ФОТОПРОГУЛКИ

 

ВЫБОРГ

 

Оглавление

 

Вступление

Путь от вокзала к замку  1  2  3

Замок  1  2

Старый город  1  2  3  4  5

Бастион Панцерлакс, Художественный музей и др.

Площади к востоку от Старого города  1  2  3  4

Центральные улицы  1  2  3  4

Восточно-Выборгские укрепления

Район вокзала  1  2  3

Папула. Марковилла

Мыс Смоляной

Аннинские укрепления и др.

Парк Монрепо  1  2  3  4

 

 

Литература

 

Главная страница

 

  

Площади к востоку от Старого города

(продолжение)

 

Соборная (Ратушная, Театральная) площадь

 

 

14 сентября 2013 г. 25 октября 2022 г.

 

Эта прямоугольная площадь, вытянутая с северо-запада на юго-восток, расположена к югу от нынешней Театральной площади и отделена от нее Крепостной (бывшей Екатерининской) улицей. На площади стоит православный Спасо-Преображенский собор.

Площадь возникла в конце XVIII в. Сначала она называлась Екатерининской, затем площадью Новой ратуши, после 1917 г. Ратушной площадью, в советское время - Театральной. (На северо-западной стороне площади находились Новая ратуша и театр. Театр разрушен во время войны, Новая ратуша полностью перестроена в послевоенные годы, см. далее.)

С 2004 г. площадь носит новое название - Соборная. (Жаль только, что с этого же времени Театральной стала называться другая площадь, на которой никогда не было театра.)

 

 

Главную роль в облике площади играет православный Спасо-Преображенский собор. С него мы и начнем рассмотрение площади. Собор имеет довольно сложную строительную историю. Здесь я ее излагаю в соответствии с данными статьи [15б].

 

В июне 1783 г. в Выборг приехала императрица Екатерина II.  Она остановилась здесь по пути на переговоры с королем Густавом III в Фридрихсгам на границе со шведской Финляндией. В ее свите находился председатель коллегии иностранных дел А. А. Безбородко, а при нем его подчиненный (и друг)  Николай Александрович Львов - многосторонне одаренный человек, поэт, архитектор, художник, музыкант, инженер и др. След его пребывания в Выборге - гравюра с изображением Выборгского замка, сделанная им по собственному рисунку с натуры. Он же был автором первоначального проекта православного храма.

Губернатор В. К. Энгельгардт докладывал императрице, что "в городе недостает, во-первых, российской церкви, план которой с исчислением потребного на то иждивения, если мне повелено будет, Ее И-му В-ву впредь всеподданнейше поднести имею. Во-вторых, недостает кирки для немецкого и шведского приходов, вместо взятой у них по завоеванию города каменной кирки..." (Цитируется по [ 15б].)

Результатом этого доклада было строительство обоих храмов, о которых шла речь. Лютеранская церковь Петра и Павла, расположенная на нынешней Театральной площади, рассмотрена на предыдущей странице. Теперь рассмотрим православный Спасо-Преображенский собор.

 

Вероятно, здесь же, в Выборге, Н.А.Львову поручили составить проект новой церкви. Вот чертеж Львова [15б]:

 

 

 

Львов создал прекрасную, гармоничную композицию, которая достойно представляет творчество этого блестящего мастера строгого классицизма, поклонника Палладио. Очень красив главный фасад с портиком и расположенным над ним огромным полукруглым окном. На двух боковых фасадах сделаны большие полукруглые выступы; такое решение характерно для Львова, его можно увидеть и в других построенных им церквях - в церкви св. Екатерины в селе Мурино, под Петербургом или в надвратной церкви Борисоглебского монастыря в Торжке (правда, в обоих случаях один из двух симметричных выступов - это алтарная апсида, чего нет в проекте для Выборга).

 

В 1786 г. вышел указ Екатерины II о строительстве церкви в Выборге. Строительство началось в 1787 г. и было закончено около 1789 г.

Сам Львов не принимал участия в строительстве. Эту работу выполнил И.Брокман (J.Brockmann) - выборгский губернский архитектор, назначенный на эту должность в 1785 г. Вот чертежи Брокмана [15б]:

 

 

 

Как видим, этот проект практически повторяет проект Львова. Самое заметное изменение - уменьшение количества колонн внутри храма.

