ФОТОПРОГУЛКИ

 

ВЫБОРГ

 

Оглавление

 

Вступление

Путь от вокзала к замку  1  2  3

Замок  1  2

Старый город  1  2  3  4  5

Бастион Панцерлакс, Художественный музей и др.

Площади к востоку от Старого города  1  2  3  4

Центральные улицы  1  2  3  4

Восточно-Выборгские укрепления

Район вокзала  1  2  3

Папула. Марковилла

Мыс Смоляной

Аннинские укрепления и др.

Парк Монрепо  1  2  3  4

 

 

Литература

 

Главная страница

 

  

 

 

 

 

Бастион Панцерлакс

Источник информации - [1].

 

В XVI веке крепость, окружавшая Старый город, устарела. В 1563 г. к юго-востоку от нее началось строительство новой бастионной крепости  с двумя бастионами по углам - Эуроп (по-фински Эйряпяя) и Панцерлакс (по-фински Пантсарлахти). (Эту крепость называли "Рогатой крепостью" - из-за бастионов-"рогов".) Бастионы были соединены валами-куртинами со старой крепостью.

В 1860-х гг. крепостные укрепления были разобраны, за исключением бастиона Панцерлакс, сохраненного как исторический памятник.

 

Пройти к бастиону Панцерлакс из Старого города можно, например, по Выборгской улице, продолжающейся за пределы Старого города.

Бастион находится на участке на углу Выборгской (бывшей Царской) улицы и Ленинградского (бывшего Александровского) проспекта. Вот пять снимков, продолжающие друг друга:

 

 

27 октября 2012 г.

 

 

27 октября 2012 г. 9 октября 2010 г.

 

На последней фотографии изображен бывший пороховой погреб, построенный в XVIII в., а на заднем плане - здание Художественного музея, которое мы теперь и рассмотрим.

 

 

 

Здание художественного музея

Ул. П.Ф.Ладанова, 1

 

Источники информации: [1; 49: 1930, №10].

 

Летом 1929 года на возвышенности рядом с бастионом Панцерлакс началось строительство по проекту У.Ульберга (U.Ullberg) здания Выборгского художественного музея и художественной школы, а 12 октября следующего, 1930 года состоялось открытие музея и школы.

В советское время художественного музея в Выборге не было. Коллекции музея были вывезены на запад. Музейное крыло сгорело в 1941 г., а помещения художественной школы были приспособлены под общежитие. В 1972 г. здание было отремонтировано, и в нем разместилась проектная организация.

В 2003 г. в одном из крыльев здания разместилась детская художественная школа, а в 2010 г. в другом крыле открылся музейный центр, в котором проводятся временные выставки из Эрмитажа.

 

На мой взгляд, здание художественного музея и художественной школы - одно из лучших произведений финской архитектуры XX века (независимо от того, что оно не слишком широко известно, так же как и имя архитектора). Я считаю также, что это здание осталось и лучшей работой У.Ульберга.

 

 

Главный вход устроен рядом с пороховым погребом бастиона Панцерлакс:

 

 

9 сентября 2023 г. 6 октября 2012 г. 30 сентября 2015 г.

 

Величественная гранитная лестница, а наверху - глухая стена, прорезанная огромным входным проемом. Впечатляющая монументальная композиция.

Эта архитектура носит явно выраженный классицизирующий характер - в том числе и в деталях: проем украшен классицистическим наличником с сандриком; внутри проема на потолке видно некое подобие кессонов, а боковые стены прохода украшены филёнками. И в то же время это никоим образом не "чистая" неоклассика. Классические мотивы здесь сильно осовременены: по сторонам от глухой стены с входным проемом видны формы, напоминающие функционализм - голые стены, прорезанные большими горизонтальными окнами. И такое же сочетание традиционализма и новаторства мы будем видеть все время по мере знакомства с этим удивительным зданием. Я бы охарактеризовал стиль здания как ар-деко.

