ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

От Владимирской площади до Пяти углов 

От Пяти углов до Звенигородской улицы  1  2

Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом  1  2  3

Витебский вокзал  1  2  3  4  5  6  7  8

От Введенского канала до Московского проспекта  1  2  3

 

Литература

 

 

Главная страница

 

 

Витебский вокзал (продолжение)

Загородный пр., 52

 

Основные источники информации -  [9-15]. Другие источники оговариваются особо.

 

Планы этажей Витебского вокзала

 

 

 

Теперь познакомимся с платформами и дебаркадером.

 

Повторяю здесь помещенный во вступительной части генеральный план железнодорожных путей, Витебского вокзала и Императорской станции [9, с.16]:

 

 

 

Этот план сопровождается описанием [9, с.15], которое я приведу с небольшими сокращениями:

"Пассажирские пути и их назначение.

Пути, подходящие к пассажирскому зданию на ст. С. -Петербург, [...] расположены на насыпи на уровне 2-го этажа пассажирского здания на отметке 4,41 (головка рельса). Всего на пассажирской станции имеется семь путей, подходящих под углом 82° 30' к зданию. Такое количество путей вызвано значительным дачным движением в настоящее время и ожидаемым дальнейшим его развитием в будущем, а равно и периодическими сгущениями дачных поездов как по прибытию, так и по отправлению. С этой целью пути расположены таким образом, чтобы можно пользоваться ими переменно, то как путями прибытия, то как отправления. Сказанная цель достигнута устройством отдельных путей для дальних и отдельных для дачных поездов; именно, для отправления дальних поездов служит путь № I [...], а для прибытия их путь № VII. Остальные пути предназначены для дачного движения: для отправления - путь № III, и в исключительных случаях путь № II, и для прибытия путь № V, а в случае необходимости и путь № VI. Путь № IV назначен для вывода паровозов от прибывающих дачных поездов - при посредстве поперечных тележек, соединяющих пути III, IV и V.

 

Пассажирские платформы.

Указанные семь путей обслуживаются четырьмя платформами, расположенными параллельно путям [...], и одной поперечной, лобовой. Смотря но назначению путей, продольные платформы приспособлены или к приему или к отправлению поездов, для чего снабжены специальными пассажирскими и багажными устройствами.

Односторонняя платформа .№ I отправления дальних поездов имеет длину около 130 саж.; полная ее ширина равна 4 саженям, свободная же всего 3 саж., так как часть ее отделена стеною шатров для станции Императорских поездов. На протяжении около 40 саж., в пределах покрытия шатрами, платформа образована бетонными сводиками на металлических балках, сверх которых устроена асфальтовая одежда. Под покрытием козырьками и далее платформа устроена деревянная.

Двусторонняя платформа № II обслуживает отправляющиеся дачные поезда; ширина ее 4 саж. и общая длина 120 саж.; на протяжении 83 саж., подобно платформе № I она устроена бетонной с асфальтовой одеждой, - дальше платформа - деревянная. [...]

Двусторонняя платформа № III длиною 120 саж. н шириною 4 саж. обслуживает прибывающие дачные поезда; длина бетонной ее части 44 саж.

Наконец, односторонняя платформа № IV длиною 115 саж. предназначена для приема прибывающих дальних поездов. Ширина ее 3,44 саж.; длина бетонной части 44 саж. Далее под козырьками она деревянная, той же ширины, но затем суживается до 2-х саж."

 

Теперь положение несколько другое.

Во-первых, в советское время прекратила существование Императорская станция, навес над Императорскими путями был демонтирован. Платформа бывшей Императорской станции теперь стала одной из платформ Витебского вокзала, а платформа, обозначенная на старом плане под номером I, стала двусторонней. Соответственно, изменились номера платформ: платформа Императорской станции стала платформой №1, а бывшие платформы с № I по  № IV получили номера (соответственно) с 2 по 5. В дальнейшем при рассмотрении той или иной платформы я буду называть оба номера - старый и новый.

