ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

От Владимирской площади до Пяти углов 

От Пяти углов до Звенигородской улицы  1  2

Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом  1  2  3

Витебский вокзал  1  2  3  4  5  6  7  8

От Введенского канала до Московского проспекта  1  2  3

 

Литература

 

 

Главная страница

 

 

Витебский вокзал (продолжение)

Загородный пр., 52

 

Основные источники информации -  [9-15]. Другие источники оговариваются особо.

 

Планы этажей Витебского вокзала

 

 

Продолжаем осмотр интерьеров, созданных С.А.Бржозовским и С.И.Минашем, при участии Н.С.Островского.

Мы вошли из главного вестибюля в Картинный зал (бывший зал I и II класса), в наше время (2020 г.) обычно почти безлюдный. Осмотрим его по кругу.

 

 

25 февраля 2020 г.

 

Вид от наружной стены. Мы вошли через дверь в левой стене, на фотографии эта дверь почти не видна. В противоположной нам стене слева - дверь в бывшую галерею для дачных пассажиров (см. далее). Следующие два больших проема - окно и дверь, выходящие в световой зал, из которого устроен выход на платформы.

Рядом, в правой стене, по меньшей мере, один из двух проемов (правый) еще в конце XX в. был открытым, не застекленным (а может быть, и оба проема?). Раньше из углубления, соединяющегося через проемы с основным пространством Картинного зала, вела еще одна дверь в световой зал. И еще одна подробность: до конца XX века в этом же углублении был вход в мужской туалет, в который вела красивая дверь, оформленная в стиле модерн, со стилизованной надписью "Мужская уборная" (внутри никакой старой отделки уже не было). В 2000-х гг. Картинный зал был реставрирован - но при этом замечательная дверь исчезла! А спустя некоторое время еще и был застеклен проем.

Немного дальше я еще кое-что скажу об этом месте. А пока продолжим осмотр Картинного зала:

 

 

25 февраля 2020 г. 24 апреля 2019 г.

 

На стене установлены живописные панно на тему истории первой железной дороги в России: "Станция Царскосельской ж. д. в С.-Петербурге. 1837 г." (на самом деле изображен вокзал постройки 1849 - 1851 гг.); "Первый проезд Императора Николая I по Царскосельской Ж. д. 1837 г."; "Павловский вокзал Царскосельской ж. д. Двадцатипятилетие 30 окт. 1862 г."; "Станция Царскосельской ж. д. в Царском Селе" (она тоже была заменена новой в начале XX в.); "Станция Царскосельской ж. д. в С.-Петербурге" 1900 г." Четыре картины написал известный художник Н.С.Самокиш, одну (Павловский вокзал) - его жена Е.П.Самокиш-Судковская. В 1959 г. на противоположной стене (см. далее ее фотографии) появились две новые картины (худ. Л.А.Острова): "Витебский вокзал в Ленинграде" и "Вокзал Детское Сего в городе Пушкине постройки 1949 г." [15, с. 193]

Среди всех интерьеров Витебского вокзала Картинный зал выделяется особенно изысканной отделкой, он напоминает некую драгоценную шкатулку.

 

В зале стоит старинная мебель:

 

 

27 февраля 2020 г.

 

 

Продолжаем осмотр. Вид в сторону уличных окон:

 

 

25 февраля 2020 г. 7 марта 2020 г.

 

 

Центр всей композиции - на четвертой стене, обращенной в сторону Загородного проспекта. Это большой подковообразный проем, соединяющий зал с рестораном (буфетом I и II класса):

 

 

7 марта 2020 г. 24 апреля 2019 г. 27 февраля 2020 г.

 

 

Для сравнения - фотография из издания 1908 г. [9, лист 23]:

 

 

 

Вроде бы всё то же самое. Но можно увидеть исчезнувшую мелочь: по сторонам от арки стоят два стула в стиле модерн, которых теперь нет.

 

 

В советское время (не знаю, когда именно) композиция Картинного зала и ресторана была грубо искажена: арка была застеклена непрозрачным стеклом. В 2000-х гг. началась реставрация Картинного зала и ресторана. Арка между двумя помещениями вновь открыта, видимо, в конце 2010-х гг. А реставрация самого ресторана, очевидно, еще не закончена - во всяком случае, он еще не действует, в него не пускают. (Осень 2023 г.)

Но сквозь арку помещение ресторана довольно хорошо видно:

 

 

 

7 марта 2020 г. 27 февраля 2020 г.

 

Помещение пока пустое, мебели нет. Но и в таком виде чувствуется красивая, элегантная архитектура.

Ресторан расположен на закругленном углу здания. Вблизи от нас, справа от стойки (см. вторую фотографию) - вход в ресторан непосредственно с лестничной площадки, минуя Картинный зал. (Этот вход был единственным, когда была застеклена арка; сейчас (весна 2020 г.) он заперт.) Вдали, слева от стойки - вход в кабинет при ресторане, оформленный (судя по описанию в [9, с. 7]) в "мавританском стиле".

Расположение кухни весьма необычно: она находится на верхнем этаже, над рестораном (во избежание запаха). Для подачи блюд в ресторан был устроен специальный служебный лифт. Оборудование кухни, вероятно, соответствовало последнему слову тогдашней техники; в ней были громадная плита и очаг для жаренья мяса с автоматически движущимися вертелами, приводимыми в движение электричеством. [9, с. 7,8; 14]

 

 

Еще одно помещение, в которое есть выход из Картинного зала - это бывшая галерея для дачных пассажиров (см. первую фотографию и пояснения к ней). Это узкое длинное помещение, проходящее между главным вестибюлем и световым залом, обозначенное на плане второго этажа как галерея для дачных пассажиров. Вот фотография этого помещения в издании 1908 г. (она подписана: "Проход за вестибюлем") [9, лист 26]:

 

 

 

Слева окна, выходящие в главный вестибюль, справа более светлые окна, выходящие в световой зал.

