ФОТОПРОГУЛКИ

 

ВЫБОРГ

 

Оглавление

 

Вступление

Путь от вокзала к замку  1  2  3

Замок  1  2

Старый город  1  2  3  4  5

Бастион Панцерлакс, Художественный музей и др.

Площади к востоку от Старого города  1  2  3  4

Центральные улицы  1  2  3  4

Восточно-Выборгские укрепления

Район вокзала  1  2  3

Папула. Марковилла

Мыс Смоляной

Аннинские укрепления и др.

Парк Монрепо  2  3  4

 

 

Литература

 

Главная страница

 

  

Парк Монрепо

 

 

Основные источники информации - [4, 28], а также информация на стендах в парке. Другие источники оговариваются особо.

 

 

Едва ли не главная достопримечательность Выборга - парк Монрепо, один из самых красивых российских пейзажных парков (не исключая и прославленные парки в царских резиденциях под Петербургом). Без этого парка знакомство с Выборгом будет далеко не полным.

Пройти от замка и Крепостного моста к Монрепо можно через Аннинские укрепления (Фридрихсгамские ворота), а затем по продолжению этой дороги (Петровской улицы) далее на север; на развилке свернуть вправо, на Парковую улицу; вход в парк будет вскоре после железнодорожного моста. Весь путь составляет около 1,5 км.

 

В 1759 г. обер-комендант Выборга П.А.Ступишин ходатайствовал о получении в вечное владение геймата (имения) Лилл-Ладугорд. Однако он получил в 1760 г. лишь право пользования казенной собственностью. Здесь, на маленькой части территории будущего парка Монрепо была устроена усадьба Шарлоттенталь с регулярным садом. Ступишин умер в 1782 г., а его наследники в 1784 г. продали право владения имением.

 

В 1784 г. Лилл-Ладугорд был пожалован Екатериной II вновь назначенному выборгскому наместнику Фридриху Вильгельму Карлу герцогу Вюртембергскому (остававшемуся на этой должности до 1786 г., а затем покинувшему Россию из-за конфликта с Екатериной II). При нем парк был значительно расширен (до 16 га) и реконструирован. Именно герцог Вюртембергский дал усадьбе новое название - Монрепо (франц. mon repos - мой отдых). В этот период определилась композиция центральных зданий усадьбы - дом владельца и служебный корпус параллельно ему, а между этими домами и берегом был разбит пейзажный парк, границы которого зрительно определялись двумя павильонами по сторонам от центральных зданий - на месте будущих Паульштайна и Храма Амура (позже обелиска Броглио).

 

В 1787 г., в связи с отъездом в германию герцог Вюртембергский продал право владения имением Монрепо Людвигу Генриху Николаи (1737 - 1820). В это время Л.-Г.Николаи был секретарем великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его жены Марии Федоровны. Позже он стал членом Кабинета Его Величества и президентом Академии наук. И в то же время Л.-Г.Николаи является немецкоязычным писателем - поэтом, прозаиком, драматургом. Именно Л.-Г.Николаи, с его художественным талантом, стал творцом прекрасного парка. Его замыслы осуществляли, в частности, садовники И.-Э.Бистерфельд (из Померании), Риверс (из Англии)  [33].

В 1801 г. Александр I пожаловал Л.-Г.Николаи Монрепо в вечное владение, а в 1803 г. он вышел в отставку и смог полностью посвятить себя созданию парка. После смерти Л.-Г.Николаи дело продолжил и завершил его сын, российский дипломат Пауль Николаи (1777 - 1866; после отставки в 1847 г. почти безвыездно жил в Монрепо).

