ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

От Владимирской площади до Пяти углов 

От Пяти углов до Звенигородской улицы  1  2

Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом  1  2  3

Витебский вокзал  1  2  3  4  5  6  7  8

От Введенского канала до Московского проспекта  1  2  3

 

Литература

 

 

Главная страница

 

 

Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом

(продолжение)

 

 

На этой странице рассмотрен квартал, расположенный на левой стороне Загородного проспекта и ограниченный с трех других сторон Подъездным переулком, Винокурцевским проездом и безымянным проездом между ними.

 

На проспекте находится здание станции метро "Пушкинская" (Загородный пр., 50):

 

 

14 марта 2020 г. 15 марта 2020 г.

 

Станция построена в 1955 г., арх. А.А.Грушке, А.С.Гецкин и В.П.Шувалова [28, с.94]. Сталинская архитектура - на мой взгляд, весьма посредственная, с характерным искажением форм, заимствованных из классицизма; в этом помпезном тяжеловесном фасаде практически ничего не осталось от благородства свойственного прообразам. (Гораздо интереснее подземный зал (арх. Л.М.Поляков, В.А.Петров), но его мы здесь не рассматриваем.)

Казалось бы, ничего интересного здесь нет. Но, во-первых, примечательна история этого участка, а во-вторых, в глубине можно увидеть остатки стоявшего здесь здания начала XX века гораздо более высоких художественных достоинств.

 

В последние годы XVIII в. на этом месте был построен офицерский корпус Семеновского полка (один из двух; второй рассмотрен на другой странице). Местоположение корпуса видно, в частности, на представленном на позапрошлой странице фрагменте плана Петербурга 1828 г. Фасад, проект Ф.И.Волкова, 1796 [27, с. 40]:

 

 

 

Этот красивый проект в стиле классицизма был осуществлен. Построенное здание видно, в частности, на представленной на предыдущей странице акварели Иос.Иос.Шарлеманя.

 

Позже (очевидно, во второй половине XIX в.) офицерский корпус был надстроен и расширен с изменением фасадов (увы, не в лучшую сторону). Фотография 1901 г. [24к]:

 

 

 

 

В первые годы XX в. Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги начало работы по проектированию, а в 1902 приступило к строительству нового вокзала, стоящего на соседнем участке (Загородный пр., 52). В эти же годы оно купило офицерский корпус. При этом часть корпуса ближняя к вокзалу была разобрана для освобождения места, а оставшаяся часть перестроена в здание Управления Санкт-Петербургской сетью дорог Общества. [9, с.3,41,42].

Планы этажей здания [9, с.41,42] (Загородный проспект - справа):

 

 

 

 

Фотография, вид с угла Подъездного переулка и Загородного проспекта [9, лист 31]:

 

 

 

Здание представляло собой незаурядное произведение переходной архитектуры от эклектики к модерну. При общем, поверхностном взгляде может показаться, что перед нами здание в стиле эклектики, с традиционным симметричным фасадом, с "ренессансными" наличниками окон. Но стоит приглядеться к деталям - и мы поймем, что на самом деле все детали декора выполнены безусловно в формах модерна (венской школы). А наверху - дымовая труба причудливых, "скульптурных" форм, уже совершенно однозначно принадлежащая только модерну.

Автор этого интересного здания, кажется, неизвестен. (Думаю, что им может быть С.А.Бржозовский, строивший в это время Витебский вокзал и прошедший быструю эволюцию от поздней эклектики к модерну, см. следующую страницу.)

 

 

Еще одна фотография; на ней изображена похоронная процессия (перенос в Петербург праха военного-инженера, генерал-адъютанта К.А.Шильдера, 1911) [39]:

 

 

 

Здесь видна часть заднего фасада, обращенного к Витебскому вокзалу (в нынешний Винокурцевский  проезд). С этой стороны тоже виден полноценный фасадный декор в стиле модерн.

 

 

Вид с Загородного проспекта, любительская фотография 1947 - 1948 г. [24л]:

 

 

 

Как видим, к этому времени здание уже было надстроено на один этаж. Исчезли украшавшие его криволинейные аттики, в результате его облик стал менее выразительным. Впрочем, еще сохранялась "скульптурная" труба.

Вскоре после этого, часть здания у Загородного проспекта была снесена и на ее месте (как уже сказано) в 1955 г. появилось наземное здание станции метро "Пушкинская".

 

 

И все же если мы немного отойдем от Загородного проспекта, то увидим, что значительная часть здания (чуть больше половины) сохранилась.  Правда, она надстроена и включена в новое здание проектного института (Подъездной пер., 1), но сохранилось очень многое от декора, и мы можем полюбоваться  красивыми деталями.

Вид от Загородного проспекта вдоль Подъездного переулка:

 

 

14 марта 2020 г.

 

На переднем плане станция "Пушкинская", а дальше - надстроенное и расширенное влево старое здание.

 

 

Вид вдоль Подъездного переулка в обратную сторону, к Загородному проспекту:

 

 

14 марта 2020 г.

 

 

Сохранившаяся (надстроенная) часть здания:

 

 

14 марта 2020 г.

 

Сравнение со старой фотографией показывает, что это бывшая левая часть главного фасада. Слева бывший левый ризалит в три оси,  а справа две оси с простенками несколько большей ширины (что соответствует плану) - это левая и средняя оси бывшего центрального ризалита. Вход в здание находится там же, где и раньше - теперь это правый край нынешнего фасада.

 

Бывший левый ризалит:

 

 

14 марта 2020 г.

 

Здесь уцелел не весь декор, но сохранились характерные криволинейные украшения в филенках и сандрики с кронштейнами неканонической формы:

 

 

14 марта 2020 г.

 

 

Следующая часть фасада в 8 осей (ср. план):

 

 

14 марта 2020 г.

 

В этой части фасада полностью сохранилась отделка всех трех этажей старого здания. Вот ее детали:

 

 

14 марта 2020 г.

 

14 марта 2020 г.

 

 

Вид здания из Винокурцевского проезда:

 

 

15 марта 2020 г.

 

 

Сохранившаяся часть старого здания:

 

 

15 марта 2020 г.

 

Сохраняются выступающие и западающие части со срезанными и закругленными углами, расположение окон (ср. план). Правда, в декоре - большие утраты (ср. вторую старую фотографию), но все же уцелели старые сандрики:

 

 

 15 марта 2020 г.

 

 

В заключение покажу старые план и фотографию с обозначением сохранившейся части здания:

 

 

 

 

 

6 апреля 2020 г.

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.