ФОТОПРОГУЛКИ

 

ВЫБОРГ

 

Оглавление

 

Вступление

Путь от вокзала к замку  1  2  3

Замок  1  2

Старый город  1  2  3  4  5

Бастион Панцерлакс, Художественный музей и др.

Площади к востоку от Старого города  1  2  3  4

Центральные улицы  1  2  3  4

Батарейная гора

Район вокзала  1  2  3

Папула

Мыс Смоляной

Аннинские укрепления и др.

Парк Монрепо  2  3  4

 

 

Литература

 

Главная страница

 

  

Парк Монрепо

 

 

Основные источники информации - [4, 28]. Другие источники оговариваются особо.

 

 

Едва ли не главная достопримечательность Выборга - парк Монрепо, один из самых красивых российских пейзажных парков (не исключая и прославленных парков в царских резиденциях под Петербургом). Без этого парка знакомство с Выборгом будет далеко не полным.

Пройти от замка и Крепостного моста к Монрепо можно через Аннинские укрепления (Фридрихсгамские ворота), а затем по продолжению этой дороги (Петровской улицы) далее на север; на развилке свернуть вправо, на Парковую улицу; вход в парк будет вскоре после железнодорожного моста. Весь путь составляет около 1,5 км.

 

 

В 1759 г. обер-комендант Выборга П.А.Ступишин ходатайствовал о получении в вечное владение геймата (имения) Лилл-Ладугорд. Однако он получил в 1760 г. лишь право пользования казенной собственностью. Здесь, на маленькой части территории будущего парка Монрепо была устроена усадьба Шарлоттенталь с регулярным садом. Ступишин умер в 1782 г., а его наследники в 1784 г. продали право владения имением.

 

В 1784 г. Лилл-Ладугорд был пожалован Екатериной II вновь назначенному выборгскому наместнику Фридриху Вильгельму Карлу герцогу Вюртембергскому (остававшемуся на этой должности до 1786 г., а затем покинувшему Россию из-за конфликта с Екатериной II). При нем парк был значительно расширен (до 16 га) и реконструирован. Именно герцог Вюртембергский дал усадьбе новое название - Монрепо (франц. mon repos - мой отдых). В этот период определилась композиция центральных зданий усадьбы - дом владельца и служебный корпус параллельно ему, а между этими домами и берегом был разбит пейзажный парк, границы которого зрительно определялись двумя павильонами по сторонам от центральных зданий - на месте будущих Паульштайна и Храма Амура (позже обелиска Броглио).

 

В 1787 г., в связи с отъездом в германию герцог Вюртембергский продал право владения имением Монрепо Людвигу Генриху Николаи (1737 - 1820). В это время Л.-Г.Николаи был секретарем великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его жены Марии Федоровны. Позже он стал членом Кабинета Его величества и президентом Академии наук. И в то же время Л.-Г.Николаи является немецкоязычным писателем - поэтом, прозаиком, драматургом. Именно Л.-Г.Николаи, с его художественным талантом, стал творцом прекрасного парка. Его замыслы осуществляли, в частности, садовники И.-Э.Бистерфельд (из Померании), Риверс (из Англии)  [33].

В 1801 г. Александр I пожаловал Л.-Г.Николаи Монрепо в вечное владение, а в 1803 г. он вышел в отставку и смог полностью посвятить себя созданию парка. После смерти Л.-Г.Николаи дело продолжил и завершил его сын, российский дипломат Пауль Николаи (1777 - 1866; после отставки в 1847 г. почти безвыездно жил в Монрепо).

В 1804 г. вышла поэма Л.-Г.Николаи "Имение Монрепо в Финляндии" (на немецком языке; "Das Landgut Monrepos in Finland"), в которой он описал парк - и уже осуществленные его части, и только задуманные. (На русский язык поэма переведена только в 1994 г. И.И.Городинским; этот перевод опубликован, в частности, в [4].) В 1840 г. поэма была вновь издана с 11 видами парка - литографиями Л.-Ж.Жакотте (большей частью по акварелям Х.-Ф.Христенсена). В дальнейшем я буду неоднократно обращаться и к этим литографиям, и к соответствующим местам поэмы.

 

До 1940 г. парк принадлежал потомкам Л.-Г. и П.Николаи. Парк был открыт для посещения и всегда поддерживался в порядке.

