САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ
От Владимирской площади до Пяти углов
От Пяти углов до Звенигородской улицы 1 2
Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом 1 2 3
Витебский вокзал 1 2 3 4 5 6 7 8
От Введенского канала до Московского проспекта 1 2 3
Витебский вокзал (продолжение)
Загородный пр., 52
Основные источники информации - [9-15]. Другие источники оговариваются особо.
Планы этажей Витебского вокзала (рекомендуется пользоваться ими при рассмотрении фасадов).
На этой странице представлены фотографии главного и правого бокового фасадов Витебского вокзала.
Виды на вокзал с Загородного проспекта:
На предыдущей странице уже говорилось о композиции главного фасада, в котором ясно выражено внутреннее устройство здания, расположение разных помещений. Эта композиция сложилась уже в первоначальном проекте, в котором декор фасада еще носил эклектический характер. В дальнейшем декор был изменен, и в осуществленном здании не только композиция, но и отделка фасада полностью принадлежат стилю модерн. Рассмотрим детали фасада.
Левая часть - внизу вестибюль (бывший III класса), на втором и третьем этаже служебные помещения буфета (бывшего III класса), выше башня с часами):
14 марта 2020 г.
Есть и элементы "чистого" модерна (вертикальные желобки разной длины, растительные орнаменты, изображения сов), и сильно трансформированные формы архитектурной классики (в частности, многократно повторяющиеся на всех фасадах преобразованные, искривленные триглифы). Видно влияние венской школы модерна. Следует, однако, сказать, что это влияние распространяется только на декор: венскому модерну (во всяком случае, творчеству его лидера Отто Вагнера) свойственны симметричные фасады.
Средняя часть - внизу бывшее багажное отделение (теперь вестибюль и зал ожидания), наверху зал ожидания (бывший III класса):
14 марта 2020 г.
Правая часть - объем главного вестибюля (бывшего I и II класса):
14 марта 2020 г.
Характерное для модерна огромное окно с верхом обтекаемой формы придает этой части фасада возвышенно монументальный характер (еще более впечатляюще оно выглядит внутри). Интересно, что примерно одновременно с Витебским вокзалом в Петербурге было построено еще одно яркое здание в стиле модерн с таким же окном - по проекту другого архитектора (Елисеевский магазин на Невском проспекте, 1902 - 1903, арх. Г.В.Барановский). Испытал ли один из двух архитекторов - Г.В.Барановский и С.А.Бржозовский - влияние другого или они пришли к одному и тому же мотиву независимо друг от друга, вряд ли можно сказать достоверно.
Наверху, по сторонам от этого огромного окна установлены лепные изображения - гербы Санкт-Петербурга и Рыбинска:
14 марта 2020 г.
Очень красивы металлические элементы, также выдержанные в стиле модерн.
Навесы над тремя входами - в вестибюль (бывший III класса), в бывшее багажное отделение и в главный вестибюль:
Увы, теперь, в связи с угрозой терактов, действует только один вход - средний, где пассажиры должны проходить через рамку. Левый действует только как выход, а правый закрыт (что очень жаль: нет прежнего ошеломляющего эффекта от монументального внутреннего пространства при входе непосредственно с улицы). (Состояние на 2020 г.)
Еще одна металлическая деталь, мелкая, но важная в общей массе - флагодержатель (один из многих):
24 апреля 2019 г.
В 2014 г. перед средней частью фасада, справа от действующего входа был установлен памятник 100-летию начала первой мировой войны:
24 апреля 2019 г.
Авторы - скульптор А.И.Игнатов и архитектор А.С.Королев (эти имена написаны на табличке на задней стороне памятника).
Мы рассмотрели главный фасад, обращенный к Загородному проспекту. Пройдем направо и посмотрим угловую часть и правый боковой фасад.
Закругленный угол здания - внизу почтовое отделение и телеграф (теперь служебные помещения; слева - кажется, кассы), наверху ресторан (бывший буфет I и II класса):
Второй этаж украшен сдвоенными колоннами дорического ордера. Это, очевидно, единственный декоративный элемент, сохраненный от первоначального проекта фасадов с эклектическим декором. Этот элемент, заимствованный из архитектурной классики, сочетается с формами "чистого" модерна - металлическими решетками с неконцентрическими окружностями и изгибающимися линиями, лепным растительным орнаментом, характерными оконными переплетами. В таком сочетании еще раз можно увидеть влияние венского модерна, с его классицизирующим оттенком.
Левая часть бокового фасада:
24 апреля 2019 г.
На первом этаже - служебные помещения. На втором этаже три больших окна в центре - зал ожидания (картинный, бывший I и II класса). За большими стеклянными дверями с балконами находятся совсем не такие значительные помещения, как можно подумать, глядя на фасад: слева часть ресторана, справа одно из помещений дамской уборной. Здесь, пожалуй, все же нарушен принцип проектирования "изнутри наружу".
Еще одна фотография, на которой правый фасад виден целиком:
24 апреля 2019 г.
В части здания, расположенной справа от только что рассмотренной, на втором этаже находится парадный зал - бывшие великокняжеские покои. Окна зала выходят на второй фасад, обращенный на территорию бывшей Императорской станции, но выход из него сделан не сюда, а на платформу Витебского вокзала.
Тамбур внизу - это бывший вход на парадную лестницу, которая размещалась в первых двух этажах лицевой части. (Не знаю, сохранилась ли парадная лестница; в 2020 г. вход из тамбура вел в какой-то магазинчик, расположенный на первом этаже - вроде бы как раз на месте нижней части лестницы.)
На третьем этаже находились комнаты для приезжающих агентов, вход в которые осуществлялся по отдельной лестнице.
В заключение покажу некоторые старые фотографии Витебского вокзала. На мой взгляд, они интересны не столько собственно изображениями вокзала - его облик практически не изменился, - сколько тем, что на них видно прежнее окружение вокзала - а оно изменилось.
Фотография 1920-х гг. [15, с. 172]:
У правого края фотографии уничтоженный Введенский собор (даже по этому кусочку чувствуется его грандиозность). У левого края - часть фасада здания Управления Санкт-Петербургской сетью дорог Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги; на месте этой части здания теперь стоит здание станции метро "Пушкинская".
Фотография 1910 г. [15, с. 175]:
Снимок сделан, очевидно, из здания женского отделения Обуховской больницы. На переднем плане засыпанный в конце 1960-х гг. Введенский канал и деревянный мост через него. Вскоре мост был заменен металлическим, с художественными решетками и фонарями. Этот мост, разобранный вскоре после засыпки канала, виден на переднем плане следующей фотографии (1960-е?) [41, с. 112]:
Продолжение на следующей странице.
© Прохоров С.О.