ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОТЫ ИЗМАЙЛОВСКОГО ПОЛКА

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Вступление

Измайловский проспект  а  б  в

К востоку от Измайловского проспекта

Московский проспект от 1-й Роты (1-й Красноармейской ул.) до Обводного канала  а  б  в

Тарасовский переулок (ул. Егорова)  а  б  в

Гарновская улица (Советский пер.)

Роты (Красноармейские улицы)

1-я  а  б    2-я  а  б    3-я  а  б    4-я  а  б    5-я  а  б    6-я  а  б    7-я  а  б

Софийская улица (Угловой переулок)

К западу от Измайловского проспекта

Лермонтовский проспект от Троицкого проспекта до Обводного канала  а  б  в

Троицкий проспект

Заротная улица (13-я Красноармейская ул.)  а  б

Роты (Красноармейские улицы)

8-я  а  б    9-я    10-я  а  б    11-я  а  б    12-я  а  б

Литература

 

Главная страница

 

 

 

7-я Рота

7-я Красноармейская ул.

(продолжение)

 

 

 

После конструктивистских корпусов общежития ПГУПС на следующем участке по левой стороне - четырех-пятиэтажный кирпичный жилой дом, стоящий в глубине (7-я Красноармейская ул., 16):

 

 

22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом С.М.Соколова, построен в 1901 г., арх. П.Л.Спокойский-Францевич [1, 17]. Рационалистическое течение эклектики.

Может показаться странным: почему добротный дом с художественно полноценными фасадами стоит в глубине участка? Причина - в том, что  непосредственно на улице находился старинный деревянный домик в стиле классицизма. В нем, очевидно, и жили хозяева, сдававшие внаем квартиры в новом кирпичном корпусе.

Этот домик отметил в книге 1913 г. В.Я.Курбатов [16, с. 563]:

"СЕДЬМАЯ РОТА

[...]

№16. Интересные лепные украшения и раскраска."

Уже в начале XX в. подобные дома были раритетами, а позже почти все они исчезли. Многие деревянные дома были разобраны во время на дрова в гражданскую войну, а потом в блокаду.

Когда точно исчез деревянный дом на 7-й Роте, я не знаю. Но, во всяком случае его уже нет на помещенной на сайте Citiwalls [72] фотографии 1929 - 1930 г., запечатлевшей строительство студенческого общежития на соседнем участке.

Фотографии исчезнувшего деревянного домика неизвестны. И все же мы можем увидеть, как он выглядел - хотя бы с задней стороны. Дело в том, что здесь, в кирпичном корпусе в течение семи лет, с 1902 до 1909 г. [51; 17] снимал квартиру замечательный художник М.В.Добужинский, который и изобразил этот дом.

Вот что пишет Добужинский в своих воспоминаниях [51, с. 189]:

"[...] наш пятиэтажный кирпичный дом стоял в глубине двора, отступя от улицы, на которую выходил длинный фасад низенького старинного особнячка хозяина, выкрашенный в зеленый цвет, со ставнями и белыми ампирными украшениями над окнами. Во дворе был садик с высохшим фонтанчиком посередине и высокими, хотя и чахлыми, деревьями и качелями. Сбоку же садика высились черные штабеля дров и целая гора каких-то красных саней - розвальней.

Эта неказистая, но ставшая мне милой петербургская "усадьба" была неоднократно мной изображаема и в летнем ее виде, и в уютном снежном уборе."

 

Одно из изображений деревянного дома - картина (пастель, гуашь) "Домик в Петербурге" (1905, Третьяковская галерея):

 

 

 

Добужинский изобразил вид из окна. (Художник вспоминал, что он долго стеснялся рисовать прямо на улице.) На заднем плане - дом 15 на противоположной стороне 7-й Роты.

 

Другое, летнее изображение - "Сад" (акварель, гуашь; 1909, 1920, Третьяковская галерея):

 

 

 

Здесь мы видим и садик, и упомянутую гору красных саней-розвальней. Брандмауэры на заднем плане - очевидно, фантазия художника.

Как все-таки жаль, что он не изобразил уличный фасад - вероятно, просто из-за застенчивости (которую, как он вспоминает, он позже преодолел).

 

 

Интересно, что М.В.Добужинский изобразил и вид из окна своей квартиры в противоположную сторону, во двор. В воспоминаниях он пишет (с. 190):

"Когда мы нанимали нашу квартиру в 7-й роте, меня поразил вид из окон, выходивших на сторону, противоположную улице. Там был огромный пустырь с какими-то длинными непонятными погребами, обросшими высокой травой, а позади стояла глухая, дикого цвета стена, тоже черная, самая печальная и трагическая, какую можно себе представить, с пятнами сырости, облупленная и с одним лишь маленьким, подслеповатым оконцем. Пустынная стена притягивала меня к себе неудержимо. Я гадал - что притаилось за этой стеной, где лишь изредка теплился тусклый огонек в единственном окошке?..

