САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ
От Владимирской площади до Пяти углов
От Пяти углов до Звенигородской улицы 1 2
Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом 1 2 3
Витебский вокзал 1 2 3 4 5 6 7 8
От Введенского канала до Московского проспекта 1 2 3
Витебский вокзал (продолжение)
Загородный пр., 52
Основные источники информации - [9-15]. Другие источники оговариваются особо.
Планы этажей Витебского вокзала
На мой взгляд, у Витебского вокзала особенно красивы интерьеры. Они рассмотрены на этой и двух следующих страницах.
Как уже сказано во вступительной части, специфическая особенность Витебского вокзала - то, что платформы находятся высоко, на уровне второго этажа. Такое положение определяет сложную пространственную композицию внутренних помещений, которая выразительна уже сама по себе, но еще и дополняется великолепной отделкой в стиле модерн.
Общая композиция интерьеров соответствует проекту С.А.Бржозовского. Разработкой их отделки занимался С.И.Минаш - молодой архитектор, только в 1902 г. окончивший Институт гражданских инженеров. Минаш работал под наблюдением инженера Н.С.Островского. [14; 16, с. 169]
В издании 1908 г. [9, с. 6] отделка интерьеров охарактеризована следующим образом:
"Внутренняя отделка. Внутреннюю отделку в художественном отношении можно разделить на три категории:
1) Помещения для пассажиров I и II классов и Великокняжеские покои; 2) помещения для пассажиров III класса и для производства железнодорожных операций, открытые для публики, и 3) помещения служебные.
Преимущественный интерес с художественной точки зрения представляют залы первой категории, в которых все детали художественно разработаны, не говоря уже про более крупные работы но живописи и скульптуре, а также про разработку металлических украшений.
Менее художественной отделки в залах второй категории, главное достоинство которых заключается в обилии света и воздуха.
Помещения третьей категории отличаются преимущественно техническим оборудованием, и здесь, естественно, не место чисто художественным украшениям."
Должен сказать, что и помещения второй категории вовсе не носят какого-то упрощенного характера. Они выглядят не менее выразительно, не менее впечатляюще, чем помещения первой категории, и при их осмотре не возникает мысли о том, что отделка здесь более дешевая.
С другой стороны, здесь не было какого-то искусственного разграничения помещений, предназначенных для пассажиров разных классов, все помещения для пассажиров легко сообщаются друг с другом. Пассажиры одно класса могли при желании пользоваться помещениями для пассажиров другого класса. Это не только не возбранялось, но сразу было учтено при проектировании вокзала:
"[...] по проекту, залам для пассажиров I и II классов, (с рестораном и парадными комнатами) придан размер в 119,40 кв. саж., для пассажиров III класса в 139,80 кв. саж. и балкону для дачников в 16,00 кв. саж. (не считая площади уборных) Перемещение части площади в пользу зала I и II классов объясняется стремлением некоторых пассажиров III класса пользоваться залами I и II классов, из-за большей чистоты и ради пользования рестораном, и пассажиров дачных поездов - рестораном."
Благодаря такому подходу и в наше время, когда разделения пассажиров на классы уже давно не существует, помещения вокзала по-прежнему удобны, и фактически для помещений, изначально относившихся к разным категориям, не чувствуется никаких существенных отличий - ни в функциональном отношении, ни в художественном.
Как уже сказано на позапрошлой странице, со стороны Загородного проспекта устроены три входа в вокзал: слева направо - в бывший вестибюль III класса, в бывшее багажное отделение и в главный вестибюль (бывший вестибюль I и II класса). До конца XX в. действовали все три входа. К большому сожалению, теперь из-за угрозы терактов открыт только второй из названных входов. Это жаль и с точки зрения осмотра интерьеров: наиболее сильным впечатлением был вход с улицы в ошеломляюще величественный главный вестибюль. (Кроме того, скажу и об одной мелочи: во входном тамбуре (на плане первого этажа названном "сени") примечательна отделка нижней части стен - гладкие изразцы темно-бирюзового цвета с орнаментальной полоской наверху. Теперь эту отделку можно только с большим трудом разглядеть в стеклянные двери.)
Предлагаю все же, войдя в вокзал, сразу же, не обращая внимание на архитектуру помещения бывшего багажного отделения, пройти в главный вестибюль и именно с него начать осмотр внутренних помещений:
27 февраля 2020 г.
Название "вестибюль I и II класса", написанное на планах - не вполне точное. Отсюда можно попасть в разные помещения вокзала. внизу слева находится бывшее багажное отделение. Широкая лестница с двумя расходящимися маршами ведет: направо в бывшие зал и ресторан I и II класса, налево к проходу, ведущему в одну сторону в бывший зал III класса, в другую в бывшее помещение для дачных пассажиров и в световой зал, предназначенный для пассажиров всех классов.
