ВЫБОРГ
Бастион Панцерлакс, Художественный музей и др.
Площади к востоку от Старого города 1 2 3 4
Восточно-Выборгские укрепления
Район вокзала
(продолжение)
Церковь Илии Пророка
Ильинская ул., 1
Основной источник информации - [23]. Другие источники оговариваются особо.
На восток от Вокзальной площади, приблизительно параллельно железнодорожным путям проходит Железнодорожная улица. Эта улица не прямая, ода делает повороты. И вот за очередным поворотом впереди открывается вид на храм, стоящий на пригорке, называемом Ильинской горой:
27 октября 2012 г.
Это православная церковь св. пророка Божия Илии. Она была полностью уничтожена в советский период, а в наше время воссоздана.
Храм был построен в 1796 г. на миром собранные деньги. Автор проекта - выборгский губернский архитектор И.Брокман (J.Brockmann). Церковь была приписана к Спасо-Преображенскому собору [24]. В 1824 г. рядом с церковью было устроено кладбище, церковь и кладбище были обнесены оградой. Открытая в 1870 г. железная дорога прошла очень близко к кладбищу, и в дальнейшем захоронения производились на новом месте, в 4 верстах от города [24].
Фотография 1890-1900-х гг. (Музей Лаппеенранты, WMWE1241: 33 [57]):
Храм имел колокольню, завершавшуюся невысоким шпилем.
Позже (может быть, уже в 1930-х гг.? см. [11]) шпиль был заменен луковичной главкой, что видно на фотографии 1930-х гг. (музей Лаппеенранты, WMWE1774:13 [57]):
Луковичная главка была и над основным объемом храма. (Могу предположить, что она - тоже позднего происхождения; сначала храм, видимо, полностью соответствовал нормам классицизма.) К церкви вела высокая лестница.
Слева от церкви на фотографии виден дом привратника, построенный в 1896 г. по проекту талантливого выборгского архитектора Б.Бломквиста (B.Blomkvist). Это был изящный маленький домик с красными кирпичными стенами с белыми украшениями, с зеленой крышей.
Во время войны церковь была сильно повреждена. Рисунок, изображающий руины храма [23]:
В 1945 г. было решено устроить на этом месте воинское кладбище, а разрушенную церковь использовать на строительный материал. Церковь действительно была полностью разобрана - вплоть до фундамента (при воссоздании церкви его не смогли найти), - а воинский мемориал так и не появился. Вот как стала выглядеть Ильинская гора [23]:
Жуткая картина. Исчезло всё! И церковь, и ограда, и домик привратника. О былом напоминает только лестница.
Рядом с церковью, на месте уничтоженного православного кладбища появились производственные постройки, а на месте самой церкви устроена платная автостоянка (ее отсюда плохо видно). И как в насмешку, установлен монументальный транспарант с лозунгом; на этом мелком изображении надпись не прочитать; там написано: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
В [11, №380] написано: "Горела в 1941 г.; в 1945 г. перестроена под общежитие; разобрана в начале 1950-х гг., колокольня сохранилась". Как насчет перестройки под общежитие, не знаю, а насчет сохранившейся колокольни - явная ошибка.
В 1990 г. возникла инициативная группа по воссозданию церкви Илии Пророка, а в 1991 г. образовался благотворительный фонд во главе с искусствоведом, краеведом, почетным гражданином города Выборга, участником Великой Отечественной Войны, штурма и взятия Берлина Е.Е.Кеппом (между прочим, автором хороших книг о достопримечательностях Выборга [7, 56]). В 1994 г. началось воссоздание дома привратника, а затем и церкви. С 1998 г. в восстанавливаемой церкви начались молебны по воскресеньям. Храм был освящен в 1999 г. В 2002 - 2007 гг. рядом с храмом построен новый церковный дом.
Виды на воссозданную Ильинскую церковь:
27 октября 2012 г.
Левее церкви и ближе к склону стоит воссозданный дом привратника. Еще левее (см. левую фотографию) - новый церковный дом, о котором речь пойдет чуть дальше.
Изящная белая церковь вновь украшает Ильинскую гору. Жаль только, что высокая труба по-прежнему портит вид.
И еще мне не очень нравится (хотя и психологически понятно) то, что вместо вместо прежнего коммунистического лозунга появилась крупная надпись: "Христос воскресе" (начало надписи видно у правого края правой фотографии). По-моему, она здесь не очень уместна.