В 1804 г. вышла поэма Л.-Г.Николаи "Имение Монрепо в Финляндии" (на немецком языке; "Das Landgut Monrepos in Finland"), в которой он описал парк - и уже осуществленные его части, и только задуманные. (На русский язык поэма переведена только в 1994 г. И.И.Городинским; этот перевод опубликован, в частности, в [4].) В 1840 г. поэма была вновь издана с 11 видами парка - литографиями Л.-Ж.Жакотте (большей частью по акварелям Х.-Ф.Христенсена). В дальнейшем я буду неоднократно обращаться и к этим литографиям, и к соответствующим местам поэмы.

 

До 1940 г. парк принадлежал потомкам Л.-Г. и П.Николаи. Парк был открыт для посещения и всегда поддерживался в порядке.

И в финскую, и в Великую Отечественную войну парк Монрепо практически не пострадал от военных действий. Однако в 1940 - 1960-х гг. он оказался во многих местах запущен (в эти годы парк носил обезличенное советское название - парк культуры и отдыха им. М.И.Калинина - и использовался соответствующим образом). Погибли все деревянные парковые сооружения.

Несмотря ни на что, парк был прекрасен и в таком состоянии. И все же это была только часть былой красоты.

В 1970 - 1980-х гг. постепенно начались работы по реставрации отдельных объектов. В 1981 - 1983 гг. в парке проводились археологические раскопки. В 1982 - 1983 гг. воссозданы деревянные главные ворота. И, наконец, в 1988 г., благодаря усилиям инициативной группы общественных деятелей Выборга, при поддержке академика Д.С.Лихачева был образован Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Парк Монрепо".

С тех пор за парком организован надлежащий уход, реставрируются его пейзажи, воссозданы некоторые (пока далеко не все) парковые сооружения. Но, как это ни прискорбно, за эти годы были и новые потери. В 1989 г. произошел пожар в деревянном усадебном доме, и он долгое время находился в аварийном состоянии - так же, как и библиотечный флигельВ 2011 г. сгорел воссозданный в 1999 г. Храм Нептуна, что вновь обеднило пейзажи парка.

Около 2017-2018 г. начались новые работы по реставрации парка. Вновь воссоздан Храм Нептуна; расчищен самосев, в результате чего открылись далекие перспективы; приведены в порядок берега бухты. к 2023 г. завершена реставрация последнего района парка - центральной части с усадебным домом и прилегающей местности с обелиском Броглио.

 

 

 

Пройдемся по парку Монрепо.

Здесь можно посмотреть план парка (он был установлен при входе, я переснял его 8 октября 2015 г.).

 

Знакомство с парком начнем с главных ворот:

 

 

7 сентября 2023 г.

 

Первоначальные ворота в парке времен Л.-Г.Николаи были невзрачными и не играли существенной роли в его облике [4]. Эффектное неоготическое сооружение (деревянное, с металлическими накладками) появилось уже при П.Николаи - в начале 1830-х гг. Существует предположение об авторстве выдающегося финляндского архитектора К.-Л.Энгеля [28].

По мнению автора работы [4], для ворот использовался какой-то образцовый проект; основанием для такого предположения служит сходство с каменными воротами конного двора в подмосковном имении Дубровицы (близ Подольска). Однако следует заметить, что буквального совпадения этих двух сооружений нет, имеются очень существенные (на мой взгляд) отличия и в общей композиции, и в деталях.

В 1950-х гг. (после 1954) ворота были разобраны и заменены простыми металлическими. Ворота воссозданы на основе иконографического материала в 1982 - 1983 гг. (арх. В.В.Дмитриев). Ворота были восстановлены почти полностью, не были только воссозданы металлические створки ворот и не был установлен герб семьи Николаи над аркой (не забудем, что это было еще в советское время). Со временем исчезли некоторые накладные металлические детали. В 2018 г. ворота были разобраны и вновь построены, теперь без утрат.

 

Здесь же, рядом с входом, на небольшом расстоянии справа от аллеи находилась одна из парковых затей - Китайский зонтик, устроенный на огромном валуне. Вот его изображение на акварели Х.-Ф.Христенсена 1830-х гг. [4]:

 

 

 

До постройки неоготических главных ворот именно Китайский зонтик был ориентиром для гостей, приезжавших в Монрепо.

