САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ
От Владимирской площади до Пяти углов
От Пяти углов до Звенигородской улицы 1 2
Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом 1 2 3
Витебский вокзал 1 2 3 4 5 6 7 8
От Введенского канала до Московского проспекта 1 2 3
Витебский вокзал (продолжение)
Загородный пр., 52
Основные источники информации - [9-15]. Другие источники оговариваются особо.
Продолжаем осмотр интерьеров (арх. С.А.Бржозовский, С.И.Минаш, при участии Н.С.Островского).
Мы спустились по лестнице главного вестибюля на первый этаж. Здесь главный вестибюль соединяется тремя открытыми проемами с помещением бывшего багажного отделения. Вид этого помещения от главного вестибюля:
25 февраля 2020 г.
Описание зала в издании 1908 г. [9, с.8]:
"Багажный зал. Все железнодорожные операции [...] сосредоточиваются в обширном зале, расположенном в первом этаже вдоль по фасаду, между обоими вестибюлями, и имеющем отдельный подъезд (средний по фасаду), предназначенный для всех пассажиров, приезжающих на вокзал с багажом. Пол зала из плиток; плоское перекрытие поддерживается столбами: стены выполнены в гладкой штукатурке.
В середине зала находится огороженное деревянными стенками пространство, в котором помешаются все кассы: пассажирские дальнего следования и багажные. Далее от входа, почти во всю длину зала, тянется обитый железом прилавок для приема багажа. Далее багаж направляется на тележках через тоннель, длиною в 86.00 сажен, к подъемным машинам, помощью коих он поступает на соответствующую платформу, прямо к багажному вагону. Другие подъемные машины служат для доставки багажа, прибывающего с поездом.
Освещается зал помощью дуговых фонарей. Служебный его характер делает излишними какие-либо художественные украшения."
(Последняя фраза вызывает удивление: художественные украшения здесь как раз есть - хотя бы капители...)
Фотография зала в том же издании [9, лист 20]:
Снимок сделан в сторону главного вестибюля. Справа деревянные павильоны касс, расположенные по обеим сторонам от входа в вокзал. Остается пожалеть, что не сохранились эти красивые сооружения с резным декором в стиле модерн.
Позже (очевидно, уже в советское время), кассы были отсюда убраны, а площадь багажного отделения сократилась - теперь оно находится только в глубине здания. Бывший багажный зал превратился в один из залов ожидания.
Вид зала в наше время - снимок примерно в том же направлении:
27 февраля 2020 г.
Теперь, в связи с угрозой терактов, вход в бывший багажный зал стал единственным входом в здание для пассажиров. При входе установлены рамки.
Интересная, необычная деталь - причудливые капители столбов с фантастическими масками:
25 февраля 2020 г.
В последние годы под каждой капителью установлены светильники. Благодаря им маски особенно хорошо видны. Но все-таки лучше бы этих светильников не было: они искажают вид капителей.
Еще одна фотография:
24 апреля 2019 г.
Мебель в зале - по виду старая. Но я не думаю, чтобы такие скамейки стояли здесь с самого начала. Возможно, они и изготовлены уже в советское время.
Бывший багажный зал сообщается с соседними помещениями через открытые проемы с двух его концов: с одного конца - главный вестибюль, а с другого - бывший вестибюль отправления III класса. Выйдем в него. Вид вестибюля от бывшего багажного зала:
27 февраля 2020 г.
Вид в сторону выхода на Загородный проспект и деталь - окошко бывшей дачной кассы:
Дверь ведет в тамбур (на плане - "сени"), через который осуществлялся вход и выход. Потоки входящих и выходящих пассажиров разделены художественной решеткой в стиле модерн:
25 февраля 2020 г.
К сожалению, теперь, в связи с угрозой терактов, положение изменилось: оба прохода используются только для выхода.
Пространство вестибюля соединено с пространством лестницы (бывшей III класса):
В облике лестницы главную роль играют перила в стиле модерн, с характерными изгибающимися, извивающимися линиями:
На первой фотографии видна площадка второго этажа. Последняя фотография сделана с этой площадки, видна лестница, ведущая выше, в служебные помещения.
Образец художественного металла - бра на лестнице (такие же бра украшают вокзал и во многих других местах):
24 апреля 2019 г.
С площадки второго этажа стеклянные двери ведут в бывшие помещения III класса: направо - в буфет, прямо - правая дверь в зал ожидания, левая в проход к световому залу.
Буфет:
7 марта 2020 г.
Зал III класса, фотография из издания 1908 г. [9, лист 24]:
Снимок сделан в сторону главного вестибюля (он виден за окнами).