В [1] написано: "Поскольку рядом с участком появился теплоцентр, новую церковь пришлось возвести на несколько десятков метров западнее первоначальной". Откуда такие сведения?!! Сравнение со старыми фотографиями (а также с фотографией, где церковь снесена, но лестница осталась) показывает, что церковь построена примерно на том же месте, что и раньше (примерно - потому что не удалось найти фундамент.)
А вот виды церкви вблизи:
27 октября 2012 г.
Внутри церковь уютна и красива, хотя ее интерьер (если не ошибаюсь, арх. И.В.Качерин) едва ли в чем-то повторяет прежний. Значительную роль в ее внутреннем облике играют новые росписи, а также различные кованые и резные детали, витражи.
С востока от Ильинской церкви сделана глухая стена, за которой находится предприятие. Эта стена получила красивое оформление - с "кремлевскими" зубцами и с иконами в нишах:
12 октября 2013 г.
К северу от церкви построен церковный дом (новый, не повторяющий старые постройки):
27 октября 2012 г.
Здание построено в 2002 - 2007 гг. по проекту И.В.Качерина. На первом этаже находятся детский православный театр, столярная мастерская, детско-юношеская изостудия, иконописный класс (одновременно мастерская). На втором этаже - церковная лавка, крестильня, трапезная, библиотека.
На мой взгляд, красивое здание в национальном духе (напоминающее средневековые русские палаты), хорошо согласующееся с церковью, при всех стилистичиских отличиях.
Товарная станция
Ул. Маяковского
Источник информации [1].
Пройдя от церкви на юг по Ильинской улице около 80 м, мы дойдем до пересечения с улицей Маяковского (бывшей Фискальской улицей). Свернув по ней налево и пройдя около 200 м, мы выйдем к постройкам товарной железнодорожной станции.
Судя по всему, станция работала еще недавно, но, по меньшей мере, к 2013 году она уже бездействовала.
Проект выборгской товарной станции выполнил в 1899 г. Б.Гранхолм (B.Granholm) - главный архитектор Управления Финляндских железных дорог. (Среди многочисленных железнодорожных сооружений Б.Гранхолма - и шесть станций Финляндской железной дороги в окрестностях Санкт-Петербурга, за пределами Великого Княжества Финляндского: Ланская, Удельная, Озерки (сгорела в 1993 г.), Шувалово, Парголово, Левашово.)
В хорошем состоянии находится только административный корпус:
12 октября 2013 г.
Здание с очень строгим декором и живописным силуэтом - весьма красивое произведение переходное от эклектики к модерну.
С обратной стороны здания начинаются железнодорожные пути (теперь неиспользуемые), а по обеим сторонам от них вытянулись длинные корпуса складов, которые приходят в запустение (их концы видны на правой фотографии).
Вот фотографии этих складских корпусов. Слева - северный (вид с ул. Маяковского (Фискальской), справа - южный (вид сверху, с ул. Куйбышева (Огородной):
12 октября 2013 г.
Торец северного складского корпуса (слева от административного здания):
12 октября 2013 г.
Напротив административного и северного складского корпусов, построенных Б.Гранхолмом, стоит еще один административный корпус, построенный уже в конце советского или в постсоветское время:
12 октября 2013 г.
Здание стилизовано под архитектуру начала XX века, и это сделано, пожалуй, неплохо.
Жилой дом
Ул. Куйбышева, 15
Основной источник информации - [1]. Другие источники оговариваются особо.
Улица Куйбышева (бывшая Огородная) проходит наверху над товарной станцией. И от административных корпусов товарной станции открывается весьма эффектный вид на расположенный наверху дом с высоким фигурным фронтоном:
12 октября 2013 г.
Отсюда можно по лестнице, устроенной на склоне, подняться прямо к этому дому и посмотреть его поближе:
12 октября 2013 г.
27 октября 2012 г.
Этот жилой дом построен в 1931 г., арх. Ю.Викстедт (Виисте) (J.Vikstedt (Viiste) и А.Ростила (A.Rostila). Красивое, незаурядное произведение ар-деко. "Ренессансный" фронтон выглядит довольно неожиданно для начала 30-х годов, а металлическое украшение на его вершине - отголоски ушедшего (казалось бы) в прошлое модерна.
На дворовых фасадах интересны оригинальные балконные решетки:
12 октября 2013 г.
Нужно упомянуть и об одной функциональной особенности этого дома: с самого начала почти все его подвальные помещения предназначались для гаража.
Напоследок - еще один вид на этот дом:
27 октября 2012 г.
На переднем плане - офисное здание, построенное в 1924 г., арх. Т.Ситанен [3] (ул. Куйбышева, 13). Еще один пример ар-деко. Здание простое, но не лишенное своеобразной пластики.
© Прохоров С.О.