ВЫБОРГ
Бастион Панцерлакс, Художественный музей и др.
Площади к востоку от Старого города 1 2 3 4
Восточно-Выборгские укрепления
Центральные улицы
(продолжение)
Основной источник информации - [1]. Другие источники оговариваются особо.
Временно покинем проспект Ленина (Торкельскую улицу) и немного пройдем в обе стороны от него по пересекающему его Ленинградскому проспекту.
Ленинградский проспект
(Александровский проспект, Карельская улица)
Первоначально эта улица называлась Александровским проспектом - в честь Александра II. В независимой Финляндии название в честь российского императора заменили на новое - Карельская улица. В советское время она, в свою очередь, была переименована в Ленинградский проспект.
Сначала мы пройдем влево от пр. Ленина примерно на 150 м, до набережной им. 40-летия ВЛКСМ (Салаккалахтинской улицы).
По правой (по ходу движения) стороне есть только одно значительное здание (Ленинградский пр., 19):
27 октября 2012 г.
Здание построено в 1929 г. по проекту У.Ульберга (U.Ullberg) для акционерного общества "Карельская типография". В дворовом крыле находились редакция и типография газеты "Карьяла" ("Карелия"). В нижних этажах были офисы и торговые помещения, а наверху гостиница. Теперь гостиница занимает всё здание.
Фасад оформлен в духе ар деко, что характерно для творчества Ульберга рубежа 1920-х и 1930-х гг. Честно говоря, мне это здание не нравится; по-моему, фасад выглядит сухо, формально. На мой взгляд, это одна из наименее удачных работ Ульберга. Впрочем, зданию не откажешь в представительности.
Теперь посмотрим здания на противоположной стороне.
Угловой дом (Ленинградский пр., 10/12) рассмотрен на предыдущей странице. На следующем участке (Ленинградский пр., 12) лицевые дома не сохранились. Некоторое представление об исчезнувшей застройке дает фотография Я.Ланкинена (J.Lankinen) 1930-х гг. (музеи Лаппеенранты, инв.№ KUVLANKN20:5 [57]):
Дома, изображенные в правой половине фотографии, сохранились, они рассмотрены немного дальше. А в левой половине видны два не сохранившихся дома - деревянный и каменный.
Каменный дом в первоначальном виде был интересен по архитектуре. Фотография 1890-х гг. (музеи Лаппеенранты, инв.№ WMWE1241:205 [57]):
Позже этот изящный домик был надстроен, что испортило его вид (см. предыдущую фотографию).
Существующий ныне дом по Ленинградскому пр., 12 расположен в глубине участка:
27 октября 2012 г.
По данным [52], этот дом (очевидно, первоначально дворовый флигель) был построен в 1912 г., арх. Б.Моэль, и переделан в 1950-х гг. Весьма живописная постройка. Я не видел, как выглядело здание до перестройки. Но асимметричная композиция, своеобразная пластика, сдержанный декор с применением фактурной штукатурки, кажется, говорят о том, что от прежнего здания начала XX века осталось довольно много.
Здание на следующем участке (Ленинградский пр., 14):
3 октября 2022 г.
Здание Саво-Карельского акционерного банка. Построено в 1930 г., план - П.Уотила (P.Uotila), фасад - Ю.Викстедт (J.Vikstedt). Банковские помещения расположены в первых двух этажах, выше - квартиры. Весьма своеобразное произведение ар деко. Кирпичный фасад с мелкими геометрическими орнаментами неожиданно напоминает "кирпичный стиль" XIX века.
По проекту Ю.Викстедта был оформлен также банковский зал. Фотографии 1930 г. [49,1930,№10]:
Вид на объем банковского зала со двора:
27 октября 2012 г.
Этот дворовый фасад хорошо виден с наб. им. 40-летия ВЛКСМ (Салаккалахтинской улицы). Для того, чтобы к нему пройти, нужно обогнуть угловое здание.
Рассмотрим это угловое здание (Ленинградский пр., 16/11). Почтовая открытка начала XX в. (Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина, инв.№Ф-1118 [55]):
1879, арх. Ф.Оденвалл (F.Odenwall). В этом здании находилась гостиница "Бельведер". Эклектика. На мой взгляд, посредственная работа.
