ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОТЫ ИЗМАЙЛОВСКОГО ПОЛКА

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Вступление

Измайловский проспект  а  б  в

К востоку от Измайловского проспекта

Московский проспект от 1-й Роты (1-й Красноармейской ул.) до Обводного канала  а  б  в

Тарасовский переулок (ул. Егорова)  а  б  в

Гарновская улица (Советский пер.)

Роты (Красноармейские улицы)

1-я  а  б    2-я  а  б    3-я  а  б    4-я  а  б    5-я  а  б    6-я  а  б    7-я  а  б

Софийская улица (Угловой переулок)

К западу от Измайловского проспекта

Лермонтовский проспект от Троицкого проспекта до Обводного канала  а  б  в

Троицкий проспект

Заротная улица (13-я Красноармейская ул.)  а  б

Роты (Красноармейские улицы)

8-я  а  б    9-я    10-я  а  б    11-я  а  б    12-я  а  б

Литература

 

Главная страница

 

 

 

Московский проспект

от 1-й Роты (1-й Красноармейской ул.) до Обводного канала

(продолжение) 

 

 

Правая сторона Московского проспекта после 7-й Роты (7-й Красноармейской улицы):

 

 

18 февраля 2019 г.

 

Здесь следуют друг за другом дома в стиле эклектики. Разнохарактерные фасады, сменяющие друг друга, образуют все вместе очень цельную картину.

 

Московский пр., 51:

 

 

18 февраля 2019 г.

 

История строительства мне неизвестна. Эклектика. Довольно изящный фасад.

 

 

Московский пр., 53 - изображение, составленное из трех фотографий 1939 г. [192а-в]:

 

 

 

Доходный дом, 1888, арх. Н.Н.Никонов [1]. Эклектика. Довольно причудливый фасад с элементами древнерусской и византийской архитектуры. Это мелкая работа большого мастера, (строившего в основном храмы), но и в ней есть своеобразная выразительность.

 

Современная фотография:

 

 

22 февраля 2019 г.

 

Есть досадные утраты мелких деталей: упрощена форма наличников на втором и третьем этаже, исчезли зубчики на тяге между первым и вторым этажом. Впрочем, эти утраты некритичны, в целом характер фасада сохранился.

 

 

Московский пр., 55:

 

 

18 февраля 2019 г.

 

Доходный дом и бани Е.П.Павлова, 1890 - 1891, арх. А.В.Иванов [1]. Эклектика ("кирпичный стиль"). Еще одна мелкая работа еще одного большого (в целом) мастера - на мой взгляд, неудачная: здание выглядит казенно, как и большинство зданий в "кирпичном стиле". Следует сказать, что обычно А.В.Иванов вообще не работал в этом направлении.

Во дворе дома и сейчас находятся бани.

 

 

Московский пр., 57:

 

 

18 февраля 2019 г.

 

Доходный дом, 1880 - 1881, арх. И.Б.Слупский [1]. Эклектика. Несколько необычный, жестковатый, но вполне красивый фасад.

 

 

Московский пр., 59:

 

 

18 февраля 2019 г.

 

Этот доходный дом построен также в 1880 - 1881 гг., арх. А.И.Климов [1]. Довольно живописный фасад в духе эклектики.

 

 

Последние на данном отрезке проспекта два дома по правой стороне расположены на углах Софийской улицы (ныне Угловой переулок). Все дома на этой небольшой улице построены в 1875 - 1876 гг. для одной и той же владелицы - Н.И.Львовой одним и тем же архитектором - Г.Б.Прангом [1, 4], случай уникальный для второй половины XIX века. Эта улица рассмотрена на отдельной странице, а здесь мы посмотрим только два дома, выходящие на Московский (в то время Царскосельский - еще не Забалканский) проспект:

 

 

18 февраля 2019 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

На переднем плане дом по Московскому пр., 61/1. Вот его же вид с угла:

 

 

18 февраля 2019 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Неоренессансные фасады отличаются повышенной пластикой.

 

 

Вид на Софийскую улицу (Угловой переулок):

 

 

18 февраля 2019 г.

 

 

Дом на левом углу выходит третьим фасадом на Обводный канал (Московский пр., 63 - Угловой пер., 2 - наб. Обводного канала, 131):

 

 

18 февраля 2019 г.