(Нередко здание художественного музея относят к функционализму. Я могу расценить это только как недоразумение.)

 

 

Итак, мы поднялись по лестнице. Перед нами входной проем. Он ведет во внутренний двор:

 

 

6 октября 2012 г.

 

 

Войдя во двор, мы увидим впереди высокую ажурную колоннаду, сквозь которую открывается вид на залив и порт:

 

 

6 октября 2012 г.

 

Колоннада - это опять явно выраженный мотив архитектурной классики (хотя формы осовременены). В то же время эта удивительная связь с природой, с окружающим пространством сродни функционалистским "переливающимся пространствам" - и одновременно она вообще присуща творчеству Ульберга, независимо от стиля того или иного его произведения.

 

Собственно музей располагается справа от колоннады, а слева - художественная школа.

 

Осмотрим стены внутреннего двора целиком по кругу.

Музейное крыло:

 

 

6 октября 2012 г.

 

Наличники окон первого этажа, сдвоенные арочки на втором - опять модернизированная неоклассика.

 

 

Вид на входной проем в обратную сторону:

 

 

6 октября 2012 г.

 

Слева музей, справа художественная школа. При общем, казалось бы, неоклассическом характере обращают на себя внимание асимметрия и совершенно разный характер фасадов музея и школы: фасад школы неожиданно близок к функционализму. Это первое впечатление подтверждается и при дальнейшем осмотре фасада школы:

 

 

6 октября 2012 г.

 

Интересно, что это сочетание, казалось бы, разнородных элементов выглядит совершенно органично!

 

Один из залов музея, фотография 1930 года [49, 1930, №10]:

 

 

 

 

 

Выйдем из внутреннего двора через колоннаду:

 

 

6 октября 2012 г.

 

 

Фасад здания, обращенный к порту и заливу, фотография 1930 года [49]:

 

 

 

Безусловная неоклассика. Монументальный фасад с колоннадой.

И в то же время - по сторонам от колоннады асимметрично расположенные формы внешне близкие функционализму - слева балкон с простой решеткой, справа ленточное окно.

Вообще-то такое использование отдельных элементов свойственных функционализму - наряду с прочими архитектурными формами - говорит о том, что Ульберг был (во всяком случае, в эти годы) очень далек от ортодоксального функционализма с его обязательным следованием формы за функцией и восприятие функционализма было чисто художественным. Ульберг создал очень человечную работу, далекую от сухого рационализма.

Современная фотография:

 

 

6 октября 2012 г.

 

Слева появилась еще и ажурная лестница, ведущая к балкону. Когда произошло это изменение, мне неизвестно, но оно, во всяком случае, находится в полном согласии со стилем здания.

 

 

Прежде чем продолжать обход вокруг здания, спустимся вниз (если только открыты ворота) и посмотрим, как оно выглядит из города, с улицы Южный вал:

 

 

6 октября 2012 г.

 

(Правая фотография помещена также на другой странице.)

 

 

Возвращаясь назад, посмотрим налево - вдоль нынешней ул. П.Ф.Ладанова (бывшая Гофгерихтская, затем в советское время Лужская; как жаль, что ее переименовали в честь заурядного партийного функционера!):

 

 

6 октября 2012 г.

 

Не правда ли, хорош вид - гранитная скала и здание над ней.

 

 

Вновь поднимемся к музею и закончим обход.

К основному объему примыкают постройки художественной школы. Фотография 1930 года [49]:

 

 

 

Постройки, казалось бы, функционалистские - но явно рассчитанные в первую очередь на художественный эффект, и к тому же являющиеся только частью нефункционалистского целого.

Современный вид:

 

 

6 октября 2012 г.

 

Художественная школа расширена. При этом полностью сохранен стиль, только эта асимметричная горуппа построек стала еще более живописной. Мне неизвестно, когда и при каких обстоятельствах было выполнено расширение. Но я не удивился бы, если бы узнал, что его выполнил сам же Ульберг.

