ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ

 

Оглавление

Следующая

 

От Владимирской площади до Пяти углов 

От Пяти углов до Звенигородской улицы  1  2

Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом  1  2  3

Витебский вокзал  1  2  3  4  5  6  7  8

От Введенского канала до Московского проспекта  1  2  3

 

Литература

 

 

Главная страница

 

 

Загородный проспект проходит приблизительно параллельно Фонтанке.

Проспект был проведен в 1730-х гг. В то время граница города проходила по Фонтанке. Местность за Фонтанкой еще долго оставалась предместьем, и проспект, расположенный в этой местности, получил название Загородного.

В середине - второй половине XIX в. эти места превратились в полноценный городской район, который в наше время воспринимается как часть центра города. Но проспект по-прежнему сохраняет историческое название. (И даже в советское время его не переименовывали).

 

 

 

От Владимирской площади до Пяти углов

 

 

Загородный проспект отходит от Владимирской площади. Я не буду здесь ее подробно рассматривать, за исключением домов на углах Загородного проспекта. (Замечу только, что в 1980 - 2010-х гг. облик Владимирской площади и начала Загородного проспекта грубо искажен - и сносом старых зданий, и новым бестактным строительством.) Покажу только фотографию стоящего на восточной стороне площади (Владимирский пр., 20) собора Владимирской иконы Божией Матери [7, том первый, №52]. Вид со стороны Загородного проспекта:

 

 

14 марта 2020 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Владимирская церковь (ныне собор) построена в 1761 - 1768 гг., вероятно, по проекту П.-А.Трезини (не путать с Д.Трезини!); в 1809 г. в церковь был перенесен барочный иконостас из Аничкова дворца. Этот храм - блестящее произведение архитектуры барокко, одно из последних в Петербурге (где уже в первой половине 1760-х гг. стали стремительно распространяться формы классицизма).

В 1830 - 1831 г. с западной стороны (со стороны площади) по проекту А.И.Мельникова была сделана двухэтажная пристройка - притвор и трапезные нижнего и верхнего храмов; фасады пристройки вполне тактично стилизованы под барокко, и только внутренние помещения оформлены в стиле ампир.

Отдельно стоящая колокольня в стиле классицизма построена в 1780-х гг. по проекту знаменитого Дж.Кваренги, а в 1848 г. надстроена на один ярус по проекту Ф.И.Руска (не путать с Л.Руска!).

В 1932 г. церковь была закрыта. Но здание, к счастью, сохранилось. Более того, уцелел даже великолепный барочный иконостас верхнего храма.

Церковь вновь действует с 1990 г. В 2000 г. она получила статус собора.

В 2010-х гг. церковь ремонтировалась, ее фасады несколько лет были закрыты лесами, которые сняты в конце 2019 или начале 2020 г. Внутри теперь в основном восстановлен и нижний храм (до этого службы проводились только в верхнем храме).

Как мы увидим в дальнейшем, и церковь, и особенно колокольня хорошо видны издалека с Загородного проспекта.

 

 

Дом на левом углу Загородного проспекта и Владимирской площади, третьим фасадом выходящий на Большую Московскую улицу (Загородный пр., 2 - Большая Московская ул., 1), вид с Загородного проспекта:

 

 

14 марта 2020 г.

 

Дом Санкт-Петербургского Ремесленного общества, 1858 - 1859, арх. А.И.Ланге [1]. Эклектика. Благородные, деликатные фасады характерны для этого архитектора. Этот дом значительно подробнее рассмотрен в разделе "Большая Московская улица" (где помещена в том числе и эта фотография).

 

Дом на правом углу Загородного проспекта, выходящий боковыми фасадами на Владимирскую площадь и в Щербаков переулок (Загородный пр., 1 - Щербаков пер., 14):

 

 

14 марта 2020 г.

 

Дом довольно приятной архитектуры в стиле классицизма. В Научно-исследовательском музее при Российской Академии художеств имеются три чертежа фасадов этого дома, относящиеся, очевидно, к времени его проектирования - началу XIX века. (К сожалению, точная дата на чертежах отсутствует).

На первых двух чертежах изображены два варианта проекта фасада по Загородному проспекту (НИМ РАХ КП-708/426. А-20840, НИМ РАХ КП-708/429. А-20841 [58]):

 

 

 

 

 

Как видно из заголовков чертежей, оба варианта проекта были выполнены для купца Аники (Аникия) Григорьевича Тычинкина. Был выбран и осуществлен второй вариант. На этом варианте стоит подпись архитектора: Михайло (Михаил Алексеевич) Овсянников.