 

По этому проекту и был построен собор. Но, к сожалению, он недолго сохранял свой первоначальный гармоничный вид.

В качестве колокольни собора сначала использовалась расположенная далеко отсюда Часовая башня, что создавало неудобства. В 1794 г. появился проект колокольни рядом с собором неизвестного архитектора. В соответствии с проектом колокольня должна была стоять отдельно к западу от собора, но при осуществлении в 1795 - 1797 гг. была построена трапезная, соединившая колокольню с собором. При этом погиб портик. Вот как выглядит собор на чертеже 1797 - 1799 гг. [15б]:

 

 

 

Заметим еще одно изменение внутри первоначального собора: исчезли две средние колонны. Это вполне естественно: если раньше колонны отделяли притвор от основного пространства храма, то теперь, после строительства трапезной бывший притвор стал частью основного пространства.

В результате перестройки не только появилась полноценная колокольня, но и существенно увеличилось внутреннее пространство храма. Это, конечно, хорошо. Жаль только, что проект выполнил архитектор, явно намного уступающий по таланту Львову.

 

 

Существенная перестройка произошла в 1816 - 1817 гг. При этом были произведены некоторые внутренние переделки, но внешний вид собора остался прежним.

 

Следующая перестройка выполнена в 1863 - 1866 гг. по проекту петербургского епархиального архитектора Г.И.Карпова ([15б]; см. также [41]). Эта перестройка касалась и интерьера, и внешнего вида. Вот как выглядел храм после перестройки (фотография 1866 г. [15б]):

 

 

 

Внешний облик собора был приближен к новым вкусам архитектуры эклектики. Купол над основным объемом заменен четырехскатным покрытием и увенчан русской луковичной главкой. Такая же главка завершает теперь и колокольню. Кроме того, теперь окна украшены наличниками, хотя и довольно скромными.

 

Еще одна перестройка - не такая большая, но довольно важная - была произведена в 1888 - 1889 гг. по проекту инженер-капитана Лезедова. (Несколько позже, в 1891 - 1894 гг. тот же Лезедов, уже в чине инженер-полковника возглавил восстановление Выборгского замка.) По проекту Лезедова к нижнему ярусу колокольни с обеих сторон были сделаны двухэтажные пристройки для подсобных помещений.

Фотография 1890 г. [15б]:

 

 

 

Пристройки к колокольне загородили вид на основной объем храма, что вряд ли хорошо. Но в то же время Лезедов внес в архитектурное оформление одно, на мой взгляд, очень правильное изменение:теперь нижний ярус колокольни украшен портиком с фронтоном - так же, как когда-то основной объем храма. Таким образом, собору отчасти возвращен его прежний классицистический характер. Изменение, надо сказать, совершенно неожиданное для времени, которому было свойственно пренебрежительное отношение к классицизму.

Лезедов выполнил еще одно изменение - он увеличил алтарь: прямоугольный алтарный выступ (см. более ранние чертежи) был расширен пристройкой полукруглой апсиды. (На этой фотографии данное изменение не видно. В [15б] представлен чертеж Лезедова.)

В 1892 г., с учреждением Финляндского и Выборгского архиепископства собор стал кафедральным.

[15б]

 

Собор не действовал с 1940 г. Но уже в 1947 г. он был возвращен приходу и вновь открылся в 1948 г. [11, №368].

 

 

А теперь посмотрим современные фотографии Спасо-Преображенского собора.

Главный фасад с колокольней:

 

 

30 сентября 2015 г. 14 сентября 2013 г. 25 сентября 2018 г.

 

Здание выглядит почти так, как на фотографии 1890 года. Но если приглядеться внимательнее, можно найти небольшое отличие: по бокам портика, между парами колонн появились окошки - узкие высокие внизу и круглые наверху. Эти окошки были проделаны в 1897 г. для освещения нижней части колокольни по чертежу выборгского десятника Исакссона [15б].