Смотровая площадка с Китайским зонтиком была устроена в 1798 г., причем по инициативе не Л.-Г.Николаи, а его сына П.Николаи, который из Англии, где он был на дипломатической службе, прислал чертежи Китайского зонтика садовнику И.-Э.Бистерфельду. Николаи-старший впервые увидел Китайский зонтик, когда приехал в Монрепо в июне 1798 г., и он был очень доволен этим новым сооружением.

К сожалению, Китайский зонтик исчез уже давно - он не упоминается после 1870-х гг. До нашего времени сохранился только валун, окруженный зарослями. Виды на валун с подъездной дороги, ведущей от ворот к парадному двору:

 

7 сентября 2023 г.

 

 

От ворот к парадному двору с усадебным домом ведет прямая подъездная дорога:

 

 

7 сентября 2023 г.

 

В пейзажных парках второй половины XVIII века всегда была более или менее выраженная центральная регулярная часть (что позже стало необязательным). Не составлял исключения и парк Монрепо.

Слева от прямой подъездной дороги был регулярный "кухонный" (плодовый) сад, а далее дорога проходила через располагавшийся по обе стороны от нее "цветочный" сад. Оба эти маленькие сада имели прямоугольную сетку прямых дорожек (см. план). До нашего времени эти сады не дошли. Только поляна на месте бывшего плодового сада по-прежнему имела прямоугольную форму:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

Около 2022-2023 г. оба регулярных сада были реставрированы. Впрочем, вход в плодовый сад (действующий!) закрыт для посетителей, увидеть его можно только через загородку:

 

 

7 сентября 2023 г.

 

 

Продолжаем наш путь:

 

 

7 сентября 2023 г.

 

Впереди за деревьями уже виден парадный двор - справа усадебный дом, слева флигель. Но прежде чем к нему подойти, обратим внимание на регулярные сады слева от дороги.

Здесь кончается закрытый для посетителей плодовый сад и начинается "цветочный" сад. Виды левой половины сада в сторону парадного двора и в обратную сторону, к воротам:

 

 

7 сентября 2023 г. 28 сентября 2022 г.

 

 

Обратим внимание также на воссозданную зеленую ограду плодового сада, обращенную к "цветочному" саду:

 

 

7 сентября 2023 г.

 

 

Вернемся на подъездную дорогу и дойдем, наконец, до парадного двора.

 

Первые здания на этом месте появились во времена герцога Вюртембергского. Увидеть, как они выглядели, можно на картине, выполненной в 1796 г. И.-Я.Меттенлейтером (художником, работавшим в Павловске и Гатчине для великого князя Павла Петровича, впоследствии Павла I; в Монрепо он выполнил также живописный плафон для усадебного дома, см. далее) [4] (воспроизводится по [28а]):

 

 

 

Это самый ранний известный вид парка Монрепо. Изображен вид с башни Мариентурм; на переднем плане дамба, существующая и сейчас. Дома на парадном дворе - в центре акварели. Слева, ближе к нам, на скале - павильон на том месте, где теперь стоит обелиск Броглио. Справа вдали на вершине скалы - павильон Паульштайн - первая постройка Л.-Г.Николаи.

 

В 1798 г. в Монрепо приехал по приглашению Л.-Г.Николаи живописец Дж.-А.Мартинелли, при Екатерине II служивший хранителем картинной галереи Эрмитажа. В Монрепо Мартинелли работал как архитектор, выполнил некоторые проекты парковых построек. Около 1800 г. он начал перестройку усадебного дома и флигеля. В 1802 г. Мартинелли умер, и строительство завершил в 1804 г. его помощник - молодой петербургский архитектор А.Павлов.