И в финскую, и в Великую Отечественную войну парк Монрепо практически не пострадал от военных действий. Однако в 1940 - 1960-х гг. он оказался во многих местах запущен (в эти годы парк носил обезличенное советское название - парк культуры и отдыха им. М.И.Калинина - и использовался соответствующим образом). Погибли все деревянные парковые сооружения.

Несмотря ни на что, парк был прекрасен и в таком состоянии. И все же это была только часть былой красоты.

В 1970 - 1980-х гг. постепенно начались работы по реставрации отдельных объектов. В 1981 - 1983 гг. в парке проводились археологические раскопки. В 1982 - 1983 гг. воссозданы деревянные главные ворота. И, наконец, в 1988 г., благодаря усилиям инициативной группы общественных деятелей Выборга, при поддержке академика Д.С.Лихачева был образован Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Парк Монрепо".

С тех пор за парком организован надлежащий уход, реставрируются его пейзажи, воссозданы некоторые (пока далеко не все) парковые сооружения. Но, как это ни прискорбно, за эти годы были и новые потери. В 1989 г. произошел пожар в деревянном усадебном доме, и с тех пор он находится в аварийном состоянии - так же, как и библиотечный флигель, поэтому центр всего ансамбля - парадный двор недоступен для посетителей. (Состояние на осень 2015 г.)  В 2011 г. сгорел воссозданный в 1999 г. Храм Нептуна, что вновь обеднило пейзажи парка.

 

 

 

Пройдемся по парку Монрепо.

Здесь можно посмотреть план парка (он установлен при входе). Некоторый недостаток плана - то, что существующие (сохранившиеся и воссозданные) и не сохранившиеся объекты обозначены на нем одинаково. Впрочем, историческая планировка и нынешние дорожки показаны на плане все же по-разному.

 

Знакомство с парком начнем с главных ворот:

 

 

26 сентября 2009 г.. 14 сентября 2013 г.

 

Первоначальные ворота в парке времен Л.-Г.Николаи были невзрачными и не играли существенной роли в его облике [4]. Эффектное неоготическое сооружение (деревянное, с металлическими накладками) появилось уже при П.Николаи - в начале 1830-х гг. Существует предположение об авторстве выдающегося финляндского архитектора К.-Л.Энгеля [28].

По мнению автора работы [4], для ворот использовался какой-то типовой проект; основанием для такого предположения служит сходство с каменными воротами конного двора в подмосковном имении Дубровицы (близ Подольска). Однако следует заметить, что буквального совпадения этих двух сооружений нет, имеются очень существенные (на мой взгляд) отличия и в общей композиции, и в деталях.

В 1950-х гг. (после 1954) ворота были разобраны и заменены простыми металлическими. Ворота воссозданы на основе иконографического материала в 1982 - 1983 гг. (арх. В.В.Дмитриев). Сравнение со старыми фотографиями (например, с фотографией 1912 г., помещенной в [28]) свидетельствуют о том, что ворота в целом выглядят так же, как раньше; жаль только, что не воссозданы узорчатые металлические створки ворот. Нет и герба семьи Николаи, помещавшегося над аркой (не забудем, что ворота воссозданы еще в советское время). И очень досадно, что не все накладные металлические детали целы.

 

 

Здесь же, рядом с входом, на небольшом расстоянии справа от аллеи находилась одна из парковых затей - Ктьайский зонтик, устроенный на огромном валуне. Вот его изображение на акварели Х.-Ф.Христенсена 1830-х гг. [4]:

 

 

 

До постройки неоготических главных ворот именно Китайский зонтик был ориентиром для гостей, приезжавших в Монрепо.

Смотровая площадка с Китайским зонтиком была устроена в 1798 г., причем по инициативе не Л.-Г.Николаи, а его сына П.Николаи, который из Англии, где он был на дипломатической службе, прислал чертежи Китайского зонтика садовнику И.-Э.Бистерфельду. Николаи-старший впервые увидел Китайский зонтик, когда приехал в Монрепо в июне 1798 г., и был очень доволен этим новым сооружением.