 

Третий чертеж (с теми же подписями, что и второй - явно относящийся к второму, принятому варианту) - фасад по Щербакову переулку (НИМ РАХ КП-708/428. А-20842 [58]):

 

 

 

Изображение этого дома на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [26]:

 

 

 

Дом распространялся далеко вглубь участка вдоль Щербакова переулка и имел замкнутый внутренний двор.

 

В этом доме  1829 - 1831 гг., до своей ранней смерти жил А.И.Дельвиг, близкий друг Пушкина и сам выдающийся поэт и издатель "Литературной газеты".

 

Дом сохранялся почти полностью до первой половины 1980-х гг. Вот его изображение на аэрофотоснимках разного времени.

Немецкая аэрофотосъемка времени Великой Отечественной войны [26]:

 

 

 

К этому времени, кажется, исчез небольшой кусочек между правым боковым крылом корпуса по Загородному проспекту и надворным флигелем (может быть, это были одноэтажные службы?).

 

Спутниковая карта Ленинграда 1984 г. [26]:

 

 

 

Исчезло короткое боковое крыло флигеля по Щербакову переулку, но остальное сохраняется. Примерно в это время на фасаде по Загородному проспекту была установлена мемориальная доска в честь А.И.Дельвига.

 

Казалось бы, всё хорошо... И вдруг над "домом Дельвига" нависла смертельная угроза. Около 1985-1986 г. на этой территории в ходе подготовки к строительству вестибюля станции метро "Владимирская-2" (ныне "Достоевская") начался снос зданий. В частности, безвозвратно погиб стоявший справа от "дома Дельвига" двухэтажный классицистический домик (я намерен написать о нем в будущем, в разделе "Владимирский проспект"). "Дом Дельвига" (с которого предусмотрительно была снята мемориальная доска) тоже собирались снести.

Его удалось отстоять благодаря активным протестам градозащитников, деятелей культуры, общественности. Эта история была широко освещена в "перестроечной" прессе. (См. [60а,б].) Спасение "дома Дельвига" стало первой победой в борьбе с властями за сохранение старого Петербурга - увы, так и оставшейся одной из немногих.

И все же отстоять удалось не всё. К этому времени уже была уничтожена очень значительная часть дома. Карта "Яндекса" (2024 г.):

 

 

 

Остался только "огрызок" - лицевой дом по Загородному проспекту, и то без боковых крыльев.

 

Следующим (но не последним!) актом порчи этого места стало строительство в 2004 - 2006 гг. торгово-офисного центра (Владимирский пр., 21; арх. В.Л.Чулкевич, В.Е.Жуков, П.И.Юшканцев [17]). Уродливейшее здание больших размеров стало навязчивым фоном для "дома Дельвига".

 

"Дом Дельвига" был официально признан вновь выявленным объектом культурного наследия (ОКН), а в 2009 г. его статус был повышен [61] - теперь это ОКН регионального значения.

В старой редакции списка вновь выявленных ОКН [5, №1688] о здании были указаны следующие сведения: Дом А.Тычинкина ("Дом Дельвига"), 1811-1813, арх. М.А.Овсянников. Данные о первом владельце и об архитекторе согласуются с приведенными выше чертежами, а дата постройки - с данными адресных книг  1809 и 1822 г. [62, 63], свидетельствующими о том, что в данный период этот участок действительно принадлежал Тычинкиным (Московская часть, номер участка до 1822 г. - 150, с 1822 г. - 185; см. план Шуберта 1828 г., представленный выше, затем в обратном порядке - адресную книгу 1822 г. с указанием новых и старых номеров и адресную книгу 1809 г.) 

Но теперь в общем списке ОКН [3] приводятся несколько другие сведения: Дом Шишкина (Дом Дельвига), 1811-1813. Такие сведения внутренне противоречивы: или дом построен не в 1811-1813 гг., или Шишкин не был его первым владельцем. (Последним владельцем Шишкин тоже не был, см. [64].) Первоначальные сведения представляются мне более надежными - тем более, что есть и чертежи с указанием имени А.Г.Тычинкина.

 

Еще недавно на следующем участке по Загородному проспекту, на другом углу Щербакова переулка (Загородный пр., 3 - Щербаков пер., 19) стоял еще один дом в стиле классицизма. Фотография 1999 г. [18]:

 

 

 

Дом А.С.Рогова, построен между 1798 и 1806 г. Здание расширялось (в сторону двора и Щербакова переулка) в 1831 г. по проекту А.И.Мельникова и в 1862 г. по проекту Н.А.Газельмейера. [18]

В 2010 г. была предпринята первая попытка сноса этого дома, но тогда его удалось отстоять. Однако в 2012 г. дом все же был снесен.