Невольно я все время думал о Достоевском - он снова стал теперь в Петербурге занимать мои мысли, и эта стена мне начинала казаться жилищем какого-то безвестного Макара Девушкина, в реальность которого я стал даже верить. Это становилось почти кошмаром.

Но во мне победил художник. Я почувствовал неодолимую потребность эту страшную стену изобразить, и с величайшим волнением и пристально, с напряженным вниманием, со всеми ее трещинами и лишаями ее и запечатлел, уже любуясь ею... и она перестала меня угнетать. Я что-то преодолел, и эта пастель была первым моим настоящим творческим произведением."

 

Вот эта пастель - "Двор" (1903, Третьяковская галерея):

 

 

 

Конечно, здесь не одно окошко - но ведь это и не фотографическое изображение...

 

Эта стена сохранилась до нашего времени. Для того, чтобы ее увидеть, нужно вернуться немного назад, пройти по ул. Егорова вдоль корпусов общежития и в первый же проход свернуть направо.  Так же, как и во времена Добужинского, двор загроможден разными постройками - только более поздними, советскими, - и поэтому увидеть эту стену можно только вблизи (конечно, если не забираться наверх):

 

 

4 апреля 2019 г.

 

Теперь стена приведена в порядок и выглядит более прозаично...

А в противоположную сторону отсюда виден дворовый фасад дома по 7-й Роте, 16:

 

 

4 апреля 2019 г.

 

Хорошо бы пройти на лестницу и оттуда сверху снять двор и стену. Но это затруднительно: на калитке при входе в сквер установлен домофон - а ведь, небось, есть еще один домофон - при входе на лестницу...

 

А вот как выглядит с обратной стороны дом с глухой стеной:

 

 

4 апреля 2019 г.

 

Двор, изображенный Добужинским - это только небольшая часть обширного и очень живописного дворового пространства между Тарасовым переулком (ул. Егорова) и Измайловским проспектом. (Я с детства знал этот огромный двор и любил по нему гулять.) Вот еще пара видов (НЕ запечатленных Добужинским):

 

 

4 апреля 2019 г.

 

На левой фотографии вид от дома, изображенного Добужинским. На обеих фотографиях впереди возвышается здание типографии А.Ф.Маркса на Измайловском проспекте.

 

 

 

Однако мы отвлеклись. Возвращаемся на 7-ю Роту и продолжаем осмотр ее левой стороны.

7-я Красноармейская ул., 18:

 

 

22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом Я.А.Леванта, 1897, арх. Вас.А.Косяков [1, 17]. Эклектика. Архитектор, который известен прежде всего прекрасными храмами, в данном случае создал добротное и весьма красивое светское здание.

Впрочем, здесь интересен не столько уличный фасад (хороший, но в общем-то обычный), сколько двор - неожиданно красивый для доходного дома второй половины XIX века:

 

 

22 февраля 2019 г.

 

 

7-я Красноармейская ул., 20:

 

 

22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом, 1895 - 1896, арх. М.А.Андреев; надстроен [1]. Эклектика. В отделке трех нижних этажей - обычная манера этого архитектора, построившего более 90 домов - "стиль Людовика XVI", неплохая рядовая архитектура.

 

 

Интересен по архитектуре следующий дом (7-я Красноармейская ул., 22-24):

 

 

 

22 февраля 2019 г.

 

 

22 февраля 2019 г.

 

 

22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом штабс-капитана Я.Н.Художилова, построен в 1903 - 1904 гг. военным инженером М.Ф.Ланге (перестроен и расширен из более старого здания) [1, 4, 17]. Красивое произведение декоративного варианта стиля модерн, с многочисленными лепными и металлическими украшениями. На мой взгляд, лучшая работа М.Ф.Ланге, построившего в Петербурге не менее 12 зданий [1].

 

В доме две парадные лестницы. Над входами - лепные украшения с масками:

 

 

20 апреля 2019 г.

 

Парадные лестницы довольно богато украшены (хотя их нынешнее состояние не очень хорошее). Фотографии одной из парадных - левой:

 

 

20 апреля 2019 г.

 

 

20 апреля 2019 г.

 

Черты модерна носят только перила. Лепные украшения полностью принадлежат эклектике; возможно, они сохранились от старого дома.

 

 

 

Противоположная, правая сторона на этом отрезке в ее нынешнем состоянии гораздо менее интересна. Здесь после углового здания идут друг за другом четыре старых дома с безобразно голыми, упрощенными фасадами.

До недавнего времени я был уверен, что фасады получили нынешний вид в результате варварских ремонтов советского времени. Однако в 2020 г. мне удалось найти старые изображения фасадов трех домов из четырех - и что же? оказалось, что с самого начала дома выглядели так убого! 

7-я Красноармейская ул., 13:

 

 

22 февраля 2019 г.