 

Основной объем храма окружен густой зеленью, и сфотографировать его затруднительно. Вот фотографии, сделанные, когда на деревьях нет (или почти нет) листьев:

 

 

25 октября 2022 г.

 

Несмотря на все переделки, и сейчас можно хотя бы отчасти почувствовать величие архитектуры. Сохранились и огромное полукруглое окно над алтарем  (оно очень эффектно выглядит и изнутри), и полукруглые выступы по бокам. Как уже сказано, алтарный выступ был сначала прямоугольным, но в 1888 - 1889 г. был по проекту Лезедова дополнен полукружием апсиды.

 

 

Расположение Спасо-Преображенского собора согласовано со сторонами площади, и алтарь ориентирован не строго на восток, а на юго-восток. Северо-восточный фасад расположен рядом с Крепостной (Екатерининской) улицей, образующей одну из сторон площади.

На противоположной, юго-западной стороне площади (по которой проходит конечный сотрезок улицы Сторожевой башни) сохранились два здания в стиле классицизма, построенные в разные периоды развития этого стиля.

Одно из них - бывший дворец наместника (ул. Сторожевой башни, 29):

 

 

6 октября 2012 г.

 

Здание построено в 1784 г. по проекту К.-И.Шпекле. Первым его обитателем был Фридрих Вильгельм герцог Вюртембергский, наместник Выборга в 1782 - 1786 гг. В 1839 г. здание занял вновь организованный Выборгский надворный суд (гофгерихт). Сейчас в здании находится школа.

Фасад дворца наместника - довольно изящное произведение раннего классицизма, еще не совсем свободного от вкуса барокко, выразившегося в обилии украшений (хотя и строгих). Об интерьерах мне ничего не известно. [1,2]

 

 

Соседнее здание, расположенное на углу Театральной улицы - бывший дом президента надворного суда (ул. Сторожевой башни, 27):

 

 

6 октября 2012 г. 8 октября 2015 г. 8 октября 2015 г.

 

Здание построено в 1847 г. по проекту Э.-Б.Лормана (E.B.Lohrmann), главы Государственного строительного управления Великого Княжества Финляндского. Теперь здесь детский сад. [1]

Это тоже произведение классицизма, но на самой поздней стадии развития (а скорее, увядания) - очень запоздалая работа в стиле ампир, суховатая архитектура, тронутая упадком. Впрочем, здание все же выглядит весьма представительно и неплохо сочетается со стоящим рядом бывшим дворцом наместника, где к этому времени уже размещался надворный суд.

 

 

На северо-западной стороне площади, напротив главного фасада Спасо-Преображенского собора тоже стояли здания в стиле классицизма. К сожалению, одно из них погибло, а другое переделано до неузнаваемости. Вот старая фотография этой стороны площади [2]:

 

 

 

Справа здание Новой ратуши (давшее старое название площади; оно так называлось в отличие от Старой ратуши на нынешней Крепостной площади.). Здание было построено в 1797 г., а затем неоднократно перестраивалось. В 1863 г. оно было надстроено на один этаж. [1] Судя по фотографии, после всех перестроек здание было близко по стилю дому президента надворного суда.

 

Гораздо красивее, на мой взгляд, было здание слева от него. Это Выборгский театр. Он был построен в 1832 г. по проекту А.-Ф.Гранштедта (A.F. Granstedt). Это тоже ампир, но времени расцвета - красивая, благородная архитектура.

В 1883 г. театр был перестроен внутри по проекту Й.-Я.Аренберга (J.J.Ahrenberg), в зрительном зале было увеличено количество мест.[2]

По некоторым данным, Выборгский театр - самый старый в Финляндии [2]. Однако судя по путеводителю 1912 года [10, с. 65], в начале XX века этот театр влачил довольно жалкое существование:

"В Выборге нет постоянной труппы. На подмостках театра подвизаются нередко местные любители сценического искусства, дающие спектакли с благотворительною целью. Зимою театр бывает занят финской или шведской драматической труппой, а в течение великого поста сюда наезжают артисты из Петербурга. Эти последние терпят иногда полное крушение, являясь с сомнительными силами в провинцию. Выборгская русская публика избалованная, привыкшая видеть хорошую игру на петербургских первоклассных сценах, а потому поймать ее на удочку не всегда удается разным предпринимателям "артистических турнэ". 