 

 

Мы обошли здание вокруг. Но это еще не всё. С возвышения, на котором оно стоит, открываются замечательные виды.

Вернемся к главному входу, вновь пройдем через внутренний двор и еще раз обойдем здание в том направлении. Только теперь будем обращать внимание на окрестности.

 

Вид от музея на Старый город:

 

 

6 октября 2012 г.

 

Впереди слева улица Южный вал. В центре фотографии башня Ратуши, за ней далеко на заднем плане Часовая башня.

 

 

Отсюда же при взгляде налево открывается вид на порт:

 

 

6 октября 2012 г.

 

 

Если посмотреть левее, то мы увидим портовые производственные здания, построенные еще в 1930-х гг. - образцы финского функционализма (истинного, а не мнимого, как в здании музея):

 

 

6 октября 2012 г. 9 октября 2010 г.

 

Слева здание хлебокомбината компании SOK (Морская набережная, 3; 1932 - 1935, арх. Э.Хуттунен (E.Huttunen), справа здание фирмы OTK (1937, арх. Г.Эгерус (G.Jägerroos) и А.Сарвела (A.Sarvela). Что я могу сказать? Архитектура на любителя. (Я если и был когда-то любителем, то давно перестал им быть.). Сухой, черствый рационализм. Впрочем, здание компании SOK все же выглядит гораздо выразительнее при взгляде на него снизу, с Морской набережной, откуда хорошо виден объем элеватора (см. фотографию 27 октября 2012 г.). Но все-таки это стихийная красота грамотно спроектированного инженерного сооружения, искусство архитектуры здесь ни при чем.

 

 

При возрождении музея в начале XXI века над бастионом Панцерлакс была устроена аллея со скульптурами XVIII века:

 

 

6 октября 2012 г.

 

На правой фотографии слева на переднем плане виден один из корпусов художественной школы, а чуть правее на заднем плане - православный Спасо-Преображенский собор.

 

И на обеих фотографиях виден на заднем плане довольно красивый дом в стиле модерн. Этот дом расположен на углу Выборгской (Царской) улицы и Ленинградского (Александровского) проспекта (Выборгская ул., 36/2). Вот отдельно вид на этот дом с аллеи скульптур:

 

 

6 октября 2012 г.

 

Дом построен в 1907 г., арх. Г.Сольберг (G.Sohlberg). Он несколько подробнее рассмотрен на другой странице.

 

 

Вид от художественной школы:

 

 

6 октября 2012 г.

 

На переднем плане пороховой погреб бастиона Панцерлакс. На заднем плане православный Спасо-Преображенский собор. А за пороховым погребом видно белое здание, которое мы теперь рассмотрим отдельно (Выборгская ул., 21, на углу ул. П.Ф.Ладанова, на которую оно обращено главным фасадом):

 

 

6 октября 2012 г.

 

Этот дом тоже построен по проекту У.Ульберга (U.Ullberg), только немного позже - в 1932 г. Это бывшее здание немецкого и шведского лютеранского прихода. На первом этаже были квартиры настоятеля и привратника, на втором молельный зал, а на верхних трех квартиры духовных лиц.

У здания простой благородный фасад в духе ар-деко. Каменные обрамления окон второго этажа и ниши между окнами придают фасаду явно выраженный классицизирующий характер. Остальные три фасада - боковые и задний - сделаны в формах близких к функционализму (один из боковых фасадов виден на этой фотографии; два других хорошо видны с Выборгской улицы, см. фотографию 27 октября 2012 г.), и все же определяющую роль играет именно главный фасад.

 

 

Спустившись вниз, полюбуемся видом на два здания Ульберга, единые по стилю и составляющие своеобразный ансамбль:

 

 

30 сентября 2015 г. 9 сентября 2023 г.

 

 

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.