ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОТЫ ИЗМАЙЛОВСКОГО ПОЛКА

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Вступление

Измайловский проспект  а  б  в

К востоку от Измайловского проспекта

Московский проспект от 1-й Роты (1-й Красноармейской ул.) до Обводного канала  а  б  в

Тарасовский переулок (ул. Егорова)  а  б  в

Гарновская улица (Советский пер.)

Роты (Красноармейские улицы)

1-я  а  б    2-я  а  б    3-я  а  б    4-я  а  б    5-я  а  б    6-я  а  б    7-я  а  б

Софийская улица (Угловой переулок)

К западу от Измайловского проспекта

Лермонтовский проспект от Троицкого проспекта до Обводного канала  а  б  в

Троицкий проспект

Заротная улица (13-я Красноармейская ул.)  а  б

Роты (Красноармейские улицы)

8-я  а  б    9-я    10-я  а  б    11-я  а  б    12-я  а  б

Литература

 

Главная страница

 

 

 

7-я Рота

7-я Красноармейская ул.

(продолжение)

 

 

 

После конструктивистских корпусов общежития ПГУПС на следующем участке по левой стороне - четырех-пятиэтажный кирпичный жилой дом, стоящий в глубине (7-я Красноармейская ул., 16):

 

 

22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом С.М.Соколова, построен в 1901 г., арх. П.Л.Спокойский-Францевич [1, 17]. Рационалистическое течение эклектики.

Может показаться странным: почему добротный дом с художественно полноценными фасадами стоит в глубине участка? Причина - в том, что  непосредственно на улице находился старинный деревянный домик в стиле классицизма. В нем, очевидно, и жили хозяева, сдававшие внаем квартиры в новом кирпичном корпусе.

Этот домик отметил в книге 1913 г. В.Я.Курбатов [16, с. 563]:

"СЕДЬМАЯ РОТА

[...]

№16. Интересные лепные украшения и раскраска."

Уже в начале XX в. подобные дома были раритетами, а позже почти все они исчезли. Многие деревянные дома были разобраны во время на дрова в гражданскую войну, а потом в блокаду.

Когда точно исчез деревянный дом на 7-й Роте, я не знаю. Но, во всяком случае его уже нет на помещенной на сайте Citiwalls [72] фотографии 1929 - 1930 г., запечатлевшей строительство студенческого общежития на соседнем участке.

Фотографии исчезнувшего деревянного домика неизвестны. И все же мы можем увидеть, как он выглядел - хотя бы с задней стороны. Дело в том, что здесь, в кирпичном корпусе в течение семи лет, с 1902 до 1909 г. [51; 17] снимал квартиру замечательный художник М.В.Добужинский, который и изобразил этот дом.

Вот что пишет Добужинский в своих воспоминаниях [51, с. 189]:

"[...] наш пятиэтажный кирпичный дом стоял в глубине двора, отступя от улицы, на которую выходил длинный фасад низенького старинного особнячка хозяина, выкрашенный в зеленый цвет, со ставнями и белыми ампирными украшениями над окнами. Во дворе был садик с высохшим фонтанчиком посередине и высокими, хотя и чахлыми, деревьями и качелями. Сбоку же садика высились черные штабеля дров и целая гора каких-то красных саней - розвальней.

Эта неказистая, но ставшая мне милой петербургская "усадьба" была неоднократно мной изображаема и в летнем ее виде, и в уютном снежном уборе."

 

Одно из изображений деревянного дома - картина (пастель, гуашь) "Домик в Петербурге" (1905, Третьяковская галерея):

 

 

 

Добужинский изобразил вид из окна. (Художник вспоминал, что он долго стеснялся рисовать прямо на улице.) На заднем плане - дом 15 на противоположной стороне 7-й Роты.

 

Другое, летнее изображение - "Сад" (акварель, гуашь; 1909, 1920, Третьяковская галерея):

 

 

 

Здесь мы видим и садик, и упомянутую гору красных саней-розвальней. Брандмауэры на заднем плане - очевидно, фантазия художника.

Как все-таки жаль, что он не изобразил уличный фасад - вероятно, просто из-за застенчивости (которую, как он вспоминает, он позже преодолел).

 

 

Интересно, что М.В.Добужинский изобразил и вид из окна своей квартиры в противоположную сторону, во двор. В воспоминаниях он пишет (с. 190):

"Когда мы нанимали нашу квартиру в 7-й роте, меня поразил вид из окон, выходивших на сторону, противоположную улице. Там был огромный пустырь с какими-то длинными непонятными погребами, обросшими высокой травой, а позади стояла глухая, дикого цвета стена, тоже черная, самая печальная и трагическая, какую можно себе представить, с пятнами сырости, облупленная и с одним лишь маленьким, подслеповатым оконцем. Пустынная стена притягивала меня к себе неудержимо. Я гадал - что притаилось за этой стеной, где лишь изредка теплился тусклый огонек в единственном окошке?..

Невольно я все время думал о Достоевском - он снова стал теперь в Петербурге занимать мои мысли, и эта стена мне начинала казаться жилищем какого-то безвестного Макара Девушкина, в реальность которого я стал даже верить. Это становилось почти кошмаром.