В 2023 г. я прочитал на стенде с информацией рядом с усадебным домом: "Главный усадебный дом построен в 1804 году по проекту, выполненному архитектором Иоганном Дитрихом Фоком (1741 - 1807) под руководством Джузеппе Антонио Мартинелли (около 1730 - 1802)." До сих пор имя Фока мне нигде не встречалось, автором проекта дома всегда называли Мартинелли. Возможно, открылись какие-то новые обстоятельства? К сожалению, я не нашел никаких данных об этом и на официальном сайте музея-заповедника Монрепо [28] - там автором по-прежнему назван только Дж.-А.Мартинелли...

 

Рассмотрим здания на парадном дворе.

Усадебный дом, вид с парадного двора, старая фотография [28]:

 

 

 

Красивый, благородный фасад в стиле классицизма, и притом довольно нестандартный (во всяком случае, для российской архитектуры). Центральная часть фасада украшена пилястрами тосканского ордера, а между окнами первого и второго этажа установлены круглые медальоны с гипсовыми барельефами.

Современная фотография усадебного дома после реставрации:

 

 

7 сентября 2023 г.

 

Один из барельефов:

 

 

7 сентября 2023 г.

 

Следует сказать, что отделка фасада (в том числе и барельефы) хорошо сохранялась до пожара 1989 г. Дом не сгорел, но был сильно поврежден.

 

Юго-восточный, парковый фасад мы увидим несколько позже. А сейчас рассмотрим старые фотографии интерьеров усадебного дома.

Парадные залы образовывали анфиладу, расположенную вдоль паркового фасада. В центре находилась Большая зала, пять окон которой выходили на середину паркового фасада. Вот старые фотографии [29] - зала целиком и фрагмент (он виден на первой фотографии впереди справа):

 

 

 

Просторное, светлое двусветное помещение с изысканной отделкой. Особенно нарядно выглядела верхняя часть - второй ярус с круглыми окнами (реальными на фасадной стене и ложными на остальных трех) и росписями в технике гризайль, а на потолке живописный плафон с изображением Марса и Венеры. Этот плафон был написан уже упоминавшимся художником М.-Я.Меттенлейтером (возможно, плафон остался еще от старого дома герцога Вюртембергского). Фотография фрагмента этого плафона [29]:

 

 

 

 

С юго-запада к Большой зале примыкала столовая [29]:

 

 

 

 

Еще одно помещение, кажется, более скромное - кабинет Софьи Николаевны фон дер Пален (урожд. Николаи) [29]:

 

 

 

 

 

В северо-восточном крыле находилась библиотечная комната - первоначально кабинет Пауля Николаи. Вот как выглядело это помещение [5]:

 

 

 

 

В 1860-х гг., после перенесения библиотеки из усадебного дома во флигель (см. далее) в северо-восточной части усадебного дома был устроен кабинет Пауля Николаи (умершего в 1866 г.). В кабинете сохранялось небольшое количество стеллажей с книгами, а по стенам были развешаны портреты всех членов семьи Николаи, начиная с Л.-Г.Николаи [4].

На фотографии виден и бильярдный стол. О нем в [28] сказано, что он стоял сначала в противоположном, юго-западном крыле, в комнате, которая так и называлась - бильярдная и была расположена рядом со столовой; в конце XIX в. стол был перемещен в Большую залу, а бильярдная стала буфетной и сервировочной. Данная фотография свидетельствует о том, что какое-то время бильярдный стол стоял в библиотечной комнате. К сожалению, мне неизвестно, когда именно сделана фотография.

 

В 1966 - 1967 гг. производился капитальный ремонт здания с приспособлением под детский сад, при этом в помещениях со стороны парадного двора и в боковых флигелях была изменена планировка и частично утрачены старые конструкции. И в это время произошла очень обидная утрата: был украден живописный плафон Меттенлейтера. (Но снаружи дом после ремонта выглядел вполне удовлетворительно.)

