ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОТЫ ИЗМАЙЛОВСКОГО ПОЛКА

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Вступление

Измайловский проспект  а  б  в

К востоку от Измайловского проспекта

Московский проспект от 1-й Роты (1-й Красноармейской ул.) до Обводного канала  а  б  в

Тарасовский переулок (ул. Егорова)  а  б  в

Гарновская улица (Советский пер.)

Роты (Красноармейские улицы)

1-я  а  б    2-я  а  б    3-я  а  б    4-я  а  б    5-я  а  б    6-я  а  б    7-я  а  б

Софийская улица (Угловой переулок)

К западу от Измайловского проспекта

Лермонтовский проспект от Троицкого проспекта до Обводного канала  а  б  в

Троицкий проспект

Заротная улица (13-я Красноармейская ул.)  а  б

Роты (Красноармейские улицы)

8-я  а  б    9-я    10-я  а  б    11-я  а  б    12-я  а  б

Литература

 

Главная страница

 

 

 

1-я Рота

1-я Красноармейская ул.

 

 

1-я Рота (ныне 1-я Красноармейская ул.) находится в восточной части района Рот Измайловского полка. Так же, как и другие шесть Рот в этой части, она проходит от Московского проспекта до Измайловского проспекта.

Вид улицы от Московского проспекта:

 

 

8 сентября 2012 г.

 

(Эта фотография помещена также в разделах "Троицкий собор Измайловского полка" и "Московский проспект...".)

Впереди над домами возвышаются купола Троицкого собора (1827 - 1835 гг., арх. В.П.Стасов).

 

 

Дом на левом углу Московского проспекта (1-я Красноармейская ул., 2/23):

 

 

18 февраля 2019 г.

 

(Эта фотография, а также представленные далее старые изображения дома помещены также в разделе "Московский проспект".)

Дом был построен в 1877 - 1878 гг. архитектором В.В.Николя [1]. Представление о первоначальном виде дома дает фрагмент старой фотографии [] (фотографию целиком можно посмотреть в разделе "Московский проспект"):

 

 

 

Эклектика ("стиль Людовика XVI" в довольно упрощенном виде). Важную роль в облике дома играл граненый эркер на третьем этаже.

В 1894 или 1897 г. по проекту С.П.Кондратьева [1] были надстроены пятый этаж и мансарда. Фиксационный чертеж фасада по Забалканскому проспекту, 1898 г. ([104], лист 12-13):

 

 

 

 

Фасад по Московскому (в то время Международному) проспекту, панорама из двух снимков 1939 г. [105] (я немного исправил совмещение снимков):

 

 

 

Эркер на третьем этаже был сохранен. Кроме того, появились шатры со шпилями на углу и по краям обоих фасадов (фасад по 1-й Роте см. далее на этой же странице); впрочем, судя по фотографии, роль шатров в облике дома была не очень велика.

 

В советское время (между 1939 г. и началом 1960-х гг.) вместо мансарды был надстроен шестой этаж, при этом исчезли шатры. Очевидно, тогда же был уничтожен и эркер. Дом совершенно обезличен и в нынешнем виде не представляет интереса по архитектуре.

 

 

Дом на правом углу Московского проспекта (1-я Красноармейская ул., 1/21):

 

 

18 февраля 2019 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Здание ремесленных классов ремесленного училища имени цесаревича Николая. 1893 - 1895, арх. А.В.Малов [1]. Эклектика.

Первоначально здание было трехэтажным, оно хорошо видно на фотографии 1939 г. [121]:

 

 

 

Позже был надстроен четвертый этаж. Надо сказать, что надстройка произведена тактично, с сохранением стиля. У здания довольно красивые строгие "академические" фасады.

 

Бывшее главное здание ремесленного училища имени цесаревича Николая находится на следующем участке по правой стороне улицы, имеющем тот же адрес - 1-я Красноармейская ул., 1 [23, том второй №248; 50, отдел II, с. 71,72]. До нашего времени оно дошло в сильно перестроенном виде, и сначала я покажу старые фотографии этого здания (слева из [50], справа из [23]):

 

 

 

Здание было построено в 1872 - 1874 гг. по проекту Н.П.Гребенки и М.А.Макарова. (По данным [50], автором первоначального проекта был Гребенка, а Макаров доработал проект.)

