ВЫБОРГ
Бастион Панцерлакс, Художественный музей и др.
Площади к востоку от Старого города 1 2 3 4
Восточно-Выборгские укрепления
Площади к востоку от Старого города
(продолжение)
Соборная (Ратушная, Театральная) площадь
Эта прямоугольная площадь, вытянутая с северо-запада на юго-восток, расположена к югу от нынешней Театральной площади и отделена от нее Крепостной (бывшей Екатерининской) улицей. На площади стоит православный Спасо-Преображенский собор.
Площадь возникла в конце XVIII в. Сначала она называлась Екатерининской, затем площадью Новой ратуши, после 1917 г. Ратушной площадью, в советское время - Театральной. (На северо-западной стороне площади находились Новая ратуша и театр. Театр разрушен во время войны, Новая ратуша полностью перестроена в послевоенные годы, см. далее.)
С 2004 г. площадь носит новое название - Соборная. (Жаль только, что с этого же времени Театральной стала называться другая площадь, на которой никогда не было театра.)
Главную роль в облике площади играет православный Спасо-Преображенский собор. С него мы и начнем рассмотрение площади. Собор имеет довольно сложную строительную историю. Здесь я ее излагаю в соответствии с данными статьи [15б].
В июне 1783 г. в Выборг приехала императрица Екатерина II. Она остановилась здесь по пути на переговоры с королем Густавом III в Фридрихсгам на границе со шведской Финляндией. В ее свите находился председатель коллегии иностранных дел А. А. Безбородко, а при нем его подчиненный (и друг) Николай Александрович Львов - многосторонне одаренный человек, поэт, архитектор, художник, музыкант, инженер и др. След его пребывания в Выборге - гравюра с изображением Выборгского замка, сделанная им по собственному рисунку с натуры. Он же был автором первоначального проекта православного храма.
Губернатор В. К. Энгельгардт докладывал императрице, что "в городе недостает, во-первых, российской церкви, план которой с исчислением потребного на то иждивения, если мне повелено будет, Ее И-му В-ву впредь всеподданнейше поднести имею. Во-вторых, недостает кирки для немецкого и шведского приходов, вместо взятой у них по завоеванию города каменной кирки..." (Цитируется по [ 15б].)
Результатом этого доклада было строительство обоих храмов, о которых шла речь. Лютеранская церковь Петра и Павла, расположенная на нынешней Театральной площади, рассмотрена на предыдущей странице. Теперь рассмотрим православный Спасо-Преображенский собор.
Вероятно, здесь же, в Выборге, Н.А.Львову поручили составить проект новой церкви. Вот чертеж Львова [15б]:
Львов создал прекрасную, гармоничную композицию, которая достойно представляет творчество этого блестящего мастера строгого классицизма, поклонника Палладио. Очень красив главный фасад с портиком и расположенным над ним огромным полукруглым окном. На двух боковых фасадах сделаны большие полукруглые выступы; такое решение характерно для Львова, его можно увидеть и в других построенных им церквях - в церкви св. Екатерины в селе Мурино, под Петербургом или в надвратной церкви Борисоглебского монастыря в Торжке (правда, в обоих случаях один из двух симметричных выступов - это алтарная апсида, чего нет в проекте для Выборга).
В 1786 г. вышел указ Екатерины II о строительстве церкви в Выборге. Строительство началось в 1787 г. и было закончено около 1789 г.
Сам Львов не принимал участия в строительстве. Эту работу выполнил И.Брокман (J.Brockmann) - выборгский губернский архитектор, назначенный на эту должность в 1785 г. Вот чертежи Брокмана [15б]:
Как видим, этот проект практически повторяет проект Львова. Самое заметное изменение - уменьшение количества колонн внутри храма.
По этому проекту и был построен собор. Но, к сожалению, он недолго сохранял свой первоначальный гармоничный вид.