 

 

Теперь познакомимся с библиотечным флигелем. Вот его старая фотография [28]:

 

 

 

Флигель построен (или перестроен из старого здания герцога Вюртембергского) одновременно с усадебным домом - в 1800 - 1804 гг. Автор проекта также Дж.-А.Мартинелли, после смерти которого в 1802 г. строительство также закончил А.Павлов.

Два деревянных здания, расположенные по сторонам парадного двора - усадебный дом и флигель - образуют единый ансамбль. И, как это ни удивительно, флигель выглядит, пожалуй, даже более представительно, чем усадебный дом. Флигель украшен башенкой с флюгером, а во фронтоне установлены часы.

Сначала во флигеле располагались комнаты для слуг и комнаты для гостей. Во второй половине XIX в. (еще при жизни Пауля Николаи) назначение помещений изменилось - сюда была переведена из усадебного дома библиотека. С тех пор флигель и называют библиотечным.

Библиотеку начали собирать вдвоем Л.-Г.Николаи и его друг детства, также служивший в России - Ф.Г.Лафермьер. После женитьбы Людвига Генриха друзья поделили книги пополам, условившись, что в случае смерти одного из них его часть библиотеки отойдет другому. Но после рождения Пауля, сына Людвига Генриха, соглашение было расторгнуто, поскольку Пауль становился наследником отца.

Библиотека Николаи насчитывала более 10000 томов. В ней была очень хорошая подборка литературы по архитектуре и садово-парковому искусству.

Для размещения библиотеки во флигеле была произведена перепланировка его северо-восточной части. Библиотека занимала несколько комнат: сени, читальный зал, комнаты для работы библиотекаря с книгами, для хранения антикварной литературы и эстампов. Вот как выглядела библиотека [29]:

 

 

 

Это была одна из лучших частных библиотек в Финляндии. В 1915 г. она была передана Хельсинкскому университету, после чего флигель был вновь перепланирован.

 

В советское время флигель использовался как многоквартирный жилой дом. Здание было существенно перепланировано. Исчезли медальоны с барельефами, утрачен механизм часов. К началу XXI в. библиотечный флигель пришел в аварийное состояние.

В конце XX - начале XXI в. парадный двор был закрыт для посетителей. Перед закрытым входом стояла женская скульптура, о которой мне ничего не известно (фотография  26 сентября 2009 г.).

 

Фотографии библиотечного флигеля после реставрации - вид с парадного двора:

 

 

7 сентября 2023 г.

 

Здесь можно посмотреть противоположный фасад флигеля (фотография 7 сентября 2023 г.); он тоже украшен барельефами.

 

Из-за ограды парадного двора, установленной между усадебным домом и библиотечным флигелем, открываются виды на прекрасный пейзажный парк. В центре ограды сделаны ворота, ведущие к деревянной лестнице, спускающейся в парк:

 

 

7 сентября 2023 г.

 

 

7 сентября 2023 г.

 

 

Спустимся в парк. Оглянемся на лестницу и парадный двор:

 

 

7 сентября 2023 г.

 

 

Посмотрим, как выглядит усадебный дом со стороны парка. Сначала я покажу некоторые его старые изображения. Одно из самых старых известных мне изображений относится к 1830-м гг. [30]:

 

 

 

Эту акварель выполнила Октавия де Николаи - дочь Пауля Николаи. Изображение представляет собой немного видоизмененную копию акварели художника Х.-Ф.Христенсена; различие - то, что у Христенсена есть стаффаж, который отсутствует на данной акварели. (Репродкуция непосредственно акварели Христенсена есть в [4], но не цветная и плохого качества, поэтому я предпочел поместить здесь эту копию. На сайте [30] есть и другие работы Октавии Николаи, в том числе три вида парка Монрепо; хотя они и интересны изображенными на них объектами, но я все же эти акварели на своем сайте не помещаю из-за их откровенно любительского уровня.)

Со стороны парка дом одноэтажный. В центре возвышается двусветный объем Большой залы, к которому около 1820 г. (уже при П.Николаи) был пристроен портик, и здание приобрело облик вполне традиционный для российских усадеб эпохи классицизма.