Н.П.Гребенка - видный петербургский архитектор, наиболее активно работавший несколько раньше - в 1840 - 1860-х гг., а М.А.Макаров был очень популярен именно в 1870-х гг. Сотрудничество двух талантливых мастеров архитектуры эклектики дало, по-моему, очень хороший результат - эффектный, красивый фасад в неороманском "стиле".

В центре фасада - звонница домовой церкви св. Николая Чудотворца. Сама церковь находилась на третьем этаже в середине здания. Интерьер церкви с золоченым иконостасом  был оформлен по проекту М.А.Макарова. Судя по описаниям [23, 50], внутри стены церкви были покрыты многочисленными лепными украшениями. Церковь была вытянута вдоль фасада с запада на восток, а с севера к ней примыкал притвор. В центральной части церкви был квадратный купол. Иконы в иконостасе, а также изображение св. Николая на фасаде выполнил художник Д.Н.Мартынов.

В 1896 г. по проекту А.В.Малова церковь была расширена и повышена, и для нее сделан отдельный вход с лестницей (судя по левой фотографии, этот вход был у левого края фасада - навес над ним увенчан маленькой луковичной главкой с крестом). Фотография церкви [23]:

 

 

 

На фотографии не видно богатых лепных украшений. Видимо, при перестройке церковь получила более строгий вид. Слева перед иконостасом - очевидно, резная сень в память о кончине Александра II, изготовленная в 1881 г. учениками по эскизу архитектора Н.В.Набокова [23].

 

К сожалению, это красивое здание перестроено в 1930-х гг. для Военно-механического института (ныне Балтийский государственный технический университет):

 

 

21 февраля 2019 г.

 

Мрачное, грубое здание, конечно, выглядит гораздо хуже прежнего.

Любопытно, что большей частью сохранена форма окон первых трех этажей. (А до недавнего времени - по меньшей мере, до конца XX в. - на втором этаже даже сохранялись старинные фигурные оконные переплеты; увы, теперь их нет.)

 

У следующего дома по правой стороне (1-я Красноармейская ул., 3-5-7-9, правый корпус) фасад не менее красив. К сожалению, уже последние лет 10 - 15 он в плохом состоянии, а в последние годы некоторые его части затянуты сеткой (2020 г.). Слева открытка, датируемая 1900 - 1904 г. [], справа моя фотография 21 февраля 2019 г.:

 

 

 

Доходный дом Т.Тарасовой, построен в 1858 - 1859 гг. - одно из многих строений на принадлежавшем купцам Тарасовым большом участке, другой стороной выходящем на набережную Фонтанки, 114, 116 (где находится не только один из нескольких доходных домов, но и принадлежавший им же  увеселительный сад - ныне Измайловский сад).

Ранняя эклектика (необарокко). Очень красивы и общая композиция (еще близкая к классицизму - с портиком в центре и двумя ризалитами по краям), и сочные лепные украшения, живо напоминающие дворцы Растрелли:

 

 

18 февраля 2019 г.

 

 

Так же хороши и балконные решетки. Балкон в центре фасада на втором этаже с датой постройки:

 

 

18 февраля 2019 г.

 

Сколько я помню этот балкон (с середины 1960-х гг.), здесь всегда были только три цифры: "1 59 года". Восьмерка отвалилась уже когда-то давно.

 

Левый балкон и расположенная под ним маска на замковом камне ворот:

 

 

18 февраля 2019 г.

 

Такая же маска - над правыми воротами. Несомненно, и над центральными воротами была маска - но теперь ее нет (см. предыдущую фотографию).

 

Своя неожиданная красота есть во внутреннем дворе (вход через центральные ворота), благодаря хорошо найденной детали - полукруглому фронтончику на дальней от ворот стене:

 

 

18 февраля 2019 г.