В 2020-2022 гг. это помещение не использовалось, а входы в него с обоих концов даже были опечатаны. Можно было только разглядеть характерную отделку потолка сквозь стеклянные двери и сквозь окно в главном вестибюле, за бюстом Николая I.

Но в 2023 г. я, к своей неожиданности, увидел, что вход в помещение из Картинного зала открыт! Вид через дверь из Картинного зала (в ту же сторону, что на старой фотографии):

 

 

15 октября 2023 г.

 

Честно говоря, я не понял, каково нынешнее использование галереи. (На двери с противоположного конца - по-прежнему опечатанной! - висит  странная надпись: "Зал для организованных воинских групп и команд"; но на снимке явно не воинская группа...)

 

 

Прежде чем переходить в другие помещения, скажу еще об одной группе помещений, куда сейчас нет доступа пассажирам.

Это великокняжеские покои [9, с.7,8; 15, с.194,195]. Они были спроектированы другим архитектором - М.А.Сонгайло и резко отличались по стилю от других помещений.

Фотография из издания 1908 г. [9, лист 25]:

 

 

 

Впереди у левого края фотографии - выход на платформы (в верхнюю часть стеклянной двери видны металлические конструкции дебаркадера). Правая дверь ведет в уборную. В правой стене видно одно из трех окон зала, обращенных на территорию Императорской станции (но выхода туда из великокняжеских покоев нет).

В отличие от других интерьеров, принадлежащих стилю модерн, данное помещение отделано в формах утонченной поздней эклектики (неорококо). Мраморный камин был перенесен из старого здания [9, с.8].

(Еще в 1980-х гг. можно было украдкой пройти в этот зал (рабочее помещение вокзала) - из Картинного зала, через помещение, соединявшееся с ним открытым проемом, а дальше через черную лестницу, см. план. Но потом проем застеклили и заперли на кодовый замок.)

 

Вход в великокняжеские покои располагался на боковом фасаде со стороны Введенского канала. Мне неизвестно, существует ли парадная лестница сейчас - есть основания для сомнений в этом.

В издании 1908 г. [9, лист 26] представлена фотография перил лестницы. Что это за лестница, не поясняется, но я могу предположить, что это именно парадная лестница великокняжеских покоев (перила тоже принадлежат эклектике, а не модерну):

 

 

 

 

 

А теперь продолжим наше знакомство с теми помещениями, куда можно попасть.

Из Картинного зала выйдем в световой зал:

 

 

25 февраля 2020 г.

 

(Фотография помещена также на другой странице.)

Это только первое знакомство с этим замечательным интерьером. Более подробно мы его рассмотрим на следующей странице, а пока только пройдем через зал и свернем в первую же дверь налево.

Но все же по пути обратим внимание на одну деталь. На предыдущей странице я обратил внимание на то, что на старой фотографии главного вестибюля наверху над лестницей через огромное окно льется яркий свет, а сейчас такого эффекта нет - за окном находится помещение. Отсюда мы можем увидеть, что помещение действительно пристроено позже.

На плане верхнего этажа видно, что со стороны светового зала напротив этого окна действительно не было никаких помещений. А вот фрагмент фотографии светового зала начала XX в. (фотография полностью представлена на следующей странице):

 

 

 

Внизу окна галереи для дачных пассажиров (см. далее), а над ней - балконная решетка и нижняя часть металлических опор. К большому сожалению, более подробных изображений я пока не нашел и не представляю себе, как это выглядело выше. Но как бы то ни было, с обратной стороны окна главного вестибюля было свободное светлое пространство.

А вот как выглядит это место теперь:

 

 

7 марта 2020 г.

 

Свободное пространство застроено, в световой зал выходят окна верхнего этажа. Когда и по какой причине произошла эта перестройка, мне неизвестно.

 

 

А теперь пока выйдем из светового зала через дверь, которая видна на последней фотографии. Еще раз эта дверь крупным планом:

 

 

25 февраля 2020 г.

 

 

Проход, ведущий от светового зала:

 

 

7 марта 2020 г.

 

Впереди прямо зал ожидания (бывший III класса). Налево виден главный вестибюль, куда мы и направляемся.

В конце прохода высота потолка резко увеличивается, а высоко наверху видна розетка, с которой, вероятно, свешивалась люстра (слева - окошко, выходящее в зал ожидания):

 

 

 

 

Оглянемся назад, в сторону светового зала:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

Справа дверь в бывшую галерею для дачных пассажиров, которую мы уже осмотрели с противоположного конца.

 

 

Вновь выйдем в главный вестибюль. Вид от прохода, по которому мы пришли, на лестницу и бюст Николая I:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

Впереди лестничный марш, по которому мы поднялись перед началом знакомства с Картинным залом. Дверь в него ведет с площадки влево (она отсюда не видна), а прямо виден вход в ресторан (пока (осень 2023 г.) этот вход заперт; мы его видели с противоположной стороны).

 

Спустимся вниз.

Бюст Николая I:

 

 

24 апреля 2019 г. 7 марта 2020 г.

 

На заднем плане фотографий в окна видна отделка потолка бывшей галереи для дачных пассажиров.

 

 

Доски с надписями:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

 

Следующее помещение, о котором речь идет уже на следующей странице - бывшее багажное отделение. При проходе в него из главного вестибюля обратим внимание на красивые детали  в вестибюле:

 

 

27 февраля 2020 г.

 

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.