Перед Большой залой была устроена лестница (очевидно, деревянная) красивой усложненной формы, еще близкая к архитектуре барокко. Возможно, что она сохранилась от старого дома герцога Вюртембергского. Во второй половине XIX в. эта лестница была заменена простой одномаршевой (тоже деревянной). Вот две старые фотографии, на которых видна эта лестница (первая фотография - 1912 года, вторая не датирована) [28]:

 

 

 

Жаль, что исчезла старая красивая лестница. Но все же и новая тоже хороша: эта широкая и высокая лестница придала дому некую монументальность.

 

 

Современные фотографии усадебного дома после реставрации:

 

 

7 сентября 2023 г.

 

 

Перед усадебным домом расположена большая поляна, по границе которой, параллельно дому идет обсаженная деревьями аллея. Фотографии, сделанные до реставрации:

 

 

26 сентября 2009 г. 7 октября 2012 г.

 

 

Современная фотография - вид от портика вниз на поляну и прилегающий к ней район на берегу бухты:

 

 

7 сентября 2023 г.

 

 

Но начнем, наконец, осмотр пейзажного парка.

 

Пройдем в сторону берега бухты.

Два вида с территории у усадебного дома (до реставрации). Слева вид от конца аллеи, идущей параллельно фасаду усадебного дома, справа снимок с точки, расположенной левее и дальше:

 

 

26 сентября 2009 г. 7 октября 2012 г.

 

 

Отсюда можно подойти к берегу, где расположена видовая площадка:

 

 

26 сентября 2009 г.

 

 

Теперь, после реставрации площадка выглядит немного по-другому, здесь реставрирована старая гранитная пристань, а рядом с ней - гранитная набережная:

 

 

28 сентября 2022 г.

 

 

Вправо открывается прекрасный вид. Цветная фотография С.М.Прокудина-Горского (не позже 1905 г.; идентифицирована В.Ратниковым [31], реставрирована мною [32]):

 

 

 

 

Две моих фотографии в том же направлении, сделанные до и после реставрации парка:

 

 

26 сентября 2009 г. 28 сентября 2022 г.

 

На всех трех фотографиях: слева остров Турецкой Палатки с гранитной пристанью (сама палатка в начале XX века еще существовала, но, к сожалению, на фотографии Прокудина-Горского она закрыта деревьями слева от пристани), справа в глубине Китайский мостик (один из двух) - у Прокудина-Горского подлинный, на моих снимках воссозданный на рубеже XX и XXI века. При реставрации рубежа 2010-х и 2020-х гг. восстановлены гранитная набережная (судя по фотографии Прокудина-Горского, исчезнувшая уже давно) и гранитная пристань на острове.

 

Еще один вид в том же направлении (до реставрации):

 

 

7 октября 2012 г.

 

Раньше этот вид был богаче: правее Китайского мостика над деревьями возвышалась деревянная башня Мариентурм с "китайскими" крышами с загнутыми краями. Увы, она не сохранилась.

 

 

Правее открывается вид на Левкадийскую скалу с обелиском Броглио:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

 

 

Но, пожалуй, особенно красив вид влево, вдоль берега бухты:

 

 

26 сентября 2009 г.

 

Впереди виден мыс, на котором стоит деревянный павильон Храм Нептуна (он рассмотрен на следующей странице). Этот павильон был разобран в 1948 г. В 1999 г. Храм Нептуна был воссоздан.

В 2011 г. произошло несчастье: павильон сгорел. (По ссылкам можно посмотреть фотографии в том же направлении, сделанные после пожара, когда павильона опять не было: 7 октября 2012 г., 14 сентября 2013 г. )

В 2018 г. Храм Нептуна вновь был воссоздан. Нынешний вид:

 

 

28 сентября 2022 г.