 

1874, арх. Ф.И.Винтергальтер [1]. Старых изображений этого дома я не видел.

 

7-я Красноармейская ул., 15. Фиксационный чертеж 1863 г. ([143], лист 2-3) и моя фотография 22 февраля 2019 г.:

 

 

 

1861-1862, арх. Н.П.Гребенка [1]. В советское время (вероятно, в 1960-х гг.) дом был капитально перестроен, со стороны двора исчезли части, выступавшие вперед из фасада (см. раздел "6-я Рота (6-я Красноармейская ул.)"), но лицевой фасад почти полностью сохранился - исчезла только рустовка на первом этаже. Один из многочисленных домов, построенных Н.П.Гребенкой - иногда красивых, но чаще именно таких, утилитаристских.

 

 

7-я Красноармейская ул., 17. Фиксационный чертеж 1906 г. ([146], лист 8-9) и моя фотография 22 февраля 2019 г.:

 

 

 

1905, арх. Н.Г.Кудрявцев [1]. Судя по другим зданиям, Н.Г.Кудрявцев - вполне добросовестный архитектор конца XIX - начала XX в., работавший сначала в стиле эклектики, а затем модерна. Этот дом - единственное известное мне исключение. Не знаю, в чем дело - может быть, здание построено с отступлением от проекта? или сам проект был халтурным?

 

 

7-я Красноармейская ул., 19. Фиксационный чертеж 1865 г. ([145], лист 2-3) и моя фотография 22 февраля 2019 г.:

 

 

 

1855, арх. Н.П.Гребенка; перестраивался (явно без изменения фасада) в 1907 г., арх. Г.П.Скачков) [1]. В противоположную сторону, на 6-ю Роту (6-я Красноармейская ул., 20) выходили два флигеля этого дома, довольно красивой архитектуры (сохранился только один). Но со стороны 7-й Роты дом получил довольно безобразный упрощенческий фасад.

 

 

На участке по 7-й Красноармейской ул., 21 - утилитарный дворовый корпус в глубине:

 

 

22 февраля 2019 г.

 

 

Следующий дом по правой стороне расположен на углу бывшей Гарновской улицы (7-я Красноармейская ул., 23 - Совтский пер., 16):

 

 

22 февраля 2019 г.

 

(Фотография помещена также на другой странице.)

Построен в 1857 г., арх. Поляков; в 1880 г. расширен, арх. А.А.Бертельс [1] (расширение произошло, очевидно, со стороны Гарновской улицы - в 1857 г. этот ее отрезок еще не существовал).  Эклектика. Не особенно интересная, упрощенная архитектура (впрочем, не исключено, что фасады ободраны в советское время).

 

 

Гарновская улица (Советский пер.) начинается от 1-й Роты и упирается в 7-ю Роту. Дом напротив Гарновской улицы (7-я Красноармейская ул., 26):

 

 

22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом, 1898, 1907, арх. С.А.Баранкеев [1]. Эклектика. Неплохой, но вполне рядовой фасад, на мой взгляд, ниже возможностей этого архитектора.

 

 

В конце 7-й Роты, на отрезке между Гарновской улицей (Советским пер.) и Измайловским проспектом по обеим сторонам стоят два больших доходных дома - совершенно разные, но оба интересные по архитектуре. Эти дома рассмотрены в других разделах, здесь я пишу вкратце основные сведения и повторяю некоторые из фотографий.

Дом на правой стороне обращен другими фасадами на Гарновскую улицу, на 6-ю Роту и в сквер на Измайловском проспекте (7-я Красноармейская ул., 25 - Советский пер., 11 - 6-я Красноармейская ул., 24 - Измайловский пр., 14). Вид с угла 7-й Роты и Гарновской улицы и вид с Измайловского проспекта:

 

 

18 февраля 2019 г. 22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом И.К.Синягина, 1904 - 1905, арх. С.А.Баранкеев [1]. Поздняя эклектика. В 1929 г. перестроен внутри для райисполкома, при этом бывший дворовый фасад, обращенный на Измайловский проспект, получил новое оформление, арх. В.Ф.Овчинников [11]. Подробнее см. раздел "Гарновская улица (Советский пер.)".

 

 

Дом на левой стороне, на углу Измайловского проспекта (7-я Красноармейская ул., 28-30 - Измайловский пр., 16), фотография начала XX в. [12]:

 

 

 

Современные фотографии:

 

22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом сельскохозяйственного товарищества "Помещик" (Измайловский пр., 16/28-30), 1911 - 1913, арх. Я.З.Блувштейн [1, 4]. Выдающееся произведение модерна. В 1980-х гг. облик здания грубо искажен: исчез фонарик, венчавший башню. Подробнее см. раздел "Измайловский проспект".

 

 

Мы дошли до конца улицы. Прогулка закончена.

 

 

 

Первая редакция 15 апреля 2019 г.

Последнее обновление 25 сентября 2020 г.

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.