В 2021 г. на этом месте построен новодел:

 

 

18 октября 2024 г.

 

Новодел повторяет фасады прежнего дома, но с искажением: появилась мансарда.

 

 

Итак, начало Загородного проспекта испорчено. Но дальше картина постепенно становится более приятной.

Следующий дом по правой стороне (Загородный пр., 5):

 

 

14 марта 2020 г.

 

Первоначальное двухэтажное здание было построено в 1830 - 1840-х гг., арх. А.Арефьев [19]. Нынешний дом - результат надстройки и перестройки 1950-х гг., арх. Б.А.Амфилохиев [20]. В существующем виде - заурядная сталинская неоклассика.

 

 

Довольно интересно следующее здание (Загородный пр., 7):

 

 

14 марта 2020 г.

 

Это подворье Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря (расположенного на острове Коневец в Ладожском озере, ныне  Приозерский район Ленинградской области) [7, том третий, №410; 21; 22].

Первоначально на этом месте в 1821 - 1822 гг. была построена часовня Коневской иконы Божией Матери. В 1864 - 1866 гг. часовня была расширена и перестроена, а также построен надворный флигель для келий. Автор проекта - архитектор И.Б.Слупский.

В 1919 г. часовня стала приходской церковью. В 1932 г. церковь была закрыта. Здание было перестроено, его внешний облик искажен - удалены признаки "церковной" архитектуры: уничтожен барабан с шатром, изменена форма аттика и наличника центрального окна.

В 1991 г. Коневский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, а с 1996 г. вновь действует и подворье на Загородном проспекте с церковью. В 2013 - 2014 гг. восстановлены барабан с шатром и прежняя отделка фасада. Мы вновь можем увидеть в неискаженном виде это весьма красивое произведение архитектуры ранней эклектики.

 

 

Загородный пр., 9:

 

 

14 марта 2020 г.

 

Доходный дом П.В.Симонова, построен в 1879 - 1880 гг., арх. Н.П.Басин [1]. Эклектика ("стиль Людовика XVI"). Вполне добротный, но, по-моему, все-таки скучноватый фасад.

Противоположной стороной здание выходит на бывшую Троицкую улицу (ул. Рубинштейна, 38):

 

 

5 марта 2017 г.

 

Этот фасад, выполненный в другом направлении эклектики - неороманском "стиле", как мне кажется, выглядит несколько выразительнее.

На фасаде по ул. Рубинштейна установлена мемориальная доска: "В этом доме с 1887 по 1891 г. жил композитор и пианист, основатель Ленинградской консерватории Антон Григорьевич Рубинштейн".

Этот дом рассмотрен также в разделе "Троицкая улица (ул. Рубинштейна)", где помещены последняя представленная здесь фотография и еще некоторые фотографии дома.

 

 

Теперь посмотрим на дома по левой стороне.

Загородный пр., 4:

 

 

14 марта 2020 г.

 

Доходный дом, 1902, арх. В.Ф.Розинский [1]. Эклектика, неплохая рядовая архитектура.

 

 

Загородный пр., 6-8:

 

 

14 марта 2020 г.

 

Этот длинный, скучный фасад объединил в 1940 - 1950-х гг. бывшие два дома (по некоторым данным, при восстановлении после военных разрушений). Насколько я помню, в 1960-х гг. только одна половина здания была пятиэтажной, а другая трехэтажной; ее надстроили до пяти этажей, кажется, в 1970-х гг. Вместе с тем не исключено, что в отделке фасада использованы и подлинные ампирные украшения одного из домов.

На фасаде установлена мемориальная доска с надписью: "В этом доме в 1832 - 1838 гг. жил великий украинский поэт, революционер-демократ Тарас Григорьевич Шевченко". Доска установлена в 1961 г. по проекту архитектора В.Д.Попова [23].

 

 

Загородный пр., 10:

 

 

14 марта 2020 г.

 

Доходный дом, 1898 - 1899, арх. С.П.Кондратьев; позже надстроен [1]. Эклектика. В существующем виде - упрощенный, довольно примитивный фасад. Но не исключено, что он ободран в советское время.

 

 

Загородный пр., 12:

 

 

14 марта 2020 г.