 

Можно только порадоваться. Но одно обстоятельство все же огорчает: за это время погибли старые деревья, которые росли на мысу рядом с павильоном.

 

 

Теперь скажем о скале, с которой сделаны два последних снимка. Вершина скалы - прекрасная видовая площадка. На этом месте раньше  стояла скамейка, а в конце XIX века была построена деревянная Чайная беседка; это была, вероятно, последняя постройка в парке Монрепо.

В путеводителе 1912 г. [10] об этой беседке написано следующее:

"...на вершине скалы построена обширная беседка, стены которой испещрены инициалами и подписями посетителей парка, аттестующих себя вандалами, имевшими, как и они, своеобразное понятие о неприкосновенности чужой собственности."

Да... Вандалы, или, попросту говоря, быдло. Оно было всегда. Быдло разбило в 1871 г. статую Вяйнямёйнена. А в наше время быдло испоганило надписями воссозданную Хижину отшельника...

Эта беседка видна на фотографии, сделанной между 1905 и1930 г. (музеи Лаппеенранты, KUVKVV1685:34_44 [57]):

 

 

 

Вид от обелиска Броглио. Беседка - слева, вдали на скале.

 

Так же, как и все другие деревянные сооружения, подлинная беседка не дошла до нашего времени. Предположительно она разобрана в середине XX в. В 2002 г. Чайная беседка воссоздана на историческом фундаменте по старым фотографиям. Вот как она сейчас выглядит:

 

 

7 октября 2012 г.

 

 

Виды от Чайной беседки - влево (к бывшему Храму Нептуна - его в это время не было), прямо (на бухту) и направо (на остров Турецкой Палатки и Китайский мостик):

 

 

7 октября 2012 г.

 

 

Мы начали (но далеко не закончили!) знакомство с парком. Наиболее интересные его части рассмотрены на следующих трех страницах.

Следует подчеркнуть, что красота парка Монрепо - это красота не просто дикой природы, а произведения искусства. Создание его пейзажей стоило больших трудов. Вообще около десяти лет после приобретения имения Л.-Г.Николаи в парке велись подготовительные работы - расчистка территории, укладка одних камней и раздробление других и т.д. - и только после 1796 г. начались главные работы по созданию парка [4].

Вот что пишет о соотношении природы и искусства Л.-Г.Николаи в своей поэме (перевод И.И.Городинского) []:

 

Взгляни! Любое украшенье по частям

Обычно раздает окрестностям природа.

И все, что саду величавому всегда

Дать не могло бессильное богатство,

Здесь массами природа собрала,

Контрастами своими наделила

И проявила в этом тонкий вкус,

Сокровищами щедро поделилась,

Скалистых стен раскинула гряду.

А перед ней, чтоб глаз мог дали видеть,

Бежит в низине по камням поток.

И волны, словно линии, обводят

Высокие и низкие брега.

Ко мне воззвали нимфы и дриады,

Я их угодья сразу окружил,

Обнес и укрепил их прочной дамбой,

Чтобы незваный гость Тритон

Не приставал к ним. А взамен прислали

Они прохладную завесу из деревьев в дар.

Не думай только, что столь гармонично

Природа это создала сама.

Заброшена была случайно

Сюда природы первобытной красота

И бесполезно до сих пор лежала.

Упорство, труд хаос преобразили,

Очистили, связали вместе все,

Лежавшее бок о бок, но разделенное

Своею неприступностью, пока, стремясь вперед,

Один прекрасный вид другим меняя,

Я красоты задуманной не получил.

О ней, знать, помнят люди средних лет.

Так, слушая возвышенного барда,

Ты думаешь, что дивные слова

Само собой из уст златых стремятся,

Гармонии выстраивая ряд.

И только одному ему известен

Попыток счет и частых неудач,

Пока он не достигнет совершенства.

Но эта тайна - собственность его -

Ему даст вволю насладиться песней, мне - долиной.

 

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

 

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.