В качестве колокольни собора сначала использовалась расположенная далеко отсюда Часовая башня, что создавало неудобства. В 1794 г. появился проект колокольни рядом с собором неизвестного архитектора. В соответствии с проектом колокольня должна была стоять отдельно к западу от собора, но при осуществлении в 1795 - 1797 гг. была построена трапезная, соединившая колокольню с собором. При этом погиб портик. Вот как выглядит собор на чертеже 1797 - 1799 гг. [15б]:
Заметим еще одно изменение внутри первоначального собора: исчезли две средние колонны. Это вполне естественно: если раньше колонны отделяли притвор от основного пространства храма, то теперь, после строительства трапезной бывший притвор стал частью основного пространства.
В результате перестройки не только появилась полноценная колокольня, но и существенно увеличилось внутреннее пространство храма. Это, конечно, хорошо. Жаль только, что проект выполнил архитектор, явно намного уступающий по таланту Львову.
Существенная перестройка произошла в 1816 - 1817 гг. При этом были произведены некоторые внутренние переделки, но внешний вид собора остался прежним.
Следующая перестройка выполнена в 1863 - 1866 гг. по проекту петербургского епархиального архитектора Г.И.Карпова ([15б]; см. также [41]). Эта перестройка касалась и интерьера, и внешнего вида. Вот как выглядел храм после перестройки (фотография 1866 г. [15б]):
Внешний облик собора был приближен к новым вкусам архитектуры эклектики. Купол над основным объемом заменен четырехскатным покрытием и увенчан русской луковичной главкой. Такая же главка завершает теперь и колокольню. Кроме того, теперь окна украшены наличниками, хотя и довольно скромными.
Еще одна перестройка - не такая большая, но довольно важная - была произведена в 1888 - 1889 гг. по проекту инженер-капитана Лезедова. (Несколько позже, в 1891 - 1894 гг. тот же Лезедов, уже в чине инженер-полковника возглавил восстановление Выборгского замка.) По проекту Лезедова к нижнему ярусу колокольни с обеих сторон были сделаны двухэтажные пристройки для подсобных помещений.
Фотография 1890 г. [15б]:
Пристройки к колокольне загородили вид на основной объем храма, что вряд ли хорошо. Но в то же время Лезедов внес в архитектурное оформление одно, на мой взгляд, очень правильное изменение:теперь нижний ярус колокольни украшен портиком с фронтоном - так же, как когда-то основной объем храма. Таким образом, собору отчасти возвращен его прежний классицистический характер. Изменение, надо сказать, совершенно неожиданное для времени, которому было свойственно пренебрежительное отношение к классицизму.
Лезедов выполнил еще одно изменение - он увеличил алтарь: прямоугольный алтарный выступ (см. более ранние чертежи) был расширен пристройкой полукруглой апсиды. (На этой фотографии данное изменение не видно. В [15б] представлен чертеж Лезедова.)
В 1892 г., с учреждением Финляндского и Выборгского архиепископства собор стал кафедральным.
[15б]
Собор не действовал с 1940 г. Но уже в 1947 г. он был возвращен приходу и вновь открылся в 1948 г. [11, №368].
А теперь посмотрим современные фотографии Спасо-Преображенского собора.
Главный фасад с колокольней:
24 сентября 2024 г.
Здание выглядит почти так, как на фотографии 1890 года. Но если приглядеться внимательнее, можно найти небольшое отличие: по бокам портика, между парами колонн появились окошки - узкие высокие внизу и круглые наверху. Эти окошки были проделаны в 1897 г. для освещения нижней части колокольни по чертежу выборгского десятника Исакссона [15б].
Основной объем храма окружен густой зеленью, и сфотографировать его затруднительно. Вот фотографии, сделанные, когда на деревьях нет (или почти нет) листьев:
25 октября 2022 г.