Вестибюль занимает всю высоту здания, его высота 9 сажен (19 м) [9, с. 6]. И этой большой высоте соответствует монументальная архитектура. Главный вестибюль - один из самых впечатляющих интерьеров модерна в Петербурге.
Центр композиции - монументальная лестница. Ее первый марш ведет к бюсту Николая I, в царствование которого была открыта первая в России Царскосельская железная дорога. По сторонам от скульптуры - две доски, сообщающие о строительстве Царскосельской железной дороги при императоре Николае I в 1837 г. и Петербурго-Витебской железной дороги при императоре Николае II в 1904 г., а наверху в венках - даты 1837 и 1904.
Конечно, в советское время бюст Николая I (ск. А.К.Тимус [14]) был убран, так же, как и двуглавый орел наверху. На пустой пьедестал был установлен бюст Ленина. (Случай, видимо уникальный: в одном здании были установлены даже два памятника Ленину! О втором памятнике написано на другой странице. Теперь, слава Богу, больше нет ни одного.) Бюст Николая I и двуглавый орел (а также, видимо, доски с первоначальными надписями) воссозданы в начале 2000-х гг.
При всей монументальности, вестибюль выглядит весьма легким, хорошо освещенным со всех сторон. В композиции зала - так же, как и других помещений вокзала - видно зрительное объединение с соседними помещениями (такой прием в XX в. получил название "перетекающих пространств). Внизу слева вестибюль через открытые проемы соединяется с пространством бывшего багажного отделения (справа было такое же объединение с соседними помещениями, которое теперь нарушено - см. чуть дальше). Большие окна слева наверху - полупрозрачные, с витражами, ясно видно, что за ними - еще одно помещение; это бывший зал III класса. Впереди, за полупрозрачными окнами с витражами над лестничной площадкой - бывшая галерея для дачных пассажиров.
Для сравнения покажу сделанную в том же направлении фотографию, помещенную в издании 1908 г. [9, лист 15]:
Здесь видно одно отличие, о котором я не видел никаких упоминаний: наверху, над окнами галереи для дачных пассажиров - очень большое окно, сквозь которое льется яркий свет. Значит, за этим окном не было никакого помещения, а ныне существующее появилось позже. К этому вопросу я вернусь на следующей странице.
Осмотрим главный вестибюль во все стороны.
Правая стена:
Наверху - живописное панно с видом Одессы, худ. С.И.Дудин [14] (на противоположной стене - вид Петербурга, см. далее).
За окнами с витражами: за правым - кабинет от ресторана, за двумя другими - служебные помещения.
Из трех нижних проемов два были первоначально открытыми и соединялись с соседними помещениями: левый проем вел в помещение с лифтом (см. далее), от среднего начинался закругленный влево коридор, из которого можно было попасть на почту и в телеграф. И только правый проем был застеклен (и притом с витражом) - там размещались дачные (пригородные) кассы. Всё это можно увидеть на плане первого этажа и на фотографиях в издании 1908 г. [9, листы 16,17]:
Застекление прежде открытых проемов несколько обеднило пространство зала. Остается пожалеть и об утрате витража в окне бывшей кассы.
Стена противоположная лестнице обращена к Загородному проспекту. Внизу вход (ныне не действующий), а наверху огромное окно с витражом:
Вновь левая (по отношению к лестнице) стена:
Внизу - бывшее багажное отделение, выше, за окнами с витражами - бывший зал III класса. Наверху стена украшена живописным видом Санкт-Петербурга (худ. В.И.Быстренин [14]).
И еще раз виды в сторону лестницы:
Правый марш лестницы ведет к Картинному залу (бывшему залу I и II класса). Туда мы и поднимемся. Но прежде чем начинать осмотр зала, обратим внимание на одну подробность.
Как мы видели, в правой стене внизу был открытый проем, через который можно было пройти к лифту. Этот лифт был предназначен для пассажиров - тех, которые не хотели (или не могли по состоянию здоровья) подниматься по лестнице [9, с. 7; 14].
Фотография лифта на первом этаже, помещенная в издании 1908 г. [9, лист 19]:
Поднявшись по лестнице на второй этаж, мы увидим здесь дверь того же лифта:
29 февраля 2020 г.
Не знаю, действует ли сейчас лифт. Если и действует, то не для пассажиров. Жаль! Нет той заботы о людях, которая была у строителей вокзала.
Продолжение на следующей странице.
© Прохоров С.О.