Но во мне победил художник. Я почувствовал неодолимую потребность эту страшную стену изобразить, и с величайшим волнением и пристально, с напряженным вниманием, со всеми ее трещинами и лишаями ее и запечатлел, уже любуясь ею... и она перестала меня угнетать. Я что-то преодолел, и эта пастель была первым моим настоящим творческим произведением."

 

Вот эта пастель - "Двор" (1903, Третьяковская галерея):

 

 

 

Конечно, здесь не одно окошко - но ведь это и не фотографическое изображение...

 

Эта стена сохранилась до нашего времени. Для того, чтобы ее увидеть, нужно вернуться немного назад, пройти по ул. Егорова вдоль корпусов общежития и в первый же проход свернуть направо.  Так же, как и во времена Добужинского, двор загроможден разными постройками - только более поздними, советскими, - и поэтому увидеть эту стену можно только вблизи (конечно, если не забираться наверх):

 

 

4 апреля 2019 г.

 

Теперь стена приведена в порядок и выглядит более прозаично...

А в противоположную сторону отсюда виден дворовый фасад дома по 7-й Роте, 16:

 

 

4 апреля 2019 г.

 

Хорошо бы пройти на лестницу и оттуда сверху снять двор и стену. Но это затруднительно: на калитке при входе в сквер установлен домофон - а ведь, небось, есть еще один домофон - при входе на лестницу...

 

А вот как выглядит с обратной стороны дом с глухой стеной:

 

 

4 апреля 2019 г.

 

Двор, изображенный Добужинским - это только небольшая часть обширного и очень живописного дворового пространства между Тарасовым переулком (ул. Егорова) и Измайловским проспектом. (Я с детства знал этот огромный двор и любил по нему гулять.) Вот еще пара видов (НЕ запечатленных Добужинским):

 

 

4 апреля 2019 г.

 

На левой фотографии вид от дома, изображенного Добужинским. На обеих фотографиях впереди возвышается здание типографии А.Ф.Маркса на Измайловском проспекте.

 

Однако мы отвлеклись. Возвращаемся на 7-ю Роту. Прежде чем продолжать осмотр домов, следует сказать еще об одном интересном обстоятельстве, связанном с домом 16.

В 1909 г. (может быть, даже еще до отъезда Добужинского?) в этом же доме поселился еще один выдающийся художник, известный пейзажист Н.Н.Дубовской, который жил здесь до конца 1910 или до 1911 г. [17]. И он тоже написал вид из окна квартиры на улицу с тем же деревянным домиком - картину "Первый снег" (1910 г., Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых г. Киров) [201]:

 

 

 

Эту интересную картину нашла участница сайта Citywalls Екатерина (ник "kolomna_in_art") [202].

 

 

Продолжим осмотр левой стороны улицы.

7-я Красноармейская ул., 18:

 

 

22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом Я.А.Леванта, 1897, арх. Вас.А.Косяков [1, 17]. Эклектика. Архитектор, который известен прежде всего прекрасными храмами, в данном случае создал добротное и весьма красивое светское здание.

Впрочем, здесь интересен не столько уличный фасад (хороший, но в общем-то обычный), сколько двор - неожиданно красивый для доходного дома второй половины XIX века:

 

 

22 февраля 2019 г.

 

 

7-я Красноармейская ул., 20:

 

 

22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом, 1895 - 1896, арх. М.А.Андреев; надстроен [1]. Эклектика. В отделке трех нижних этажей - обычная манера этого архитектора, построившего более 90 домов - "стиль Людовика XVI", неплохая рядовая архитектура.

 

 

Интересен по архитектуре следующий дом (7-я Красноармейская ул., 22-24):

 

 

 

22 февраля 2019 г.

 

 

22 февраля 2019 г.

 

 

22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом штабс-капитана Я.Н.Художилова, построен в 1903 - 1904 гг. военным инженером М.Ф.Ланге (перестроен и расширен из более старого здания) [1, 4, 17]. Красивое произведение декоративного варианта стиля модерн, с многочисленными лепными и металлическими украшениями. На мой взгляд, лучшая работа М.Ф.Ланге, построившего в Петербурге не менее 12 зданий [1].

 

В доме две парадные лестницы. Над входами - лепные украшения с масками:

 

 

20 апреля 2019 г.

 

Парадные лестницы довольно богато украшены (хотя их нынешнее состояние не очень хорошее). Фотографии одной из парадных - левой:

 

 

20 апреля 2019 г.

 

 

20 апреля 2019 г.

 

Черты модерна носят только перила. Лепные украшения полностью принадлежат эклектике; возможно, они сохранились от старого дома.

 

 

 

Противоположная, правая сторона на этом отрезке в ее нынешнем состоянии гораздо менее интересна. Здесь после углового здания идут друг за другом четыре старых дома с безобразно голыми, упрощенными фасадами.

До недавнего времени я был уверен, что фасады получили нынешний вид в результате варварских ремонтов советского времени. Однако в 2020 г. мне удалось найти старые изображения фасадов трех домов из четырех - и что же? оказалось, что с самого начала дома выглядели так убого! 