Во-вторых, теперь отправление и прибытие пригородных поездов теперь осуществляется с платформ №№ 1 и 2 (бывших платформы Императорской станции и платформы № I), а остальные платформы предназначены для поездов дальнего следования. При этом пути между платформами №№ 2 и 3 укорочены и теперь не заходят под дебаркадер; укорочены и бывшие пути Императорской станции.

Еще одно, более мелкое изменение: путь IV (предназначавшийся для вывода паровозов от прибывающих поездов) за ненадобностью разобран, и между двумя соседними путями по сторонам от него - необычно большое расстояние.

 

 

Выйдя из светового зала, мы попадем в дебаркадер - под огромный металлический навес, расположенный над лобовой платформой и над ближней частью продольных платформ (на длину около 80 м; далее над платформами сделаны козырьки). Виды с платформы № 3 (бывшей № II):

 

 

25 февраля 2020 г.

 

Автор проекта навеса над платформами - швейцарский инженер В.С.Персон, который перед этим построил навес над путями Императорской станции. (В первоначальном проекте С.А.Бржозовского на боковом фасаде нарисовано совсем другое покрытие).

Обнаженные металлические конструкции практически никак не украшены (если не считать едва заметных цветочков). И в то же время эти, казалось бы, чисто технические формы производят очень сильное именно художественное впечатление. Дебаркадер выглядит поистине грандиозно, при этом криволинейные, обтекаемые формы полностью соответствуют эстетике стиля модерн.

Впрочем, В.С.Персон (возможно, с подачи С.А.Бржозовского) решил здесь и одну художественную задачу.

В процитированном выше отрывке из [9] говорится о том, что железнодорожные пути подходят под углом 82° 30' к зданию. То, что пути проходят не перпендикулярно Загородному проспекту, вызывало неудобство при проектировании вокзала. В предыдущем Царскосельском вокзале лицевой корпус был ориентирован параллельно проспекту, а боковые крылья по сторонам шатра расположены под неправильным углом к нему, что вряд ли производило хорошее впечатление.

С.А.Бржозовский пошел другим путем: здание имеет "нормальный" прямоугольный план, но зато лобовая платформа получила неправильную форму, впечатление от которой надо было как-то нейтрализовать.

В [9, с. 23] указывается:

"[...] для скрытия неэстетичного впечатления, получаемого вследствие косого примыкания шатров к арочному поклытию лобовой платформы, между этими покрытиями сооружено пять металлических куполов [...]"  

Схема расположения куполов [9, с. 24]:

 

 

 

 

А вот как выглядит эта система куполов в натуре - купола №№1-3; купол №3; купол №4; купол №5:

 

 

29 февраля 2020 г. 29 февраля 2020 г. 24 апреля 2019 г. 29 февраля 2020 г.

 

Конструкции разных размеров с нерегулярно расположенными опорами намеренно дезориентируют зрителя, так что неправильность формы лобовой платформы уже совершенно не замечается.

 

 

Чисто технические формы металлического навеса дополняются и отдельными украшениями в стиле модерн. Это и отделка стены (см. третью фотографию, на которой виден вход на лестницу прибытия), и украшения, выполненные в металле.

Багажный лифт (на генеральном плане он обозначен как "Спуск №6"):

 

 

25 февраля 2020 г.

 

Фотография того же лифта в издании 1908 г. [9, лист 12]:

 

 

 

Надпись на лифте: "Багажная подъемная машина".

Попутно заметим, что на старой фотографии багажный лифт расположен непосредственно рядом с путями, а на современной - в довольно большом удалении от них. Значит, здесь пути были несколько укорочены.

 

Еще один лифт, явно действующий:

 

 

25 февраля 2020 г.

 

На генеральном плане я его не могу уверенно идентифицировать. Может быть, это "Лифт №4", только его положение показано неточно - в удалении от стеклянной стены светового зала?

 

 

Вид с платформы № 5  (бывшей № IV):

 

 

24 апреля 2019 г.

 

Как уже сказано, общий большой навес перекрывает платформы (не считая лобовой) на длину около 80 м. Дальше, на длину около 100 м тянутся металлические навесы отдельно над каждой платформой.

