ФОТОПРОГУЛКИ

 

ВЫБОРГ

 

Оглавление

 

Вступление

Путь от вокзала к замку  1  2  3

Замок  1  2

Старый город  1  2  3  4  5

Бастион Панцерлакс, Художественный музей и др.

Площади к востоку от Старого города  1  2  3  4

Центральные улицы  1  2  3  4

Восточно-Выборгские укрепления

Район вокзала  2  3

Папула. Марковилла

Мыс Смоляной

Аннинские укрепления и др.

Парк Монрепо  1  2  3  4

 

 

Литература

 

Главная страница

 

  

Район вокзала

 

Вокзальная площадь

 

Знакомство с районом вокзала начнем с Вокзальной площади [1,2].

До 1900-х гг. здесь стоял деревянный вокзал - неплохое, но вполне обычное здание. Фотография 1890-х гг. (музеи Лаппеенранты, WMWE1241:65 [57]):

 

 

 

 

В начале XX века на площади появились два прекрасных здания - произведения финского национального романтизма (северного модерна), созданные великими финскими архитекторами, лидерами этого направления модерна. К великому прискорбию, во время Великой Отечественной войны одно из зданий взорвано, другое повреждено.

 

Начнем с погибшего здания - наиболее ценного, общепризнанного шедевра мирового значения. Это железнодорожный вокзал, который был построен в 1913 г. взамен деревянного здания. Авторы проекта - Э.Сааринен (E.Saarinen) и Г.Гезеллиус (H.Gesellius).

Общий вид с Вокзальной площади, фотография 1930-1937 г. (музеи Лаппеенранты, WMWE1769:1_05 [57]):

 

 

 

Снимок сделан, очевидно, из окна дома Пиетинена (см. далее).

Главное здание, фотографии 1937, 1910, 1910-1920-х гг. (музеи Лаппеенранты, WMWE17:15, WMWE393:38, WMWE1234:12 [57]):

 

 

 

Великолепный, исполненный сурового величия гранитный фасад, вдохновенный образ Финляндии с ее скалами. Центр композиции - огромный портал с двумя парами пилонов по сторонам. Над каждой парой пилонов - скульптурная композиция: два медведя, а над ними женская фигура - символ победы духа над материей (ск. Эва Гюльден, Eva Gyldén).

 

 

Так же величественно выглядел и главный зал. Фотография 1913 г. (музеи Лаппеенранты, WMWE560:49) и не датированное изображение (местонахождение не указано, 74-390) [57]):

 

 

 

 

Ресторан, не датированная фотография (музеи Лаппеенранты, KUVKVV495:54 [57]):

 

 

 

 

 

Аэрофотосъемка 1913 г. [2]:

 

 

 

На снимке - новый, только что построенный вокзал. Конечно, в таком ракурсе его никто не видел, за исключением летчиков. В то же время этот снимок помогает лучше понять план вокзала. Между главным корпусом и зданием справа от него был открытый дворик. А сзади, за железнодорожными путями стоял еще один корпус с криволинейными крышами. Что это за корпус, каково его назначение - мне неизвестно.

Этот корпус виден на фотографии 1930-х гг. со стороны путей (музей Лаппеенранты, WMWE47:10 [57]):

 

 

 

(Изображение слегка обработано. Оригинал )

 

В конце августа 1941 г. вокзал был взорван отступавшими советскими войсками. Гибель здания - несомненная большая потеря, и не только для финской культуры.

 

Остатки одной из четырех скульптурных групп на фасада - опрокинутая скульптура медведя, фотография 1941 г. (Национальный совет по древностям (Финляндия), KK5500:27068 [57]):

 

 

 

 

 

Скажу о некоторых сохранившихся фрагментах.

Во-первых, случайно уцелела часть корпуса справа от главного здания. Сейчас она используется как багажное отделение:

 

 

26 сентября 2009 г.