К сожалению, Китайский зонтик исчез уже давно - он не упоминается после 1870-х гг. До нашего времени сохранился только валун, окруженный зарослями. Вид на валун с подъездной дороги, ведущей от ворот к парадному двору:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

В пейзажных парках второй половины XVIII века всегда была более или менее выраженная центральная регулярная часть (что позже стало необязательным). Не составлял исключения и парк Монрепо. Слева от прямой подъездной дороги был регулярный "кухонный" сад (вероятно, плодовый), а далее дорога проходила через располагавшийся по обе стороны от нее "цветочный" сад. Оба эти маленькие сада имели прямоугольную сетку прямых дорожек (см. план). До нашего времени эти сады не дошли. Только поляна на месте бывшего "кухонного" сада по-прежнему имеет прямоугольную форму. Вид поляны влево от подъездной дороги:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

 

После бывшего "цветочного" сада подъездная дорога немного поднимается и подходит к парадному двору:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

По сторонам от парадного двора - деревянные здания: справа усадебный дом, слева библиотечный флигель.

Еще сравнительно недавно, до 1980-х гг. парадный двор был в гораздо лучшем состоянии. Пространство парадного двора не было заросшим, как сейчас; можно было пройти через двор и спуститься в парк. Здания в советское время подверглись внутренним переделкам, но их фасады сохранялись во вполне приличном состоянии.

В 1989 г. усадебный дом пострадал от пожара и так до сих пор находится в аварийном состоянии. В аварийное состояние пришел и флигель - видимо, после того, как был расселен. (Состояние на осень 2015 г.)

 

 

Первые здания на этом месте появились во времена герцога Вюртембергского. Увидеть, как они выглядели, можно на картине, выполненной в 1796 г. И.-Я.Меттенлейтером (художником, работавшим в Павловске и Гатчине для великого князя Павла Петровича, впоследствии Павла I; в Монрепо он выполнил также живописный плафон для усадебного дома, см. далее). Местонахождение картины неизвестно [4]:

 

 

 

Это самый ранний известный вид парка Монрепо. К сожалению, данная репродукция [4] (единственная мне известная) - нецветная, мелкая и довольно плохого качества, так что подробности рассмотреть затруднительно.

Изображен вид с башни Мариентурм; на переднем плане дамба, существующая и сейчас. Дома на парадном дворе - в центре акварели. Слева, ближе к нам, на скале - павильон на том месте, где теперь стоит обелиск Броглио.

 

В 1798 г. в Монрепо приехал по приглашению Л.-Г.Николаи живописец Дж.-А.Мартинелли, при Екатерине II служивший хранителем картинной галереи Эрмитажа. В Монрепо Мартинелли работал как архитектор, выполнил некоторые проекты парковых построек. Около 1800 г. он начал перестройку усадебного дома и флигеля. В 1802 г. Мартинелли умер, и строительство завершил в 1804 г. его помощник - молодой петербургский архитектор А.Павлов.

 

Рассмотрим здания на парадном дворе.

Усадебный дом, вид с парадного двора, старая фотография [28]:

 

 

 

Красивый, благородный фасад в стиле классицизма, и притом довольно нестандартный (во всяком случае, для российской архитектуры). Центральная часть фасада украшена пилястрами тосканского ордера, а между окнами первого и второго этажа установлены круглые медальоны с гипсовыми барельефами.

Отделка фасада (в том числе и барельефы) хорошо сохранялась до конца 1980-х гг. В результате пожара 1989 г. и последующих многих лет запустения фасад сильно обветшал:

 

 

7 октября 2012 г.

 

На правой фотографии видна остекленная веранда, пристроенная к юго-западному торцу дома в последней четверти XIX в. Тогда же к противоположному, северо-восточному торцу была пристроена открытая веранда с четырьмя колонками под навесом. Северо-восточная веранда погибла, вероятно, при пожаре 1989 г. (сильнее всего от пожара пострадала именно северо-восточная часть здания).

 

Юго-восточный, парковый фасад мы увидим несколько позже. А сейчас рассмотрим старые фотографии интерьеров усадебного дома.