Пройдем вперед по платформе № 5 (бывшей № IV). Вид с нее назад, к зданию вокзала:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

Из-под навеса над этой платформой видны навесы над двумя другими платформами - №№ 3 и 4 (бывшими №№ II и III). Навес над платформой № I (теперь № 2) тоже существовал и имел такую же конструкцию, как навесы над всеми платформами, кроме № IV (см. [9, с. 27]), но теперь его нет. Когда именно он был разобран, я не знаю.

Справа тянется стеклянная стена, за которой оканчивается территория вокзала (на следующей странице мы увидим эту стену с другой стороны).

 

Вид с более далекого расстояния:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

Примерно здесь был почтовый лифт, а внизу поперек всех платформ проходил почтовый тоннель [9, с. 21,22] (вход в бывшее почтовое помещение снаружи вокзала мы увидим на следующей странице).

Отсюда видны все три сохранившихся навеса над платформами, и ясно видно, чем конструкция навеса над платформой № 5 (бывшей № IV) отличается от остальных: этот навес сделан с двумя рядами опор, а остальные - с одним рядом (в [9, с. 27-29] они названы одноногими и двуногими козырьками). Особенно красивы обтекаемые формы навесов с одним рядом опор.

 

 

На обратном пути к вокзалу обратим внимание на павильон из металла и стекла, расположенный под навесом на соседней платформе № 4 (бывшей №III):

 

 

24 апреля 2019 г.

 

Это бывший вход в тоннель для прибывающих пассажиров (см. генеральный план в начале страницы). Он существовал, по меньшей мере, до 1980-х гг. Это была интересная достопримечательность, очень обидно, что его теперь нет (или он закрыт).

Описание в издании 1908 г. [9, с. 20]:

"Пассажирский тоннель. Для выхода пассажиров во двор прибытия с платформ №№ 3 и 4 [теперь №№ 4 и 5 - С.П.] на последних устроены спуски в виде каменных лестниц шириною 1,1 саж. Лестница с платформы № 3 [теперь № 4 - С.П.] ведет в тоннель шириною 1,4 саж., проходящий под путями и образующий под платформой № 4 [теперь № 5 -  С.П.] помещение в роде вестибюля, куда ведет и лестница с платформы № 4 [теперь № 5 -  С.П.]. [...]

Так как выход с платформы № 3 [теперь № 4 -  С.П.] в тоннель находится под покрытием козырьками, мало защищающими платформу от непогоды, то над выходом этим устроен металлический тамбур, хорошо освещенный. Такого тамбура не потребовалось на платформе № 4 [теперь № 5 -  С.П.], защищенной боковой остекленной стеной."

 

План тоннеля [9, с. 20]:

 

 

 

См. генеральный план в начале страницы. Внизу платформа № III (теперь №4), наверху платформа № IV (теперь № 5).

 

 

Продольный разрез [9, с. 21]:

 

 

 

Слева платформа № IV (теперь № 5), справа платформа № III (теперь № 4).

 

 

Разрез выхода с платформы № IV (теперь № 5):

 

 

 

Вход в тоннель с этой платформы выл сделан в виде широкой лестницы, огражденной с трех сторон решеткой в стиле модерн. В 1970 - 1980-х гг. решетка была уже в плохом состоянии; теперь, увы, нет ни решетки, ни самого входа с тоннель - вход заделан, так что и не подумаешь, что здесь что-то было.

Внутри тоннель выглядел просто, но приятно. Стены были облицованы белыми изразцами.

 

Вход в тоннель, вид подпорной стенки платформы № IV (теперь № 5) виден на фрагменте фотографии 1900-х гг. (фотография целиком рассмотрена на следующей странице):

 

 

 

Расположение и форма проемов соответствуют показанным на первом и третьем чертеже, а расположение лопаток на фасаде - показанному на первом чертеже. Отличие от чертежей - только в том, что есть еще три маленьких окошка, видимо, не предусмотренных в первоначальном проекте; очевидно, они выходили на лестницу, спускающуюся в тоннель.

Современная фотография этого места представлена на следующей странице.

