реставрация  была проведена под руководством архитектора Е.И.Катонина, на деньги прихожан.

Однако после этого собор простоял совсем недолго. В 1933 г., в правление С.М.Кирова этот ценнейший исторический и художественный памятник был преступно уничтожен. Уже раньше Троицкая площадь была переименована в площадь Революции, так что и из названия была удалена память о начале существования Петербурга и одном из первых его зданий.

 

Впоследствии площадь подверглась реконструкции. Восточная сторона площади была выпрямлена, и размеры площади вновь несколько увеличились. Вот наложенные друг на друга [14] план 1904 года (см. выше) и современный план:

 

 

 

Нынешняя восточная граница площади совпадает со старой только на небольшом северном отрезке, где она проходит по линии бывшей церковной ограды.

 

В 1948 г. на площади был разбит сквер (арх. Н.В.Баранов, О.И.Гурьев; считается, что сквер - партерный, но разросшиеся деревья почти закрывают вид с площади на Петропавловскую крепость). А в 1950-х гг. на восточной стороне площади появились монументальные сталинские здания (Троицкая площадь, 3, 5) - жилой дом и проектный институт (арх. О.И.Гурьев, Я.Н.Лукин, А.П.Щербенок) [17]:

 

 

19 октября 2013 г.

 

Здания построены прямо на том месте, где стоял Троицкий собор и проходила церковная ограда. Это делает принципиально невозможным восстановление храма на прежнем месте.

Строительство этих зданий было закончено в 1956 г. - в те времена, когда уже шла хрущевская "борьба с архитектурными излишествами". Это одно из последних произведений сталинской архитектуры в Ленинграде - и притом одно из самых безвкусных. Иногда эти дома называют "Гимн колоннам".

(И что обидно: каждый из трех авторов по отдельности - кажется, неплохой архитектор, но вместе они сделали нечто омерзительное. Видно, сказалась порочность самой идеи - построить дома на месте церкви.)

 

Справа от этих зданий, на углу Петровской набережной (Троицкая пл., 1) расположен Дом политкаторжан, построенный раньше - в 1931 - 1933 гг.

по проекту Г.А.Симонова, П.В.Абросимова и А.Ф.Хрякова [17].

 

 

 

19 октября 2013 г.

 

Этот жилой дом, построенный для Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, общепризнан как одно из наиболее значительных произведений конструктивизма в Ленинграде. Следует признать, что фасад выглядит добротно и довольно красиво - особенно по сравнению с вопиюще безвкусными соседними домами.

Но есть одно подозрительное обстоятельство: Троицкий собор снесен в год окончания строительства Дома политкаторжан. А вдруг это не случайное совпадение; может быть, Дом политкаторжан и строился с расчетом на будущий снос храма и выпрямление восточной границы площади?

Внутри здание представляло собой дом-коммуну - с квартирами без полноценных кухонь, с общей столовой. Такое решение было, видимо, оправдано, если учесть, что дом был рассчитан на пожилых, большей частью одиноких людей.

Но уже в 1935 г. Общество политкаторжан было распущено, и многие его члены опять оказались за решеткой - теперь уже при новом строе.

В доме появились другие жильцы, для которых такие квартиры были крайне неудобны. Вскоре здание было перепланировано.

 

В 1990 г. на стене Дома политкаторжан (со стороны Петровской улицы) установлена мемориальная доска с именами 54 человек - жильцов дома, погибших в годы репрессий [18].

В этом же году на площади напротив Дома политкаторжан был установлен закладной камень памятника жертвам политических репрессий в виде гранитной плиты с надписями (арх. Д.И.Богомолов). В 2002 г. на плиту был установлен камень, привезенный с Соловецких островов (худ. Е.И.Ухналёв). [11]. Вот этот памятник:

 

 

3 января 2009 г.

 

Понятно, что памятник жертвам коммунистического террора необходим. (И я был бы не прочь, если бы памятник был более монументальным.) Но только правильно ли то, что он установлен у Дома политкаторжан? При всем человеческом сочувствии к людям, которым на старости лет пришлось еще раз пережить тюрьму и каторгу - и притом более ужасные, чем в старое время, - не мешало бы все-таки помнить, что они стали жертвами того самого режима, который сами же и создавали. (На мой взгляд, гораздо лучше во всех отношениях - и в идеологическом, и в художественном - сфинксы Шемякина напротив "Крестов". Пишу так, несмотря на то, что в целом не являюсь поклонником М.Шемякина и, наоборот, люблю художника Е.Ухналёва, которого запомнил еще по выставкам "авангардистов" в 70 - 80-х годах.)

 

 

И еще некоторая "занимательная информация". При поиске в интернете данных об архитекторе Д.И.Богомолове я узнал, что это, оказывается, тот самый, который в 1970-х гг. построил роскошные "Невские бани" (с сауной и пр.) на углу Стремянной ул. и ул. Марата, на месте снесенной перед этим Троицкой церкви! (Теперь и бани, в свою очередь, снесены и уступили место новой постройке - тоже отнюдь не храму.) См.: http://www.citywalls.ru/house5228.html;

 

 

 

Недалеко отсюда, в юго-западном углу Троицкой площади, у Троицкого (слава Богу, больше не Кировского) моста  в 2002 - 2003 гг. был построен Троицкий храм-часовня в паиять о погибшем Троицком соборе (архитектурное бюро "ЯК", арх. А.И.Кицула, Л.Б.Михалычев, Г.А.Рыбаков; см., например, [19]):

 

 

19 октября 2013 г.

 

По-моему, весьма красивое здание, хорошо сочетающееся с невскими просторами.

 

 

Особое место в облике Троицкой площади занимает ее северная сторона, по которой проходит улица Куйбышева (бывшая Большая Дворянская). Здесь сохранились до нашего времени два особняка начала XX века в стиле модерн:

 

 

20 октября 2013 г.

 

Слева - известный особняк М.Ф.Кшесинской (на углу Кронверкского проспекта; ул. Куйбышева, 2-4/1-3; 1904 - 1906, арх. А.И. фон Гоген), справа - особняк В.Э.Бранта (ул. Куйбышева, 2-4; 1909 - 1910, арх. Р.Ф.Мельцер). Вот эти особняки по отдельности:

 

 

22 марта 2008 г. 20 октября 2013 г.

 

Эти особняки рассмотрены подробнее на других страницах. Фотографии особняка Кшесинской см. в разделе "Кронверкский проспект"; фотографии особняка Бранта помещены в разделе "Большая Дворянская улица (улица Куйбышева)".

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.