 

(Эти фотографии помещены также на другой странице: левая   правая.)

У этого дома фасады с необычным, причудливым геометризованным декором. Из распространенных направлений эклектики они ближе всего к "кирпичному стилю".

 

 

Теперь посмотрим оставшиеся здания по левой стороне проспекта.

Сейчас на этой стороне между зданиями на углах Клинского проспекта и Обводного канала - только два отдельно стоящих здания. Но здесь был, по меньшей мере, еще один дом, который снесен в первые годы XXI века.

Московский пр., 54:

 

 

21 февраля 2019 г.

 

Дом построен в 1840 г. по проекту В.Е.Моргана [1]. Классицизм (ампир). Весьма посредственная архитектура, как и обычно у Моргана.

 

 

Московский пр., 56:

 

 

21 февраля 2019 г.

 

К сожалению, мне ничего не известно об этом двухэтажном корпусе.

 

Далее на фотографии видна громада Фрунзенского универмага, причем фоном для дома 56 служит дворовый фасад универмага. Однако еще довольно недавно этот задний фасад был с проспекта не виден, так как между домом 56 и универмагом стоял большой шестиэтажный жилой дом (Московский пр., 58), снесенный в первые годы XXI века. В интернете [6м] имеется фотография этого дома, сделанная в 1997 г., когда дом был уже расселен, но еще стоял:

 

 

 

История строительства мне неизвестна. Могу только сказать, что, по меньшей мере, до конца 1930-х гг. дом был четырехэтажным. Фотография 1939 г. [193]:

 

 

 

 

И наконец, последнее здание - Фрунзенский универмаг (Московский пр., 60 - наб. Обводного канала, 129):

 

 

21 февраля 2019 г.

 

Универмаг был построен в 1934 - 1938 гг. по проекту коллектива архитекторов под руководством Е.И.Катонина [9, с. 212; 33]. В 1988 г. здание сольно пострадало от пожара, затем в течение очень долгого времени (более 20 лет) оставалось не восстановлено. В настоящее время (начало 2019 г.) оно, кажется, приведено в порядок, но используется теперь как некий бизнес-центр.

Фрунзенский универмаг - произведение модернизированной неоклассики. Я лично резко отрицательно отношусь к этому мрачному, подавляюще-монументальному зданию. Трудно даже сказать, что хуже - преувеличенно монументальный, давящий гранитный фасад с главным входом, обращенный на довольно узкий в этом месте проспект, или гигантская колоннада на фасаде по Обводному каналу, живо напоминающая некоторые здания, построенные в те же годы нацистской Германии (трибуны в Нюрнберге, арх. А.Шпеер; Дом немецкого искусства в Мюнхене, арх. П.Троост). Глядя на это и подобные ему здания (а оно действительно не единственное!), понимаешь, насколько страшным было это время.

Внутреннее устройство здания - во всяком случае, его "парадной" части рядом с главным входом - отличалось той же гигантоманией - смягченной только тем, что стены и колонны здесь были не облицованы камнем, а оштукатурены. Сейчас в здание нет широкого доступа, покажу старые фотографии интерьеров, выполненные в 1939 г. [6н,п,р].

Через главный вход посетитель универмага попадал в зал огромной высоты - на всю высоту здания, со стеклянной крышей. Этот зал был окружен колоннами одинакового сечения на всю высоту:

 

 

 

 

На верхних этажах за колоннами располагались галереи, на которых шла торговля. Между прочим, такое устройство было и неудобно: пространство галерей было довольно узким, и на них всегда была толкучка.

Пройдя через этот зал, можно было попасть на лестницы, ведущие в одну сторону на галереи в главном зале, а в другую - в длинные залы на каждом этаже, вытянутые по кривой вдоль Обводного канала (эти залы, расположенные в глубине за "парадной" частью, хотя бы имели нормальные человеческие масштабы):

 

 

 

Лестницы тоже были устроены неудобно: сходящиеся и расходящиеся в разных направлениях, они образовывали какой-то лабиринт, и не сразу можно было понять, какая тебе лестница требуется... Если архитекторы ставили себе целью дезориентировать посетителя универмага, то это им вполне удалось.

 

Впрочем, это мое личное восприятие. Может быть, кому-то это и нравилось, или могло бы понравиться сейчас...

 

 

Наша прогулка закончена.

 

 

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.