 

 

Мы возвращаемся под общий навес. Вид с платформы № 5:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

 

Теперь пройдемся по платформе № 4 (бывшей № III): отсюда лучше можно рассмотреть два сооружения, расположенные в конце платформы № 5 (бывшей № IV). Мы увидим их, пройдя до конца козырька над платформой и после него еще некоторое расстояние:

 

 

29 февраля 2020 г.

 

Первое сооружение дошло до нас в искаженном виде, но, как мне кажется, все же представляет некоторый интерес. Это бывший пакгауз для грузов большой скорости, построенный в 1900-х гг. В [9, с. 40] помещены чертежи этого здания - план, продольный и поперечный разрезы:

 

 

 

 

 

 

 

Ни чертежа фасада, ни фотографии в [9], к сожалению, нет. Но и без них можно понять, что существующее сооружение - тот самый пакгауз, только, к сожалению, испорченный современной облицовкой (каково его нынешнее его использование, мне неизвестно):

 

 

29 февраля 2020 г.

 

 

Но значительно интереснее по архитектуре второе сооружение - центральный пост (1900-е, арх. С.А.Бржозовский [4]):

 

 

29 февраля 2020 г.

 

И здесь видны красивые, пластичные формы стиля модерн.

(На следующей странице помещены фотографии этих двух сооружений снаружи вокзала.)

 

 

Возвращаясь назад, обратим внимание на вид на навесы над платформами и общий большой навес впереди:

 

 

29 февраля 2020 г.

 

Для сравнения - фотография в издании 1908 г. [9, лист 10]:

 

 

 

Казалось бы, практически одно и то же. Но разница есть: на заднем плане возвышается огромная луковичная глава Введенского собора, уничтоженного коммунистами.

 

 

Мы вновь вернулись под общий навес, на лобовую платформу.

Опять процитирую издание 1908 г. [9, с. 3]:

"Прибывшие пассажиры, кроме выхода через здание на Загородный проспект, если им это удобно, имеют также непосредственный выход на станционный двор прибытия. Для этого они проходят или через боковую часть здания, где производится выдача багажа, или же спускаются по особым лестницам с платформ № 3 и № 4 в туннель, ведущий на тот же станционный двор, между пассажирским зданием и новым зданием дома управления С.-Петербургскою сетью, перестроенным из бывшего офицерского флигеля казарм Семеновского полка. [...]"

О тоннеле уже шла речь. Теперь рассмотрим лестницу прибытия. Вход на нее находится на лобовой платформе (см. план).

Позволю себе повторить одну из фотографий, помещенных выше на этой же странице (возможно, потом заменю ее) - вход на лестницу прибытия:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

В принципе, на лестницу ведут две входные двери в левой стене (по обе стороны от нынешнего ларька), но сейчас обычно открыта только одна - левая. Лестница и сейчас используется по назначению - внизу находится выход. Виды лестницы:

 

 

29 февраля 2020 г. 7 марта 2020 г. 24 апреля 2019 г.

 

 

25 февраля 2020 г. 27 февраля 2020 г.

 

Еще один красивый интерьер в стиле модерн - один из многих созданных С.А.Бржозовским и С.И.Минашем, при участии Н.С.Островского.

 

 

На первом этаже рядом с лестницей находился (а может быть, находится и сейчас?) зал для выдачи багажа и здесь же расположен вестиболь прибытия, откуда можно выйти на улицу:

 

 

 25 февраля 2020 г.

 

(Сейчас (2020 г.) отсюда возможен только выход. Рамка для входя предназначена не для обычных пассажиров.)

И опять красивая отделка в стиле модерн. Очень хороши причудливые капители.

 

В принципе, можно отсюда уже выйти. Но лучше не будем торопиться и посмотрим еще одно красивое помещение. Пройдя вперед и налево, мы вскоре окажемся в световом дворе, который мы видели сверху из светового зала:

 

 

24 апреля 2019 г.

 

Теперь мы можем или вернуться в вестибюль прибытия и выйти в Винокурцевский проезд, или пройти в бывший вестибюль III класса и выйти на Загородный проспект - а затем все равно пройти в Винокурцевский проезд, где мы продолжим осмотр вокзала.

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.