Парадные залы образовывали анфиладу, расположенную вдоль паркового фасада. В центре находилась Большая зала, пять окон которой выходили на середину паркового фасада. Вот старые фотографии [29] - зала целиком и фрагмент (он виден на первой фотографии впереди справа):

 

 

 

Просторное, светлое двусветное помещение с изысканной отделкой. Особенно нарядно выглядела верхняя часть - второй ярус с круглыми окнами (реальными на фасадной стене и ложными на остальных трех) и росписями в технике гризайль, а на потолке живописный плафон с изображением Марса и Венеры. Этот плафон был написан уже упоминавшимся художником М.-Я.Меттенлейтером (возможно, плафон остался еще от старого дома герцога Вюртембергского). Вот фотография фрагмента этого плафона [29]:

 

 

 

 

С юго-запада к Большой зале примыкала столовая [29]:

 

 

 

 

Еще одно помещение, кажется, более скромное - кабинет Софьи Николаевны фон дер Пален (урожд. Николаи) [29]:

 

 

 

 

 

В северо-восточном крыле находилась библиотечная комната - первоначально кабинет Пауля Николаи. Вот как выглядело это помещение [5]:

 

 

 

 

В 1860-х гг., после перенесения библиотеки из усадебного дома во флигель (см. далее) в северо-восточной части усадебного дома был устроен кабинет Пауля Николаи (умершего в 1866 г.). В кабинете сохранялось небольшое количество стеллажей с книгами, а по стенам были развешаны портреты всех членов семьи Николаи, начиная с Л.-Г.Николаи [4].

 

На фотографии виден и бильярдный стол. О нем в [28] сказано, что он стоял сначала в противоположном, юго-западном крыле, в комнате, которая так и называлась - бильярдная и была расположена рядом со столовой; в конце XIX в. стол был перемещен в Большую залу, а бильярдная стала буфетной и сервировочной. Данная фотография свидетельствует о том, что какое-то время бильярдный стол стоял в библиотечной комнате. К сожалению, мне неизвестно, когда именно сделана фотография.

 

 

 

В 1966 - 1967 гг. производился капитальный ремонт здания с приспособлением под детский сад, при этом в помещениях со стороны парадного двора и в боковых флигелях была изменена планировка и частично утрачены старые конструкции. И в это время произошла очень обидная утрата: был украден живописный плафон Меттенлейтера. (Но снаружи дом после ремонта выглядел вполне удовлетворительно.)

 

 

 

Теперь познакомимся с библиотечным флигелем. Вот его старая фотография [28]:

 

 

 

Флигель построен (или перестроен из старого здания герцога Вюртембергского) одновременно с усадебным домом - в 1800 - 1804 гг. Автор проекта также Дж.-А.Мартинелли, после смерти которого в 1802 г. строительство также закончил А.Павлов.

Два деревянных здания, расположенные по сторонам парадного двора - усадебный дом и флигель - образуют единый ансамбль. И, как это ни удивительно, флигель выглядит, пожалуй, даже более представительно, чем усадебный дом. Флигель украшен башенкой с флюгером, а во фронтоне установлены часы.

Сначала во флигеле располагались комнаты для слуг и комнаты для гостей. Во второй половине XIX в. (еще при жизни Пауля Николаи) назначение помещений изменилось - сда была переведена из усадебного дома библиотека. С тех пор флигель и называют библиотечным.

Библиотеку начали собирать вдвоем Л.-Г.Николаи и его друг детства, также служивший в России - Ф.Г.Лафермьер . По обоюдному согласию эта библиотека должна была остаться у того, кто дольше прожиыет. Лафермьер умер в 1796 г., и библиотека осталась у Николаи. Она насчитывала более 10000 томов. В ней была очень хорошая подборка литературы по архитектуре и садово-парковому искусству.

Для размещения библиотеки во флигеле была произведена перепланировка его восточной части. Библиотека занимала несколько комнат: сени, читальный зал, комнаты для работы библиотекаря с книгами, для хранения антикварной литературы и эстампов. Вот как выглядела библиотека [29]:

 

 

 

Это была одна из лучших частных библиотек в Финляндии. В 1915 г. она была передана Хельсинкскому университету, после чего флигель был вновь перепланирован.

 

В советское время флигель использовался как многоквартирный жилой дом. Здание было существенно перепланировано. Исчезли медальоны с барельефами, утрачен механизм часов. И тем не менее здание внешне выглядело значительно лучше, чем теперь, когда оно находится в аварийном состоянии:

 

 

26 сентября 2009 г.

 

 

Теперь вход на парадный двор закрыт, и нельзя, как раньше, пройти сквозь двор и спуститься в парк. Пойдем в парк в обход парадного двора, справа.

Попутно обратим внимание на стоящую перед входом на парадный двор женскую скульптуру, явно созданную в XX веке (фотография  26 сентября 2009 г.). К сожалению, мне ничего о ней не известно.

Спустившись вниз, мы увидим сквозь деревья большую поляну:

 

 

26 сентября 2009 г.