7-я Красноармейская ул., 13:

 

 

22 февраля 2019 г.

 

1874, арх. Ф.И.Винтергальтер [1]. Старых изображений этого дома я не видел.

 

7-я Красноармейская ул., 15. Фиксационный чертеж 1863 г. ([143], лист 2-3) и моя фотография 22 февраля 2019 г.:

 

 

 

1861-1862, арх. Н.П.Гребенка [1]. В советское время (вероятно, в 1960-х гг.) дом был капитально перестроен, со стороны двора исчезли части, выступавшие вперед из фасада (см. раздел "6-я Рота (6-я Красноармейская ул.)"), но лицевой фасад почти полностью сохранился - исчезла только рустовка на первом этаже. Один из многочисленных домов, построенных Н.П.Гребенкой - иногда красивых, но чаще именно таких, утилитаристских.

 

 

7-я Красноармейская ул., 17. Фиксационный чертеж 1906 г. ([146], лист 8-9) и моя фотография 22 февраля 2019 г.:

 

 

 

1905, арх. Н.Г.Кудрявцев [1]. Судя по другим зданиям, Н.Г.Кудрявцев - вполне добросовестный архитектор конца XIX - начала XX в., работавший сначала в стиле эклектики, а затем модерна. Этот дом - единственное известное мне исключение. Не знаю, в чем дело - может быть, здание построено с отступлением от проекта? или сам проект был халтурным?

 

 

7-я Красноармейская ул., 19. Фиксационный чертеж 1865 г. ([145], лист 2-3) и моя фотография 22 февраля 2019 г.:

 

 

 

1855, арх. Н.П.Гребенка; перестраивался (явно без изменения фасада) в 1907 г., арх. Г.П.Скачков) [1]. В противоположную сторону, на 6-ю Роту (6-я Красноармейская ул., 20) выходили два флигеля этого дома, довольно красивой архитектуры (сохранился только один). Но со стороны 7-й Роты дом получил довольно безобразный упрощенческий фасад.

 

 

На участке по 7-й Красноармейской ул., 21 - утилитарный дворовый корпус в глубине:

 

 

22 февраля 2019 г.

 

 

Следующий дом по правой стороне расположен на углу бывшей Гарновской улицы (7-я Красноармейская ул., 23 - Совтский пер., 16):

 

 

22 февраля 2019 г.

 

(Фотография помещена также на другой странице.)

Построен в 1857 г., арх. Поляков; в 1880 г. расширен, арх. А.А.Бертельс [1] (расширение произошло, очевидно, со стороны Гарновской улицы - в 1857 г. этот ее отрезок еще не существовал).  Эклектика. Не особенно интересная, упрощенная архитектура (впрочем, не исключено, что фасады ободраны в советское время).

 

 

Гарновская улица (Советский пер.) начинается от 1-й Роты и упирается в 7-ю Роту. Дом напротив Гарновской улицы (7-я Красноармейская ул., 26):

 

 

22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом, 1898, 1907, арх. С.А.Баранкеев [1]. Эклектика. Неплохой, но вполне рядовой фасад, на мой взгляд, ниже возможностей этого архитектора.

 

 

В конце 7-й Роты, на отрезке между Гарновской улицей (Советским пер.) и Измайловским проспектом по обеим сторонам стоят два больших доходных дома - совершенно разные, но оба интересные по архитектуре. Эти дома рассмотрены в других разделах, здесь я пишу вкратце основные сведения и повторяю некоторые из фотографий.

Дом на правой стороне обращен другими фасадами на Гарновскую улицу, на 6-ю Роту и в сквер на Измайловском проспекте (7-я Красноармейская ул., 25 - Советский пер., 11 - 6-я Красноармейская ул., 24 - Измайловский пр., 14). Вид с угла 7-й Роты и Гарновской улицы и вид с Измайловского проспекта:

 

 

18 февраля 2019 г. 22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом И.К.Синягина, 1904 - 1905, арх. С.А.Баранкеев [1]. Поздняя эклектика. В 1929 г. перестроен внутри для райисполкома, при этом бывший дворовый фасад, обращенный на Измайловский проспект, получил новое оформление, арх. В.Ф.Овчинников [11]. Подробнее см. раздел "Гарновская улица (Советский пер.)".

 

 

Дом на левой стороне, на углу Измайловского проспекта (7-я Красноармейская ул., 28-30 - Измайловский пр., 16), фотография начала XX в. [12]:

 

 

 

Современные фотографии:

 

22 февраля 2019 г.

 

Доходный дом сельскохозяйственного товарищества "Помещик" (Измайловский пр., 16/28-30), 1911 - 1913, арх. Я.З.Блувштейн [1, 4]. Выдающееся произведение модерна. В 1980-х гг. облик здания грубо искажен: исчез фонарик, венчавший башню. Подробнее см. раздел "Измайловский проспект".

 

 

Мы дошли до конца улицы. Прогулка закончена.

 

 

 

Первая редакция 15 апреля 2019 г.

Последнее обновление 1 апреля 2024 г.

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.