Еще одна старая фотография - вид со стороны залива Салакка-Лахти [19]:
На заднем плане возвышается шпиль ныне не существующего Нового кафедрального собора.
Современная фотография:
12 октября 2013 г.
Фасады, и без того не блиставшие архитектурными достоинствами, стали еще менее выразительными: исчезли арочные окна на углу, уничтожены все аттики.
Эта ничем не примечательная гостиница в 1906 г. вдруг получила широкую известность в российском обществе. 9/22 июля в гостинице состоялось выездное заседание Государственной Думы, распущенной указом Николая II за два дня до этого. Результатом заседания стало Выборгское воззвание, в частности, призывающее население до тех пор, пока нет Думы, не платить налоги и не идти в армию - документ по сути своей возмутительный (как ни относиться к роспуску Думы).
Такое было бы немыслимо в Петербурге, да и в любом другом русском городе; депутаты воспользовались автономией Великого Княжества Финляндского.
Этого мало: хозяин гостиницы (немец Константин Эренбург) заказал живописное панно в честь этого события! (Панно погибло во время войны.)
(Да, совсем забыл: в советское время на здании установлена мемориальная доска в память о том, что в этой гостинице в том же 1906 г. (чуть позже, в августе) останавливались Ленин и Крупская. Какой только сброд здесь не ошивался.)
Вернемся к перекрестку и пройдем по Ленинградскому проспекту в противоположном направлении, вправо от пр. Ленина и Эспланады.
Примечательное здание стоит на левой стороне, на углу Советской (бывшей Соборной) улицы (Ленинградский пр., 15):
27 октября 2012 г.
Здание бывшей начальной школы, 1868, арх. Й.Йоханссон (J.Johansson). Эклектика. Добротное и весьма красивое здание.
Довольно красив (и, пожалуй, даже более совершенен) и задний фасад здания, который можно увидеть с Советской (Соборной) улицы:
30 сентября 2015 г.
Пройдя немного, мы увидим еще одно старое школьное здание, которое расположено на правой стороне, на углу Крепостной улицы (Ленинградский пр., 6).
Фотография 1890-х гг. (музеи Лаппеенранты, WMWE1241:87 [57]):
Бывшая русская женская гимназия. Здание построено в 1886 г. по проекту петербургского архитектора А.И.Иоссы ([1]; см. также [41]). Эклектика (неороманский стиль).
Современная фотография:
25 октября 2022 г.
Здание надстроено на один этаж и потеряло прежнюю живописность. Когда именно произошла надстройка, мне неизвестно. Здание примечательно одним обстоятельством: в годы независимой Финляндии здесь находилась единственная в городе русская школа.
На заднем плане современной фотографии виден боковой фасад здания реального училища, рассмотренного на другой странице.
На противоположной стороне (Ленинградский пр., 15) расположено еще одно учебное здание:
7 сентября 2023 г.
Здание шведской женской гимназии, 1885, арх. К.Киселев (с 1936 г. - финская женская гимназия). Эклектика. Фасад выглядит упрощенно, но возможно, что он ободран в советское время.
Весьма интересно следующее здание на этой стороне (Ленинградский пр., 9):
7 сентября 2023 г.
7 сентября 2023 г.
Северный модерн. Этот доходный дом построен по проекту, составленному в 1907 г. А.Шульманом (A.Schulman) - одним из ведущих выборгских архитекторов.
Не менее интересно выглядел следующий дом, расположенный на углу Выборгской улицы (Ленинградский пр., 7/38). Фотография 1890-х гг. (музеи Лаппеенранты, инв.№ WMWE1241: 104 [57]):
Это было красивое произведение эклектики, с использованием мотивов североевропейского ренессанса. К сожалению, история строительства мне неизвестна.
Дом, очевидно, был разрушен во время войн, а восстановлен в совершенно другом виде:
7 сентября 2023 г.
От прежнего фасада осталась только отделка первого этажа. Яркая, красивая архитектура заменена шаблонной сталинской неоклассикой.