 

Слева на возвышении - усадебный дом. Справа параллельно ему проходит прямая аллея (на фотографии видны справа только деревья на этой аллее). Впереди берег бухты Защитной (до 1944 г. - Суоменведенпохья ("Конец финских вод"), на берегу которой и расположен парк Монрепо. Пойдем по аллее по направлению к берегу:

 

 

7 октября 2012 г.

 

 

По пути посмотрим юго-восточный, парковый фасад усадебного дома.

Прежде чем показывать дом в его нынешнем аварийном состоянии, я покажу некоторые его старые изображения.

Одно из самых старых известных мне изображений относится к 1830-м гг. [30]:

 

 

 

Эту акварель выполнила Октавия де Николаи - дочь Пауля Николаи. Изображение представляет собой немного видоизмененную копию акварели художника Х.-Ф.Христенсена; различие - то, что у Христенсена есть стаффаж, который отсутствует на данной акварели. (Репродкуция непосредственно акварели Христенсена есть в [4], но не цветная и плохого качества, поэтому я предпочел поместить здесь эту копию. На сайте [30] есть и другие работы Октавии Николаи, в том числе три вида парка Монрепо; хотя они и интересны изображенными на них объектами, но я все же эти акварели на своем сайте не помещаю из-за их откровенно любительского уровня.)

Со стороны парка дом одноэтажный. В центре возвышается двусветный объем Большой залы, к которому около 1820 г. (уже при П.Николаи) был пристроен портик, и здание приобрело облик вполне традиционный для российских усадеб эпохи классицизма.

Перед Большой залой была устроена лестница (очевидно, деревянная) красивой усложненной формы, еще близкая к архитектуре барокко. Возможно, что она сохранилась от старого дома герцога Вюртембергского. Во второй половине XIX в. эта лестница была заменена простой одномаршевой (тоже деревянной). Вот две старые фотографии, на которых видна эта лестница (первая фотография - 1912 года, вторая не датирована) [28]:

 

 

 

Жаль, что исчезла старая красивая лестница. Но все же и новая тоже хороша: эта широкая и высокая лестница придала дому некую монументальность.

 

 

А вот как выглядит парковый фасад в наше время:

 

 

26 сентября 2009 г. 14 сентября 2013 г.

 

Дом в аварийном состоянии. Окна заколочены. От лестницы осталось только несколько верхних ступенек (они не видны на фотографиях). Печальная картина.

 

 

Но начнем, наконец, осмотр парка. Здесь уже далеко не все так плохо.

 

Пройдем в сторону берега бухты.

Слева вид от конца аллеи, идущей параллельно фасаду усадебного дома, справа снимок с точки, расположенной левее и дальше:

 

 

26 сентября 2009 г. 7 октября 2012 г.

 

 

Мы подошли к берегу. Здесь расположена видовая площадка рядом с остатками гранитной пристани (они на фотографии не видны):

 

 

26 сентября 2009 г.

 

 

Вправо открывается прекрасный вид. Слева цветная фотография С.М.Прокудина-Горского (не позже 1905 г.; идентифицирована В.Ратниковым [31], реставрирована мною [32]), справа моя фотография в том же направлении 26 сентября 2009 г.:

 

 

 

На обеих фотографиях: слева остров Турецкой Палатки с гранитной пристанью (сама палатка в начале XX века еще существовала, но, к сожалению, на фотографии Прокудина-Горского она закрыта деревьями слева от пристани), справа в глубине Китайский мостик (один из двух) - у Прокудина-Горсколго подлинный, на моем снимке воссозданный на рубеже XX и XXI века.

 

 

Еще один вид в том же направлении:

 

 

7 октября 2012 г.

 

Раньше этот вид был богаче: правее Китайского мостика над деревьями возвышалась деревянная башня Мариентурм с "китайскими" крышами с загнутыми краями. Увы, она погибла в советское время.

 

 

Правее открывается вид на Левкадийскую скалу с обелиском Броглио:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

 

 

Но, пожалуй, особенно красив вид влево, вдоль берега бухты:

 

 

7 октября 2012 г.

 

К огромному сожалению, этот вид теперь тоже беднее, чем раньше. Впереди виден мыс с растущей на нем высокой сосной. На этом мысу находился деревянный павильон Храм Нептуна (он рассмотрен на следующей странице). Этот павильон был разобран в 1948 г. В 1999 г. Храм Нептуна был воссоздан. Но в 2011 г. произошло несчастье: павильон сгорел.