Так же, как и в других помещениях, здесь виден первоклассный модерн.
Это помещение и сейчас используется как зал ожидания (только без указания класса). Я еще помню то время, когда в зале стояла старая мебель. Увы, в 1980-х гг. она исчезла. Но и сейчас этот зал очень красив. Вид в ту же сторону и фрагмент отделки стены (сейчас в этом месте кассы дальнего следования):
25 февраля 2020 г.
Вид в противоположном направлении:
25 февраля 2020 г.
Впереди за двумя левыми стеклянными дверями и окнами над ними - буфет (мы его уже видели; теперь двери заперты и вход в буфет - только с лестницы), третья дверь - выход на лестницу. Последняя дверь в правой стене - к проходу в световой зал (как уже сказано, можно подойти туда и непосредственно с лестницы, минуя зал ожидания). Пройдем туда.
Проход в световой зал:
27 февраля 2020 г.
Описание светового зала в издании 1908 г. [9, с. 16]:
"Лобовая платформа. Все четыре продольные платформы соединены у пассажирского здания поперечной лобовой платформой, расположенной параллельно зданию. Наименьшая ширина ее равна 7,50 саж. Ближайшая к пассажирским залам часть лобовой платформы покрыта арками и отделена от остальной части стеклянной стеной на металлическом каркасе, и вследствие применения покрытия арок в виде теплой крыши, образует род удобного и светлого зала ожидания для пассажиров. Три двери в стеклянной стене дают возможность удобного сообщения с продольными платформами. От светового двора платформа отделена высокими перилами, через проемы, в которых ведут проходы к служебным помещениям, к пассажирскому залу III класса, в вестибюль I и II класса и к винтовой лестнице вниз светового дворика."
Фотография в том же издании [9, лист 13]:
Уютное, светлое помещение. Криволинейные металлические конструкции уже благодаря своей форме созвучны эстетике модерна. К этому добавляются выполненные в этом стиле решетки, отгораживающие световой двор, и лепные украшения стены (здесь эти детали не очень хорошо видны, на других фотографиях мы увидим их лучше).
Стена из металла и стекла, отделяющая световой зал от платформы - слева, в этом ракурсе она почти не видна. Впереди высокая дверь, ведущая в зал I и II класса, и такое же высокое окно того же зала, выходящее с этой стороны в световой двор, а слева - более низкая дверь, ведущая в помещение, примыкающее к залу I и II класса. В правой стене дальше всего от нас - окна галереи для дачных пассажиров; ближе - дверь в проход к главному вестибюлю; на верхнем этаже, а справа от двери также на первом этаже - окна служебных помещений.
Современная фотография в том же направлении:
25 февраля 2020 г.
В целом зал хорошо сохранился. Жаль только, что справа вместо прежних скамеек в стиле модерн стоят современные стандартные сидения.
Небольшие изменения (по существу, второстепенные для облика зала): впереди левая дверь превращена в широкое окно (то ли справки, то ли администратора); над бывшей галереей для дачных пассажиров надстроен этаж (подробнее об этом сказано на предыдущей странице).
Очень красив вид вниз, в световой двор с ярко выраженными декоративными формами модерна, в который выходят окна служебных помещений:
Вид светового зала от выхода из Картинного зала (бывшего зала I и II класса):
25 февраля 2020 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Справа видна стеклянная стена, за которой находится платформа. Стекла раньше были прозрачными, и данное помещение было зрительно связано с платформами и железнодорожными путями. К сожалению, теперь стекла затянуты пленкой.
Судя по приведенному выше описанию 1908 г., в стеклянной стене были три двери, ведущие на платформу. Теперь (по меньшей мере, с 1970-х гг.) открыта только одна дверь - в дальнем от нас конце.
Рядом с выходом стоит памятник. Подойдем к нему:
27 февраля 2020 г.
Эта стена прорезана окнами расположенных в двух этажах служебных помещений. Окна расположены неравномерно, и в широком простенке между парами окон поставлен памятник. Первоначальный памятник был установлен в советское время - и это был памятник Ленину. (Редкий случай! В одном здании появилось аж два памятника Ленину! Второй - бюст в главном вестибюле, вместо бюста Николая I. Теперь, слава Богу, больше нет ни одного.)
В наше время памятник Ленину был отсюда убран, а на его месте в день празднования 170-летия железных дорог России 30 октября 2007 г. был открыт памятник действительно достойному человеку - Францу Антону Герстнеру, строителю Царскосельской железной дороги - первой железной дороги в России. Автор памятника - скульптор С.А.Щербаков [44].
Продолжение на следующей странице.
© Прохоров С.О.