ВЫБОРГ
Бастион Панцерлакс, Художественный музей и др.
Площади к востоку от Старого города 1 2 3 4
Восточно-Выборгские укрепления
Бастион Панцерлакс
Источник информации - [1].
В XVI веке крепость, окружавшая Старый город, устарела. В 1563 г. к юго-востоку от нее началось строительство новой бастионной крепости с двумя бастионами по углам - Эуроп (по-фински Эйряпяя) и Панцерлакс (по-фински Пантсарлахти). (Эту крепость называли "Рогатой крепостью" - из-за бастионов-"рогов".) Бастионы были соединены валами-куртинами со старой крепостью.
В 1860-х гг. крепостные укрепления были разобраны, за исключением бастиона Панцерлакс, сохраненного как исторический памятник.
Пройти к бастиону Панцерлакс из Старого города можно, например, по Выборгской улице, продолжающейся за пределы Старого города.
Бастион находится на участке на углу Выборгской (бывшей Царской) улицы и Ленинградского (бывшего Александровского) проспекта.
27 октября 2012 г.
30 сентября 2024 г.
На последней фотографии изображен бывший пороховой погреб, построенный в XVIII в., а справа на заднем плане - здание Художественного музея, которое мы теперь и рассмотрим.
Здание художественного музея
Ул. П.Ф.Ладанова, 1
Источники информации: [1; 49: 1930, №10].
Летом 1929 года на возвышенности рядом с бастионом Панцерлакс началось строительство по проекту У.Ульберга (U.Ullberg) здания Выборгского художественного музея и художественной школы, а 12 октября следующего, 1930 года состоялось открытие музея и школы.
В советское время художественного музея в Выборге не было. Коллекции музея были вывезены на запад. Музейное крыло сгорело в 1941 г., а помещения художественной школы были приспособлены под общежитие. В 1972 г. здание было отремонтировано, и в нем разместилась проектная организация.
В 2003 г. в одном из крыльев здания разместилась детская художественная школа, а в 2010 г. в другом крыле открылся музейный центр, в котором проводятся временные выставки из Эрмитажа.
На мой взгляд, здание художественного музея и художественной школы - одно из лучших произведений финской архитектуры XX века (независимо от того, что оно не слишком широко известно, так же как и имя архитектора). Я считаю также, что это здание осталось и лучшей работой У.Ульберга.
Главный вход устроен рядом с пороховым погребом бастиона Панцерлакс:
Величественная гранитная лестница, а наверху - глухая стена, прорезанная огромным входным проемом. Впечатляющая монументальная композиция.
Эта архитектура носит явно выраженный классицизирующий характер - в том числе и в деталях: проем украшен классицистическим наличником с сандриком; внутри проема на потолке видно некое подобие кессонов, а боковые стены прохода украшены филёнками. И в то же время это никоим образом не "чистая" неоклассика. Классические мотивы здесь сильно осовременены: по сторонам от глухой стены с входным проемом видны формы, напоминающие функционализм - голые стены, прорезанные большими горизонтальными окнами. И такое же сочетание традиционализма и новаторства мы будем видеть все время по мере знакомства с этим удивительным зданием. Я бы охарактеризовал стиль здания как ар-деко.
(Нередко здание художественного музея относят к функционализму. Я могу расценить это только как недоразумение.)
Итак, мы поднялись по лестнице. Перед нами входной проем. Он ведет во внутренний двор:
6 октября 2012 г.
Войдя во двор, мы увидим впереди высокую ажурную колоннаду, сквозь которую открывается вид на залив и порт:
6 октября 2012 г.
Колоннада - это опять явно выраженный мотив архитектурной классики (хотя формы осовременены). В то же время эта удивительная связь с природой, с окружающим пространством сродни функционалистским "переливающимся пространствам" - и одновременно она вообще присуща творчеству Ульберга, независимо от стиля того или иного его произведения.
Собственно музей располагается справа от колоннады, а слева - художественная школа.
Осмотрим стены внутреннего двора целиком по кругу.
Музейное крыло:
6 октября 2012 г.
Наличники окон первого этажа, сдвоенные арочки на втором - опять модернизированная неоклассика.
Вид на входной проем в обратную сторону:
6 октября 2012 г.
Слева музей, справа художественная школа. При общем, казалось бы, неоклассическом характере обращают на себя внимание асимметрия и совершенно разный характер фасадов музея и школы: фасад школы неожиданно близок к функционализму. Это первое впечатление подтверждается и при дальнейшем осмотре фасада школы:
6 октября 2012 г.
Интересно, что это сочетание, казалось бы, разнородных элементов выглядит совершенно органично!
Один из залов музея, фотография 1930 года [49, 1930, №10]:
Выйдем из внутреннего двора через колоннаду:
6 октября 2012 г.
Фасад здания, обращенный к порту и заливу, фотография 1930 года [49]:
Безусловная неоклассика. Монументальный фасад с колоннадой.
И в то же время - по сторонам от колоннады асимметрично расположенные формы внешне близкие функционализму - слева балкон с простой решеткой, справа ленточное окно.
Вообще-то такое использование отдельных элементов свойственных функционализму - наряду с прочими архитектурными формами - говорит о том, что Ульберг был (во всяком случае, в эти годы) очень далек от ортодоксального функционализма с его обязательным следованием формы за функцией и восприятие функционализма было чисто художественным. Ульберг создал очень человечную работу, далекую от сухого рационализма.