Несмотря на все переделки, и сейчас можно хотя бы отчасти почувствовать величие архитектуры. Сохранились и огромное полукруглое окно над алтарем (оно очень эффектно выглядит и изнутри), и полукруглые выступы по бокам. Как уже сказано, алтарный выступ был сначала прямоугольным, но в 1888 - 1889 г. был по проекту Лезедова дополнен полукружием апсиды.
Интерьер собора:
24 сентября 2024 г.
Расположение Спасо-Преображенского собора согласовано со сторонами площади, и алтарь ориентирован не строго на восток, а на юго-восток. Северо-восточный фасад расположен рядом с Крепостной (Екатерининской) улицей, образующей одну из сторон площади.
На противоположной, юго-западной стороне площади (по которой проходит конечный сотрезок улицы Сторожевой башни) сохранились два здания в стиле классицизма, построенные в разные периоды развития этого стиля.
Одно из них - бывший дворец наместника (ул. Сторожевой башни, 29):
Здание построено в 1784 г. по проекту К.-И.Шпекле. Первым его обитателем был Фридрих Вильгельм герцог Вюртембергский, наместник Выборга в 1782 - 1786 гг. В 1839 г. здание занял вновь организованный Выборгский надворный суд (гофгерихт). Позже в здании находилась школа. Теперь (вероятно, с рубежа 2010-х и 2020-х гг.) в бывшем дворце размещается Епархиальное управление Выборгской епархии Московского патриархата.
Фасад дворца наместника - довольно изящное произведение раннего классицизма, еще не совсем свободного от вкуса барокко, выразившегося в обилии украшений (хотя и строгих). Об интерьерах мне ничего не известно. [1,2]
Соседнее здание, расположенное на углу Театральной улицы - бывший дом президента надворного суда (ул. Сторожевой башни, 27):
Здание построено в 1847 г. по проекту Э.-Б.Лормана (E.B.Lohrmann), главы Государственного строительного управления Великого Княжества Финляндского. Теперь здесь детский сад. [1]
Это тоже произведение классицизма, но на самой поздней стадии развития (а скорее, увядания) - очень запоздалая работа в стиле ампир, суховатая архитектура, тронутая упадком. Впрочем, здание все же выглядит весьма представительно и неплохо сочетается со стоящим рядом бывшим дворцом наместника, где к этому времени уже размещался надворный суд.
На северо-западной стороне площади стояли два красивых здания. К сожалению, одно из них погибло, а другое переделано до неузнаваемости.
Фотография не ранее 1934 г. [2] (о датировке см. далее):
Слева - здание Выборгского театра. Фотографии 1890-х гг. (музеи Лаппеенранты, WMWE1241:95) и 1920-1930-х гг. (Архив университета Аалто, учебная коллекция департамента архитектуры, кабинет В, Технологический университет) [57]:
Здание было построено в 1832 г. по проекту А.-Ф.Гранштедта (A.F. Granstedt). Это тоже ампир, но времени расцвета - красивая, благородная архитектура.
Впрочем, в лицевом корпусе, обращенном на площадь, размещалась гостиница, а собственно театр находился в корпусе, примыкающем с задней стороны, расположенном на углу улицы Сторожевой башни и Театральной улицы (ныне ул. Германа Титова). Фотография 1890-х гг. (музей Лаппеенранты, WMWE1241:50) и фотография конца XIX - начала XX в. (Архив университета Аалто, учебная коллекция департамента архитектуры, кабинет В, Технологический университет) [57]:
По некоторым данным, Выборгский театр - самый старый в Финляндии [2]. Однако судя по путеводителю 1912 года [10, с. 65], в начале XX века этот театр влачил довольно жалкое существование:
"В Выборге нет постоянной труппы. На подмостках театра подвизаются нередко местные любители сценического искусства, дающие спектакли с благотворительною целью. Зимою театр бывает занят финской или шведской драматической труппой, а в течение великого поста сюда наезжают артисты из Петербурга. Эти последние терпят иногда полное крушение, являясь с сомнительными силами в провинцию. Выборгская русская публика избалованная, привыкшая видеть хорошую игру на петербургских первоклассных сценах, а потому поймать ее на удочку не всегда удается разным предпринимателям "артистических турнэ".
