САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ
От Владимирской площади до Пяти углов
От Пяти углов до Звенигородской улицы 1 2
Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом 1 2 3
Витебский вокзал 1 2 3 4 5 6 7 8
От Введенского канала до Московского проспекта 1 2 3
Витебский вокзал (продолжение)
Загородный пр., 52
Основные источники информации - [9-15]. Другие источники оговариваются особо.
Теперь осмотрим фасады здания и других сооружений вокзала (арх. С.А.Бржозовский) со стороны Винокурцевского проезда. (Название проезда - современное, оно присвоено в 1988 г. в честь Павла Дмитриевича Винокурцева, милиционера, погибшего в 1941 году на посту во время артобстрела, спасая жизнь ребёнка.)
Такой осмотр будет осмысленным благодаря тому, что мы уже знаем о том, что находится за этими фасадами.
Вид вдоль Винокурцевского проезда:
24 апреля 2019 г.
Ближайшая к Загородному проспекту часть бокового фасада вокзала:
14 марта 2020 г.
В середине этой части фасада - большое окно лестницы (бывшей III класса). Справа от него - также помещения бывшего III класса: внизу вестибюль, наверху буфет. Слева - во всех трех этажах служебные помещения (на третьем этаже - бывшая квартира первого помощника начальника станции).
Примерно напротив левого края этой части проезд был перегорожен металлической оградой, проходившей от зданий вокзала к зданию Управления Санкт-Петербургской сетью дорог Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. За этой оградой находился двор прибытия. В ограде были сделаны ворота для проезда извозчиков. (См. [9, с. 41; местоположение ограды видно на одной из старых фотографий здания Управления.)
Далее влево следует часть фасада, обращенная в бывший двор прибытия:
14 марта 2020 г.
В середине - большое окно лестницы прибытия. Справа - внизу выход из вестибюля прибытия, наверху служебные помещения. Слева - внизу бывший выход из зала для выдачи багажа, наверху - начало ограждающей стенки навеса над платформами (у купола № 5 над лобовой платформой).
Навесы над выходами слева и справа от лестницы прибытия:
24 апреля 2019 г.
Вид назад на фасад по Винокурцевскому проезду:
29 февраля 2020 г.
Продолжение пути:
14 марта 2020 г.
Отсюда тянется подпорная стенка платформы № 5 (бывшей № IV, см. генеральный план).
На первом отрезке платформа проходит под большим шатром дебаркадера (инж. В.С.Персон):
Описание в издании 1908 г. [9, с. 19]:
"Платформа № 4 и помещения под ней. В пределах покрытия шатрами платформа №4 основана на двух стенах [...], из которых одна, внутренняя, поддерживает насыпь, другая же, наружная, ограничивает со стороны двора прибытия помещения, устроенные под платформой. На указанных двух стенах устроено перекрытие [...] Таким образом, под платформой образовалось крытое пространство длиною около 37 саж., разделенное на семь отдельных помещений, предназначенных частью для складов, частью же, в случае необходимости, под жилые помещения, для чего сделаны предварительные приспособления для устройства их отопляемыми."
Внизу хорошо видно деление на семь отсеков, в каждом из которых расположены дверь и два окна по сторонам от нее.
Наверху - стеклянная стена дебаркадера.
Далее общий большой навес над платформами заканчивается, после чего начинается стеклянная стена более низкого навеса (козырька), расположенного отдельно над платформой № 5 (бывшей № IV). Фотография в издании 1908 г. [9, лист 9]:
Хотел бы обратить особое внимание на подпорную стенку в этом месте. Две двери - это выход из пассажирского тоннеля, устройство которого рассмотрено на предыдущей странице. три окна выше и левее выходят на лестницу, спускающуюся в тоннель. Еще левее внизу - маленькая дверь и окошко служебного помещения, расположенного под лестницей.
У правого края фотографии вдали - одна из глав Введенского собора, расположенного на другой стороне Загородного проспекта.
Современная фотография того же места:
29 февраля 2020 г.
Как уже сказано на предыдущей странице, пассажирский тоннель действовал, по меньшей мере, до 1980-х гг. Сохраняются и двери выхода из тоннеля (только без навеса), и три окошка, расположенные на лестнице, спускающейся в тоннель (хотя вход на лестницу с платформы заделан, см. предыдущую страницу). Дверь и окошко служебного помещения заделаны - видимо, недавно: еще видны их следы.
Введенский собор снесен в 1933 г.
Обращает на себя внимание то, насколько менее красивы стали навесы. Форма большого навеса над платформами стала проще, элементарнее. Вероятно, его переделка была все же вызвана какой-то технической необходимостью. Но что выглядит уже настоящим вандализмом - это замена переплетов стеклянной стены низкого навеса над платформой другими, упрощенными.
Продолжаем наш путь:
29 февраля 2020 г.
Навес оканчивается, дальше идет низкая платформа.
Через некоторое время мы увидим вход в бывшее почтовое помещение и почтовый тоннель (см. также генеральный план):
29 февраля 2020 г.
Описание в издании 1908 г. [9, с. 21]:
"Почтовые устройства. Почтовые грузы, как отбывающие, так и прибывающие, обслуживаются совершенно независимо от пассажирского здания. Для этой операции назначены две платформы: почтовая платформа прибытия, составляющая продолжение пассажирской платформы № 4 [теперь № 5 - С.П.], и отправления - на продолжении платформы № 1 [теперь № 2 - С.П.]. Обе эти платформы деревянные, покрытые крышей, опирающейся на деревянные столбы.
Прибывающие почтовые вагоны подаются по пути № VII к почтовой платформе прибытия и с нее почтовые грузы помощью лифта № 7 [...] опускаются в почтовое помещение, находящееся под платформой со стороны двора прибытия, откуда они грузятся на фургоны.
Отправляемые почтовые грузы доставляются в то же почтовое помещение, откуда по особому тоннелю, расположенному поперек всех станционных путей направляются в камеру под почтовой платформой отправления и подымаются помощью лифта № 5 на уровень платформы для погрузки в почтовый вагон.
В случае, если бы пути № I и VII оказались занятыми, для нагрузки и выгрузки почты имеются специальные тупики.
[...]"
Как видно из фотографии, теперь эта система не работает. Могу предположить, что тоннель за воротами существует и сейчас.
Пройдя еще небольшое расстояние, мы увидим два станционных сооружения, рассмотренные на предыдущей странице, где представлены их фотографии со стороны вокзала.
Бывший пакгауз для грузов большой скорости (1900-е; искажен современной облицовкой):
29 февраля 2020 г.
Центральный пост (1900-е, арх. С.А.Бржозовский):
29 февраля 2020 г.
Здесь Винокурцевский проезд оканчивается тупиком. Соответственно, и платформа оканчивается у центрального поста.
На этом мы заканчиваем осмотр Витебского вокзала.
Вид из Винокурцевского проезда в сторону Загородного проспекта. Впереди задний фасад станции метро "Пушкинская":
29 февраля 2020 г.
© Прохоров С.О.