Современная фотография:
6 октября 2012 г.
Слева появилась еще и ажурная лестница, ведущая к балкону. Когда произошло это изменение, мне неизвестно, но оно, во всяком случае, находится в полном согласии со стилем здания.
Прежде чем продолжать обход вокруг здания, спустимся вниз (если только открыты ворота) и посмотрим, как оно выглядит из города, с улицы Южный вал:
6 октября 2012 г.
(Правая фотография помещена также на другой странице.)
Возвращаясь назад, посмотрим налево - вдоль нынешней ул. П.Ф.Ладанова (бывшая Гофгерихтская, затем в советское время Лужская; как жаль, что ее переименовали в честь заурядного партийного функционера!):
6 октября 2012 г.
Не правда ли, хорош вид - гранитная скала и здание над ней.
Вновь поднимемся к музею и закончим обход.
К основному объему примыкают постройки художественной школы. Фотография 1930 года [49]:
Постройки, казалось бы, функционалистские - но явно рассчитанные в первую очередь на художественный эффект, и к тому же являющиеся только частью нефункционалистского целого.
Современный вид:
6 октября 2012 г.
Художественная школа расширена. При этом полностью сохранен стиль, только эта асимметричная группа построек стала еще более живописной. Мне неизвестно, когда и при каких обстоятельствах было выполнено расширение. Но я не удивился бы, если бы узнал, что его выполнил сам же Ульберг.
Примечание. В 2021 г. посередине внутреннего двора была установлена композиция скульптора Виктора Грачева "Стремление":
24 сентября 2024 г.
Если не ошибаюсь, сначала это был экспонат временной выставки, который остался на месте после ее закрытия. Работа по-своему выразительная. Но все же мне она кажется здесь лишней...
|
Мы обошли здание вокруг. Но это еще не всё. С возвышения, на котором оно стоит, открываются замечательные виды.
Вернемся к главному входу, вновь пройдем через внутренний двор и еще раз обойдем здание в том направлении. Только теперь будем обращать внимание на окрестности.
Вид от музея на Старый город:
6 октября 2012 г.
Впереди слева улица Южный вал. В центре фотографии башня Ратуши, за ней далеко на заднем плане Часовая башня.
Отсюда же при взгляде налево открывается вид на порт:
6 октября 2012 г.
Если посмотреть левее, то мы увидим портовые производственные здания, построенные еще в 1930-х гг. - образцы финского функционализма (истинного, а не мнимого, как в здании музея):
Слева здание хлебокомбината компании SOK (Морская набережная, 3; 1932 - 1935, арх. Э.Хуттунен (E.Huttunen), справа здание фирмы OTK (1937, арх. Г.Эгерус (G.Jägerroos) и А.Сарвела (A.Sarvela). Что я могу сказать? Архитектура на любителя. (Я если и был когда-то любителем, то давно перестал им быть.). Сухой, черствый рационализм. Впрочем, здание компании SOK все же выглядит гораздо выразительнее при взгляде на него снизу, с Морской набережной, откуда хорошо виден объем элеватора (см. фотографию 27 октября 2012 г.). Но все-таки это стихийная красота грамотно спроектированного инженерного сооружения, искусство архитектуры здесь ни при чем.
При возрождении музея в начале XXI века над бастионом Панцерлакс была устроена аллея со скульптурами XVIII века:
6 октября 2012 г.
На правой фотографии слева на переднем плане виден один из корпусов художественной школы, а чуть правее на заднем плане - православный Спасо-Преображенский собор.
И на обеих фотографиях виден на заднем плане довольно красивый дом в стиле модерн. Этот дом расположен на углу Выборгской (Царской) улицы и Ленинградского (Александровского) проспекта (Выборгская ул., 36/2). Вот отдельно вид на этот дом с аллеи скульптур:
6 октября 2012 г.
Дом построен в 1907 г., арх. Г.Сольберг (G.Sohlberg). Он несколько подробнее рассмотрен на другой странице.
Вид от художественной школы:
6 октября 2012 г.
На переднем плане пороховой погреб бастиона Панцерлакс. На заднем плане православный Спасо-Преображенский собор. А за пороховым погребом видно белое здание, которое мы теперь рассмотрим отдельно (Выборгская ул., 21, на углу ул. П.Ф.Ладанова, на которую оно обращено главным фасадом):
6 октября 2012 г.
Этот дом тоже построен по проекту У.Ульберга (U.Ullberg), только немного позже - в 1932 г. Это бывшее здание немецкого и шведского лютеранского прихода. На первом этаже были квартиры настоятеля и привратника, на втором молельный зал, а на верхних трех квартиры духовных лиц.
У здания простой благородный фасад в духе ар-деко. Каменные обрамления окон второго этажа и ниши между окнами придают фасаду явно выраженный классицизирующий характер. Остальные три фасада - боковые и задний - сделаны в формах близких к функционализму (один из боковых фасадов виден на этой фотографии; два других хорошо видны с Выборгской улицы, см. фотографию 27 октября 2012 г.), и все же определяющую роль играет именно главный фасад.
Спустившись вниз, полюбуемся видом на два здания Ульберга, единые по стилю и составляющие своеобразный ансамбль:
© Прохоров С.О.