Вот две фотографии, сделанные в разное время примерно с одного и того же места - с гранитной скалы, которая видна слева на последней фотографии - с воссозданным Храмом Нептуна и опять без Храма:

 

 

26 сентября 2009 г. 14 сентября 2013 г.

 

 

 

Теперь скажем о скале, с которой сделаны два последних снимка. Вершина скалы - прекрасная видовая площадка. На этом месте раньше  стояла скамейка, а в конце XIX века была построена деревянная Чайная беседка; это была, вероятно, последняя постройка в парке Монрепо.

В путеводителе 1912 г. [10] об этой беседке написано следующее:

"...на вершине скалы построена обширная беседка, стены которой испещрены инициалами и подписями посетителей парка, аттестующих себя вандалами, имевшими, как и они, своеобразное понятие о неприкосновенности чужой собственности."

Да... Вандалы, или, попросту говоря, быдло. Оно было всегда. Именно быдло разбило в 1871 г. статую Вяйнямёйнена. А в наше время быдло испоганило надписями воссозданную Хижину отшельника...

Так же, как и все другие деревянные сооружения, подлинная беседка не дошла до нашего времени. Предположительно она разобрана в середине XX в. В 2002 г. Чайная беседка воссоздана на историческом фундаменте по старым фотографиям. Вот как она сейчас выглядит:

 

 

7 октября 2012 г.

 

 

Виды от Чайной беседки - влево (к бывшему Храму Нептуна), прямо (на бухту) и направо (на остров Турецкой Палатки и Китайский мостик):

 

 

7 октября 2012 г.

 

 

Спустимся со скалы и выйдем на аллею, ведущую на северо-запад - к тому месту, где стоял Храм Нептуна. Еще раз посмотрим отсюда на те здания, которые мы осмотрели с других мест.

Чайная беседка:

 

 

26 сентября 2009 г.

 

 

Усадебный дом:

 

 

26 сентября 2009 г.

 

 

Библиотечный флигель:

 

 

30 августа 2009 г.

 

 

Мы начали (но далеко не закончили!) знакомство с парком. Наиболее интересные его части рассмотрены на следующих трех страницах.

Следует подчеркнуть, что красота парка Монрепо - это красота не просто дикой природы, а произведения искусства. Создание его пейзажей стоило больших трудов. Вообще около десяти лет после приобретения имения Л.-Г.Николаи в парке велись подготовительные работы - расчистка территории, укладка одних камней и раздробление других и т.д. - и только после 1796 г. начались главные работы по созданию парка [4].

Вот что пишет о соотношении природы и искусства Л.-Г.Николаи в своей поэме (перевод И.И.Городинского) []:

 

Взгляни! Любое украшенье по частям

Обычно раздает окрестностям природа.

И все, что саду величавому всегда

Дать не могло бессильное богатство,

Здесь массами природа собрала,

Контрастами своими наделила

И проявила в этом тонкий вкус,

Сокровищами щедро поделилась,

Скалистых стен раскинула гряду.

А перед ней, чтоб глаз мог дали видеть,

Бежит в низине по камням поток.

И волны, словно линии, обводят

Высокие и низкие брега.

Ко мне воззвали нимфы и дриады,

Я их угодья сразу окружил,

Обнес и укрепил их прочной дамбой,

Чтобы незваный гость Тритон

Не приставал к ним. А взамен прислали

Они прохладную завесу из деревьев в дар.

Не думай только, что столь гармонично

Природа это создала сама.

Заброшена была случайно

Сюда природы первобытной красота

И бесполезно до сих пор лежала.

Упорство, труд хаос преобразили,

Очистили, связали вместе все,

Лежавшее бок о бок, но разделенное

Своею неприступностью, пока, стремясь вперед,

Один прекрасный вид другим меняя,

Я красоты задуманной не получил.

О ней, знать, помнят люди средних лет.

Так, слушая возвышенного барда,

Ты думаешь, что дивные слова

Само собой из уст златых стремятся,

Гармонии выстраивая ряд.

И только одному ему известен

Попыток счет и частых неудач,

Пока он не достигнет совершенства.

Но эта тайна - собственность его -

Ему даст вволю насладиться песней, мне - долиной.

 

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

 

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.