Здание театра реконструировалось в 1851 г. (арх. арх. К.Лесциг (C.Leszig); - данные из аннотации к левой фотографии) и в 1883 г. (арх. Й.-Я.Аренберг (J.J.Ahrenberg) [2]. Последняя перестройка последовала в 1922 г. по проекту У.Ульберга (U.Ullberg) [59], при этом несколько изменился и внешний вид театра. Фотография М.Оскала (M.Oskala) 1920-х гг. (музей Лаппеенранты, WMWE141:220) и фотография 1922 г. (Национальный совет по древностям (Финляндия), HK19710709:135) [57]:
Зрительный зал, фотография 22 января 1938 г. (Национальный совет по древностям (Финляндия), HK19621202: 2 [57]):
(Изображение немного обработано; оригинал . Какому событию посвящено мероприятие, мне не вполне понятно; "Venäjänsaaren retken 20-vuotisjuhla Viipurissa"; автоматический переводчик с финского языка выдает: "20-летие поездки на остров Русский в Выборге"; вероятно, это какое-то событие финской гражданской войны.)
Справа от театра стояло здание Новой ратуши (давшее старое название площади; здание называлось так в отличие от Старой ратуши на нынешней Крепостной площади.). Новая ратуша была построена в 1797 г. В 1832 г. она была перестроена А.-Ф.Гранштедтом. В 1863 г. здание было надстроено на один этаж. [1; 49,1934,№12]
Фотография 1890-х гг. (музеи Лаппеенранты, WMWE1241: 53 [57]):
В нижней части фасада видна классицистическая отделка, очевидно, сохранившаяся от старого здания. Но после надстройки фасад в целом принял характер эклектики. Здание выглядело вполне солидно, торжественно.
Фотография до 1934 г. (Национальный совет по древностям (Финляндия), HK19641129:102 [57]):
Фасад был несколько упрощен: убраны аттики и парапет. Когда именно произошло это изменение, мне неизвестно. Могу только предположить, что это было в первой трети XX века: к этому времени эклектика вышла из моды, и с фасада удалены детали, носившие ярко выраженный эклектический характер.
Около 1934 г. здание ратуши было реконструировано [49, 1934, №12, с.181-183]. В частности, был несколько осовременен фасад ратуши. Фотография, опубликованная в 1934 г. (фотограф П.-Х.Укконен (P.H.Ukkonen) [49, 1934, №12, с.181], и фотография после 1934 г. (Национальный совет по древностям (Финляндия), HK19451228:81.37 [57]):
С фасада были удалены остававшиеся еще на нем эклектические лепные украшения, а группы из пяти узких окошек на третьем этаже были заменены характерными для нового времени ленточными окнами. (Очевидно, и фотография, помещенная выше, в начале рассказа о северо-западной стороне площади, выполнена не ранее 1934 г.)
Были реконструированы интерьеры ратуши, при этом частично реставрирована старая отделка. Банкетный зал и фойе рядом с ним - фотографии, опубликованные в 1934 г. [49, 1934, №12, с.183,182]:
Внутренние помещения ратуши были расширены за счет присоединения к ней части помещений соседнего здания театра, в которых прежде была гостиница. Одно из новых помещений - театральный ресторан. Фотография, опубликованная в 1934 г. [49, 1934, №12, с.182]:
В статье 1934 г. о реконструкции зданий ратуши [49, 1934, №12, с.181-183] названы строительные фирмы и производители работ, а имя архитектора отсутствует. По данным [59], эта работа была выполнена архитектором У.Ульбергом (U.Ullberg).