Дом на противоположной стороне, на другом углу Выборгской улицы (Ленинградский пр., 2/36):
6 октября 2012 г.
Этот красивый дом в стиле модерн построен в 1907 г., арх. Г.Сольберг (G.Sohlberg).
На фасаде по Ленинградскому пр. привлекает внимание портал:
9 сентября 2023 г.
Он выглядит почти так же, как портал дома по Крепостной ул., 6, построенного в том же году тем же архитектором.
Вернемся на пр. Ленина (Торкельскую улицу) и продолжим путь.
Проспект Ленина (Торкельская улица)
Часть II
Пр. Ленина, 14:
27 октября 2012 г.
Бывший особняк Ф.Сергеева - крупного предпринимателя, владельца табачной фабрики и пивоварни. Построен по проекту 1882 г., арх. Ф.Оденвалл (F.Odenwall). Эклектика (необарокко). Фасад кажется мне несколько примитивным, хотя ему не откажешь в живописности.
В 1920 - 1930-х гг. на первом этаже были устроены витрины, но в советское время фасад был реставрирован. Сохранилась внутренняя отделка (я ее не видел).
Пр. Ленина, 16:
Дом купца Конконена, проект 1908 г., арх. П.Уотила (P.Uotila). Северный модерн (национальный романтизм). На мой взгляд, одно из самых красивых произведений этого направления в Выборге. Одинаково красивы и общая композиция, и детали - орнаменты, барельеф у входа с забавными человечками.
Красив и дворовый фасад (соседний участок не застроен, и этот фасад хорошо виден со стороны ул. Димитрова (бывшей Магнусовской):
12 октября 2013 г.
П.Уотила построил в Выборге довольно много зданий в 1900 - 1930-х гг. Среди них есть весьма интересные работы. Но из всех известных мне его зданий это, по-моему, лучшее.
Следующий дом (пр. Ленина, 18/1) стоит на углу ул. Димитрова (бывшей Магнусовской). Фотография 1940 г. (Национальный музей Республики Карелия (Петрозаводск), № по КП (ГИК): КГМ-65962 [55]):
(Изображение обработано. Оригинал )
1915, арх. Х.Каартинен (H.Kaartinen). Дом включил в себя два более ранних дома, построенные Л.Иконеном (L.Ikonen). Неплохая, добротная работа в стиле позднего модерна.
Современный вид:
27 октября 2012 г.
Вместо мансарды надстроен каменный этаж. Пожалуй, это не испортило облик дома.
Следующее здание, расположенное на углу Красной площади, рассмотрено на следующей странице.
А сейчас посмотрим Эспланаду. Здесь недалеко стоит декоративная скульптура, сохранившаяся от времени независимой Финляндии:
26 сентября 2012 г.
"Лось", 1928, ск. Ю.Мянтюнен (J.Mäntynen).
(На предыдущей странице помещена фотография еще одной декоративной скульптуры на Эспланаде.)
А дальше в глубину, прямо в парке (рядом с Суворовским проспектом - бывшей Вазаской улицей) стоит всемирно известный памятник
архитектуры XX века - библиотека Аалто.
Библиотека Алвара Аалто
Суворовский пр., 4
Я не буду подробно писать об истории этого здания, о нем существует обширная литература. Скажу только самое основное.
Библиотека была построена в 1935 г. по проекту великого финского архитектора Алвара Аалто (Alvar Aalto) (по моему убеждению, это один из немногих архитекторов XX века, которого действительно, безо всяких натяжек можно назвать великим).
В Великую отечественную войну здание было разрушено. Библиотека была восстановлена и вновь открылась в 1961 г. К сожалению, качество работ было невысоким - как и обычно в хрущевское время; кроме того, попытки хотя бы получить чертежи Аалто потерпели неудачу по политическим мотивам (не говоря уж о том, что сам Аалто был тогда жив и продолжал активно работать, но о его приезде нечего было и думать). Впрочем, и в таком виде чувствовалась красота здания.
В 2010 г. началась новая реставрация библиотеки, которая закончилась в конце 2013 г.
В 1935 г. Аалто еще только начинал свое творчество. И именно библиотека в Выборге принесла ему всемирную славу.