 

 

Во время Великой Отечественной войны оба здания были разрушены. Руины театра были разобраны в 1950-х гг., а бывшая ратуша была в 1962 г. приспособлена под кинотеатр, с изменением внешнего облика здания (Крепостная ул., 25). [1,2]

Вот как теперь выглядит северо-западная сторона площади:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

Справа здание кинотеатра, перестроенное из ратуши, слева свободный участок на месте театра.

 

 

 

Северо-восточная продольная сторона площади (левая сторона Крепостной улицы) в целом малоинтересна: здесь за глухим забором и за деревьями стоят старые здания казарм, по-прежнему используемые по назначению - фактически "безо всякой архитектуры". Единственный интересный вид здесь открывается на север, в сторону Театральной (бывшей Парадной) площади. Над деревьями возвышается колокольня лютеранской церкви Петра и Павла:

 

 

6 октября 2012 г.

 

 

На короткой юго-восточной стороне площади (ул. П.Ф.Ладанова, бывшая Гофгерихтская, затем Лужская) определяющую роль играют здания второй половины XIX века. Вид юго-восточной стороны площади от Художественного музея:

 

 

9 октября 2010 г.

 

На заднем плане - большое здание бывшего русского реального училища, расположенное напротив Спасо-Преображенского собора и выходящее на угол Крепостной улицы (Крепостная ул., 25-27).

Первоначальное здание было построено в 1884 г. по проекту петербургского инженера-архитеектора Н.А.Курвуазье ([1, 7]; см. также [41]). Это здание было двухэтажным. Вот его старая фотография [7]:

 

 

 

Здание было оформлено в "кирпичном стиле" (направление эклектики). Судя по фотографии, оно выглядело довольно красиво - прежде всего благодаря куполу в центре фасада.

 

В 1910 г. здание реального училища было надстроено на один этаж по проекту другого петербургского архитектора - А.П.Максимова ([1, 7]; см. также [41]):

 

 

30 сентября 2015 г.

 

Отделка надстроенного этажа в неороманском "стиле" сама по себе довольно красива. Но весь фасад в целом, на мой взгляд, много потерял в выразительности из-за исчезновения купола.

 

 

Еще один вид юго-восточной стороны площади:

 

 

30 сентября 2015 г.

 

На переднем плане новое здание школы, построенное в 2011 г. (На боковом фасаде стояла дата: 2011. К моменту съемки две цифры исчезли, осталось бессмысленное сочетание: 01.) Здание, стилизованное под архитектуру соседних построек второй половины XIX века и в то же время сохраняющее и признаки современности, по-моему, неплохо вошло в окружение.

 

 

Правее стоит еще одно школьное здание, которое выходит на угол Выборгской улицы (ул. П.Ф.Ладанова, 3). Фотография 1930-х гг. (Выборгский объединенный музей-заповедник, инв.№ФН-197 [55]):

 

 

 

Это бывшее русское начальное училище памяти Е.Н.Гейден, построенное в 1896 г. по проекту Л.Иконена (L.Ikonen). Эклектика, неороманский "стиль". Странная особенность: в самом центре фасада - фальшивые окна (хотя и с имитацией настоящих). Что это? Недостаток мастерства архитектора или результат какой-то варварской переделки?

 

Современная фотография:

 

 

6 октября 2012 г.

 

Теперь вообще нет никакой попытки скрыть фальшивые окна. И все же здание в целом выглядит довольно приятно, несмотря на несовершенство архитектуры.

 

 

Вид юго-восточной стороны площади от Крепостной улицы:

 

 

30 сентября 2015 г.

 

Впереди, за пределами площади - пороховой погреб бастиона Панцерлакс и здания, построенные У.Ульбергом (U.Ullberg) в начале 1930-х гг. - Художественный музей и дом немецко-шведского лютеранского прихода.

 

 

Вид в обратную сторону, от Художественного музея:

 

 

6 октября 2012 г.

 

Впереди Спасо-Преображенский собор, левее и ближе дворец наместника (видны боковой и отчасти задний фасады).

 

 

 

 

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.