Оба здания - и театр, и ратуша - были сильно повреждены во время финской и, возможно, Великой Отечественной войн; в здании театра произошел пожар. Руины театра были разобраны в 1950-х гг., а бывшая ратуша была в 1962 г. приспособлена под кинотеатр, с изменением внешнего облика здания (Крепостная ул., 25). [1, 2, 59].
Вот как теперь выглядит северо-западная сторона площади:
14 сентября 2013 г.
Справа здание кинотеатра, перестроенное из ратуши, слева свободный участок на месте театра.
Северо-восточная продольная сторона площади (левая сторона Крепостной улицы) в целом малоинтересна: здесь за глухим забором и за деревьями стоят старые здания казарм, по-прежнему используемые по назначению - фактически "безо всякой архитектуры". Единственный интересный вид здесь открывается на север, в сторону Театральной (бывшей Парадной) площади. Над деревьями возвышается колокольня лютеранской церкви Петра и Павла:
6 октября 2012 г.
На короткой юго-восточной стороне площади (ул. П.Ф.Ладанова, бывшая Гофгерихтская, затем Лужская) определяющую роль играют здания второй половины XIX века:
На заднем плане - большое здание бывшего русского реального училища, расположенное напротив Спасо-Преображенского собора и выходящее на угол Крепостной улицы (Крепостная ул., 25-27).
Первоначальное здание было построено в 1884 г. по проекту петербургского инженера-архитеектора Н.А.Курвуазье ([1, 7]; см. также [41]). Это здание было двухэтажным. Фотография 1890-х гг. (музеи Лаппеенранты, WMWE1241:86 [57]):
(Фотография немного обработана. Оригинал )
Здание было оформлено в "кирпичном стиле" (направление эклектики). Судя по фотографии, оно выглядело довольно красиво - прежде всего благодаря куполу в центре фасада.
В 1910 г. здание реального училища было надстроено на один этаж по проекту другого петербургского архитектора - А.П.Максимова ([1, 7]; см. также [41]):
30 сентября 2024 г.
Отделка надстроенного этажа в неороманском "стиле" сама по себе довольно красива. Но весь фасад в целом, на мой взгляд, много потерял в выразительности из-за исчезновения купола.
Еще один вид юго-восточной стороны площади:
30 сентября 2015 г.
На переднем плане новое здание школы, построенное в 2011 г. (На боковом фасаде стояла дата: 2011. К моменту съемки две цифры исчезли, осталось бессмысленное сочетание: 01. В дальнейшем эти цифры были вообще удалены.) Здание, стилизованное под архитектуру соседних построек второй половины XIX века и в то же время сохраняющее и признаки современности, по-моему, неплохо вошло в окружение.
Правее стоит еще одно школьное здание, которое выходит на угол Выборгской улицы (ул. П.Ф.Ладанова, 3). Фотография 1930-х гг. (Выборгский объединенный музей-заповедник, инв.№ФН-197 [55]):
Это бывшее русское начальное училище памяти Е.Н.Гейден, построенное в 1896 г. по проекту Л.Иконена (L.Ikonen). Эклектика, неороманский "стиль". Странная особенность: в самом центре фасада - фальшивые окна (хотя и с имитацией настоящих). Что это? Недостаток мастерства архитектора или результат какой-то варварской переделки?
Современная фотография:
6 октября 2012 г.
Теперь вообще нет никакой попытки скрыть фальшивые окна. И все же здание в целом выглядит довольно приятно, несмотря на несовершенство архитектуры.
Вид юго-восточной стороны площади от Крепостной улицы:
30 сентября 2015 г.
Впереди, за пределами площади - пороховой погреб бастиона Панцерлакс и здания, построенные У.Ульбергом (U.Ullberg) в начале 1930-х гг. - Художественный музей и дом немецко-шведского лютеранского прихода.
Вид в обратную сторону, от Художественного музея:
Впереди Спасо-Преображенский собор, левее и ближе дворец наместника (видны боковой и отчасти задний фасады).
© Прохоров С.О.