 

Этот доходный дом построен в 1880 - 1881 гг. по проекту Х.Х.Тацки [1]. Эклектика. Довольно красивый, благородный фасад.

 

 

Загородный пр., 14:

 

 

14 марта 2020 г.

 

По данным [1], дом построен в 1850 г. архитектором А.В.Голле и надстроен в 1901 г. А.В.Кащенко. Еще один доходный дом в стиле эклектики.

 

 

Загородный пр., 16:

 

 

 14 марта 2020 г.

 

Построен в 1872 - 1874 гг., арх. А.И.Климов [1]. Эклектика. Использованы мотивы раннего ренессанса и романского стиля. Грубоватая, но выразительная, колоритная архитектура.

 

 

Мы подошли к месту, носящему название (неофициальное) Пять углов. Здесь к Загородному проспекту справа подходят Троицкая улица (ныне ул. Рубинштейна) и Чернышев Переулок (ныне ул. Ломоносова), а влево от проспекта отходит Разъезжая улица, получается перекресток дорог, идущих в пяти направлениях.

Пять углов рассмотрены также в разделе "Троицкая улица (ул. Рубинштейна)".

 

 

Осмотр Пяти углов начнем с дома, расположенного на ближнем правом углу Загородного проспекта и Троицкой улицы (Загородный пр., 11 - ул. Рубинштейна, 40):

 

 

14 марта 2020 г. 5 марта 2017 г.

 

(Правая фотография помещена также в разделе "Троицкая улица (ул. Рубинштейна)"; там же представлены и некоторые другие фотографии этого дома.)

Доходный дом Ш.-З.Иофа, 1913 - 1914, арх. А.Л.Лишневский [1].

Лишневский - выдающийся архитектор первой половины XX в. Наиболее значительно его дореволюционное творчество. Он работал в стиле модерн, однако в последние годы перед первой мировой войной часто обращался и к вошедшей в моду неоклассике.

Фасады, пожалуй, перегружены, но очень хороша общая композиция. Эффектное здание с высокой башней стало символом Пяти углов.

 

 

Осмотр продолжаем в направлении против часовой стрелки.

Дом на углу Троицкой улицы и Чернышева переулка (ул. Рубинштейна, 29 - ул. Ломоносова, 28):

 

 

14 марта 2020 г.

 

Доходный дом, 1904 - 1905, арх. К.К.Кохендёрфер [1]. Довольно живописное здание, в фасадах которого формы господствовавшего в это время модерна соединяются с элементами неоклассики, начинающей распространяться в петербургской архитектуре.

 

 

Здание на углу Чернышева переулка и Загородного проспекта (ул. Ломоносова, 13 - Загородный пр., 13):

 

 

14 марта 2020 г.

Один из корпусов бывшей Мариинской женской гимназии (другой корпус находится в Чернышевом переулке). Здание получило свой вид в результате перестройки 1857 - 1858 гг. архитектором П.С.Пименовым [1; 5, №1826.2]. Ранняя эклектика. Здание, пожалуй, чрезмерно строго, но все же по-своему живописно - прежде всего, благодаря закругленному углу.

 

 

Следующий дом находится на левой стороне Загородного проспекта, на дальнем углу Разъезжей улицы (Загородный пр., 20 - Разъезжая ул., 1):

 

 

14 марта 2020 г.

 

Доходный дом, 1885 - 1886, арх. А.А.Бертельс [1]. Неплохая эклектика.

 

 

Вид на Разъезжую улицу влево от Загородного проспекта:

 

 

14 марта 2020 г.

 

Фотография углового дома, который виден слева (Загородный пр., 18 - Разъезжая ул., 2):

 

 

14 марта 2020 г.

 

Дом В.П.Капниста (позже Бурениных, Акинфиевых), построен в 1790-х гг. [5, №1690]. Если он сохранил свой первоначальный внешний вид, то перед нами окраинный архитектурный примитив, довольно далекий от классицизма, господствовавшего в то время в архитектуре Петербурга, в том числе и на окраинах.

В наше время на фасаде дома по Загородному проспекту установлена мемориальная доска с надписью: "В этом доме в 1790 - 1793 годы жил поэт, драматург, переводчик Василий Васильевич Капнист".

 

 

Мы осмотрели все пять углов. Оглянувшись назад вдоль Загородного проспекта, мы увидим Владимирскую церковь и колокольню:

 

 

14 марта 2020 г.

 

(Эти фотографии помещены также на другой странице.)

 

 

 

Оглавление

Следующая

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.