 

Как следует из подписи на старой открытке (см. выше), в этом доме (вероятно, в части лицевого корпуса) размещалась 10-я гимназия. (Эти данные подтверждаются и в адресной и справочной книге "Весь Петербург" [17].)

 

 

Но кто же автор этого красивого здания? В [1, 4] названы имена трех архитекторов, строивших этот дом: К.К.Андерсон, Р.И.Кузьмин и А.И.Ланге - все трое выдающиеся мастера. Понять, какова роль каждого из них, можно, обратившись к материалам [122].

Первый проект дома был составлен в 1854 г. Генеральный план ([122], фрагмент листа 39-41):

 

 

 

1-я Рота слева. Данный дом выделен красным цветом.

Здесь представлен весь лист целиком - генеральный план всего большого участка между 1-й Ротой и Фонтанкой. На плане стоят подписи двух архитекторов: внизу слева - А.А.Кулакова (она видна на представленном фрагменте), внизу справа - К.К.Андерсона. На каждом из остальных чертежей (фасад, разрезы, планы - листы 42 - 53) стоит подпись только одного архитектора - К.К.Андерсона. Очевидно, его и следует считать автором проекта (какова роль А.А.Кулакова, неясно).

Проект фасада, подписанный К.К.Андерсоном (лист 44-46):

 

 

 

Ранняя эклектика, красивый неоренессансный фасад. Но этот фасад, конечно, не имеет ничего общего с существующим. И план - с двумя внутренними дворами и двумя световыми шахтами - тоже не такой, какой будет осуществлен (см. далее).

 

Новый проект составил в 1855 г. архитектор Р.И.Кузьмин. Генеральный план (фрагмент листа 58-59):

 

 

 

(Весь план целиком с подписью Кузьмина см. здесь.)

Именно такие очертания и имеет план существующего здания (см. карту "Яндекса" в режиме "Спутник" или "Гибрид").

 

Фасад - чертеж, подписанный Р.И.Кузьминым (лист 88-90):

 

 

 

В деталях проект отличается от осуществленного фасада (в глаза бросается прежде всего треугольный, а не лучковый фронтон в центре), но общая идея именно такая - великолепное необарокко, воскрешающее архитектуру Растрелли.

 

 

По неизвестным мне причинам строительство дома задержалось. Оно началось только через три года, в 1858 г., и строительством занялся уже другой архитектор - А.И.Ланге. Генеральный план (фрагмент листа 86-87):

 

 

 

По ссылкам представлены весь план целиком с подписью А.И.Ланге и разрешение на строительство от 5 июня 1858 г. (на обратной стороне листа).

А.И.Ланге принял за основу план Р.И.Кузьмина (литеры А и Б), но предусмотрел расширение дома в сторону нынешнего Державинского переулка (литеры Г и D). Кроме того, посередине дворов должны были быть построены здания служб (литера Е). Однако судя по более поздним чертежам в [122], эти дополнения не были осуществлены, и очертания плана построенного дома практически соответствуют проекту Р.И.Кузьмина.

 

Проект фасада А.И.Ланге тоже несколько переработал (лист 91-94):

 

 

 

Именно в таком виде и осуществлен фасад.

Отмечу одно обстоятельство. На каждом из чертежей, относящиеся к этому проекту (в основном, листы 86 - 125), стоит подпись А.И.Ланге. И только на одном чертеже ее нет - на чертеже фасада. Вероятно, Ланге по скромности не стал приписывать себе измененный им проект Кузьмина.

 

Подведем итоги.

Проект К.К.Андерсона не был осуществлен, и его едва ли можно называть в числе авторов существующего здания. Фактически авторами являются два архитектора - Р.И.Кузьмин (автор первоначального проекта) и А.И.Ланге (переработавший проект и осуществивший строительство).

 

 

В заключение скажу также об одной мелочи.

Здесь можно посмотреть один из чертежей А.И.Ланге - надворные фасады при взгляде в направлении от 1-й Роты (лист 97-101); слева не осуществленное расширение, справа существующий двор. Эти фасады в проекте носят утилитарный характер; полукруглого фронтона, который мы видели во дворе, нет.