 

 

Во-вторых, чудом уцелели две скульптуры медведей из четырех (см. также фотографию 1941 г.). Одна из них, даже не поврежденная, с 1960 г. украшает фонтан перед лютеранской церковью Петра и Павла. И церковь, и фонтан рассмотрены в другом месте сайта. Здесь я повторяю одну из фотографий:

 

 

12 октября 2013 г.

 

 

Вторая скульптура получила повреждения. Она стояла во дворе одного из новых домов, еще дальше от вокзала (я сам там не был). Но в начале XXI в. скульптура была реставрирована и 27 июля 2015 г. установлена напротив вокзала, в сквере на Вокзальной площади [22].

Вскоре после этого, в октябре 2015 г. я в очередной раз был в Выборге. И уже вечером, когда собирался уезжать домой, совершенно неожиданно к большой своей радости увидел эту скульптуру:

 

 

8 октября 2015 г.

 

 

После войны, 1951 г. был проведен конкурс на проект нового вокзала. В конкурсе участвовало 30 проектов. Победил и к 1953 г. был осуществлен проект известных ленинградских архитекторов А.В.Васильева, Д.С.Гольдгора и С.Б.Сперанского:

 

 

6 октября 2012 г.

 

Безвкусная сталинская архитектура - на мой взгляд, невыносимо банальная. (Неужели не было проектов получше!) Смешно сравнивать новый вокзал с погибшим зданием. (Любопытно, однако, что авторы повторили мотив старого вокзала - огромное арочное окно в центре.)

 

 

Второе здание в духе национального романтизма стоит на южной стороне Вокзальной площади, напротив железнодорожного вокзала (Ленинградский пр., 31). Это бывший дом мебельного фабриканта М.Пиетинена (M.Pietinen). Он построен немного раньше - в 1907 - 1908 гг. Авторы планировки здания - Б.Юнг (B.Jung) и О.Боманссон (O.Bomansson). Это было одно из первых в Выборге зданий с лифтами и горячей водой.

Однако особенно интересны фасады здания, оформленные другим архитектором - А.Линдгреном (A.Lindgren)  - одним из лидеров архитектуры национального романтизма. (До 1905 г. А.Линдгрен работал в архитектурном бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen, вместе с Э.Саариненом и Г.Гезеллиусом -  впоследствии авторами выборгского вокзала.)

 

Вот как выглядел первоначально дом Пиетинена (фотография 1907 г. [2]):

 

 

 

Здание было хорошо видно от вокзала. У него была эффектная асимметричная композиция с высокой башней. Исключительно интересен и скульптурный декор, который мы рассмотрим чуть дальше.

 

В 1930-х гг. в бывшем доме Пиетинена размещалось консульство СССР. Во время Великой Отечественной войны, в 1941 г. дом пострадал от пожара. После войны он восстановлен в очень упрощенном виде:

 

 

30 сентября 2015 г. 7 октября 2012 г.

 

Не восстановлена башня, что очень обеднило композицию. Кроме того, на фасаде, обращенном к вокзалу, вместо мансарды надстроен каменный этаж.

 

К тому же теперь этот фасад плохо виден от вокзала, поскольку он закрыт густой зеленью сквера (того самого, где теперь установлена скульптура медведя):

 

 

7 октября 2012 г.

 

 

И все-таки даже теперь этот дом представляет очень большой интерес, так как сохранились его поразительные скульптурные украшения. Рассмотрим их.

 

 

Общий вид главного (северного) фасада, обращенного к вокзалу:

 

 

14 сентября 2013 г. 30 августа 2009 г.

 

На этих фотографиях видно, что нижняя часть фасада украшена разнообразными масками. Посмотрим на них крупным планом, а заодно полюбуемся и другими декоративными деталями.

 

 

Четыре маски в левой части фасада:

 

 

 

30 августа 2009 г.

 

По некоторым данным [2], это персонажи "Калевалы".