Наибольшую известность получили интерьеры (точнее, один из интерьеров). Но сначала осмотрим здание снаружи.
8 октября 2015 г.
Здание построено в духе функционализма. Но это какой-то необычный, особый функционализм. Как бы ни относиться к этому архитектурному направлению (а я в целом отношусь к нему плохо), здесь есть нечто выходящее далеко за его рамки - это необычайная гармония с окружающей природой (а не противопоставление ей), своеобразная лирика.
Подойдем к зданию ближе. Главный вход в библиотеку:
В отделке выступающего объема вестибюля использован естественный камень - и это еще больше роднит здание с северной природой.
Обойдем здание вокруг.
8 октября 2015 г.
Вид со стороны Суворовского проспекта (Вазаской улицы):
8 октября 2015 г.
Здесь находится вход в газетно-журнальный отдел.
Фасад по Суворовскому проспекту (справа) и фасад со стороны обратной бульвару:
30 сентября 2015 г.
Выступающий одноэтажный объем слева - вход в детскую библиотеку.
Виды с обратной стороны - оттуда, где было кладбище при Новом кафедральном соборе и памятник Герою:
25 октября 2022 г.
Слева низкий корпус, в котором расположен актовый зал (см. далее).
Возвращаемся назад:
26 сентября 2009 г.
За ленточным окном видна причудливо изгибающаяся линия потолка внутреннего помещения. Это актовый зал - интерьер, который наиболее широко известен. Посмотрим его изнутри. Фотография 1935 г. [49, 1935,№10]:
Современная фотография - вид в противоположную сторону:
Причудливая волнообразная форма потолка - результат инженерного расчета: таким образом должна была быть обеспечена наилучшая акустика. Аалто так охарактеризовал задачу:
"В соответствии с характером мероприятий, которые будут проходить в зале, предполагается, в частности, что общие обсуждения так же важны, как и индивидуальные выступления. Исходя из этого, я хотел решить акустическую проблему таким образом, чтобы начальная точка звука, в отличие от того, что имеет место, например, в концертном зале, была произвольной, т.е. чтобы каждая точка в зале (на определенной высоте) была одинаково хороша и как источник звука, и как точка приема звука."
[49, 1935,№10]
(Оригинал - на шведском языке, которого я не знаю. Я воспользовался автоматическим переводчиком с последующим редактированием. Приношу извинения за возможные неточности перевода.)
Техническое решение решение вызвало сенсацию среди архитекторов-функционалистов разных стран: оказывается, функционализм - это совсем не обязательно прямые линии и прямые углы. Этот зал был воспринят как свидетельство неисчерпаемых возможностей функционалистского метода - следования формы за функцией.
Позволю себе высказать собственное мнение на этот счет: думаю, что форма здесь следует не столько за функцией, сколько за художественным замыслом. Инженерная задача, как правило, имеет разные решения, и выбор того или иного решения зависит от человека. Здесь было принято (сознательно или неосознанно) именно такое направление инженерных расчетов, чтобы получить художественный эффект. А этот эффект - действительно сильный: в сочетании с облицовкой деревом, да еще и с пейзажем за большим ленточным окном возник образ, вызывающий в памяти северные финские леса и волнующееся море.
По сути дела, в этом интерьере впервые проявились черты нового зарождающегося направления, отличающегося от функционализма, - органической архитектуры, одним из лидеров которой в дальнейшем и стал Аалто.
А вслед за этой работой появились и другие, в которых сочетаются волнообразные формы и деревянная облицовка - павильон на выставке лесного хозяйства в Лапуа в 1938 г., затем - получивший мировую известность павильон Финляндии на всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. И в этих постройках уже вообще трудно говорить о какой-то чисто инженерной целесообразности.
Очень интересны и другие интерьеры - собственно библиотечные залы:
8 октября 2015 г.
Эти помещения не имеют окон в стенах, они освещаются мягким рассеянным светом через круглые окошки в потолке. И это тоже выглядит очень красиво.
На этом мы заканчиваем знакомство со знаменитой Выборгской библиотекой.
© Прохоров С.О.