Этот фронтон появился позже. Вот генеральный план 1869 г. (фрагмент листа 166-170):

 

 

 

(Здесь представлен весь лист целиком - план, подписанный архитектором Н.А.Газельмейером.)

1-я Рота справа. На надворном флигеле (литера N) сделана надпись: "Кровля, пострадавшая от пожара, бывшего 8 июля 1869 года".

Н.А.Газельмейер восстановил кровлю после пожара и при этом немного изменил надворный фасад. Проект фасада, подписанный Газельмейером (лист 171-173):

 

 

 

Итак, эта выразительная деталь дворового фасада появилась в 1869 г. по проекту Н.А.Газельмейера.

 

 

 

Слева от этого дома, на углу нынешнего Державинского переулка стоит еще один (под тем же адресом: 1-я Красноармейская ул., 3-5-7-9), тоже принадлежавший Тарасовым (сравнение со старой открыткой показывает, что его фасад полностью сохранился):

 

 

18 февраля 2019 г.

 

Этот дом построен раньше, чем предыдущий - в 1843 г., арх. И.И.Гальберг [4]. Формально архитектура близка классицизму, но здесь уже ничего не остается от свойственного этому стилю благородства. Фактически - прозаическое утилитарное строение.

Здесь можно посмотреть чертеж, подписанный И.И.Гальбергом ([122], лист 13-16).

 

 

Здания на левой стороне имеют меньшие масштабы и носят преимущественно фоновый характер.

1-я Красноармейская ул., 2 (правая часть участка) построен в 1876 г., арх. А.М.Яворский [1]. Фасад, фиксационный чертеж 1876 г. ([104], лист 3-4):

 

 

 

Довольно красивый фасад в стиле эклектики.

Этот дом составлял единое домовладение с соседним слева домом на углу Забалканского (ныне Московского) проспекта (1-я Красноармейская ул., 2/23, см. в начале страницы). В 1894 и 1897 г. оба дома были надстроены по проектам С.П.Кондратьева [1]. Фасады по 1-й Роте двух надстроенных домов, фиксационный чертеж 1898 г. ([104], листы 14-17):

 

 

 

На мой взгляд, эта надстройка несколько испортила фасад правого дома. Позже (скорее всего, уже в советское время) здание было надстроено еще на один этаж. Современная фотография:

 

 

18 февраля 2019 г.

 

Довольно красивые, эффектные первые три этажа - и упрощенческая, совершенно не гармонирующая с нижней частью надстройка (не только последний этаж, но и предпоследний).

 

 

1-я Красноармейская ул., 4:

 

 

18 февраля 2019 г.

 

1876, арх. Е.И.Ферри-де-Пиньи [1]. Эклектика. Неплохой рядовой дом.

 

 

1-я Красноармейская ул., 6 (левая часть участка):

 

 

18 февраля 2019 г.

 

Первоначально - особняк И.С.Мальцева, 1856, арх. К.-Г.Альштрем; надстроен [1]. Вероятно, фасад ободран. В существующем виде - совершенно безликая постройка.

 

 

1-я Красноармейская ул., 6 (правая часть участка):

 

 

18 февраля 2019 г.

 

Здание магазина "Хрусталь" Ю.С.Нечаева-Мальцева, 1915, арх. Н.П.Степанов [1]. Неоклассика. Может быть, я слишком пристрастен, но я не люблю такую архитектуру. На мой взгляд, одно из многих шаблонных, похожих друг на друга подражаний ампиру, появившихся перед первой мировой войной и во время войны (в условиях военного времени строилось не так уж много, но в проектах была распространена именно такая архитектура - достаточно просмотреть номера "Зодчего", чтобы в этом убедиться). Довольно мрачная, грубая архитектура. Интерьер, стилизованный под ампир, пожалуй, красивее.

Насколько я помню, в 1960-х гг. в этом здании размещался банк. Начиная с 1970 - 1980-х гг., оно используется как отдел ЗАГС и Дворец бракосочетаний.

 

 

 

(Продолжение на следующей странице.)

 

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.