Не только в этой части фасада, но и на всем здании нет повторяющихся масок, каждая индивидуальна. За одним исключением - над воротами в центре фасада сделаны три одинаковых львиных маски (по некоторым данным [2], имеется в виду геральдический лев - символ Финляндии). Вид львиных масок и ворот под ними:

 

 

30 августа 2009 г.

 

14 сентября 2013 г.

 

 

Далее следуют еще две маски:

 

 

30 августа 2009 г.

 

 

Небольшой гранитный портал:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

 

И еще две маски:

 

 

30 августа 2009 г.

 

 

Угол здания:

 

 

30 августа 2009 г.

 

 

Теперь рассмотрим боковой фасад.

Общий вид:

 

 

30 сентября 2015 г.

 

 

Первая маска от угла:

 

 

30 августа 2009 г.

 

 

Портал входа:

 

 

30 августа 2009 г.

 

И еще три маски:

 

 

30 августа 2009 г.

 

 

Рассмотрим еще некоторые здания на Вокзальной площади и рядом с ней - далеко не столь совершенные, как дом Пиетинена и тем более погибший железнодорожный вокзал.

На Вокзальной площади находится не только железнодорожный вокзал, но и автобусный. Он расположен на западной стороне площади. Первоначальное здание было меньше, чем сейчас. Оно было построено в 1932 г. по проекту В.Кейняна (V.Keinänen), это был первый автобусный вокзал в Финляндии. Фотографии 1932 г. ([49], 1932,№10):

 

 

 

Функционализм, и притом, как мне кажется, очень плохой образец этого направления. Бедный, невыразительный фасад и совсем убогий зал ожидания (слева окно, выходящее на площадь, справа выходы к автобусам).

Вскоре здание оказалось слишком мало, и в 1937 г. оно было расширено по проекту У.Ульберга (U.Ullberg). После войны автовокзал был перепланирован и открыт после ремонта в 1959 г. [1]. Современная фотография:

 

 

7 октября 2012 г.

 

У.Ульберг расширил здание вглубь, причем сделал пристройку двухэтажной. Расширенное здание по-прежнему носит функционалистский характер. На мой взгляд, и участие такого талантливого архитектора, как У.Ульберг, не улучшило архитектуру здания.

 

Первоначальное здание до перестройки 1937 г. видно также у левого фотографии Э.Партанена, между 1932 и 1937 г. (музей Лаппеенранты, WMWE1774:9 [57]):

 

 

 

К северу от автовокзала от Вокзальной площади параллельно берегу залива Салакка-Лахти проходит Железнодорожная улица. На ней стоят два красивых дома в стиле модерн, которые видны на этой фотографии. 

Дом, расположенный ближе к Вокзальной площади (Железнодорожная ул., 6), украшенный башней с часами (дом фирмы "Сыновья Ф.Сергеева и К°), построен в 1908 г., арх. П.Уотила (P.Uotila); дом с двумя высокими криволинейными фронтонами, стоящий дальше (Железнодорожная ул., 4) - в 1912 г., арх. К.Линдаль (K.Lindahl) [1].

 

А вот как выглядят эти два дома в наше время (вид с противоположного берега залива Салакка-Лахти, с нынешней наб. им. 40-летия ВЛКСМ):

 

 

12 октября 2013 г.

 

К сожалению, на правом доме теперь нет башни, и он выглядит гораздо менее выразительно, чем раньше. Тем не менее эти два дома и сейчас весьма живописны.

 

 

Чуть дальше, в конце Железнодорожной улицы, на берегу залива Салакка-Лахти стоит советское здание - гостиница "Дружба" (Железнодорожная ул., 5):

 

 

14 сентября 2013 г.

 

Гостиница построена в 1982 г. по проекту ленинградского архитектора В.Н.Щербина. Вроде бы неплохое пластичное сооружение - и все-таки, как мне кажется, оно довольно чуждо окружению - и природному, и историческому.

 

 

 

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.